размер шрифта

Поиск по сайту



535.

Вопрос на тему «Взаимоотношения»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 1

Вопрос 535:

Знаю человека, который обещал в молитве Богу не жениться, но он встретил девушку, полюбил её, и что теперь посоветуете ему делать?

Ответ И.Т. Лапкина:

Прит.20:25 – «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать».

Сир.18:22 – «Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти».

Еккл.5:3,5 – «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?»

Чис.30: 3-16 – «если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится; если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее. Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоятся, потому что запретил ей муж ее,] и Господь простит ей. Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится. Если жена в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою, и муж ее слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится; если же муж ее, услышав, отвергнул их, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее уничтожил их, и Господь простит ей. Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть; если же муж ее молчал о том день за день, то он тем утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том; а если [муж] отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее».

В истории израильского народа случилось, что царь Саул дал совершенно неразумную клятву, обет во время сражения с филистимлянами не вкушать в этот день, дабы одержать победу. Под страхом смерти. Но об это не знал его сын Ионафан и вкусил, а через Ионафана как раз и была и добыта победа. После окончания сражения вопросили Бога, но Бог не отвечал, и была найдена тому причина – нарушение обета.

1Цар.14:43-44 – «И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть. И сказал Саул: пусть то и то сделает мне Бог, и еще больше сделает; ты, Ионафан, должен сегодня умереть!»

(«Я отведал немного мёду, и вот я должен умереть», М.Ю. Лермонтов взял эти слова эпиграфом к стихотворению «Мцыри»
(послушник по груз., который сбежал из монастыря, немного вкусил свободы и теперь умирает), я спрашивал о значении этого эпиграфа сотни учителей, завучей и директоров школ, и ни один из них не мог не только перевести, но и дать смысл этого эпиграфа: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»).

Св. Иоанн Златоуст, разъясняя это событие с Саулом рассуждает так, что дьявол через клятву Саула бросает на него удавку, петлю, и захлестнул его мёртвой хваткой;

1Цар.14: 45 – «Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

Народ изрекает своё слово, это тоже клятва: «Жив Господь!» И через эту клятву дьявол бросает вторую удавку, уже на народ. Теперь в любом случае одна из клятв должна быть нарушена. Святые отцы абсолютно безоговорочно и однозначно против клятвы.

Сегодняшний обет должен быть в присутствии священника, как обет монашества. Но если обет дан и в менее торжественной обстановке, то и тогда нужно его исполнять. Нужно побыть у епископа, и он пусть решит, можно ли считать бывшее обетом. Царь Ирод с клятвой обещал даже до половины царства. Иоанн Златоуст насмехается над безумием пьяного тирана: «Молись, чтобы она не стала плясать ещё раз, и ты не бросил бы вторую половину царства, и пойдёшь нищим. А если бы она попросила твою голову, Ирод, выполнил бы ты клятву?». Итак Ироду следовало нарушить свою клятву и претерпеть за это, нежели умерщвлять пророка. Обещавшийся не жениться должен пойти на исповедь и рассказать священнику, чтобы он разрешил его от обещания. Но лучше, если он останется по слову ап. Павла, один.

1Кор.7:27, 29 – «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие».


415

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: