размер шрифта

Поиск по сайту



Что за статью написали о Вас?

Вопрос на тему «Интернет»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 33

Вопрос 4269:

Что за  статью написали о Вас, о чём Вам звонили из редакции не раз летом?

Ответ И.Т. Лапкина:

Это связано с юбилеем впервые изданного официально “Архипелага” ГУЛага. “86 часов с Солженицыным.

«Неделя» разыскала барнаульца Игнатия Лапкина, записавшего аудиоверсию «Архипелага ГУЛАГ» ещё 30 лет назад.  20 лет назад, в июле 1989 года, журнал «Новый мир» начал публиковать «Архипелаг ГУЛАГ». В преддверии годовщины со дня смерти Александра Солженицына (3 августа) его вдова встретилась с премьером Путиным и предложила ввести главный труд писателя в школьную программу. «Концентрированную» версию трёхтомника подготовит сама Наталья Солженицына... А пока корреспондент «Недели» Сергей Тепляков разыскал другого, мало кому известного юбиляра - 70-летнего Игнатия Лапкина. В конце 70-х барнаулец, добывший самиздатовский «Архипелаг», стал записывать его «аудиоверсию»  на домашнем магнитофоне.

Лапкин - один из десяти братьев и сестёр. Семью нельзя было назвать религиозной, но все дети с ранних лет усвоили, что Бог есть. «Я знал, что мы умрём и потом за всё ответим, - вспоминает Лапкин. - Никогда не матерился и не лгал. В школе старший брат что-то натворит, потом выкручивается. Меня вызовут: «Так было?» А я молчу, слёзы текут...» В раскулаченной семье советскую власть не любили. В день смерти Сталина 14-летний Игнатий спросил бабушку, чего она плачет. «Ведь он же, зверь, моих детей съел», - отвечала она. Внук плакать не хотел, но занялся боксом, стрельбой, плаванием, метал ножи. Чтобы не бояться никого и ничего. - Мой страх отец расстрелял, когда мне было пять лет. Я спал в избе на полу, проснулся, увидел что-то чёрное, испугался. А это был просто большой чугун. Отец узнал, отчего я кричу, взял ружьё, пошёл со мной на двор и говорит: «Стреляй!». Я выстрелил в темноту, расстрелял её, и с тех пор для меня не было никогда никакого страха. Я понимаю, что это неправильно, надо бояться. Но это так.

Потом, уже в армии, на Дальнем Востоке в сельском клубе посмотрел фильм «Отверженные». «Когда там арестовали похожего на героя человека, Жан Вальжан себе сказал: «Тысячи людей будут благословлять Бога за то, что я делаю как мэр города». Но внутренний голос возразил: «За тебя невинный сидит в тюрьме. Разве нет другой цели, как спасти не жизнь свою, но душу?!» Эта фраза меня пробила». Где и как спасать душу, Лапкин, правда, ещё не знал. Отслужил, поступил в Рижскую мореходку, сдал там три курса за год, готов был беседовать с экзаменаторами на любом из трёх (немецкий, французский, английский) иностранных языков. Подался в рыболовный флот. До сих пор о море говорит с тоской...  А вечером 27 сентября 1962 года на стоянке в Вентспилсе Лапкин пошёл в кино. Время до сеанса было, и какая-то латышская бабушка показала ему, где тут молельный дом. Сам того не зная, попал он к пятидесятникам. «В одной комнате латыши молились по-своему, я их не понял. В другой русские молились, но я и по-русски молитв не понимал. Но почуял - это близко к истине». Михаил Еремеев, которого Лапкин с тех пор зовёт своим духовным отцом, сказал ему тогда: «Заходи. Господь любит рыбаков».

 Вернувшись на судно, Игнатий с первым же матросом заговорил о Боге, и... «утром вся флотилия знала – Лапкин сошёл с ума!»  …Выше плотника и печника подняться не удавалось, но он не унывал. Не брил бороды, при всяком удобном случае вёл разговоры о вере. Лапкин объясняет: «Как говорит Иоанн Златоуст, «если вы будете молчать о том, что услышали в Церкви, я один ничего не успею». Верующие должны проповедовать». В конце 70-х он и придумал эффективный способ - стал начитывать Священное Писание и Жития Святых на магнитофонную ленту. – Положить печку тогда стоило 35 рублей, а я за день мог сделать их две. Купил 15 магнитофонов «Маяк-205», самых современных тогда. Скорость записи у них в пять (в 10 раз) раз выше скорости прослушивания. Жил тогда в бараке, всей площади, с кухней и прихожкой, 12,8 квадрата. Магнитофоны поставил вдоль стены в несколько этажей.

На тех же магнитофонных катушках Лапкин решил записать историю христианства на Руси. «От первого века до девятнадцатого материалы нашёл, стал искать мучеников XX века... Игнатий спросил у друзей, как найти «Архипелаг».

- Когда ко мне приходили люди, кто-то приносил книгу и клал на полочку над вешалкой. Я не знал, когда мне принесут книгу и кто принесёт. Иногда после гостей суну руку на полку - лежит. Я начитаю, туда же положу, её унесут. Это удобная система - потом на допросах в КГБ, сколько ни спрашивали, кто принёс, - я и не знал. Сейчас аудиозапись «Архипелага» есть в Интернете на многих сайтах. Однако это - вариант 2002 года, начитанный Лапкиным в одиночку. В 1979 году он начитывал «Архипелаг» вместе с Геннадием Яковлевым (позднее иеромонахом, зверски убитым кришнаитом в 2000 году). - Ему Михаил Суслов, главный идеолог СССР, приходился двоюродным дядей; сам Яковлев был тогда уже большой комсомольский начальник на Украине. А душа, видать, болела, - говорит Лапкин. - Когда меня судили, он проходил как свидетель. На вопрос, встречал ли он сам людей из ГУЛага, ответил: «Я сам родился в тюрьме и три года пробыл там вместе с матерью”. Мы же читали с ним и плакали. Я пережил всё, что переживали солженицынские зэки, внутри себя... Есть там эстонец Тэнно, который решил оглушить следователя штырём от кровати и по его документам выйти из тюрьмы. У меня было состояние, будто это я готовлюсь к побегу. И Яковлев мне потом говорил: «Во всей моей жизни не было такого душевного взлёта, как в Барнауле». «Текст антиобщественного содержания» (так «Архипелаг» именовался в материалах следствия) Лапкин и Яковлев начитывали больше месяца. Получилось 11 катушек, 86 часов звучания. Потом размножали... Было у Лапкина и такое антисоветское развлечение - возле церкви давал бабушкам по рублю и говорил: «Молитесь о возвращении раба Божия Александра!». И бабушки молились о возвращении в Россию неизвестного им Солженицына.

  Плёнки расползались по всему Союзу, у Лапкина даже прозвище появилось тогда - «магнитофонизатор всея СССР». И примерно тогда же лопнуло терпение у КГБ. В мае 1980-го его забрали прямо с работы. За решётку он попадал дважды, в 1980-м и 1986-м. Первый раз отделался в общем-то легко - через четыре месяца вышел, даже магнитофоны вернули. Во второй раз - по статье 190 прим («Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих общественный и государственный строй») дали два с половиной года и отправили в лагерь - в казахстанский Жанатас.

- Мне много помогли советы Солженицына - «Перешагнув порог, скажи себе: я пришёл сюда умереть», - говорит Лапкин. - И я действительно всё с этой позиции рассматривал. Главное было - спасти душу. За год прошёл то, что на воле не на один год растянулось бы. Мне повезло - на моём деле, я потом узнал, стояла пометка - не бить. Но и я, как говорится, не выпендривался. Одно отстоял - молитву перед сном. Всем отбой, а я на колени и молюсь. Начальники проходили мимо и будто не видели. И другие со мной молиться стали. В Жанатасе Лапкину впервые за много лет обрили бороду. «Брил какой-то чеченец и всё спрашивал: «А меня Аллах за это не накажет?» Бороду Лапкин сложил в платочек, и теперь их у него, на случай Страшного Суда, две. В лагере он шил фуфайки, 23 штуки в день. Нет нормы - урежут пайку. Как-то врач из сочувствия добился, чтобы Лапкина перевели в «больничку». А потом и вовсе чудо: в марте 1987 года Горбачёв помиловал осуждённых по статьям 70-я и 190-я прим, - их в СССР было тогда 210 человек. «Я как раз был в столовой, когда принесли газету. Прочитал и кричу: «Мне второе не надо, я иду на волю!»

 Выпустили его туберкулёзным, но он не помер. Вернулся в Барнаул, создал общину верующих под покровительством Русской православной церкви за рубежом. Добился реабилитации. Подал иск с требованием возместить стоимость конфискованных магнитофонов и уничтоженной фонотеки. В 1997 году сумма иска была 8,5 миллиарда рублей. После долгих судов от государства ему предложили два деревянных домика в старой части Барнаула. Лапкин согласился. Прежде в этих домах была станция ОСВОДа (Общество спасения на водах). В 2001 году, в возрасте 62 года, он освоил компьютер, создал православный сайт. Пишет религиозные книги, уже 38 томов издал.

С 90-х годов Лапкин начал восстанавливать родную деревню Потеряевку, ликвидированную по причине бесперспективности. Сейчас Потеряевка перспективнее многих в округе: мужики здесь не пьют, не матерятся. Много детишек. Церковь, каменные дома, скотина, техника. Своя земля, расчистили озеро. В 1992-м Потеряевка вновь получила статус села и у дороги появился указатель. Жалеет только, что с Солженицыным так и не встретился. «Когда его везли по России, я был в Потеряевке. Думал - потом, потом... А теперь Солженицын – в Царстве Небесном. В одном из последних интервью писатель сказал: «Если не будет в России нравственности – не нужна и Россия». И в этом я с ним полностью согласен». Сергей Тепляков, 31 июля 2009 г.

Пс.15:6 – “Межи мои прошли по прекрасным [местам], и наследие мое приятно для меня”.

Пс.118:71 – “Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим”.

Пс.39:3 – “извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои”.

 

Быть независим от чьей-то воли

Пророк любой терпел за то сполна;

Сказать по Божьему, хотя терзают, колют,

Тебя начнут по матушке склонять.

       Не на упрямстве староверов мрачных,

       Но на фундаменте Евангельских Писаний.
         За мненье личное не бьётся на кулачках

       И с непохвальными в свой адрес голосами.

Рабы Христа свободны во Христе,

Границы сей свободы точно знают.

Не стоит умничать, во след свистеть

Всем тем, кто в чём-то не согласен с нами.

       Тропе в горах среди ущелий скал

       Подобна независимость, свобода.
         Ты плёлся, шёл, на скакуне скакал,

       Но только не сверни на путь негодный.

Библейским текстом разум пропитай,

Евангельским настроем  будь пропитан;

И устремится злоба по пятам,

От  нас ненужное отрежет словно бритвой.

       Авторитеты древности витают на слуху,

       Под них давить начнут твой выбор.

       Себя познаешь,  в чём, насколько худ,

       Придётся  шлифовать себя со скрипом.

Где Дух Господень, только там свобода

И независимость от ложных измышлений.

Не скажешь ты начальству: “Что угодно?”

И с мненьем собственным простясь без сожалений.

       Быть независимым от ложных постулатов,

       От мёртвых и губительных традиций.

       Невесту царскую рабы не будут лапать,

       Над собственной душой начни тотчас трудиться.

В незахламлённом с  чистотой  жилище

Сам воздух светится задатками к свободе.

Кто независимость действительную ищет,

Того  и плен, и рабство в жизнь приводят.     31.08.09. ИгЛа


284

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: