размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3849

Вопрос на тему «Смерть»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 26

Вопрос 3849:

Тема смерти по-различному варьируется у писателей и поэтов. Насколько же описание смерти у них сходится с тем, что поведала о смерти человеческой Библия?

Ответ И.Т. Лапкина:

Не всегда сходится. И очень уж похоже, что некоторые в Библию даже и не заглядывали. Им бы только соригинальничать покрупнее. Такая ответственная и страшная тема, а они куражатся словами над тем, где человек вывалит в страхе язык и из орбит вылезут глаза. Плетут о смерти, об аде, и особенно об Ангелах и серафимах, демонах и сатане разную чушь. А когда кто говорит истину, таких назвают даже суесловами.


Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуия!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, –
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!

М.Цветаева


Деян.17:18 – «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение».


О мысли люты! Кончается мое
На свете бытие, Преходит житие,
Пришли последние минуты, Пришёл ко мне тот час,
Который преселяет нас Во мрачну бесконечность.
Отверста моему смятенну духу вечность:
Погаснут данные мне искры Божества,
Потухнут мысли все и чувство вещества,
В ничто преобращусь навек из существа;
Престрашною судьбою Расстанусь навсегда
Со светом и с собою, Засну, и не проснуся никогда.
На то ль я, Боже мой, произведён Тобою,
Чтоб сей вкусил я страх И претворился в прах?
Щедролюбивая и всемогуща сила
Нельзя, чтоб действие лютейшее сносила —
Восстану я опять. Но, ах, возможно ли исчезнуть и восстать?
Когда есть Бог, возможно,
А Бог, конечно, есть, мы знаем то неложно.

<1759>.А.П. Сумароков


Иов.21:19-26 – «[Скажешь]: Бог бережет для детей его несчастье его. - Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних? Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их».


Усопший брат! кто сон твой возмутил?
Кто пренебрёг святынею могильной?
В разрытый дом к тебе я нисходил,
Я в руки брал твой череп жёлтый, пыльный!

Ещё носил волос остатки он;
Я зрел на нём ход постепенный тленья.
Ужасный вид! Как сильно поражён
Им мыслящий наследник разрушенья!

Со мной толпа безумцев молодых
Над ямою безумно хохотала;
Когда б тогда, когда б в руках моих
Глава твоя внезапно провещала!

Когда б она цветущим, пылким нам
И каждый час грозимым смертным часом
Все истины, известные гробам,
Произнесла своим бесстрастным гласом!

Что говорю? Стократно благ закон,
Молчаньем ей уста запечатлевший;
Обычай прав, усопших важный сон
Нам почитать издревле повелевший.

Живи живой, спокойно тлей мертвец!
Всесильного ничтожное созданье,
О человек! Уверься наконец:
Не для тебя ни мудрость, ни всезнанье!

Нам надобны и страсти и мечты,
В них бытия условие и пища:
Не подчинишь одним законам ты
И света шум и тишину кладбища!

Природных чувств мудрец не заглушит
И от гробов ответа не получит:
Пусть радости живущим жизнь дарит,
А смерть сама их умереть научит.

<1824>. Е.А.Баратынский


Быт.2:7 – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». 3Ездр.4:11 – «как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих

Прем.Сол.12:1 – «Нетленный Твой дух пребывает во всём».


Что ты можешь? В безумной борьбе Д.С. Мережковский
Человек не достигнет свободы:
Покорись же, о, дух мой, судьбе И неведомым силам природы!
Если надо, – смирись и живи! Об одном только помни, страдая:
Ненадолго – страданья твои, Ненадолго – и радость земная.
Если надо, – покорно вернись, Умирая, к небесной отчизне,
И у смерти, у жизни учись – Не бояться ни смерти, ни жизни!
2Цар.22:5 – «Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня». Дан.4:2 – «Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моём и видения головы моей смутили меня».


Я видел - наши игры с каждым днём
Все больше походили на бесчинства, -
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.

Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нём
Не нравились, – и я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Всё постигал: недвижность и движенье, –
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.

Но вечно, вечно плещет море бед, -
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.

Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошёл на зов, - сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.

1972. Высоцкий


Еккл.7:1 – «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения». Иак.1:15 – «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».


Я полностью реабилитирован. Имею раны и справки.
Две пули в меня попали На дальней глухой Колыме.
Одна размозжила локоть, Другая попала в голову
И прочертила по черепу Огненную черту.

Та пуля была спасительной – Я потерял сознание.
Солдаты решили: мёртвый – И за ноги поволокли.
Три друга мои погибли. Их положили у вахты,
Чтоб зеки шли и смотрели – Нельзя бежать с Колымы.

А я, я очнулся в зоне. А в зоне добить невозможно.
Меня всего лишь избили Носками кирзовых сапог.
Сломали рёбра и зубы. Били и в пах, и в печень.
Но я всё равно был счастлив – Я остался живым.

Три друга мои погибли. Больной, исхудалый священник,
Хоть гнали его от вахты, Читал над ними Псалтирь.
Он говорил: «Их души Скоро предстанут пред Богом.
И будут они на небе, Как мученики – в раю».

А я находился в БУРе. Рука моя нарывала,
И голову мне покрыла Засохшая коркой кровь.
Московский врач-»отравитель» Моисей Борисович Гольдберг
Спас меня от гангрены, Когда шансы равнялись нулю.

Он вынул из локтя пулю – Большую, утяжелённую,
Длинную – пулемётную – Четырнадцать грамм свинца.
Инструментом ему служили Обычные пассатижи,
Чья-то острая финка, Наркозом – обычный спирт.

Я часто друзей вспоминаю: Ивана, Игоря, Федю.
В глухой подмосковной церкви Я ставлю за них свечу.
Но говорить об этом Невыносимо больно.
В ответ на распросы близких Я долгие годы молчу.

1987 Анатолий Жигулин


Пс.85:13– «ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего». Пс.143:7 – «простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных».

219

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: