Вопрос на тему «Внутренний мир человека»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 28
Вопрос 3948:
Если бы Вам пришлось быть близко знакомым лично с Высоцким, то смогли ли бы помочь ему избавиться от пьянства? И такой талант был бы ещё долго на пользу людям.
Ответ И.Т. Лапкина:
Как
говорил Иоанн Златоуст: “Ни я, ни Бог
тебе не помогут, если ты сам себе не
поможешь”.
“С
пьянством можно бороться по-разному.
Один из способов борьбы – рассказать
правду о трагической жизни человека,
погибшего от пьянства. И особенно сильное
впечатление этот рассказ производит,
если этот человек – любимец всего
народа.
Федор Раззаков, написавший
большую (500-страничную) книгу «Владимир
Высоцкий. По лезвию бритвы», вышедшую
в прошлом году, главной её темой сделал
пьянство поэта. Вернее, как он пишет в
предисловии: «…собрав о Владимире
Высоцком массу всевозможного устного
и печатного материала, я старался понять:
почему он так сильно пил, чего не хватало
ему в жизни? Почему из молодого человека,
когда-то принявшего в компании стакан
вина, получился законченный
алкоголик?
«…никто
не гибнет зря. Так лучше, чем от водки и
от простуд…» Так
пел Владимир Высоцкий за 14 лет до своей
смерти. Он не желал себе гибели от водки,
но всё равно пил, с каждым годом «уходя
в пике» всё сильнее и сильнее». Ответ,
на заданные в предисловии вопросы, можно
свети к нескольким пунктам: причиной
пьянства была отягощённая наследственность,
раннее знакомство с зельем (с 13 лет),
тяжёлая семейная обстановка в детстве
(несложившиеся отношения с отчимом),
социальная несправедливость, неудачи
в личной жизни. То есть ничего
оригинального. Миллионы людей на земле
живут с теми же проблемами, но не все из
них становятся алкоголиками. Хотя многие
и становятся. На наш взгляд гораздо
ближе к полному ответу на вопрос о
причинах пьянства Высоцкого подводят
параллели, разбросанные по всей книге,
– судьба Высоцкого ставится в ряд судеб
других известных талантливейших русских,
советских и зарубежных писателей,
актёров, музыкантов: Сергей Есенин,
Александр Твардовский, Александр Фадеев,
Михаил Шолохов, Геннадий Шпаликов,
Николай Рубцов, Джек Лондон, Эрнест
Хемингуэй, Джон Ленон, Роберт Бернс…
Страшный список страдавших от «весёлого
убийцы» – алкоголя – можно было бы и
продолжить.
Но всё-таки, сравнивая
нашу отечественную и американскую
литературу, Ф.Раззаков утешает читателя:
«Вообще чуть ли не вся американская
литература создана алкоголиками. Из
шести американских писателей, нобелевских
лауреатов по литературе, трое – С.Льюс,
Ю.о’Нил, У.Фолкнер – в течение длительных
периодов жизни были запойными пьяницами,
алкоголиками. Двое из лауреатов –
Э.Хемингуэй, Д.Стейнбек – тоже много
пили».
Наши писатели – нобелевские
лауреаты пьяницами не были. Но, повторимся,
всё-таки многие русские писатели были
и, по сей день являются сильно зависимыми
от спиртного.
Такую же книгу, как о
Высоцком, с подробными описаниями пьяных
срывов и их последствий, увеличивавшейся
год от года зависимости от алкогольной
наркотизации можно было бы написать и
о других наших писателях…
Самое
распространенное сравнение – сравнение
Высоцкого с Есениным. Справедливо
написал один из критиков – «у каждого
из них был свой чёрный человек». И, что
очень важно, – это, кстати, отличает
Высоцкого от многих «пьяных знаменитостей»
и, грубо говоря, от «собутыльников», –
он видел и знал о существовании этого
«чёрного человека».
Во
мне два Я – два полюса планеты,
Два
разных человека, два врага…
И
я борюсь, давлю в себе мерзавца, О, участь
беспокойная моя! -
Боюсь ошибки, может
оказаться, Что я давлю не то второе
Я…
Искореню, похороню, зарою, -Очищусь,
ничего не скрою я!
Мне чуждо это Я моё
второе, Нет, это не моё второе Я!Эта
раздвоенность проявлялась постоянно,
справиться с ней у Высоцкого не хватало
сил. Показателен разговор Высоцкого с
лечащим врачом – Михаилом Буяновым,
который приводится в книге Ф.Раззакова:
«Вы
поёте о романтике, о силе воли, о
товариществе – вот на деле и покажите
себя. А то в песнях вы одно, а в жизни
совсем другое». — Вы говорите не как
врач. Врачи всегда соглашаются, а вы со
мной спорите. — Видите ли, пьянство и
наркомания – это не аппендицит или
инфаркт, которые мало зависят от воли
человека. Пьянство – следствие свободы
выбора, человек совершенно сознательно
приобщается к этому пороку и расстаётся
с ним по собственной воле. Неслучайно
наибольшую помощь подобной публике
оказывают не медики, а священники. В
психиатрии главное оружие врача – его
личность. Если личность лекаря сильнее
личности пьяницы, и лекарю удаётся
отговорить от такого образа жизни, в
котором стержнем является водка, то
вовсе не важно, кто по профессии этот
лекарь. Если человек не намерен избавиться
от своего порока, никто не может сделать
это помимо его воли».
- Так выходит, я
не больной человек? - Вы больной, больной
вытекает из вашего образа жизни, который
вы выбрали. - Но ведь вся страна пьёт, а
среди актеров половина – алкаши. - Не
вся страна пьёт, кто-то и работает. На
это Высоцкий ничего не ответил, больше
они не виделись». В биографии Ф.Раззакова
рассказывается о том, что в жизни
Высоцкого были периоды, когда он активно
сопротивлялся своему «чёрному человеку»,
тогда он ненавидел пьянство вообще, и
этот праведный гнев держал его вдали
от «рюмки». И, надо сказать, в те периоды
борьба была более результативной, чем
тогда, когда он «подшивался». Во время
принудительного лечения его стали
посещать мысли о самоубийстве:
Устал
бороться с притяжением земли -
Лежу,
– так дальше расстоянье до петли. И
сердце дёргается словно не во мне, -Пора
туда, где только «ни» и только «не».Книга
Ф.Раззакова – очень нужная для русских
людей книга. Жизнь и судьба Высоцкого
у нас всегда романтизировалась. Мы
любили и любим его песни, и мы привыкли
считать его «жертвой режима», привыкли
думать и говорить: «Он не мог выдержать
той лжи, которая царила вокруг, его не
понимали, его травили, потому он и пил.
Он в этом не виноват». И сами мы не
замечаем, что из такого рассуждения
можно сделать общезначимый вывод: когда
не понимают, когда клевещут, когда
времена трудные, не грешно и выпить,
расслабиться, – иначе нервная система
не справится с нагрузкой. Судьба
Высоцкого, рассказанная Ф.Раззаковым,
доказывает – чем больше уступаешь
желанию расслабиться, тем страшнее
становится зависимость от «чёрного
человека». И даже сильный, с «бойцовским
характером» пьяница не может сам
справиться со своим страшным противником.
Реалистический, а не романтический
взгляд на поэзию и судьбу Высоцкого
заставляет проводить черту между
Божиим
даром, которым он был наделён, и
греховной жизнью, которая зачастую
находила отражение и в песнях. Так что
далеко не всё написанное Высоцким можно
читать и петь без повреждения души, –
имею в виду прежде всего его блатные и
пьяные песни, тем более те, которые и
записаны были на плёнку во время пьяного
застолья. Читая биографию Высоцкого,
невольно вспоминаешь слова старца
Варсонофия и старца Нектария Оптинских
о наших писателях: «У них на душе всегда
кошки скребут. И без этого нельзя».
«Можно приобрести славу всего мира, а
душу свою потерять». Эти старцы, особенно
часто напоминавшие своим духовным чадам
о судьбах наших писателей, говорили,
что гению спастись труднее всего, – у
него больше искушений, чем у простого
человека, на него больше воюет «чёрный
человек». Спасти гения могут только
глубокое покаяние (старцы всегда ставили
в пример Достоевского) и молитва. Молился
ли кто-нибудь за Высоцкого при жизни?
Молился ли он сам? Каялся ли?
«Журналистское
расследование» ведущего канала «Культура»
Дмитрия Менделеева доказало, что Высоцкий
был крещён. В его последних стихах немало
покаянных нот, памяти о смерти (он знал,
что он обречён) и о Боге. Как много значит,
например, строчка:
«Купола
в России кроют чистым золотом, Чтобы
чаще Господь замечал…» В
последних стихах ясно и чётко говорится
о том, что поэта ждёт Небесный Судия,
перед Которым в скором времени ему
придётся предстать. Но нет у нас никаких
свидетельств о том, что Высоцкий прибегал
к церковным Таинствам, о том, что он хотя
бы изредка заходил в храм. Хотя это могло
быть тайной души и Бога… Не было в
окружении Высоцкого верующих людей,
были ли молитвенники – это вызывает
больше всего сомнений. Со своим страшным
врагом, который, в конце концов, стал
его убийцей, Высоцкий постоянно оказывался
наедине. О том, что его мучения достигли
в конце жизни пределов человеческого
терпения, говорится в одном из последних
стихотворений, которое начинается со
строки: «И снизу лёд, и сверху – маюсь
между…» Уже при жизни Высоцкий
вкусил адские муки, он даже в песнях
кричал об этом, он как бы предупреждал
своей судьбой: «Люди! Не ходите по этим
дорогам, они кончаются мучительной
смертью ещё при жизни». Фотографии
Высоцкого последних лет (одна из них на
обложке книги Ф.Раззакова), последние
видеозаписи заставляют внутренне
содрогнуться: такой запредельный надрыв,
мучение, отчаяние сквозит в этом взгляде.
«
Спасите
наши души, мы гибнем от удушья!»
Дошло ли это предупреждение, как и,
например, предупреждение другого
великого поэта, которого любил
Высоцкий:
«Не
таюсь я перед вами, посмотрите на меня,
Я стою среди пожарищ, обожжённый языками
Преисподняго огня». (
А.Блок)
– до русских людей? По всейвидимости,
нет. В книге Ф.Раззакова справедливо
говорится о том, что переменить ситуацию
с пьянством в России можно только на
государственном уровне. «На Западе, где
ко всему относятся практично, прекрасно
понимают, какой колоссальный вред
обществу наносит пьянство, вкладывают
немалые деньги в антиалкогольную
кампанию. Многие знаменитости Запада,
переболевшие когда-то этой болезнью,
теперь открыто пропагандируют трезвый
образ жизни и призывают к этому и тех
своих коллег, кто ещё не успел одуматься…
В нашей больной стране пока этого нет».
Доживём ли мы до тех времён, когда
ситуация переменится – Бог весть. А об
одной из жертв «последней войны», которая
много десятилетий совершается на нашей
земле, в том числе при помощи водки,
наркотиков и курева – о Владимире
Высоцком теперь есть кому помолиться.
Слава Богу, есть теперь те, кто просит
у Господа простить его «прегрешения
вольная и невольная и нас помиловати и
спасти».
http://www.rusk.ru/st.php?idar=103361 Неем.1:9
– “[когда]
же обратитесь ко Мне и будете хранить
заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы
вы изгнаны были на край неба, и оттуда
соберу вас и приведу вас на место, которое
избрал Я, чтобы водворить там имя Моё”.
Ис.44:22 –
“Изглажу беззакония твои, как туман, и
грехи твои, как облако; обратись ко Мне,
ибо Я искупил тебя”.
Иоил.2:12 – “Но
и ныне еще говорит Господь: обратитесь
ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче
и рыдании”.
Ам.4:9-11 – “Я
поражал вас ржою и блеклостью хлеба;
множество садов ваших и виноградников
ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших
пожирала гусеница, - и при всём том вы
не обратились ко Мне, говорит Господь”.
Зах.1:3 – “обратитесь
ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я
обращусь к вам, говорит Господь Саваоф”.
Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто При всех её поцеловал.
-
Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом И той особой теплотой,
Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.
С.Михалков