размер шрифта

Поиск по сайту



SPURIA. На притчу в Евангелии Луки, в которой говорится: "Некий человек шел и попался разбойникам" (Лк.10:30).

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





На притчу в Евангелии Луки, в которой говорится: "Некий человек шел и попался разбойникам" (Лк.10:30).

Действительно, по божественному апостолу, " бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду " (текущии в позорищи, вси убо текут, един же приемлет почесть) (1 Кор. 9: 24). Шел сегодня иерей, шел и левит, и только самарянин получил награду. Он без труда опередил ушедших вперед; чего не совершили наученные закону, то с успехом сделал иноплеменник. Они, увидев в другом собственную природу в опасности, заключили свое сострадательное сердце и, сомкнув глаза, прошли как бы мимо лежащего мертвого столба, как никогда был не милосерд богач к брошенному перед его дверями Лазарю; неверный же самарянин, верный более иудеев, забыв о своем деле, утешил незнакомца, и, забыв о своей настоятельной нужде, поспешил к ухаживанию за пораженным, и, не зная закона, исполнил его, совершив все по закону: " ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую " (егда бо языцы не имуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон: иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим) (Рим. 2: 14, 15). Итак, что же говорит евангелист? " Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым " (Человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде: иже и совлекше его, и язвы возложше отъидоша, оставлше едва жива суща) . По приключению[1]же " один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе " (священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде. Такожде же и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде. Самарянин же некто грядый, прииде над него, и видев его, милосердова: и приступлъ обвяза струны его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе в гостинницу, и прилежа ему. И наутрия изшед, изем два динария даде гостинчику, и рече ему: прилежи ему и, еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воз дам ти) (Лук. 10: 30—35). Поучимся: что такое Иерусалим, и что Иерихон; и кто разбойники, с которыми он нечаянно встретился; и что за одежда, которую они сняли с него; и что такое раны, которые они причинили человеку; и почему отошли, оставив полуживым; и кто иерей, и кто левит, и кто самарянин; и что такое елей, и что такое вино, и что такое повязки; и что такое скот; и что такое гостиница и гостинник; и что такое два динария, и что такое излишние издержки, которые он обещался отдать; и что такое возвращение самарянина? Итак, один человек шел из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим – рай, Иерихон – этот мир; человек, шедший из Иерусалима в Иерихон – первозданный Адам; по изгнанник из рая, он шел в Иерихон, т. е., в этот мир. " И попался разбойникам " (И прийдя, в разбойники впаде) , т. е., к жестоким лукавым демонам; они сняли с него одежду бессмертия, которую он носил до греха; одели его в листья смоковные. Почему в листья смоковные? Потому что они жестки и горьки. Так как после греха приключилась с ним жесткость дел и много горечи, то, поэтому, он был одет в листья смоковные. " Изранили его " (И язвы возложше) , т. е., житейские страдания. Именно: " со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; в болезни будешь рождать детей " (в поте лица твоего снеси хлеб твой: терния и волчцы возрастит тебе земля; в болезнех родиши чада) (Быт. 3: 19, 18, 16); это раны для души. " Ушли, оставив его едва живым " (И отъидоша, оставлше его едва жива суща) : преступив заповедь Божию, Адам не был ни между живыми, ни совершенно мертвым, так как не вполне отказался от Бога. " По случаюодин священник шел тою дорогою " (По приключениюже священник некий схождаше путем тем) . Не сказал: по случаю, но: "по приключению"; "по случаю" – (значит) "не предусмотрено, неожиданно, когда происходит что-либо с кем-нибудь само собой"; "по приключению" – (значит) когда кто-нибудь совершает что-либо по промыслу Божию; здесь по промыслу Божию шел иерей тем путем. " И, увидев его, прошел мимо. Также и левит " (И видев его мимоиде. Такожде же и левит) . Кто иерей, и кто левит? Иерей – закон Моисея, а левит – слово пророческое. Они, по промыслу Божию, пришли для ухаживания за израненным разбойниками; не будучи в состоянии исцелить его, прошли мимо. Когда у них не было силы восстановить лежащего, идет самарянин, который есть Владыка Христос, страж наших душ. "Самарянин" – значит "страж". Он сказал: " Самарянин же некто, проезжая, нашел на него " (самарянин же некто грядый, прииде) ; не сказал, что "пришел к нему", но " нашел на него ", т. е., принял, как он, плоть – подлежал телесной страсти, как он, но без греха. " И, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино " (И видев его, милосердова над ним, и приступлъ обвяза струны его, возливая масло и вино) . Что такое повязки, и что елей, и что вино? Повязки – повеления Христа, елей – святое миропомазание, вино – таинство веры. Этими тремя врачуются наши душевные раны. Что говорим, знают новонаставляемые. " И, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу " (Всадив же его на свой скот, приведе в гостинницу) . Собственным скотом Христос называет тело, которое Он принял для нас от пренепорочной Девы. Он посадил на Свой скот израненного разбойниками, так как, по пророку Исаии, " Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни " (Он немощи наши принял и болезни понес) (Ис. 53: 4). " Привез его в гостиницу ", т. е., в святую церковь; и заботился о нем сначала сам. " А на другой день, отъезжая " (Наутрия же изшед) , т. е., после святого воскресения, " вынул два динария, дал содержателю гостиницы " (изъем два динария даде гостиннику) . Кто "содержатель гостиницы" (гостинник) , и что такое "два динария"? Содержатель гостиницы – апостол Павел, поставленный во главе церкви из язычников; он назван гостинником, потому что всех принимает, и всех влечет к спасению. Христос после Своего воскресения, вынув два динария, Ветхий и Новый Завет, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "позаботься о нем" ; тебе вручаю народ языческий, израненный самыми жестокими разбойниками; только заботься о нем; и что издержишь лишнее, то Я отдам тебе, при Своем возвращении". Что издержал Павел сверх динариев? Четырнадцать посланий, которые он рассылал язычникам. Что значит – " когда возвращусь, отдам тебе " (егда возвращуся, воздам ти) ? "При втором Своем пришествии, когда приду судить живых и мертвых, при возвращении Своем, Я отдам тебе то, что ты издержишь лишнего", как и сам Павел говорит: " Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его " (подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его) (2 Тим. 4: 7, 8). Да будет, чтобы и нам всем получить такой венец, по благодати и человеколюбии Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1]Проповедник дальше различает συντυχία и евангельское συγκυπία . Мы не могли выдержать это различие иначе, как "случай" и "приключение".