размер шрифта

Поиск по сайту



Беседа на псалом 150

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





БЕСЕДА
НА ПСАЛОМ 150

1 Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его.
3 Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всякое дыхание да хвалит Господа!

"Хвалите Бога во святых Его". – "Хвалите Его в силах Его". – Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прослав­ления Бога на различных музыкальных орудиях? – Что значит: "на кимвалах громогласных"?

"Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его" (Ст. 1).Другой переводчик (Симмах) говорит:во святилище его(έν τω̃ αγίω). Третий (Акила):во святыне его(έν τω̃ ήγιασμένω) .

Здесь пророк говорит или о народе, или о святойжизни и святых мужах. Смотри, как он оканчивает книгублагодарностью, научая нас, что это должно быть и началоми концом наших действий и бесед. Так и Павел говорит:"всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол.3:17). Так же начинается и наша молитва. Говорить: "Отче наш" свойственно тем, которые благо­дарят за полученные дары, означая все дары одним этим названием. Кто назвал Бога "Отцом", тот исповедал усынов­ление; а кто исповедал усыновление, тот возвестил оправда­ние, освящение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа. Все это наперед должно быть, чтобы мы имели усыновление, и удостоились назвать Бога Отцом. Впрочем, мне кажется, про­рок указывает здесь еще на нечто другое: "во святых Его", гово­рит он, т.е. чрез святых Его. Благодарите Его за то, что Он так устроил жизнь, или: что сделал людей ангелами. Потому, сказав наперед: "во святых", пророк прибавляет "хвалите Его на тверди силы Его", выражая то, что я сказал, так как этого Бог желает более, нежели того, и небо сотворено для человека, а не человек для неба. Другой переводчик (Симмах), вместо: "на тверди", говорит:в неистребимом(τω̃ ακαθαιρέτω), Третий (Акила):во утверждении державы его(κράτυς). Мне кажется, что пророк указы­вает и еще на нечто другое, как и в предыдущем псалме. Как там он сказал: "хвалите Его, все Ангелы Его", так и здесь: "хвалите Его на тверди силы Его", т.е. находящиеся на тверди Его. Он непрестанно призывает горния силы к участию в славо­словии. "Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его" (ст. 2). Другой (неизвестный переводчик, см. Орг. Экз.):чрез силы его(διὰ). В еврейском:вегевурофав. Смысл слов его следующий: хва­лите Его за силы Его, за могущество Его, за чудеса Его, за мо­гущество, которое Он являет во всем, горнем и дольнем, общем и частном, над каждым и непрестанно. "Хвалите Его по чрезмерному величию Его". Но возможно ли вознести хвалу соот­ветствующую множеству величия Его? Пророк не говорит: со­ответствующую, но такую, какую ты можешь возносить, представляя множество величия Его; возноси такую хвалу, какая возможна для тебя, какую человек должен возносить великому и без­мерно великому Богу; а хвалу достойную Его никто вознести не может. Видишь ли стремление души? Видишь ли душу пла­менную, стремящуюся и усиливающуюся преодолеть собственную немощь и возлететь наконец к самому небу, душу соединив­шуюся с Богом и преданную Ему с великою любовью? "Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях". Другой (Симмах):звуком рога(ὸι ηχσυ κερατίνης)."Хвалите Его на псалтири и гуслях". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.):цевницею и лирою(διὰ νάβλας καί λύρας). "Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе". Дру­гой (неизвестный, см. Ориг. Экз.):струнами и гуслями(διὰ χορδω̃ν καὶ κιθάρας). "Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.):в кимва­лах знамения(σημασίας). "Всякое дыхание да хвалит Господа!". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.):вздох(αναπνοη) (ст. 3-6). Пророк приводит в движение все музы­кальные орудия и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей.

Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музы­кальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: "умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим.12:1). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным пес­ням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда про­стираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководит их к боль­шему усердию. Бог, зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятно­стью музыкального пения. Что же значит: "на кимвалах доброгласных"? Так называет пророк псалмы, иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. "Всякое дыхание да хвалит Господа". Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, про­рок наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким обра­зом наперед рассеивает семена нового завета для людей, распространенных по всей земле. Итак, будем постоянно хвалить Бога и непрестанно благодарить Его за все и словами и делами. Это – наша жертва и приношение; это – служение самое лучшее и достойное ангельской жизни. Если мы будем постоянно славить Его таким образом, то и настоящую жизнь проведем без всякого преткновения, и достигнем будущих благ, кото­рых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Го­спода нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки ве­ков. Аминь.