размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3929

Вопрос на тему «Евреи, масонство»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 27

Вопрос 3929:

Ко мне подошёл вполне вызывающий доверие человек на площади, где мы стоим с книгами, и стал говорить, что все беды в России от грабежа жидов и что мы, христиане, пользуясь жидовской Библией, несём русскому народу кабалу, как их “праведник” Иосиф, закабаливший весь Египет. Что нужно было ему ответить, чтобы убедить, что Иосиф не жид, а святой?

Ответ И.Т. Лапкина:

Вам самому нужно хорошо знать содержание Библии и её толкование по святым отцам. Это вам встретился очередной патриот земного отечества, но незнающий, быть может, ничего о небесном Отечестве. Такие были и до революции. Вот отрывок из статьи как раз на эту тему:

“…Но ещё большую опасность представляет неумелое обращение с Ветхозаветною Библиею, которое обнаруживают иногда светские ревнители православного русского дела в своих патриотических печатных произведениях, разрешающих различные современные общественные и политические вопросы. Русский писатели, публицисты, горячо преданные Православной Церкви и русскому народу, не могут, конечно, обойти молчанием еврейского вопроса. Они ясно видят ту грозную опасность, которая надвигается на святую Церковь Христову и русское Царство со стороны воинствующего Израиля. Они спешат спасти своих дорогих соотечественников от погибели. А для сего они сочиняют статьи, выясняющие степень участия евреев во всех современных нам смутах и злоключениях. Такую деятельность русских патриотов можно только похвалить. Но дело вот в чём. При разъяснении и разработке еврейского вопроса патриоты нередко пользуются Священным Писанием, преимущественно Ветхим Заветом. Это ещё не беда. Почему же не обратиться и к Священному Писанию, когда оно много поможет нам в уяснении современного жгучего еврейского вопроса. Но горе наше в том, что и патриоты, ревнующие о славе Церкви Божией и о благоденствии русского народа, не умеют пользоваться Священным Писанием. Главная ошибка патриотических писателей в этом случае состоит в том, что они пятикнижие Моисеево, а также все прочие книги Ветхого Завета иногда смешивают с талмудом, а современных нам жидов отожествляют с ветхозаветными израильтянами и к последним предъявляют такие же нравственные требования, какие обязательны только для нас, новозаветных последователей пришедшего в мир Христа Спасителя. Ярким доказательством сейчас сказанного мною может послужить статья покойного генерала М.И.Драгомирова об Иосифе Прекрасном, напечатанная им в №761 «Разведчика» и перепечатанная в №34 «Русского Дела» за 1905 год редактором оного, известным горячим русским патриотом С.Ф.Шараповым. Эта статья посвящена еврейскому вопросу. Кто учил священную историю, тот, конечно, хорошо помнит жизнеописание Иосифа Прекрасного, одного из 12 сыновей родоначальника евреев, патр. Иакова. М.И.Драгомиров в своей статье излагает совершенно особый взгляд на жизнь и деятельность Иосифа, идущий в разрез с установившимися у нас, православных христиан, воззрениями на сию личность. А посему я позволяю себе остановить ваше особенное внимание на этой статье, содержание которой при сем изложу обстоятельно.
Прежде всего М.И.Драгомиров в этой статье жалуется на то, что у нас в учебных заведениях «жидовская история» (так он называет, очевидно, свящ. Историю Ветх. Завета) «преподается мёртвенно, бледно, бесцветно». Авторы учебников этой истории пишут, а потом и преподают их так, как будто они сами раввины, а не православные люди, т. е. замазывают в ней неказистые стороны, давая, вместо фактов, только полуфакты и тем сообщая им превратное освещение… Таким образом, большинство фактов жидовской истории читается, да не дочитывается… и никто потом в неё не заглядывает. А заглянуть очень стоит, хотя бы для того, чтобы понять всё величие мудрости Иосифовой, благодаря которой он составил и осуществил грандиозный проект социального переворота, состоявшего в обезземеливании целого Египетского народа. «Дело было так, говорит Драгомиров: один из приближённых Фараона, Пентефрий, садит в тюрьму своего слугу жидка Иосифа, якобы по наветам своей жены. Несколько времени спустя, вероятно, недолго, Фараону снится известный сон о семи жирных и семи тощих коровах (думаю, а, конечно, может и ошибаюсь, что автор этого сна был тот же Иосиф). Вдруг преступник, брошенный в тюрьму по обвинению в преступлении, за которое в Египте по голове, вероятно, тоже не гладили, оказывается настолько вещим истолкователем снов, что его признали достойным предстать пред очи Фараоновы. По истолковании сна новая и совершенно феерическая перемена декораций. Каторжник попадает в первые министры. Чтобы этого не случалось и в других местах, сказать нельзя; конечно, бывает, но при подобных превращениях всё же соблюдается некоторая постепенность в чинопроизводстве. Настают урожайные годы, Иосиф собирает хлеб; вероятно, даром, так как о плате за него в книге Бытия ничего не говорится. Опять же народ первобытно прост, ах, как прост! Да и урожаи безобразно обильные. «И настал первый год голода по всей египетской земле, – говорит книга Бытия, – и такой был голод, что Иосиф выбрал за хлеб все деньги, какие только были у Египтян. И настал второй год голода по всей египетской земли, и такой был голод, что Иосиф выбрал за хлеб всю скотину, какая только была в стране. И настал третий год голода по всей египетской земле, и такой был голод, что пришли к Иосифу египтяне и говорили: вот ты у нас все деньги забрал, всю скотину забрал, бери теперь нас и дай нам хлеба. «Мне вас не нужно, – сказал Иосиф, – а считайте, что от сих пор земля не ваша, а фараонова; он отдаёт её вам в обработку, а вы ему за это должны отдавать пятую часть урожая».

“Итого 20% с валового дохода”! – восклицает Драгомиров. – “Замечательно, что об остальных четырёх голодных годах не сказано ни слова: наглядное доказательство того, с какою целью приснился сон и сделано его истолкование. Тогдашние публицисты ещё не понаторели в заметании следов, как современные: раз цель достигнута, чего болтать по-пустому”. Так излагает историю про “легендарного” (sic!) Иосифа Прекрасного генерал М.И.Драгомиров на основании данных первой библейской книги Бытия. В этой истории он видит только доказательство того, что “жидовская раса с древнейших времен остаётся верною себе” и что “никто, как жид, не способен ограбить человека или даже целый народ с таким высоким искусством, что ограбленные ему же за это кланяются в ноги”. Можно ли согласиться с такими взглядами Драгомирова на личность библейского Иосифа Прекрасного? – Конечно, нет. Мы не будем здесь подробно рассказывать историю Иосифа Прекрасного, потому что это без нужды только растянет настоящую нашу статью. Кто не помнит этой истории, тот пусть прочитает её в Библии (кн. Бытия, 37:39-48 и 50 гл.). Заметим только, что в подлинной Библейской истории (а не переделанной по-драгомировски) Иосиф действительно является святым человеком. Таким его и представляет первая библейская книга Бытия, неоднократно сообщая на своих страницах, что Господь” был “со Иосифом и благопоспешаше в руку егоБыт.39:2-5,23. А если так, то статья Драгомирова оказывается кощунственным издевательством над святым угодником Божиим. А что подобный отзыв нисколько не преувеличен, это доказывается следующими соображениями: 1). Драгомиров смотрит на книгу Бытия, как на публицистическое произведение, на писателя её, как на публициста, а потому с его точки зрения в ней заключается много легендарного. Взгляд, как видите, опасный, противный Православной Церкви, которая учит, что книга Бытия написана, по вдохновению Св. Духа, пророком Моисеем, неоднократно беседовавшим с Самим Богом и получившим от Него на Синае закон. В первых главах этой книги излагается история происхождения мира и грехопадения человека, что составляет один из основных догматов христианской веры. Книга Бытия написана вовсе не с целью поддержать жидовские интересы, как полагает Драгомиров, а для того, чтобы сообщить людям, откуда произошёл мир и человек, и как возникло и развивалось зло в человеческом роде. В книге Бытия никаких легенд, никакой лжи нет и быть не может, ибо всё написанное в ней есть непререкаемая истина, внушённая Духом Божиим св. прор. Моисею. Если же мы допустим в этой книге существование легенд и выдумок (каковы, например, по словам Драгомирова, сны Фараоновы), то почему же не предположить, что и первые три главы её заключают в себе легендарный элемент?

И в самом деле, в этих-то главах говорится о том, как Бог сотворил мир в продолжении шести дней, как Он создал человека и как диавол во образе змея соблазнил в раю первых людей. Откуда же мог знать Моисей все эти подробности? Очевидно, это легенда, дошедшая до Моисея по преданию и, конечно, претерпевшая немало изменений, – может заключить какой-нибудь современный маловерующий читатель кн. Бытия. А если мы всю историю творения мира и грехопадения человека превратим в легенду, не имеющую непререкаемой исторической достоверности, то мы в таком случае по необходимости отвергнем и православный догмат о грехопадении и греховности человеческого рода. За уничтожением этого последнего мы, естественно, должны будем отказаться от высокого православного учения об искуплении падшего рода человеческого Иисусом Христом от греха, проклятия и смерти. Сказать проще: если человек не согрешил, то не было нужды и приходить в мир Искупителю. В таком случае исторический Христос является не Искупителем, не Богочеловеком, а обыкновенным простым человеком, хотя бы гениальным, учителем людей и основателем новой религии, которая уже не имеет для нас никакого божественного авторитета. Христос такой же обыкновенный основатель религии, как и Магомет, Конфуций, Будда и т. п. Таким образом, опровергается всё христианство и на Евангелии ставится крест. Такого-то полного уничтожения христианства и добиваются враги последнего, в особенности жиды. Ведь вот в какие дебри может забраться тот, кто позволяет себе легкомысленно обращаться с Богодухновенными книгами свящ. Писания. Драгомиров в своей статье об Иосифе выставил себя, как непримиримого врага жидов, пустился в погоню за ними с библейским оружием, а кончил тем, что оказался их другом. Нашим жидам остаётся только поблагодарить Драгомирова за подобную статью. 2). По словам Драгомирова выходит, что Иосиф был человек весьма сомнительной нравственности; он был настоящий жид, пройдоха, жестокий человек, обобравший целый народ. Так ли это? Конечно, нет. Книга Бытия, в которой подробно излагается история Иосифа, представляет нам последнего совсем в ином свете. И в самом деле, по какому праву Драгомиров обвиняет Иосифа в нецеломудрии, когда книга Бытия ясно, точно и определённо повествует нам, что не Иосиф покушался на честь жены Пентефрия, а наоборот, последняя покушалась на честь своего юного и красивого раба? На каком основании генерал позволяет себе так свободно переиначивать повесть из Богодухновенной книги? Зачем Драгомиров опустил в своей статье сообщение бытописателя о том, что Иосиф ещё в темнице истолковал сны виночерпию и хлебодару и что его предсказания, данные последним, исполнились в точности? А это важный пропуск, о котором нельзя умалчивать. Толкование снов в темнице показало, что Иосиф обладал даром прозорливости, который подаётся Богом только праведникам. Конечно, последний факт свидетельствовал не в пользу Драгомирова, а потому он его и опустил. Далее Драгомиров утверждает, что Иосиф сидел в темнице, вероятно, недолго, а книга Бытия точно указывает, что после истолкования снов виночерпию и хлебодару он пробыл там ещё два года (Быт.41:1); а сколько он высидел раньше, неизвестно. Значит, Иосиф немало времени провёл в заключении. Почему же Драгомиров не справился об этом в Библии поточнее? – А потому, что и это ему невыгодно было. Далее, Драгомиров высказывает предположение, что и сны Фараона о семи полных и семи тощих коровах были выдуманы Иосифом. Предположение крайне нелепое, почему и сам автор его с колебанием замечает: “Конечно, может, и ошибаюсь”. В таком случае, для чего же и высказывать такие нетвёрдые предположения? Ведь в самом деле, в книге Бытия прямо сказано, что эти сны видел сам Фараон, который и рассказывал их сначала египетским мудрецам, а потом и Иосифу. А Иосиф уже прямо заявил Фараону, что он не по своему разумению толкует сны, а как открыл ему Бог. При объяснении снов Фараона Иосиф ещё раз обнаружил дар прозорливости, ибо всё сказанное им относительно семи плодородных и семи голодных годов сбылось в точности. Значит, Иосиф не мог выдумать такого сна. Да и для чего ему было придумывать? Для того, чтобы попасть в первые министры, как выражается Драгомиров? – Но ведь книга Бытия сообщает нам, что, истолковав сны, Иосиф посоветовал Фараону избрать сановника и поставить его над всею землею Египетскою, поручив ему сделать надлежащие запасы хлеба. На себя Иосиф тут не указывал и Фараон мог назначить на такую должность другое лицо. А если оказался избранным сам Иосиф, то, значит, такова была воля Божия и желание самого Фараона.

3). Самое главное обвинение, возводимое Драгомировым на Иосифа, состоит в том, что последний произвёл в Египте такую же социальную реформу, какую хотят сделать и наши революционеры в России, и что он просто-напросто жестоко обобрал египтян. Опять, так ли это? Действительно, Иосиф скупил за хлеб у египтян всю землю Фараону, но тут ещё нет ничего дурного. Ведь египтяне предлагали Фараону не только свою землю, но и себя самих отдавали ему в рабство. Однако Иосиф, по словам самого Драгомирова, не принял их в рабство, хотя это легко мог бы сделать. Далее, Иосиф установил, чтобы египтяне давали в казну Фараону только пятую часть всего урожая. Платили они 20% с валового дохода натурою, а не деньгами, что, конечно, весьма облегчало их положение. А ведь мог бы Иосиф потребовать от египтян и большего, пользуясь их безвыходным положением. Он имел полную возможность совсем лишить их великой свободы и обратить в бесправных рабов, но этого не сделал. Установив давать Фараону только пятую часть с урожая, Иосиф этим самым поставил на будущее время границу и требованиям Фараоновым, которые не могли искать больших взносов. Наконец, иное дело платить дань натурой, а иное – деньгами. При условиях, поставленных Иосифом, египтяне имели право и ничего не давать Фараону, если у них был полный неурожай. А при условии платить за землю деньгами арендаторы бывают всегда обязаны уплатить хозяину арендные деньги полностью, хотя бы у них и ничего не выросло. Наконец, нельзя древние порядки оценивать по-нынешнему, ибо, что в настоящее время нехорошо, то могло оказаться полезным в древние времена, и наоборот. Это – вообще. В частности, к ветхозаветным и языческим временам нельзя предъявлять требований современных, христианских. Например, многожёнство в христианском мире, безусловно, возбранено и составляет великий грех, а в Ветхом Завете даже такие праведники, как Авраам, Иаков имели по несколько жён одновременно, и это не помешало им сделаться святыми. Тогда были иные законы и требования. Подобным образом и закон Иосифа по земельному вопросу в Египте является весьма снисходительным для тогдашнего бесправного времени, когда во всех древних государствах процветало самое суровое рабство. Неудивительно после всего сказанного, если св. Иоанн Златоуст восхваляет Иосифа за аграрную реформу в таких словах: “Видишь ли щедрость Иосифа? Зная, как египтяне отягощены нуждою, зная, сколько труда и усилий они должны были перенести при обрабатывании земли, он говорит им: семена я вам буду доставлять, а обо всём прочем вы сами употребите ваше старание, и если будут плоды, отдавайте одну часть, а четыре части будут оставаться у вас и в награду за труды, и в запас для пропитания вашего (Творения И.Златоуста, т. IV, стр. 703. Изд. СПб. Дух. Академии, СПб., 1898).

Нужно заметить, что Иосиф хлопотал не для себя и своего народа, а для Фараона, который был египтянином по национальности. Иосиф знал, что евреи недолго будут жить в Египте и что в назначенное Богом время они возвратятся в Обетованную Землю, а потому и сделал завещание последним перенести туда из Египта и свои кости (Быт.50:24-25). Одним словом, между социально-экономическою реформою, произведённою Иосифом в Египте, и аграрным (вернее сказать, ограбным) проектом нынешних социалистов дистанция огромного размера. Таким образом, вопреки дерзкой характеристике Драгомирова, библейский Иосиф Прекрасный, по свидетельству самой же книги Бытия, в которой описана его жизнь, является человеком праведным и святым. Таковым его признаёт и св. Православная Церковь. После всего сказанного нами неудивительно, если всякий православный христианин, хотя мало-мальски знакомый с Библиею, со свящ. историей и учением св. Церкви, возмутится при чтении таких кощунств, какие дозволяет себе произносить православный патриот Драгомиров на святого, прославляемого Православной Церковью. Меня, по крайней мере, эта статья возмутила настолько, что я до сих пор не могу успокоиться, несмотря на то, что прошло уже более года после её напечатания. Известный нам архимандрит Андрей (в мире князь Ухтомский, человек весьма образованный), выражая своё неодобрение редактору “Русского дела” С.Ф.Шарапову за перепечатку разбираемой кощунственной статьи Драгомирова, писал ему следующее: “Я убеждён, что бранью евреев Вы портите себе дело, искажаете в глазах поверхностного читателя тон Вашего издания, даёте ему ложное представление о своём “Русском деле”, которому хотите служить. Поэтому же на вашем месте я ни за что не поместил бы в “Русском деле” статью М.И.Драгомирова, позволившего себе издевательства над святым, чтимым Православною Церковью” (См. “Русск. Дело”, № 37, 1903 г., стр. 5). В ответ на это возражение о. архим. Андрея С.Ф.Шарапов сделал к приведённым нами его словам следующее подстрочное примечание: “Очень просим разъяснить, с каких пор Церковь чтит, как святого, библейского Прекрасного Иосифа” (Там же). Бедный Сергей Фёдорович! Он вероятно позабыл уроки по Закону Божию, которые ему преподавались в гимназии. Или, может быть, батюшка законоучитель худо преподавал ему? Во всяком случае, мы с удовольствием даём следующий утвердительный ответ на вопрос, поставленный С.Ф.Шараповым об Иосифе: “Св. Православная Церковь чтит библейского Иосифа Прекрасного, как святого, со времён апостольских”. Сей ответ мы подтверждаем следующими доказательствами. 1). Св. Ап. Павел в 11-й главе своего Послания к евреям, восхваляя веру и подвиги ветхозаветных святых, между прочим, говорит об Иосифе Прекрасном следующее: “Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завещал о костях своих” – Евр.11:22. Такую веру Иосифа св. Апостол выставляет в качестве примера для подражания христианам. Значит, св. Ап. Павел почитал Иосифа как святого, оправданного пред Богом своею глубокою, твёрдою и непоколебимою верою, которую он запечатлел своими добрыми делами.
2). Великий учитель вселенной, св. Иоанн Златоуст, в своём слове – “Похвала св. вмч. Дросиде” упоминает и об Иосифе. Он там его называет “патриархом”, презиравшим настоящую жизнь, пренебрегавшим всем, которого недостоин был мир, странником и пришельцем, помышлявшим ежедневно о небесном, взиравшим на вышний Иерусалим и жившим по страху Божию” (Творения И.Златоуста, т. II, стр. 737, изд. СПб. Д. Ак., СПб., 1899). Итак, по выражению Златоуста, Иосиф был одним из таких великих праведников, каких и мир оказался недостойным. Далее, св. Златоуст в том же слове говорит, что Иосиф “сделал много великих благодеяний, был питателем египтян и покровителем, нашёл величайшее облегчение от голода, и то, что никому не было известно, он первый и один открыл и всем объявил, и, истолковав сновидения, не только предсказал голод, но и предложил достаточное врачество против него, так наполнив житницы египетские, что никто не чувствовал наступления голода” (См. там же, стр. 738). Относительно же завещания Иосифа о перенесении своих костей из Египта, исполненного в своё время св. прор. Моисеем, св. Златоуст рассуждает так: “Чудно и дивно было видеть, как при исходе были несены его кости. Тот самый Иосиф, который свёл евреев в Египет, опять предшествовал им и при возвращении, укрепляя в них терпение и надежду на будущее. Видя пред глазами своими эти останки, затем вспоминая всю эту историю и размышляя сами в себе, как он подвергся козням от братьев, был ввержен в ров, подвергался крайней опасности, жил в темнице, и о всём прочем, случившемся с ним, потом представляя, как он после всего этого сделался царём и первым в Египте, и попечителем и покровителем столь многих, они имели достаточные надежды на избавление от бедствий, постоянно постигавших их, научаясь от костей праведника, что никто из веровавших в Бога и ожидавших от Него помощи никогда не был Им оставлен” (См. там же, стр. 738-739). Итак, св. Иоанн Златоуст прямо называем Иосифа Прекрасного праведником, т. е. святым. Тот же Златоуст в своей беседе “Об отречении Петра” делает также сравнение Иосифа с Господом Иисусом Христом: “В Иосифе оказывается много сходного с Господом. Например, на Иосифа злоумышляли его родные… С Иосифа был снят разноцветный хитон, и тот хитон – свыше исткан (Иоан.19:23), который имел Господь, взяли воины и делили его между собою… Иосиф был оклеветан пред отцом; равным образом и на Господа клеветали пред Отцом – иудеи, называя его сыном плотника… Иосиф был продан измаильтянам, а Господь Иудою фарисеям. Иосиф, брошенный в пустой ров, вышел оттуда невредимым; и Господь, погребенный в новом гробе, воскрес тридневно…

Иосиф посрамил египтянку, Господь унизил синагогу; Иосиф открылся братьям, Господь по воскресении явился ученикам. Иосиф, заключённый в темницу с двумя евнухами, истолковал им сны; после чего один из них был съеден птицами, а другой возвратился в своё отечество; Господь, распятый среди двух разбойников, неверного предал в пищу геенне, а верного сделал первым гражданином рая. Иосиф послал отцу своему колесницы, Господь показал Отцу Своему евангельскую колесницу, запряжённую четырьмя животными; Иосиф был объявлен съеденным зверем, а потом провозглашён почти царём, и Господь был распят как человек и прославлен, как Бог” (См. Творен. И. Злат., т. VIII, стр. 774-775; изд. СПб., Д. Ак.; СПб., 1902 г. В патрологии Миня эта беседа Златоуста отнесена к числу спорных его произведений. Но это обстоятельство нисколько не изменяет нашего дела. Пусть беседа “об отречении Петра” написана не самим Златоустом, а кем-то другим, во всяком случае, она очень древнего происхождения и выражает в себе общецерковный взгляд на Иосифа Прекрасного, в чём убедимся дальше). Итак, по словам св. Златоуста, Иосиф был прообразом Христа Спасителя.
3). Другой великий отец и учитель Церкви, преподобный Ефрем Сирин, написал обширное слово “о прекрасном Иосифе”. В этом слове он называет Иосифа “честною опорою старости патриарха Иакова, благолепнейшим отроком, чудным юношею, источником целомудрия, совершенным победителем, дивным низложителем врагов, блаженным, честным юношею, праведником, святым и, наконец, адамантовым камнем”. Затем преп. Ефрем в этом же слове, подобно Златоусту, сравнивает Иосифа с Господом Иисусом Христом в следующих выражениях: “Как Господь из Отчего недра послан к нам спасти всех нас, так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братиям своим. И как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нёс он им мир от отца, так и жестокосердые всегда иудеи, увидев Спасителя, говорили: действительно Сей есть Наследник, убием Его, и наше будет всё (Мрк.13:7). Иосифовы братья говорили: “Предадим его смерти, и избавимся от сновидений его; таким же точно образом говорили и иудеи: Приидите, убием Его (т. е. Христа) и удержим достояние Его”. (Мф.21:38).

Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата, заклав его в своём произволении; таким же точно образом и мерзкие иудеи, вкушая пасху, заклали Спасителя. Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю. И как Иосиф в чертоге попрал всю силу греха, приобретя себе светлый венец за победу над госпожою своею египтянкою, так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши в ад, десницею Своею рассыпал там всё могущество самого несносного, неодолимого мучителя. Иосиф, когда победил грех, заключается в темницу до времени принятия им венца; так и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб. Иосиф в темнице провёл двухлетнее время, живя там в великой безопасности; и Господь наш три дня пребывал во аде, как сильный, не потерпев истления. Иосиф милостиво изводится из темницы по приказу Фараонову, и как истинный образ Христов, без труда толкует значение слов и предвещает будущее обилие; Господь же наш Иисус Христос возбуждён из мёртвых собственною силою, расхитил ад, в дар Отцу Своему приносит наше избавление, проповедует воскресение и вечную жизнь. Иосиф восседал на фараоновой колеснице, приняв власть над всем Египтом; и Господь наш, Царь прежде веков, на светозарном облаке восшедши на небеса, со славою восседает одесную Отца, превыше херувимов, как единородный Сын”. Далее, преп. Ефрем в своём слове сравнивает Иосифа со Христом, “паки грядущим судить живым и мёртвым”. Как Иосифу в Египте были приведены его братья, которые с трепетом поклонились ему, сознавая свою вину, так и Христу на Страшном Суде будут представлены “связанные страшными Ангелами все враги Его, которые не хотели, чтобы Он царствовал над ними”, и получат от Него вечное осуждение. Наконец, “как Иосиф свободно сказал братьям своим, приведя их в страх и трепет: я Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того, - так и Господь в светозарном виде покажет крест распявшим Его, и узнают они крест и Сына Божия, распятого ими”. Одним словом, по выражению преп. Ефрема Сирина, “Иосиф с юного возраста изображал собою два пришествия Христова, первое, бывшее от Девы Марии, и второе, которым всё приведено будет в трепет” (См. Творения преп. Ефрема, ч. II, стр. 27-29 и далее, Сергиев Посад, типогр. Снегиревой, изд. 4-е 1895 г. Замечательно, что преп. Ефрем Сирин, ублажая Иосифа как святого, преобразовавшего Христа, находит возможным называть евреев, враждебно относящихся к христианству, самыми суровыми именами, напр.: “Жестокосердые всегда, мерзкие иудеи” и проч.). Таким образом, и преподобный Ефрем Сирин почитает Иосифа Прекрасного как ветхозаветный прообраз грядущего в мир Христа. Приведённых свидетельств таких великих отцов Церкви, как св. Иоанн Златоуст и преп. Ефрем Сирин, живших в IV в., я полагаю, вполне достаточно для того, чтобы убедиться, что Иосиф Прекрасный считался святым ещё в глубокой древности. 4). После всего сказанного неудивительно, если и в церковно-богослужебных книгах мы встречаем много песнопений, составленных в честь св. Иосифа Прекрасного. По уставу св. Православной Церкви, память блаженного Иосифа Прекрасного чтится в понедельник на Страстной седмице, в неделю святых праотец и, наконец, в неделю свв. отец пред праздником Рождества Христова вместе с прочими ветхозаветными святыми. (Приводится на полных 3 страницах выписки из богослужебных книг о похвале Иосифу).

Нехудо было бы светским писателям в таких случаях, когда им приходится касаться Библии или религиозных вопросов, советоваться с образованными духовными лицами, которые всегда могут придти на помощь. Ибо это их обязанность. Ведь они – специалисты в богословии и знании Библии, а поэтому им и книги в руки. Я не думаю, чтобы нашлось такое духовное лицо, которое отказало бы светскому образованному человеку дать необходимые объяснения по интересующим последнего вопросам. Покойному Драгомирову вместо того, чтобы давать советы составителям учебников по священной истории В.Завета и законоучителям, как преподавать “жидовскую историю”, самому следовало бы прежде написания своей статейки об Иосифе обратиться за советом к лицам, получившим богословское образование в православных средних и высших учебных заведениях. Ведь тогда бы он и узнал, что священная история В.Завета не есть жидовская история, и не произошло бы тех возмутительных кощунств, какие он допустил на св. Иосифа. Покойный генерал М.И.Драгомиров был известен как большой юморист и весьма остроумный человек. В своё время это составляет приятное качество человека. Но не везде прилично обнаруживать своё остроумие. А острить и глумиться над Св. Библиею и угодниками Божиими – грешно и преступно. Бесспорно, конечно, то, что всякий православный русский человек обязан охранять свою веру, царя и отечество, – обязан вести упорную борьбу со врагами веры и отечества, а в особенности с жидами. Но нельзя бороться с ними чем попало. Нельзя же нам прибегать к бомбам, браунингам, поджогам, грабежам и ко всяким убийствам.
Неразборчивость в средствах борьбы свойственна нашим врагам – революционерам и жидам. Но мы ни в каком случае не должны подражать им. На стороне врагов ложь и зло, а на нашей стороне истина и добро. Мы верим в торжество истины и добра и знаем, что зло и ложь непременно получат достойное возмездие. А потому мы не будем прибегать к ложным и злым приёмам борьбы с врагами, дабы не погубить своего правого и доброго дела. Пусть прибегают ко всяким и безнравственным способам борьбы враги Православной веры, царя и русского народа. Их не замедлит постигнуть грозный суд Божий. Некогда ветхозаветный царь и пророк Давид говорил, указывая на своих врагов: Сии на колесницах, а сии на конех; мы во имя Господа Бога нашего призовем (Пс.19:8). Подобно ему и мы, русские православные люди, преданные своему царю и отечеству, указывая на своих врагов-революционеров, можем сказать: сии с бомбами и браунингами; и сии с ложью и клеветою, а мы имя Господа Бога нашего будем призывать: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать [к Тебе] (Пс.19:9-10). ДИМИТРИЙ (в миру СПЕРОВСКИЙ Николай Андреевич), архиеп. Старорусский (18.04.1865-22.04[5.05].1923). Пс.80:11 – “Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их”.


Образ твой, мучительный и зыбкий, Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» – сказал я по ошибке, Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица, Вылетало из моей груди.
Впереди густой туман клубится, И пустая клетка позади.

1912. Манделььштам

365

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: