Вопрос 3045: 16 Т. О каких постах говорится здесь? Как и у нас тоже четыре поста: Зах.8:18-19 – «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир».

Ответ: Согласно Библии у евреев был только один пост: Лев.16:29 – «И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами». Этот день был днём великого очищения народа. Числ.29:7 – «И в десятый [день] сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте [тогда] души ваши и никакого дела не делайте». Именно об этом месяце бурь упоминается  у Луки: Деян.27:9 – «Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал». Продолжительность поста была только один день, в который ничего не вкушали.  Библия даёт понятие о посте, как о помощи в горе, в несчастьях, при смерти. (1Цар.31:12; 2Цар.1:12: Пс.108:24). Понятие о посте было живо всегда в народе и в случае беды, болезни прибегали к посту, как к надёжному средству показать своё смирение перед Иеговой, Богом евреев. Надевали на себя мешковину, посыпали головы пеплом, землёй. (1Цар.7:6; Неем.9:1; Иер.36:9; Иоил.2:15).

 Вавилонский плен многому научил: Зах.7:3 – «и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?» Когда была разрушена столица евреев  Иерусалим, они учредили национальный пост в честь сей страшной трагедии. Иер.36:9 – «В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских». Чудо мира храм Соломонов был сожжён Навуходоносором, а затем отстроен Зоровавелем. Но память о катастрофе отмечалась ежегодно постом: Иер.52;15 – «В пятый месяц, в десятый день месяца, - это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, - пришел Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царём Вавилонским, в Иерусалим». Что именно в честь этих событий были посты, нужно сравнить даты указанных бедствий и даты поста у Захарии пророка. Годолия, ставленник завоевателей был умерщвлён лжепатриотами и в честь сего тоже был назначен пост: Иер.41:1 и далее. «И было в седьмой месяц, Исмаил, сын Нафании, сына Елисама из племени царского, и вельможи царя и десять человек с ним пришли к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и там они ели вместе хлеб в Массифе». Назначили пост и по случаю начала осады столицы Иерусалима: Иер.52:4 – «И было, в девятый год его царствования, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, сам и все войско его, к Иерусалиму, и обложили его, и устроили вокруг него насыпи». Но пророки многократно предупреждали, что внешний пост без внутреннего изменения, без покаяния истинного и смирения ничего не даёт: Ис.58:3-14; Иер.14:12;  Зах.7:5-6 – «скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьёте, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьёте?». Эти четыре поста евреи назначали произвольно, так решили старейшины. Точно так же и монахи-пустынники  решили самовластно наложить непосильное бремя на всех – четыре и притом многодневных поста. Учитывая, что у евреев эти четыре поста были все однодневными, и даже с этими четырьмя постами у пророка Захарии они постились в году только пять дней всего, то мы по сравнению с ними – сверхпечальные подвижники – (7 недель Великий пост; 6 недель – Рождественский пост; 2 недели – Успенский пост; и от двух до пяти недель– Петров  пост. Итого: не менее 18 недель, то есть 126 дней). Но у нас ещё почти в круговую два постных дня в неделю, да усекновение главы Иоанна Предтечи, да Крестовоздвижение, да два сочельника. Набирается не менее 200 дней в году, а у евреев – 5. И получается, что у нас в… 40 раз больше постных дней, чем у евреев с их самовластно назначенными постами. И если фарисей высоко думал о себе, ставя в заслугу два постных дня в неделю, то мы тут и ему дадим укорот – наше фарисейство – Эверест по сравнению с его Синаем. Лук.18:12 – «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

 

Мои таланты – сети рыбака,

Раскинутые тайно повсеместно,

Лишь поплавки пока дрожат слегка

И наполняют ожиданьем действо.

       Натаскивал Апостол Павел близких,

       Посланиями чистил их до блеска,

       Высоких находил и даже самых низких,

       Учил искать нередко и по леске.

Уже в конце, готовясь к переходу,

Перед собой таланты разложил;

Один из них был постоянно годен,

Затарены прибытком на годы стеллажи.

       Иной талант поверхностно подсчитан –

       Бесперспективным кажется запас,

       Завернут куколкой, неразвитой личинкой,

       И в Судный День меня он не украсит.

Широкопрофильный рыбацкий инвентарь

Ввести, учитывая нашу современность;

Так Моисей работал жезлом встарь,

То в змея превращая, то скалы рушил с треском.

       Талант преобразуя в хлеб и платье,

       Умножим милостыню щедрым раздаяньем;

       Обителью ушедшие заплатят,

       Той радостью объятого не посчитайте пьяным.

Мы говорим «Талантище!» о том,

Что глыбой возвышается в пустыне;

Победный гимн с молитвой и постом,

Курение хвалы столбами дыма.

       Таланты развивайте у ребёнка,

       Учите виденное с Библией сравнить.

       Все знают, рвётся там, где очень тонко,

       Вплетайте чаще розги и ремни.

Бог верой в Иисуса наградил –

Её распространяйте повсеместно;

Гружёные прибытком корабли

Взойдут к Христу с богатою невестой.   14.03.06. ИгЛа