Вопрос 1104: 3 т. Есть ли у Вас любимцы, которым Вы отдаете особое предпочтение?

Ответ: Иоан.13:23 – «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса». Иоан.19:26 – «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой». Иоан.20:2 – «Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».

Иоан.21:7 – «Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море». Иоан.21:20 – «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?» Это слово – «ученик, которого любил» – о самом себе евангелист Иоанн повторяет пять раз, значит ему это было очень приятно и слышать и знать. Мы в этом и не сомневаемся, и ничего в этом нескромного мы не усматриваем. Только несколько странно, что Матфей, Марк, Лука, Иуда, Иаков, Петр, Павел – авторы книг Нового Завета ни словом об этом не обмолвились, почему? Не может быть, чтобы из зависти. Хотя и это могло быть, потому что они ревновали о близости со Христом и были недовольны теми, кто претендовал на это. Мрк.10:40-44 – «А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом».

За что Иисус более всего любил Иоанна? Он был менее пылкий, чем Петр, но однако возлежал у груди Христа. Толкователи Евангелия сходятся на том, что любовь Христа к нему была платой за любовь Иоанна ко Христу и наоборот. Слово «любить» во всей Библии с неканоническими книгами встречается 337 раз, из них в написанном Иоанном – 52 раза. Слово «любовь» в Библии встречается 182 раза, из них у Иоанна 27 раз. Его так и называют – «ученик любви», и Бога он нам открывает под именем любви. 1Иоан.4:8 – «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Своих любимцев я могу назвать и по именам, но всё это связано с их любовью к Богу, с их ревностью о деле Божием, с их отзывчивостью на призыв Божий. Мои любимцы – все активные люди и обязательно послушные. Но они могут спорить со мной, не соглашаться, оказывать сопротивление. Всё это в порядке вещей. Но когда по Слову Божию всё доказано, и дело покажет, что они были не правы или я (не удивляйтесь, случается и такое), нас это нисколько не разделяет. Главное – мы любим Господа и делаем одно дело. Голос моих любимцев никогда не звучит в стане врага. Они сочувствуют всем моим скорбям и печалям о деле Божием, о благовестии, о России. Более того, могу сказать, что у меня есть любимцы даже не из нашей общины и не нашего круга, но они активно помогают в деле просвещения русских людей, в деле проповеди.

Недавно я решил заново перетрясти сорок лет своей жизни, о ком я больше всего плакал, то есть жалел, что потерял их. И оказалось, что это не отец и не мать, хотя они мне были очень близкими, но это были два человека: Бакланова Антонина Георгиевна, не дождавшаяся меня всего десять дней, когда я вернулся из лагеря, и Малашин Юрий Николаевич, кинорежиссер. Величину этой потери я не мог вместить умом, это было на другом уровне. Но Бог дает замену ушедшим. И среди вновь пришедших снова появляются любимцы, но они не получают от меня никакой льготы, я еще более взыскателен к ним, чем к прочим. Планку дружбы с собой я ставлю всегда очень высоко. И если вижу, что человек ставит личное выше Божьего, между нами уже пробегает тень. Таких любимцев в настоящее время у меня не более пяти человек. А остальные чуть подальше. Мне страшно говорить, но я как-то заметил, что если я уж чересчур люблю кого-то, то тот человек уходит, то есть его Бог отзывает. Может быть я ошибаюсь, но такая привязанность к кому-то волнует меня, я боюсь вновь потерять тех, без кого мне будет тяжело. Иоан.14:1 – «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте».

 

Тяжел ваш крест!.. Что было с вами

В глуши безлюдной и степной,

Когда у вас перед глазами

На рыхлом снеге сын родной,

     Назад минуту жизни полный,

     Как цвет, подрезанный косой,

     Лежал недвижный и немой,

     Мгновенной смертью пораженный?

Когда любимое дитя

Вы к жизни воплем призывали,

И безответные уста

Своим дыханьем согревали?..

     Тяжел ваш крест и ваша чаша

     Горька! Но жив Господь всего…

     Да не смутится сердце ваше,

     Молитесь, веруйте в Него!

Слеза ль падет у вас – Он знает

Число всех капель дождевых, –

И ваши слезы сосчитает,

Оценит каждую из них.

     Он весь – любовь, и жизнь и сила,

     С Ним благо всё, с Ним свет во тьме!

     И наконец, скажите мне,

     Ужели так страшна могила?

Что лучше: раньше умереть,

Или страдать и сокрушаться,

Глядеть на зло, и зло терпеть,

И веровать и сомневаться?

     Утраты, нужды испытать,

     Прочесть весь свиток жизни горькой,

     Чтоб у дверей могилы только

     Их смысл таинственный понять?

Блажен, кто к вечному покою,

Не испытав житейских волн,

Причалил рано утлый челн,

Хранимый высшею рукою!

     Кто знает? Может быть в тот час,

     Когда в тиши, в тоске глубокой

     Вы на молитве одинокой, –

     Стоите долго, – подле вас

Ваш сын, теперь жилец небесный,

Стоит как Ангел бестелесный,

И слышит Вас, и, может быть,

За Вас молитву он творит;

     Иль в хоре Ангелов летает,

     И, – чуждый всех земных забот, –

     И славу Бога созерцает,

     И гимны райские поет!

К чему же плач? Настанет время,

Когда в надзвездной стороне

За всё свое земное бремя

Вознаградитесь Вы вполне.

     Там, окруженный неба светом,

     Сын радость с вами разделит,

     И, по разлуке в мире этом,

     Вас вечность с ним соединит.

                   1854 Никитин И.С. (С.В. Чистяковой)