размер шрифта

Поиск по сайту



Беседа на псалом 129

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





БЕСЕДА
НА ПСАЛОМ 129

1 Песнь степеней. Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи:
2 Господи, услышь голос мой! Да будут уши Твои внимательны ко гласу моления моего.
3 Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?
4 Ибо у Тебя (лишь) очищение. Ради имени Твоего,
5 Господи, я уповал на Тебя, потерпела душа моя в слове Твоем,
6 уповала душа моя на Господа; От стражи утренней до ночи, от стражи утренней
7 да уповает Израиль на Господа. Ибо у Господа милость и великое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.

Высокое значение воссылаемой Богу пламенной, сердечной молитвы, ее образцы и плоды."Господи, услышь голос мой". Побуждение к молитве тех, которые обременены сознанием своих грехов. – На­дежда псалмопевца не на свои добродетели, а на божественную благость и человеколюбие. – "Господи, я уповал на Тебя, потерпела душа моя в слове Твоем". Нужно надеяться на Бога постоянно, во всю жизнь.

"Песнь степеней. Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи:Господи, услышь голос мой!" (ст. 1).

Что значит: "из глубины"? Не просто устами, не просто языком, – потому что слова льются и тогда, когда мысль блуж­дает, – но из глубины сердца, с великим усердием и рев­ностью, из самых оснований души. Таковы души скорбящих: они потрясаются всецело, в самом сердце, призывая Бога с великим сокрушением; потому и бывают услышаны. Такие молитвы имеют великую силу, не рассеиваясь и не колеблясь, хотя бы диавол нападал с великою дерзостью. Как дерево крепкое, весьма глубоко пустившее корни в землю и обхватив­шее недра ее, противостоит всякому порыву ветра, а дерево, держащееся на поверхности, колеблется при малом дуновенииветра, вырывается с корнем и падает на землю, так точно и молитвы, исходящие из недр души и имеющие корень в глубине ее, остаются крепкими и неослабными и не колеблются, хотя бы приступали бесчисленные помыслы и все полчище диа­вола; а молитвы, исходящие из рта и с языка, но не проис­ходящие из глубины души, не могут даже взойти к Богу, по беспечности молящегося, потому что малейший стук возмущает его и всякий шум отвлекает его от молитвы, – уста его изда­ют звук, но сердце пусто и ум не занят. Не так молились святые, но с такою ревностью, что преклонялось и все тело. Блаженный Илия, готовясь молиться, во-первых, искал уеди­нения; потом, положив голову между коленами и воспламенив в себе великую горячность, таким образом совершал мо­литвы (3Цар.18:42). Если хочешь видеть и прямо стоящего на молитве, то посмотри опять на него же, когда он обратился к небу и молился с таким напряжением, что низвел огонь свыше (3Цар.18:36). Также, когда он хотел воскресить сына вдовы, то простерся весь и совершил это воскрешение, не рассеиваясь и не зевая, подобно нам, но воспламеняясь рев­ностною молитвою. Впрочем, для чего говорить об Илие и дру­гих святых?

Я часто видал женщин, которые за отсутствующего мужа или больного ребенка так молились из глубины души, проли­вали такие потоки слез, что достигали цели молитвы. Если же так пламенно молятся женщины за ребенка и отсутствующего мужа, то может ли получить прощение муж, молящийся без­жизненно, с мертвою душою? Потому мы часто и отходим тщет­ными после молитвы. Послушай, как Анна молилась из глу­бины души, какие проливала потоки слез, как возвышалась посредством молитвы (1Цар.1:10). Кто молится таким обра­зом, тот еще прежде, нежели получить просимое, получает от молитвы великие блага: укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к вещам житейским, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое небо. Как дождь, падая на твердую землю, размягчает ее, или как огонь смягчает железо, так подоб­ная молитва, еще сильнее огня и лучше дождя, смягчает и орошает ожестевшую от страстей душу. Душа сама по себе нежна и восприимчива; но как вода Истра часто окаменевает от холода, так и душа наша от греха и беспечности отвер­девает и делается камнем. Поэтому нам нужна великая го­рячность, чтобы размягчить затверделость ее. Это преимуще­ственно совершает, молитва. Итак, когда ты приступаешь кмолитве, то заботься не о том только, чтобы получить просимое, но чтобы и во время самой молитвы сделать свою душу лучше, – потому что и это производит молитва. Молящийся таким образом становится выше всего житейского, окрыляет свой ум, де­лает мысль свою легкою, не уловляется никакою страстью. "Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи". Здесь пророк употребляет два выражения: "из глубины" и "воззвал", разумея под воззванием не звук голоса, а расположение души. "Господи, услышь голос мой!". Отсюда мы научаемся двум истинам: во-первых, той, что не­возможно получить чего-нибудь от Бога, если не будет долж­ного с нашей стороны; потому он наперед сказал: "из глубины воззвал", а потом: "услышь"; во-вторых, той, что молитва напряженная и исполненная слез умиления может с великою силою преклонять Бога к принятию молитвы; потому пророк как бы совершив нечто великое и исполнив должное с своей стороны, продолжает: "Да будут уши Твои внимательны ко гласу моления моего" (ст. 2).Ушамион называет способность слушать; а подгласомопять разумеет не звук дыхания, не крик, а напряженное состояние души. "Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?Ибо у Тебя (лишь) очищение" (ст. 3)? Дабы кто-нибудь не сказал: я, грешник, исполненный бесчислен­ных зол, не могу приступать, молиться и призывать Бога, про­рок для уничтожения такого недоумения говорит: "если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?" Слово: "кто" здесь означает: никто, потому что невозможно, поистине невозможно, никому никогда удостоиться милости и человеколюбия, если будут исследованы дела его со всею строгостью.

Это мы говорим не для того, чтобы ваши души преда­вались беспечности, но чтобы ободрить впадающих в отчаяние. "Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?" (Притч.20:9)? Но для чего говорить о других? Если бы я вывел Павла и стал требовать от него строгого отчета в делах его, то и он не мог бы устоять. В самом деле, что он мог бы сказать? Он тщательно изучил пророков, был ревнителем отеческого закона, видел совершавшиеся знамения, и однако, оставался гонителем и переменился не прежде, как получив чудное видение и услышав страшный глас; а до того времени все приводил в смятение и разрушал. Но Бог, не смотря на все это, призвал его и удостоил великой благодати. А верховного Петра, не обвиняет ли то, что он подвергся тяжкому падению после бесчисленных чудес и знамений, после такого предостережения и совета? Но Господь, не смотря на это, поставил его первым апостолом.Потому и говорил: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лк.22:31-32). После этого, если бы Бог пришел судить не с милостью и человеколюбием, но требовать строгого отчета, то непременно всех нашел бы виновными. Вот по­чему и Павел говорил: "хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь" (1Кор.4:4). "Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи". Не напрасно пророк употребляет повторение, но в знак сво­его удивления и изумления великому человеколюбию Господа, бесконечному Его величию и неизмеримой пучине Его благости. "Кто устоит?" Не сказал: кто убежит, но: "кто устоит?" Не в состоянии будет, говорит, даже устоять. "Ибо у Тебя (лишь) очищение". Что значит: "ибо у Тебя очищение" Избежать нака­зания можно не за наши добродетели, но по Твоей благости, по­тому что избавить от суда зависит от Твоего человеколюбия. Если мы не удостоимся его, то наши дела не в состояние спа­сти нас от будущего гнева.


Объясняя это, сам Бог чрез пророка говорит: "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну" (Ис.43:25), т.е. это – Мое Дело, дело Моей благости, Моего человеколюбия; твои дела никогда не в состоянии избавить тебя от наказания, если не присоеди­нится Мое человеколюбие. И еще: "Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас" (Ис.46:4). "Ради имени Твоего, Господи, я уповал на Тебя, потерпела душа моя в слове Твоем, уповала душа моя на Господа" (ст. 4). Другой переводчик (Симмах) говорит:ради закона твоего(ένεκεν τουνόμου σου). Третий(неизвестный, см. Ориг. Экз.):ради познания слова твоего(τουγνωσθηναι). Смысл этих слов следующий: ради человеколюбия Твоего, ради закона Твоего я ожидал спасения, – потому что если бы я смотрел на свои дела, то давно отчаялся бы, давно потерял бы надежду; но теперь, внимая закону Твоему и слову Твоему, я питаю добрые надежды. Какому слову? Слову человеколюбия, потому что Он сам говорит: "как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис.55:9). Также пророк говорит: "сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его"; и еще: "насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши" (Пс.102:11,12). Т.е. не только совершавших добрые дела Я спасал, но и грешников щадил, и среди беззаконий твоих оказывал тебе Мое покровительство и попечение. Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит:чтобы ты был страш­ным, я ожидал Господа(όπως επίφοβος εση). Для кого страшным? Для врагов,для зложелателей, для враждующих против меня. Еще что значит: "ради имени Твоего"? Хотя, говорит, я грешник и испол­нен бесчисленных зол, но знаю, что Ты не попустишь нам погибнуть, чтобы не посрамилось имя Твое. Так Он сам говорит у Иезекииля: "не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили у народов" (Иез.36:22). Т.е. мы недо­стойны спасения и за свои дела не можем ожидать ничего доброго, но ради имени Твоего ожидаем спасения; нам осталась эта надежда спасения. Другой переводчик (Акила и Феодотион) говорит:ради страха я ожидал Господа(ένεκεν φόβου). Третий (Симмах):ради закона я ожидал Господа(νόμου) "Потерпела душа моя в слове Твоем". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.):ожидала душа моя слова его(προσεδόκησεν… τω ρήματι αυτου). Третий (Акила):терпела душа моя и слова Его ожидал я(το ρημα αυτουεκαραδόκησα). Т.е. в предвещаниях и постоянных обетованиях человеколюбия и благости Его я имел священный якорь и не отчаивался за себя. "От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа" (ст. 5), т.е. во всю жизнь, во всякую ночь и день. Подлинно, ничто так не может доставлять спасения, как постоянное обращение к Нему, как сохранение этой надежды, хотя бы стек­лось бесчисленное множество обстоятельств, повергающих в отчаяние; это – стена несокрушимая, безопасность невозмутимая, крепость непобедимая. Поэтому, хотя бы обстоятельства угро­жали смертью, опасностью, совершенною погибелью, не переставай надеяться на Бога и ожидать от Него спасения, потому что для Него все легко и удобно, и из безвыходных обстоятельств Он может доставить выход. Не тогда только надейся полу­чить Его содействие, когда дела твои текут счастливо, но осо­бенно тогда, когда настанет волнение и буря, когда будет угро­жать крайняя опасность; тогда-то особенно Бог и показывает Свою силу. Таким образом смысл слов пророка следующий: должно надеяться на Бога постоянно, во все время, во всю жизнь. "Ибо у Господа милость и великое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его" (ст. 6). Что значит: "ибо у Господа милость"?

Здесь, говорит, сокровищница и источник чело­веколюбия, постоянно текущий. Где милость, там и избавление, и не просто избавление, но "великое" избавление и беспредельная пучина человеколюбия. Итак, хотя бы грехи предавали нас погибели, мы не должны падать духом и отчаиваться. Там, где милость и человеколюбие, не требуется строгого отчета в грехах, так как Судия, по великой милости Своей и по расположению к человеколюбию, многое прощает. Такой судия – Бог, готовый и расположенный постоянно миловать и давать прощение. "И Он избавит Израиля от всех беззаконий его". Если Бог таков, если везде источается великое человеколюбие Его, то несомненно, что Он спасет и народ Свой, и избавит его не только от наказания, но и от грехов. Зная это, будем и мы призывать и просить Его, и никогда не отступать, получим ли мы, или не получим. Если в Его власти – дать, то в Его власти и то, когда дать; Он Сам точно знает для этого время. Итак, будем просить, молить, уповать на Его милость и чело­веколюбие, и никогда не отчаиваться в своем спасении, но будем делать должное с нашей стороны, и тогда несомненно последует нужное с Его стороны, так как у Него неизречен­ная благость и беспредельное милосердие, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава во веки веков. Аминь.