размер шрифта

Поиск по сайту



В церкви запрещено читать Апокалипсис?

Вопрос на тему «Церковь»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 33

Вопрос 4262:

Если в церкви запрещено читать Апокалипсис, то почему Вы в своих проповедях употребляете выдержки из этой книги Библии и указываете на главу и стих?

Ответ И.Т. Лапкина:

Я не толкую ни одного пророчества, ибо для этого есть толковый Апокалипсис и особенно полный в нашем трёхтомнике “Нового Завета” в красном переплёте.

“Популярный богослов и проповедник” диакон Андрей Кураев вот уже около пяти лет выступает в роли идейного вождя тех, кто не желает признавать в принятии личных идентификационных номеров греховного деяния, а в глобализации – построения антихристианского царства зверя. Христиан же, не принимающих обезличивающие числовые имена, диакон Андрей называет экстремистами и “православными ваххабитами” (см., напр., его кн. “Основы православной культуры как лекарство от экстремизма”, М., 2003 г., с.30). Создаётся впечатление, что, используя свое многознайство, ловко “жонглируя” словами и “аргументами, диакон Андрей может оправдать всё что угодно. Однако внимательные и не обмирщённые христианине, имеющие духовный разум, без особого труда распознают ложь “кураевщины”.

 Например, в книге “Сегодня ли дают печать антихриста?” диакон Андрей пишет о том, что принимать можно всё, если при этом не будут заставлять отрекаться от Христа, т. е. если не будет, как он выражается, “вопроса о вере”. Но вряд ли будет такой вопрос. И сам отец диакон это хорошо понимает, говоря в другом месте: “Обманщик мира не будет явно бороться против Христа. Он не будет явно хулить Его. Он будет расточать Иудины поцелуи в Его адрес: “Великий Учитель””. Очевидно, что при таком действии антихриста совсем не к месту будет понуждение к словесному отречению от Христа. Вот так лукавое кураевское мировоззрение учит идти по широкому и погибельному пути, сообразуясь веку сему. Теперь расскажу о том, насколько я оказался неразумным. Точно сказано:

Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим”. (Пр.14:15).

Так и я поверил диакону Андрею Кураеву. Поверил, несмотря на то, что знал: ему доверять нельзя. Поверил потому, что убедил он меня при помощи своей “аргументации” в том, что “Церковь никогда не читает Апокалипсис во время своих богослужений”. Так он написал, например, в своей книге “О нашем поражении. Христианство на пределе истории” (2004 г.). Причём этому вопросу отец диакон посвятил целую главу, которую так и назвал: “Почему в храме не читают Апокалипсис?”.

 Но каково же было мое удивление, когда во 2-й главе Типикона, т. е. богослужебного Устава нашей Святой Православной Церкви, я обнаружил следующее богослужебное указание: “Ведомо же буди: Яко от недели Святыя Пасхи, даже до Недели всех святых, по благословении хлебов (на всенощном бдении) чтутся Деяния святых апостол. В прочия же недели (т. е. воскресные дни) всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святаго апостола Павла, и Откровение святого Апостола Иоанна Богослова”.

 По прошествии ещё некоторого времени Промыслом Божиим я встретил священника, который, выслушав мой рассказ о сделанном мною “открытии”, сказал: “То, что Апокалипсис, согласно Церковному Уставу, должен читаться за богослужением, обязан знать каждый священнослужитель. Об этом написано и в учебнике по литургике (наука о богослужении), по которому занимаются воспитанники духовных семинарий и училищ. А что касается книг диакона Кураева, – добавил священник, – то их вообще не советую читать”. Батюшка показал мне учебник, и вот что там написано: “Существует расхожее мнение, что Апокалипсис никогда за православным богослужением не читается. Это не совсем так. Апокалипсис действительно не читается за Божественной Литургией, но это не значит, что под сводами храма в рамках православного богослужения Апокалипсис не звучит. Он читается по воскресным дням Великого поста на всенощных в качестве первого уставного чтения. Другой вопрос, что на практике этих так называемых затрезвонных статий нигде почти нет” (см.: Иером. Михаил, “Литургика: Курс лекций”, М., 1996, с. 98). Далее автор учебника подробно объясняет, в какое время богослужебного года и в каком месте богослужения должен читаться Апокалипсис. Оказывается, эта новозаветная книга, согласно Типикону, должна читаться в период Великого поста на воскресном всенощном бдении между великой вечерней и утреней, после благословения хлебов и пения первой половины 33-го псалма, которая служит как бы некоторым введением, эпиграфом к этому первому уставному чтению, называемому ещё “великим” и “затрезвонным” (поскольку после него следовал трезвон к утрене). Затем начинается чтение шестопсалмия. “…Поэтому нынешнюю увлечённость чтением и толкованием книги Откровения нужно признать весьма нетрадиционной. Это ещё одно проявление православного модернизма”. Ловкий трюк! Богослов-модернист обвиняет в модернизме христиан, не желающих поклоняться апокалиптическому зверю и принимать от него числовое имя и начертание (см. Откр. 13, 16-18 и др.). Итак, ошибаются, весьма ошибаются на погибель свою те, кто пытается сегодня как-то умалить значимость Апокалипсиса в жизни Церкви и поставить под сомнение саму необходимость и полезность его чтения. Да, Апокалипсис – книга таинственная, и немногие из святых отцов Церкви Христовой дерзали толковать её, так как дать сколько-нибудь точное объяснение пророчеств о событиях ещё не совершившихся было крайне затруднительно. Но вместе с тем при толковании Апокалипсиса святые отцы всегда замечали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться те самые события, о которых в нём идёт речь.

 “В Апокалипсисе, – говорил преподобный Варсонофий, старец Оптинский, - сказано:

Блажен читающий словеса пророчества сего (Откр.1:3).

Если это написано, значит, это действительно так, ибо слова Священного Писания – слова Духа Святого. Но в чём заключается это блаженство? Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описываемых в Апокалипсисе, те или другие современные ему события”.

Знаменитый старец Паисий Святогорец (†1994), один из величайших столпов афонского монашества ХХ века, говорил о том, что Апокалипсис исполняется уже сегодня, однако не все, к сожалению, это видят. Старец Паисий указывал на то, что Апостол Иоанн Богослов дал нам подробное и ясное описание грядущих событий. “Сегодня читать Апокалипсис, - говорил он, – как читать газету, так всё ясно написано”.

Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской(Мф. 18, 6).

Разве можем мы в вопросах, касающихся спасения для жизни вечной наших и великого множества других душ человеческих, доверять людям, хоть и именующим себя богословами, но живущим и рассуждающим по духу мира сего? Иеромонах Серафим (Роуз) Платинский называл такое обмирщённое богословствование “богословием на полный желудок”, а старец Паисий – “мозгословием”, а самих богословствующих – “богословами-профессионалами”. “Почему многие, зная текст Апокалипсиса, не ставят хотя бы вопросительного знака? – спрашивает старец Паисий. – А если они помогут антихристу с его печатью и увлекут в погибель и другие души?!..”.

 Сегодня всем нам, отцы и братие, крайне необходимо осознавать, в какой период мировой истории мы живём. Современная жизнь требует от каждого из нас самого внимательного и, главное, духовного отношения ко всем явлениям и “к путям своим”, чтобы предохранить себя от принятия лжи за истину. Поэтому сегодня нам нужно крайнее внимание к тому, о чем говорит нам Откровение святого Апостола Иоанна Богослова. Сейчас как никогда ранее необходимо читать эту заключительную книгу Библии. И не только “келейно”, но и в храме за богослужением, как то предусматривает церковный богослужебный Устав.

Недавно мне стало известно, что некоторые священники - в том числе и тот батюшка, о котором я сказал выше, - в своих храмах уже ввели такое чтение. Хорошо бы было, если бы и другие священнослужители последовали их примеру. И тогда, с наступлением очередного Великого поста, мы получим возможность слушать во время церковных служб богодухновенные

“словеса книги пророчества сегоОткр.22:19

Откр.22:10 – “И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко”.

Меч взявший будет поражён мечом,

И в плен ведущий кем-то же пленится.

Но всем слепым попам и это нипочём,

Благословляют войны – за упокой по спискам.

       Война, защита ли с удачным наступленьем,

       Но кровь польётся, отлетит душа.

       Добрей не стать, но, становясь всё злее,

       Других души единственной лишат.

Легионер, контрактник, волонтёр

За океан поедут, за деньги будут убивать.

Их легионы жуткие, смерть к бездне поднапрёт,

Разбила возле ада губительный бивак.

       Начальство же казачье, сержанты, офицеры

       До генералов с маршалами и адмиралтейств

       Переоденутся под маски в масках серых,

       Крестами награждают, под намогильный крест.

Не верьте, граждане, злодеям-депутатам,

Мол, кесарево кесарю отдать и посвятить,

Ум без Христа к геенне разом спятил,

Забыл, что Бог для нас стена и лучший щит.

       В Новозаветном духе со Христом живущий

       Обязан и врага согреть и накормить,

       Быть с Иисусом мирным, и ничего нет лучше,

       Не резать супротивнику всю кожу на ремни.

Нам, христианам, меч духовный дан:

Святая Библия, Евангельская вера.

С Христом Иисусом выйти всем за стан,

Иной шкалой свои поступки мерить.

       Смирением, примерным послушаньем

       Врагов пришедших к Богу обратить.

       Исполнить заповедь любви никто не помешает.

       Лишь демоны лукавые нас учат вопреки.

Мир во Христе, мир с Богом и с людьми,

Война же входит за грехи живущих.

Пространства наши, мощь, ничто да не надмит,

В беде Христа и Библию возлюбим пуще.     11.07.09. ИгЛа


245

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: