Вопрос на тему «Литература, искусство...»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 16
Вопрос 4306:
На обложке газеты «Алтайская миссия» – вестнике Барнаульской епархии, МП, №11 (ноябрь) 2005г. изображён юноша (с лицом девушки и с длинными волосами, со свечой и с кадилом) и надпись: «Ангел молитвы (Архангел Селафиил)». Кто видел Ангелов в таком ораре с крестами, в нарукавниках, с крыльями и в стихаре?
Прим.: в книге номер этого вопроса - 3048
Ответ И.Т. Лапкина:
Действительно,
изображена не просто картина, но похоже
на икону. А у икон часто автора не
обрящешь. Писал православный, и идеал
его здесь изображён в том, что описываете:
вид, атрибуты в руках, одеяние, крылья.
Но кто может поручиться, что так и должно
быть? Описывают род занятий Ангелов и
других небесных сил на том основании,
что что-то известно или по видениям. Но
если один раз видели Михаила с мечом,
то это не значит, что он ограничен только
военным ведомством. Сразу же присвоили
ему должность – воевать. Если Рафаил
был с Товией, то это не значит, что именно
Рафаил всегда с путешествующими. Рафаил,
может быть, посылается к роженицам, или
разрешать споры богословские. Узость
взгляда на истину рождает ересь.
Кол.2:18 –
«
Никто
да не обольщает вас самовольным
смиренномудрием и служением Ангелов,
вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно
надмеваясь плотским своим умом».
Признавая Ангелов, того же Гавриила
(Джебраила), мусульманин представляет
его иначе и, конечно, с полумесяцем. Не
говорю про буддистов – там всё сатанинское.
А вот у евреев представление об Ангелах
близко к нашему, ибо они имели даже
повеление сделать их изображения.
2Пар.3:11 –
«
Крылья
херувимов длиною [были] в двадцать
локтей. Одно крыло в пять локтей касалось
стены дома, а другое крыло в пять же
локтей сходилось с крылом другого
херувима».
3Цар.6:29 –
«
И
на всех стенах храма кругом сделал
резные изображения херувимов и пальмовых
дерев и распускающихся цветов, внутри
и вне».
В Библии упоминается Ангел Салафиил
только один раз:
3Ездр.5:15-16 –
«
Но
пришедший ко мне Ангел поддержал меня
и укрепил меня, и поставил на ноги.
И
было, во вторую ночь пришел ко мне
Салафиил, вождь народа, и спросил меня:
где ты был, и отчего лицо твоё так
печально?».
В церкви ему присвоили титул Архангела.
И не Салафиил стал, а Селафиил, как
указано в календаре, ноябрь 8 (молитва
к Богу – евр.). Считаю, что не следует
изображать то, что выше нас и выше
разумения нашего – это чрезвычайно
опасно.
Иер.23:18 –
«
Ибо
кто стоял в совете Господа и видел и
слышал слово Его? Кто внимал слову Его
и услышал?»
Откр.5:2 –
«
И
видел я Ангела сильного, провозглашающего
громким голосом: кто достоин раскрыть
сию книгу и снять печати её?»
Но как выглядит Ангел – не описано.Что
касается «Небесной иерархии» Дионисия
Ареопагита, то это может быть или апокриф,
или благочестивая и бесстрашная выдумка
от потери страха Божия и чрезмерного
любопытства.
Всё видимое временно, невидимое вечно,
Неоспоримо под любым наклоном;
Рождённое умрёт, а в промежутке лечим,
Забвение наслаивая, часто ли то помним?
А надо бы почаще раза в день
На всём, что нравится, тавро, клеймо проверить,
Всё временно – исчезнет даже тень,
И то, что вечным мнится староверам.
Вот фотография, которой больше века,
Гравюры и рисунки дней минувших.
Ни одного, кто жил на том проспекте,
Тела зарыты, говорим про души.
Цари, царицы, грозные войска
Не только в прошлом, а намного дальше.
А тоже на священное смотрели свысока,
И этот поднятый царём красивый мальчик.
Что рассуждать… понятно и без слов.
Как ненадёжно видимое, даже в наслажденье.
И нынешнее сгинет за тем, что унесло,
Строенья, имена, деяния и деньги.
Но вечное, оно внутри и вне,
Оно незримое, почти неощутимо,
В воде не тонет, не горит в огне.
Не даст сподобиться и стать тупой скотинкой.
Душа бессмертная и ангельские сонмы,
Бог Триединый в вечном торжестве.
И в вечности во мраке не утонем
С благоволением, добытым в Рождестве.
Невидимы молитвы, милостыня, пост,
Слова, дыхание и мысли о небесном;
Тому нас учит Библия, Христос…
Мечты незримы, искушенья, бесы.
Но и в невидимом не всё проходит в вечность,
Любви бессмертной плод неистребим,
К духовному шагни, оно спешит навстречу.
У вечного Спаситель посреди.
22.03.06. ИгЛа