Вопрос на тему «Канонизация»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 27
Вопрос 3915:
Жанна Бичевская ратует за канонизацию Ивана Грозного. Разве она не знает, что тот убил своего родного сына?
Ответ И.Т. Лапкина:
Подобных
вопросов не перечесть. И они настолько
ненужные, и деяния по канонизации любой
ничего не дают и только отводят от
благовестия. Благовестие – основное
назначение церкви. Когда Шукшин прослушал
пение Шаляпина на религиозные темы, он
прослезился и сказал: “А мы.. чёрт знает
чем занимаемся”. “Иван Грозный: на
протяжении веков его называли одним из
самых ужасных злодеев за всю российскую
историю, утонувшим в крови тираном,
убившим собственного сына и создавшим
первую в стране секретную полицию. Попробуйте
убедить в этом Жанну Бичевскую. Известная
с советских времен исполнительница
народных песен теперь поёт баллады,
посвящённые этому царю, и пропагандирует
на государственной радиостанции идею
его канонизации. Когда она рассуждает
о его святости, её глаза наполняются
слезами. Жанна посвятила царю XVI века,
которого она называет воином, служившим
церкви и истреблявшим врагов России,
свой последний альбом, вышедший этим
летом. Один из дисков она лично передала
Патриарху Алексию II. В какой-то из песен
с этого диска говорится, что Бог отметил
Ивана святым нимбом. «Они называют его
еретиком, но на самом деле он святой»,
– заявила Жанна в интервью.
Бичевская
не одинока в своём почитании грозного
царя, который, по словам историков,
уничтожил тысячи сограждан. Существует
целое движение, которое призывает РПЦ
объявить его святым. В это движение
входят священники, пошедшие против
официальной линии РПЦ, политики-националисты
и радикальные националистические
газеты, монархисты и всё больше и больше
простых православных верующих. По словам
представителей РПЦ, это движение является
серьёзной проблемой для церкви, поскольку
оно ведёт свою пропаганду и подминает
под себя тысячи людей, угрожая единству
церкви. Патриарх Алексий открыто
возмутился против идеи канонизации
Ивана, назвав «безумием» попытки уравнять
«убийц и мучеников, развратников и
святых». В настоящий момент комиссия
РПЦ по канонизации собирает исторические
свидетельства, доказывающие, что Иван
Грозный не может быть причислен к лику
святых. В прошлом «проивановские» силы
уже достигали некоторого успеха. В 2000
году та же самая коалиция добилась
причисления к лику святых последнего
российского царя Николая II (Романова),
казнённого вместе со своей семьёй
большевиками в 1918 году.
Церковь
поддалась этому
давлению, несмотря на то, что был прекрасно
известен
антисемитизм
Николая, и то, что он потворствовал
еврейским погромам в России.
Жизнь
Ивана Грозного делает его самой
неподходящей кандидатурой в святые. Он
первым из русских князей начал именовать
себя царём, он построил великолепный
Собор Василия Блаженного на Красной
Площади в память о своей победе в Казани,
он проиграл полякам и шведам Ливонскую
войну, которая длилась 24 года. Он создал
вселявшую ужас «секретную полицию»,
членов которой называли опричниками,
и возглавил погром, в результате которого
в 1570 году были убиты тысячи жителей
Новгорода. В 1581-м он убил своего сына
Ивана. Он был женат 7 раз (притом что
православная церковь разрешает не более
четырёх браков); он, как предполагается,
участвовал в убийстве митрополита
Филиппа, который порицал террор Ивана
и позднее был причислен к лику святых.
В детстве Иван Грозный любил сбрасывать
животных с крыши, а когда подрос, устраивал
пытки, инсценирующие библейские адовы
муки. Современные фанаты Ивана Грозного
называют все это «мифами, легендами и
ложью», созданными русофобами, католиками
и евреями. Вместо этого они величают
Ивана первым российским императором,
раздают на общественных мероприятиях
открытки с изображением иконы Ивана с
одной стороны и молитвой за него с
другой. Существует CD-диск, на котором
собраны свидетельства, которые должны
подтверждать их правоту, в частности
фреска XVI века одной из церквей Кремля,
где царь изображён с нимбом над головой.
Одной из главных причин роста популярности
идеи канонизации Ивана Грозного может
быть «наивное невежество» прихожан в
отношении их собственной истории после
десятков лет советских репрессий. Во
времена террора Иосифа Сталина в 1930-е
и 1940-е годы советский диктатор создал
нечто вроде культа Ивана Грозного, делая
упор на его духовность и кампании по
обузданию соперничающих князей. Сегодня
некоторые сторонники Ивана Грозного
призывают заодно канонизировать и
Сталина. По словам Бичевской, сейчас
они учат людей молиться о царе Иване. В
советские времена Бичевская прославилась
как исполнительница народных песен,
печальных баллад, которые в свое время
казались подрывными. В 1998 году она
заявила, что нашла Бога, встретив
человека, ставшего её мужем, сочинителя
религиозных песен из Тулы. Сегодня свой
религиозный национализм Жанна дважды
в неделю пропагандирует на государственной
радиостанции «Голос России». Тирады
против богатых «олигархов», лидеров
бизнес-сообщества, перемежаются с
призывами отобрать православную церковь
у коррумпированной иерархической
верхушки. «Они называют нас раскольниками,
– жалуется Жанна. – Они называют нас
разрушителями православия».
К Патриарху
Бичевская относится свысока, называя
его «просто боссом», окружённым в
советском стиле привилегированными
назначенцами – прямо «церковное
политбюро», замечает она. По её словам,
после каждой передачи, в которой она
упоминает об Иване Грозном, она получает
мешки писем. «Люди благодарят меня,
просят прислать им иконы и молитвы за
Ивана Грозного». С одной стороны, она
не отрицает, что Иван принимал участие
в зверствах. С другой – она уверена, что
всю эту «грязь» об Иване состряпали
католики”.
1Тим.1:7
– “
желая
быть законоучителями, но не разумея ни
того, о чём говорят, ни того, что
утверждают”.
Кол.2:18 –
“
Никто
да не обольщает вас самовольным
смиренномудрием и служением Ангелов,
вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно
надмеваясь плотским своим умом”.
Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звёздный день Твой светлый серафим
Громадный шар зажёг над мирозданьем
И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти Твои законы,
Всё пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.
Нет, Ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.
Меж тем как я – добыча суеты,
Игралище её непостоянства, –
Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
Ни времени не знает, ни пространства.
1879. Фет