размер шрифта

Поиск по сайту



Верующему нельзя посмеяться шутки и анекдоту?

Вопрос на тему «Разное»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 32

Вопрос 4213:

Почему написано в Библии:

Сир.22:23 – «Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнётся».

Разве нельзя верующему посмеяться весёлой шутке, анекдоту беззлобному?

Ответ И.Т. Лапкина:

Иоанн Златоуст говорит об этом решительно примерно так: «Ты широко раскрываешь рот и смеёшься? Не думаешь ли, что демон вскочит в  тебя». Вот как пишет священник: 

 «Лёгкое, непринужденно-поверхностное отношение к жизни стало болезнью нашего времени. Беззаботный и самоугождающий «стиль жизни» становится нормой: повсюду наблюдается отсутствие серьёзности, глубины, особенно в среде избалованных, эгоистичных и пустых молодых людей. Ярким проявлением этого духа является насмешливость, которая распространёна настолько широко и стала настолько привычной, что уже давно не воспринимается как нечто греховное. Сюда можно отнести и дурашливо-развязные высказывания всевозможных ведущих, и изыскания пародистов, бытовые анекдоты. Смех используется и политическими деятелями для того, чтобы облегчить принятие себя слушателями, зрителями, избирателями. О каких бы вещах ни шла речь в разнообразных программах и текстах электронных и печатных СМИ, и не только молодёжных, - все непременно сдабривается смешком, ерничаньем. Причём смех этот особый: не добрая улыбка, не умная ирония, не «смех сквозь слёзы» и даже не уничтожающий сарказм. Это тупой, бессмысленный смех над тем, что на жаргоне называется «прикольно». Вставить кольцо в пупок - «прикольно». Старушка упала - «прикольно». Кому-то голову размозжили, так что мозги брызнули во все стороны - тоже «прикольно». Смех, которым смеются перед телевизором, в театрах, на концертах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближних, издеваются над слабостями и достоинством человеческим, над совестью и над грехами, всё это - симптом болезни духа, греховная страсть. К сожалению, насмешливость довольно широко распространена ныне и в церковной среде. И даже среди священнослужителей, монахов, воспитанников (как и преподавателей) духовных учебных заведений, а также среди современных «богословов». Последние умудряются использовать смех даже при изложении православного вероучения, для «лучшего усвоения» лекционного материала. Любят посмеяться «современные богословы» над ревнителями благочестия, выступающими против личных кодов и других проявлений апостасии насмешливо называя их «иннэнистами» и «эсхатоложниками».
   Глумление над истиной - черта последних времен. Как говорил западный религиозный философ Кьеркегор (1813-55): «Если бы Христос пришёл в наше время, Его бы не предали смерти, а просто высмеяли бы». Было время, когда мученики умирали, свидетельствуя принародно о правде Божией. Нынешняя же идеология унизила и высмеяла человека, чтобы уничтожить истину. Так в советские годы пытались убить смехом религию, выпуская юмористические журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник». Гитлер говорил: «Некоторых я предпочитаю не делать мучениками. Мне довольно выставить их как грубых преступников. Я срываю с них маску благопристойности, и если этого оказывается недостаточно, показываю их перед всеми смешными и ничтожными». За этими декларациями нельзя не услышать голос Ницше, любимого писателя Гитлера, который в своём «Антихристе» так обращается к «богословам», то есть к верующим во Христа: «Неужели вы думаете, что мы дадим вам стать мучениками за вашу ложь?» (здесь говорит сам диавол, представляя истину ложью, а мучеников - преступниками).
   Блажены изгнанные правды ради, - утешает нас Господь, - Блаженны вы, когда будут вас гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Христос ублажает не смеющихся, но плачущих, говоря: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». А насмешникам грозно предрекает: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо возрыдаете и восплачете»... Заплачете, потому что увидите, что приложили Богом данную способность радоваться не к тому, к чему должно ее приложить, но к тому, что достойно муки. «Производители смеха в будущем веке постыдятся и во время веселия праведных восплачут и возрыдают» (святитель Димитрий Ростовский). Православный психиатр Н. Гурьев действие смеха сравнивает с действием перевёрнутого бинокля на рассматриваемые предметы: они отдаляются и уменьшаются. Всё, на что направлен смех, делается менее значащим, и отношение к нему становится более легким. Смех равно умаляет и добро, и зло. Если посмеяться над чем-нибудь хорошим, то оно вроде перестаёт быть хорошим и трудиться ради его обретения не имеет большого смысла. Если смех обращается на зло, то и оно делается маленьким, безобидным, совсем не страшным, не стоящим не только того, чтобы с ним бороться, но даже и того, чтобы от него отстраняться или просто опасаться. Что несет в себе смех? Во-первых, смешливый человек, вольно или невольно, резко обедняет себе жизнь, вычеркивая из нее серьёзные горести и большие радости, - всё мелко, всё никчемно, ничто не стоит серьёзного отношения. Во-вторых, человек временно облегчает себе жизнь, ибо всё мелкое и незначащее воспринимается легче. И, наконец, в-третьих, насмешливый человек, умаляя своей насмешкой окружающее, иллюзорно возвеличивается в собственных глазах.
   В соединении со снисходительностью, насмешливость образует черту характера, которую принято называть ироничностью, которая с усмешкой констатирует малость и незначимость всего происходящего по сравнению с мечтательным «величием» ироничного человека. Насмешливость (ироничность, смехотворство и юмор) сопровождается ощущением духовной опустошённости. Человек после приступов смеха делается доступнее для любых отрицательных воздействий, делается легко ранимым. Поэтому давно замечено, что за смехом, особенно у детей, следуют слёзы.
  Оборотная сторона насмешливости - отчуждённость. «Едкий» смех - не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это - пародия на евангельскую соль мудрости. Предел духовной нечистоты смеха - «гомерический хохот», гоготание... Шутку, - отмечает архимандрит Рафаил (Карелин), - чаще всего рождает не доброта, а нечто совсем противоположное: превозношение и садизм; унижая человека в шутку, мы под видом добродушной игры доставляем удовольствие своему жестокому сердцу. Поэтому шутка выключает человека из духовной жизни». Шутка – это создание ложного мира, мира карикатуры, а значит – демонического, потому что отец лжи - диавол. «Есть два смеха: светлый и тёмный, - рассуждает об этом архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). - Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет лёгкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех - несветлый. Если же в груди жёстко и сухо, и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в искривлении черт лица».
   По учению святых отцов, бесчинный смех - знак сластолюбивого сердца, души слабой и немужественной; смех рождается от беса блуда, от тщеславия, дерзости и пресыщения; смех расточает собранное в душе добро, удаляет от благодати Господней, убивает память смертную, производит забвение Страшного Суда. «Ничто не делает нас столько сообщниками мира, и живущих в мире, и тех, которые в мире преданы пьянству и блуду, и не удаляет нас столько от сокровищ премудрости и познания тайн Божиих, как смехотворство и дерзновенное парение мыслей» , – наставляет преподобный Исаак Сирин. По его словам, «остроумие речей остужает в душе горячность любви ко Христу» («Слова подвижнические», слово 68). «Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, - учит преподобный Иоанн Лествичник, - то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех» («Лествица», слово 7-е). Если человек блюдёт себя, благоговеет перед тайной жизни, то он будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдёт перед Богом. И всё у него будет чисто и ясно». Священник Андрей Горбунов.

Лук.6:21 – «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь». 

Иов.8:21 – «Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием».

Пр.14:9 – «Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение».

Сын блудный расчитался с любящим отцом,

Именье дармовое с друзьями растранжирил;

Одумался, очухался, со свиньями потом,

И отощал до нельзя, простясь с подкожным жиром.

       А бывшие дружки и девки-мотыльки

       Развеялись бесследно с дымом папиросным;

       Остались лишь наколки, а жар печёт, слепит,

       И гнутые шприцы валяются без спроса.

Бог надоумил совесть, покинутый очнулся,

Осматриваться начал на прошлую житуху;

Как вспомнит эпизоды, так нервы сводит скулы,

От голода от ног и до лица опухло.

       Где собутыльники?.. и память опросталась, –

       Нахлебники в беде лишь лишняя обуза.

       И служат Афродите бесстыжие «весталки»,

       Забота у безбожных лишь пить и жрать от пуза.

В отеческих пенатах с обильностью в достатке

Наёмники и те нуждой необоримы.

Лук с чесноком, огурчики, и на запивку сладким.

Нуждою вопиющей звенят его вериги.

       Надумал возвратиться и, воздохнувши, встал,

       Стараясь запахнуться в своё тряпьё-лохмотья.

       Чем ближе, тем быстрей – знакомые места,

       Головку  «журавля» вот-вот уже рассмотрит.

И наконец увидел бегущего отца…

Да, он готов на труд наёмником наняться.

Ту встречу за столетия не могут описать,

Отец стал для него давно забытой няней.

       Богатое застолье, молва и  «дым столбом»,

       Захвачены весельем наёмники и слуги,

       И снова сыновья как в юности вдвоём:

       Какой же их отец, и как обоих любит!

Да, этот путь – маршрут моих скитаний,

Не забывая прошлого, в сегодняшнем плыву.

Поверьте Слову Божию и праздник ваш настанет,

Отец тебя простит, обняв твою главу.           08.04.09. ИгЛа


283

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: