размер шрифта

Поиск по сайту



Глава 39. Толкование на пророка Исайю

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





ГЛАВА 39

В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский, прислал к Езекии . Что же послал? Письма, содержащие приветствие, и послов с дарами. Видишь ли, какая польза произошла из болезни Езекии? Видишь ли плод победы? Те, которые своими войсками преследовали иудеев и не признавали их за людей, но счи­тали бесправным народом, эти самые прислали послов, тре­бовали мира, заботились о религии иудеев и желали принять их закон. Посылать послов вместе с дарами после выздо­ровления значило не только просить о мире, но также вступать в дружбу, значило – примирение. И Езекия обнаружил им чи­стую дружественную любовь. Но пророк говорит Езекии:


Что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия открыл не то, что они сказали, но – откуда они пришли. Но разве пророк не знал об этом, что спросил его? Послетого он показывает, что он спросил об этом не потому, что не знал: он предсказал грядущий плен. Мы должны исследовать причину наказания пленом. Хотя она не указана, однако об ней можно заключить из радости развеличавшегося Езекии. Подобно тому, как не указана причина его болезни, а мы полагаем, что таковою была гордость, так, хотя теперь и не открывается причина прихода послов, однако мы думаем, что она заключалась в том, что он надеялся на людей, а не на Бога. Ему неприлично было надеяться на людей и вступать с ними в дружбу, тем не менее, побежденный дарами, он показывает им не то, что прилично было, а напротив, пока­зывает им дом Nechotha. Акила, вместо "дом Нехота", говорит: "дом курений"; Симмах: "дом военных вооружений, золота, серебра, стакти, елея и курения и всего того, что было в его сокровищнице". Почему же ты привязываешь к себе этих друзей, а не Бога, в котором была вся твоя безопасность? Некоторые думают, что он пожелал, показав им сокровища, устрашить их на тот случай, когда ему надлежало пользо­ваться иными вещами для иной цели. Другие же говорят, что послы пришли затем, чтобы узнать причину происшедшего знамения, так как тот день (исцеления Езекии) был продол­жителен, более продолжителен, нежели прочие дни. Был де­сятый час и солнце вновь возвратилось еще на десять часов; вследствие прихода и возвращения его стало много часов; а по­том солнце совершило, сообразно своему течению, еще 12 часов. Вавилоняне, смотря на такую вещь удивленными глазами, пришли спросить о происшедшем знамении, так как в один день солнце должно было совершить течение 32 часов. Поэтому про­рок и говорит: что говорили эти люди? Езекия не стал пока­зывать им великого Бога, сотворившего дивное, а показал им то, что он мог показать из человеческих дел, но он не помыслил о том, что написано: проклят человек, который надеется на человека (Иер.17:5).


5-8 Вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, – и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского . Правильно ду­мают некоторые, что это написано о Данииле, который проис­ходил из царского семени, которого сделали евнухом, а также и о трех отроках.
И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благосостояние пребудут во дни мои . Но не так говорили те великие и дивные мужи; а как же? Не престаю, говорится, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих (Ефес.1:16). Я согрешил, я пастырь поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? (2Цар.24:17); а также другой праведник: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32:32). Видя скорби тех, с которыми они жили, они не чув­ствовали своей скорби, а тот Езекия не думал о скорбях дру­гих, сам находясь в благополучии; его нрав был челове­ческим, а нрав тех ангельским; он был суровым и же­стоким относительно родственников, а те были добрыми и благожелательными даже относительно чужеродных. Говорим так, чтобы не делать того же. Если тот богач, который был жесток к Лазарю, был так милостив в мучениях, то тем более нам следует быть милостивыми. Смотри, какую пользу получил тот от мучений: праведный Езекия не забо­тится даже о своих детях; напротив, беззаконный и жестокий не забыл о своих ближних; хотя он был в муках, однако он не удерживался от молений и прошений; хотя он не мог принести им никакого утешения, однако он все молил и про­сил? Где те, которые говорят, что утешением живущих в мучениях служит то, чтобы все вместе находились в му­ках? Вот тот богач не просил о том, чтобы мучение при­бавлялось к мучениям, но просил, чтобы братья его не гре­шили и чтобы они не жили также в мучениях, до которых они еще не дошли. И в самом деле, что пользы тебе, чело-век, желать видеть других в мучениях? Ужели это для тебя будет утешением в скорби? Ужели оттого мучения бу­дут более легкими? Конечно, говорят; но рассуждая так, ты не знаешь, как велики мучения. Ужели ты думаешь, что богач был один в муках, а не вместе с 600 товарищами по на­казаниям? То, что он был не один, а вместе со многими, узнай из слов Авраама: между нами и вами утверждена великая пропасть (Лк.16:26), Ужели множество народа делает жар пламени более легким? Никак. Иудеям, которые были отве­дены в плен, хотя их было много, ужели это служило уте­шением? Если ты, человек, воспользуешься светом разума, то ты поймешь, что в мучениях других тебе могут помочь только молитвы, для того, чтобы ты нашел спасение. Если же мы все виновны против Господа, то кто может утолить гнев Его? Так как Езекия был столь жесток к своим детям, то смотри, как утешил его милостивый Господь.