Вопрос 3965: 28 т. Столько шума в печати и по радио об основах православной культуры. И что из этого получилось или ждать ещё чего-то?

Ответ: Ничего, кроме видимости. Ратуют за эти “основы” совсем уж бездуховные люди, для которых всё в видимости, а в тайниках души – провал. Основ Христовой веры не познали, а ищут всеохватности. Пс.10:3 – “Когда разрушены основания, что сделает праведник?Лук.6:49 – “А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое”.

“Скажу сразу – я не имею ничего против ведения этого курса. Вообще, я считаю вполне естественным, если в русских школах будут преподавать не то что какие-то невнятные «основы православной культуры», но просто «Закон Божий» в том объёме, в котором он был до революции. Конечно, ведение полноценного религиозного образования в российской школе – вещь сложная. Россия для осуществления этого проекта требуется несколько иная. Но это уже, как говорится, уже не моя проблема. Единственное, что меня в этом деле беспокоит как еврея – чтобы еврейские дети не стали объектом православной пропаганды, но, наоборот, получали бы элементарные знания об иудаизме, чтобы им на уроке рассказывали про рабби Акиву и рабби Нахмана из Брацлава. Но всё это – вопрос решаемый. Думаю, израильскому правительству и/или российским еврейским организациям можно было бы легко договориться на этот счёт с российскими властями и с Патриархией. Как известно, с курсом «Основы православной культуры» связаны и многие другие проблемы, – СМИ о них писали достаточно. Но это уж дело самих русских – пусть сами решают как из них выпутаться.

 Конечно, было бы интересно понаблюдать, как «Основы православной культуры» будут вводить, например, в школах российского города Аргуна, где недавно, сообщила газета The New York Times, «в здании правоохранительных органов» 23-летней местной девушке «сбрили волосы и брови и выкрасили голову в зелёный цвет, цвет ислама», а на лбу «жирно нарисовали крест» (сотрудники местной милиции заподозрили её в непозволительной связи с русским). Интересные проблемы перед энтузиастами «религиозного просвещения» ставит и недавнее заявление президента Татарстана Шаймиева относительно нового школьного предмета: «В Татарстане этого не будет», – заявил татарский президент, не объяснив – чем его субъект Федерации чисто юридически отличается от других субъектов. Однако сказать, что данная тема меня сильно занимает – было бы преувеличением. Так что я, честно говоря, совершенно не собирался встревать в дискуссию по поводу введения в российских школах курса «Основы православной культуры». Не собирался, пока не увидел статью Дмитрия Ольшанского. Точнее не саму статью, а иллюстрацию к ней – обложку этого самого пресловутого курса. Увиденное привлекло моё внимание. Но я не сразу понял – чем именно. Вроде всё обычно: панорама православных церквей – совершенно естественный рисунок для книги «Основы православной культуры». «Очень знакомая картинка», - подумал я. Что-то она мне напоминала. Что-то такое, что диссонирует и с содержанием статьи Ольшанского, приветствующего введение в школьную программу «Основ православной культуры», и самими этими «основами». И вдруг я сообразил - крестов-то над куполами нет! Какие-то размытые шпили и непонятное сияние. Такой рисунок вполне мог украшать книжку на иврите для религиозных еврейских детей. Там тоже церкви рисуют так, чтобы крестов не было видно, так как крест, с точки зрения иудаизма, – идол, которому поклоняются. Зачем религиозным еврейским деткам видеть лишний раз такое? Вырастут – увидят, если захотят. Вот и рисуют израильские художники палки вместо крестиков. Совсем как на обложке одобренного Московской Патриархией учебника, призванного ознакомить широкие массы русских детей с православием. Я далёк от того, чтобы подозревать, что автор учебника Алла Валентиновна Бородина - педагог, филолог, публицист, автор более тридцати публикаций, член Союза писателей России, аудист Московского института открытого образования г. Москвы и прочая, прочая - тайная иудейка или сторонница невесть как дожившей до нашего времени ереси жидовствующих (она же «московско-новгородская ересь»). Но эта визуальная «оговорка», как говорится, явно «по Фрейду».

 Сама по себе она достойна отдельного материала… Энциклопедия определяет культуру так: «Культура – набор правил (часто неформальных), стереотипов и норм поведения, результатов творчества, свойственных некоторому обществу». Самое первое и исчерпывающее определение этому термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832-1917). «Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». В оригинале: «Culture is that complex whole which includes knowledge, belief, art, morals, law, custom, and any other capabilities and habits acquired by man as a member of society» («Primitive Culture», 1871). То есть в современном обществе культура – один из многих способов социализации человека. КУЛЬТУРЫ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫЕ – есть культура потребления есть культура чтения, культура дефекации и мочеиспускания (с ними знакомятся в самом раннем детстве), культура дорожного движения. И, как выяснилось, есть еще культура религиозная – в данном случае православная (очевидно будет ещё иудейская, буддистская, исламская – для соответствующего «контингента школьников»). Она – всего лишь один из многих аспектов «нашей жизни». Причём далеко не самый важный, ибо важность предмета для школьника определяется количеством потраченных на него учебных часов и отношением к нему родителей. Между тем, религия же = вера в Бога. Вещь это совершенно тотальная. Вера в Бога – это принятие на себя соучастия в Его делах по управлению миром. Это есть главная и единственная суть религии. За религию отдают жизнь – и/или берут чужую. Это даже не вопрос жизни и смерти – это вопрос гораздо выше, чем жизнь и смерть. И находиться среди прочих вопросов «культуры» он никак не может... Впрочем, тут я не прав – религия в «современном» обществе давно уже находится в ряду прочих «проявлений культуры». И оказывает на человека она совершенно соответствующее влияние – то есть практически никакого. 

 Возможно, в этом нет трагедии – ведь жили же люди «в современном мире» более-менее счастливо не один десяток лет (почти два столетия, если быть точным). Так что пусть себе учебное и религиозное начальство балуется новыми ставками, отпущенным на это дело финансированием и прочими приятными моментами. Всё так. Вот только времена нынче меняются. И те пробелы и уродства, что ранее - ещё пару десятилетий назад - были в «антропологической ткани» человечества» незаметны – сейчас начинают выступать наружу. И люди начинают падать в них - в эти пробелы. Современное общество утратило тотальную идеологию - идеологию, которая могла бы объяснить человеку ВСЁ: зачем он живёт, «кто виноват» в этом и «что делать». А ответы на эти вопросы даёт именно религия.Традиционные религии Европы уже давно - с началом Нового времени - согласились на скромную роль «феноменов культуры». Им на смену пришли «религии идеологические» – коммунизм, сионизм, либерализм, нацизм, гуманизм etc. Много их было в ушедшем веке. И вот их время вышло. Образовалась зияющая пропасть. Что касается России – то современное официальное православие эту пропасть заполнить явно не в состоянии. Оно её (пропасть) просто не видит как факта бытия. Официальное православие, само хочет оставаться «феноменом культуры» - испускать некое абстрактное гуманитарно-гуманистическое сияние вокруг церковных куполов (как на нашем рисунке). Но «природа пустоты не терпит». Есть в современном мире иные религиозные системы, принявшие вызов времени. Скажем, на территории России наиболее актуальны харизматы-протестанты и салафийский ислам. Именно они, наряду с несколькими экзотическими (пока) сектами, будут вести в ближайшее десятилетие битву за души русских детей. И никакого «гуманитарного сияния» в этой битве не предвидется. А Московская патриархия - если продолжит в том же духе - может спокойно позванивать колоколами где-нибудь в сторонке”. Основа всем основам – Христос. Потеряли Христа, а ратуют за мираж. Ис.38:12 – “жилище моё снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлёшь мне кончину”.

 

“Всё будет хорошо!” – американец молвит,

Разбитые осколки собирая.

“Всё будет хорошо!” – облизывались волки,

Вполне довольные роскошными пирами.

       Не надо лгать и напускать мороку,

       Мозги туманить впавшему в недуг;

       Не обольщаться, потеряв дорогу,

       Что обязательно всё станет лучше вдруг.

“Всё будет хорошо!” – воркует медсестра,

Кишки разорванного с сором собирая.

Не доживёт бедняга до утра,

Без раскаяния вполне лишится рая.

       Всё хорошо лишь вместе со Христом,

       Пусть не в обнимку и без панибратства,

       Не надо обольщать и зря махать перстом,

       Но просветить, не скрывши тёмной краски.

Всё будет хорошо, и непременно всё,

Но не на этой кровяной планете.

Христа прими, Он чудно донесёт, –

Бежать к Нему сегодня ж непременно.

       “Всё будет хорошо!” – привычно ловит слух,

       Хотя у Господа беда в духовном плане;

       Такой разброд, что кажется нет двух,

       Кто одинаково при заблужденье мямлит.

“Всё будет хорошо!” “Всё будет хорошо!” –

С пелёнок заклинанье это в соске.

И истирают совесть в порошок, –

В блуде плывут сопливые подростки.

       Детей наказывать не смеют по закону,

       Иначе суд родителей накажет.

       Про притчи Соломона там не помнят, –

       Тысячекратно мусульманства гаже.

“Всё будет хорошо?” Не надо глупо врать!

Где муж не голова, а лишь обтирка,

Не Дух Святой там царствует, а враг.

“Всё хорошо!” – клепает под копирку.         06.07.08. ИгЛа