размер шрифта

Поиск по сайту



Глава 16. Толкование на пророка Исайю

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





ГЛАВА 16

1-8. Еда камень пуст есть гора дщере Сиони? Т.е., лишен помощи. Нет, но во время осады языческих войск она най­дет помощь. Ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. Составь совет, постанови решение , не о чем ином, но: осени нас среди полудня, как ночью, тенью твоею, укрой изгнанных, не выдай скитающихся . Вследствие опасности, их свет превратится в мрак, потому пророк прибавляет: пусть поживут у тебя мои изгнанные Моавитяне . Арнон, укрепленный город, не спасет никого из моа­витян. Яко отъяся, говорит, помощь твоя, и князь погибе, по­пираяй от земли[1] . эти города были покорены вместе с князьями. И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию . Здесь, мне кажется, указывается на Езекию, так как по его молитве город получил милость. Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, о надменности его и высокомерии и неистовстве его: неискренна речь его , глаголет Господь, и ненавидение его: моавитяне всегда ненавидели израильтян. Не тако волхвование твое, не тако[2]: с тобой случилось не так, как обольщало тебя твое волхвование, говорившее, что гнев (Господа) не превозможет тебя. В Моавии как бы не плачут, когда-то там слышался плачь, но теперь возрыдает Моав о Моаве, — все будут рыдать, поля Есевонские оскудели . вследствие крайнего бедствия, даже ужасного опустошения полей не будут считать стыдом. Также и виноградник Севамский; властители народов истребили лучшие лозы его . поля и виноградные лозы будут попираемы множеством солдат. Которые достигали до Иазера, до Иазира, куда вы убежите во время бегства, но расстилались по пустыне, т.е., они стали блуждать по пустыне.

9-10. Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера . это были поля моавитян. Буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более шумной радости. Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование , т.е., вследствие уменьшения людей, даже поля и виноградники будут бесплодными.

Оттого внутренность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое — о Кирхарешете . Подобно тому говорит и Иеремия: слово Господне было в устах моих, как огонь, ипылало в костях моих (ср. Иерем.5:14), и Михей: аз испол­нен силы Духа Господня (3:8). Они сами поспешали прежде всего всем объявить, что сердца пророков вдохновлены благо­датию Св. Духа.


И будет в посрамление тебе[3]: он, говорит, посрамлен ради идолов, на которых возлагал надежду, почему прибав­ляется: хотя и явится Моав, и будет до утомления подвизаться на высотах, и придет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет , так что сознают, что ни от кого нет помощи, только от Того, кто хранил Иерусалим и разрушил его.


13-14. Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же так говорит Господь: чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством . Некогда пророк сказал о других бедствиях, теперь же возвещает и об этом: после трех лет обесчестится слава Моава, и остаток будет очень малый и незначительный .

[1]В русском переводе этих слов нет.
[2]В русском переводе этих слов нет.
[3]В русском переводе этих слов нет.