размер шрифта

Поиск по сайту



882.

Вопрос на тему «Литература, искусство...»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 2

Вопрос 882:

Некоторые священники показывают строгость по отношению к телевизору и советуют их разбить. Свои обличительные проповеди против телевизора они сопровождают рисунками, где вместо антенны – рога, а вместо провода – змеиный хвост, а сам телевизор в виде змея-горыныча, раскрывшего пасть. Действительно ли так греховен этот аппарат? А ведь мы и дети наши смотрим его каждый день.

Ответ И.Т. Лапкина:

Есть такое выражение: лучше книжная мудрость, чем самобытная глупость. Лично я телевизор никогда не смотрел и не смотрю, только если случайно зайду – в ЦУМЕ увижу. В годы Советской власти, когда всё религиозное было под замком, я советовал эти ящики безжалостно уничтожать, что некоторые и делали. Сегодня, когда показывают много религиозных передач и фильмов, я говорю помягче – смотреть выборочно, библейское, и очень редко, когда нет поста. Сам же и ныне не смотрю его совершенно, и в этом не чувствую никакой ущербности для себя, даже тогда, когда разговариваю с великими мира сего. Мне очень нравится статья митрополита Виталия о телевизоре, ознакомьтесь с ней, и вы не пожалеете.


Телевидение,
как проблема для современного пастырства.

28 лет тому назад эта статья была помещена в Канадском Вестнике. Мы ее повторяем, ибо актуальность ее не только не уменьшилась, но заняла важнейшее место в нашем пастырском делании.

Мы еще до конца не поняли, какие огромные последствия будет иметь изобретение телевидения. Обладая какой-то воистину магической силой обаяния и привлекательности, и вместе с тем тая в себе страшный яд растления, оно стихийно завоевывает свое самое почетное место почти в каждом доме, в каждой семье. Современное пастырство не может и не должно обойти молчанием телевидение, которое не превзойдено ничем и никем по силе влияния на душу человеческую. Борьба с телевидением должна быть нашей первейшей задачей, и это мы говорим без преувеличения, потому что оно является ежечасным, ежеминутным источником влияния на нас в нашем же собственном доме. Вся борьба с ним должна выразиться в правильном отношении к этому гениальному современному изобретению, но трудность и сложность борьбы с ним в том, что приходится бороться не с телевидением, а с бесконечно расслабленной человеческой волей, которая просто не находит в себе силы вовремя оторваться от этого, исключительно обольстительного и заманчивого удовольствия. Тут вспоминаются слова ап. Павла:

«все мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно. Но ничто не должно обладать мною» – 1 Кор. 6:12

Итак, чтобы успешно бороться с телевидением, и раз и навсегда выработать к нему правильное отношение, необходимо сначала с предельной объективностью рассмотреть всё, что в нем есть положительного, затем раскрыть всё его сокровенное зло и только тогда начать пользоваться его добрыми услугами, отвращая от себя с последовательно напряженной энергией его тлетворное влияние.

Надо указать, во-первых, что всякое изобретение, всякий механизм и машина не есть зло само по себе, как нет самобытного зла. Зло только в воле разумной твари, не исполняющей волю Божию. Наоборот, в таких изобретениях надо видеть печать Божией Премудрости, которую человеку дано раскрыть в законах природы и от всего сердца вознести хвалу своему Создателю. Перед размером соблазнительных картин, плывущих по телевизионным волнам, было бы нерассудительно не отметить и его положительно доброго влияния на массы людей, а именно: телевидение способствует возвращению людей в их дома.

Весь период от 1-ой мировой войны до сего дня был отмечен социологами и педагогами стремлением человека уйти в свободное время из дому на улицу в поисках развлечений.

Дома только ночевали, ели, но никогда дома не оставались в свободные часы. Спорт, кино, танцы и бесконечные другие развлечения, пропитанные ядом растления, выводили всех из-под домашнего крова, который катастрофически стал терять, в особенности для детей, смысл родного гнезда, где ребенок впервые раскрывал свой осмысленный взор на вещи, облекая их своей фантазией, где его воображение с любовью придавало домашней обстановке одушевленные формы, создавая целый мир наивной детской фантасмагории. Улица манила и ребенка, и он почти что из колыбели, грубо и жестоко, без всякой подготовки, познавал оскорбляющий его душу реализм жизни.

И вот телевидение впервые за десятки лет стало возвращать всех домой. Его роль в этой большой социальной перемене очень скромная: оно просто обратилось к низшим инстинктам того же уличного человека и вернуло его к его домашнему очагу только потому, что все те же удовольствия и развлечения города и улицы перенесло в его собственный дом.

Конечно, ничего высоконравственного в этом принципе нет, но среди моря безчинства, соблазна и растления современной жизни надо уметь хвататься и за соломинку, если есть возможность хоть что-нибудь и тут использовать для добра.

Согласимся признать тот факт, что телевидение способствует возвращению к домашнему очагу, и сумеем использовать это его доброе влияние. Оно таит в себе столько почти что магнетической силы, привлекательности и обаяния, что если просто его отрицать в категорической форме, возвышая свой голос с кафедры и амвона, то это значит себя уподобить бьющей воздух палке.

Наконец, телевидение способно наглядно и исчерпывающим образом преподать уроки по всесторонним вопросам науки, искусства и техники и этим поднять образование, ведение, нанося таким образом большой удар темному невежеству и полунауке, которые всегда несли миру столько горя.

Рассмотрев все положительные стороны телевидения, перейдем теперь к обозрению его губительного влияния на человеческую душу.

Телевидение совершенно отрывает всех от чтения. Зачем читать, когда всё не только видно, но и слышно? Зачем напрягать свое воображение, когда всё уже заранее сделано за нас, проработано и преподано нам в законченном виде с мельчайшими нюансами, которые, просто сидя, можно воспринимать без всякого труда?

Как ни странно, но телевидение, которое способно переносить нас в любой конец света, опускать на дно морское, открывать недра земли; которое вводит нас во всевозможные фабрики и заводы, в запрещенные операционные палаты, где мы вместе с хирургом почти что принимаем участие в сложнейших операциях; при помощи которого мы видим народы, которых бы никогда в жизни не увидели; несмотря на весь этот грандиозный диапазон наглядного зрения, делает нас как никогда ленивыми, апатичными, как бы пресыщенными знанием, безразличными и в итоге итогов развивает в нас невежество.

Поясним нашу мысль.

При чтении в человеке происходит сложный психологический процесс, состоящий, во-первых, из напряжения воли. Чтобы взять книгу и начать ее читать, нужно заставить себя это сделать, тогда как никто не заставляет себя смотреть телевидение. Как бы точно ни описывал автор происходящее, наше воображение всегда параллельно чтению создает свои образы, свой целый мир. По настоящему, мы именно и благодарны автору хорошей книги за то, что он помог нам в этом невидимом творческом усилии.

Наше воображение, эта важная часть нашей души, источник творчества и дерзновения, развивается при чтении книг и делает человека не только полезным для общества, но придает ему жизненность и радость бытия. В телевидении к нашему воображению не обращаются, его даже не нужно. Всё готово, всё сделано, нам только нужно смотреть и принимать чужим и часто чуждым нам воображением созданные формы. Это есть психологическое порабощение нашей души, насилие над ней и поражение нашей творческой силы.

Телевидение отучает нас воображать и даже мыслить. Оно делает нас духовно ленивыми, и в частной своей жизни мы становимся людьми без всякого воображения, с потухшим взором взирающими на Божий мир и не видящими, что

«невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» – Рим. 1:20

Таким образом, телевидение очень тонко делает нас материалистами, которые смотрят на вещи по естественному животному свойству вообще смотреть, без участия в этом процессе духовного взора, через который смотрит душа. Нас всё больше и больше приучают просто смотреть и не видеть, что нас уподобляет тем бездушным истуканам, о которых говорит в своих псалмах венценосный пророк Давид:

«есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют... Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них» – Пс. 113:13-14, 16

А раз мы смотрим и не видим сущности вещей и связывающих их нитей, то мы воистину невежды.

О развращающем влиянии телевидения было уже много сказано, но мы хотим отметить это еще раз и напомнить о нем.

Ни один отец, ни одна мать никогда не решатся повести свою семью в дома сомнительной репутации. Если друг их предложит им пойти погулять вечером в самые отвратительные кварталы города, где царствуют грех и порок, они сочтут это глупой шуткой, признаком сумасшествия или посчитают, что подобное предложение сделано под действием спиртных паров. Но, отцы и матери честных хороших православных русских семейств! зачем вы лицемерите? Вы только что пожимали плечами в ответ на сомнительные предложения посетить аморальные места вашего большого города, а сейчас вы всем своим семейством чинно рассядетесь у себя в гостиной и легким невинным поворотом кнопки телевизора пригласите в свой дом, стены которого осенены святыми иконами, всех подонков человеческого общества: всевозможных гангстеров, убийц, психопатов всего света, самых невероятных маньяков, торговцев живым товаром, и будете смотреть на них без малейшего зазрения совести, как будто бы вы ничего плохого не совершаете. А ваши дети после таких представлений будут кричать во сне, постепенно делаться нервными и раздражительными и вам же будут грубить в неслыханной и недопустимой форме; вы же сами еще долгие часы не будете способны сомкнуть глаз от тяжелой нагрузки – образами всех видов нравственной нечистоты.

Вы оскверняете ваш домашний очаг, который в глубоком понимании Православной Церкви является вашей домашней церковью, о чем неоднократно возвещал ап. Павел, фактически называя христианский дом

«домашней церковью» – Рим. 16:4; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Филип. 1:2

Вы оскверняете свои души и души своих детей, ибо через зрение и слух, являющиеся органами человеческой души, в них проникают все эти образы; как фотографии они оседают в области нашего подсознания, оскверняя самые тайники нашей души. Затем они в любой момент нашей жизни, по еще не исследованным законам психики испорченного человека, внезапно вырываются из этих тайников в самые неожиданные моменты нашей жизни, помрачая нашу молитву, портя наши взаимоотношения с людьми и отнимая от нас радость жизни. Недаром Православная Церковь, зная, какой глубокий вред приносит нам созерцание греховных изваяний и картин, 100-ым правилом Шестого Вселенского Константинопольского Собора совершенно точно и определенно постановила:

«…«Очи твои право да зрят и больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» – Притч.4:23,25 – завещает Премудрость, – ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках или на ином чем представляемые, соблазняющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем изображать каким бы то ни было способом... Если кто сие творить дерзнет: да будет отлучен»

Какая дьявольская насмешка над нами, православными людьми. Зная, что мы никогда не посмеем принять участие в греховных сборищах, он так умело помрачил наш ум, что мы за свои же собственные деньги, тяжелым трудом добытые нами, покупаем себе телевизор и сами вводим в свой дом растление, разврат, убийства и сумасшедший дом, потеряв перед дьяволом всякое самолюбие, которым был так богат св. пророк Давид, многократно и неустанно просящий Господа через всю Псалтирь, чтобы Господь не дал его в посмеяние дьяволу.

Взирая посредством телевидения на все эти ужасы порочной жизни, нужно отметить еще одно происходящее тут очень тонкое пагубное явление. Надо сказать, что в обыденной жизни между душей человека и самим грехом есть путь, на котором поставлены предохранительные заставы нравственного, бытового, психологического и социального характера, которые душа по своей лености и косности не решается преодолевать. Реализм телевидения помогает зрителям проходить без труда все эти препятствия, подходы к греху делает привычными, как бы уже пройденными, и самый грех, при случае, совершается легко и свободно. Вот почему за последнее время было совершено множество самых невероятных и неожиданных преступлений, о чем свидетельствуют многие социальные деятели, преступлений без малейших предшествующих симптомов, преступлений без предисловий. Так, например: ни в чем не повинный мальчик рано утром убивает своих родителей, школьник надругается над своей учительницей и другие безчисленные примеры из анналов криминальной полиции, которых мы не хотим приводить на страницах нашего журнала.

Какой же способ борьбы мы можем и должны предложить? Сначала мы должны сказать, что бороться надо. И пастырь и пасомые должны непременно поставить своей задачей борьбу с телевидением. Самый лучший способ и самый простой – продать как можно скорее свой аппарат. К этому акту можно еще сделать маленькую заметку для тех, кто духовно прозрел – продать и деньги от продажи пожертвовать на церковь или на бедных. Это первое мероприятие по плечу, конечно, праведным душам, избранникам Божиим, людям, для которых самая большая цель в жизни – спасение своей души. Блаженнее же последних те, кто еще не покупал этого аппарата и никогда не чувствовал и не чувствует в нем никакой потребности. Однако мы прекрасно понимаем, что в данный момент это наше первое предложение борьбы является очень твердой пищей, которую не может принять масса наших верующих. Уже слишком прочно телевидение связало нас, а наша воля такая слабая и немощная, что на первое мероприятие мало кто откликнется. Но этому не надо удивляться – героев всегда мало, мучеников всегда единицы, праведники всегда одиноки.

Всем нам, рядовым христианам, мы предлагаем снова вспомнить все положительныя качества телевидения и в особенности его способность возвращать людей под домашний кров. Все мы, проходя по улицам, неоднократно замечали, как чинно и уютно многие семьи собираются у себя дома и в полумраке телевидения, казалось, так патриархально и дружно проводят свои вечера. Значит для нас вся задача борьбы с пагубным влиянием телевидения сводится к тому, чтобы, использовав его собирательную способность, одновременно пресечь всё его развращающее влияние. Для этого должна быть проявлена сила воли и установлена твёрдая дисциплина в обращении с этим аппаратом, чтобы под страхом строгого наказания, никто, кроме отца или матери или ответственного в семье лица, не смел бы прикасаться к телевизору, который должен приобрести образ запрещенного плода. Ребенку могут быть показаны только полезные редкие фильмы, но исключительно как награда за его успехи и хорошее поведение.

Очень полезно каждый фильм сопровождать своим объяснением, своими выводами, расширяя его диапазон примерами из истории, из хороших повестей нашей литературы, всегда неизменно в своем мировоззрении опираясь на святоотеческое древнее Православие.

Хочется верить, что тому, кто станет так ревностно бороться с пагубным влиянием телевидения, Господь Сам внушит и иные способы оградить себя от зла.

Во все же посты можно положить себе за правило или совсем выключать этот аппарат из сети, или вовсе на это время убирать его от глаз подальше. Вся ревность в борьбе будет, конечно, зависеть от степени желания своего спасения, от нашего общего благочестия, от нашей преданности Церкви.

Митрополит Виталий.


254

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: