размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3475

Вопрос на тему «Смерть»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 22

Вопрос 3475:

Что приводят из Писаний и из святых отцов церкви те, кто убеждён, что по смерти можно изменить участь грешника молитвами церкви и что и неверовавшие во Христа спасутся, если были добрыми?

Ответ И.Т. Лапкина:

Когда я читаю высказывания этих отцов, которых, как правило, всегда называют с большой буквы (Святыми Отцами), то понимаю, почему так заносило Сергия Булгакова, Павла Флоренского, Александра Меня и других подобных. Не сегодня эта вольность прикипела к православным потребителям ренты с мертвецов. Вот коренные их доводов:

1Кор.5:13 – «Внешних же судит Бог».

Ион.3:5 – «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого».

Ион.4:11 – «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота

Преп. Нектарий Оптинский: «Простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, - спасётся. Но тот, кто, зная о христианстве, идёт индусским путём, - нет».

Деян.10:34-35 – «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».

1Тим.4:10 – «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных».

Рим.2:9-16 – «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во— первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».

Ириней Лионский: «Христос пришёл не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своём прежде воздвигнет, воскресит и поставит в Своё Царство».

Иустин Философ: «Мы научены, что Христос есть перворождённый от Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие». «...те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, подобно прежде их жившим праведникам, во время воскресения спасутся чрез Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божиим».

Григорий Богослов: «Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из непринадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру. И обладая самою вещью, не имеют только имени».

Мф.12:31-32 – «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

Григорий Богослов: «Что мне за закон человеконенавистничества Новата… может быть, они будут там крещёны огнём – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха». «...не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы». 1Петр.3:18-21; 4:5-6 – Максим Исповедник: «Писание называет «мёртвыми» людей, скончавшихся до пришествия Христа, например, бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а так же и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причинённые друг другу. Им и было благовествуема, по словам св. Петра, великая проповедь спасения – когда они уж были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того, чтобы жили по Богу духом, то есть будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мёртвых». Иоанн Дамаскин: «Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского – немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остаётся только справедливым Судиёй, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки – что и произошло по Его Промыслу. Теми ж, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприяли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе ненаученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлёк, уловил божественными сетями, убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами, показав им свет истинный».

Марк Ефесский: «Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения. Как, например, первомученица Фёкла – Фалконилу - и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, - царя Траяна». Почему бы не ответить одним предложением из творений Иоанна Златоуста: «Чего нет в Библии, о том не рассуждаем».

1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Не умолкает пенье певчих птиц.
Кому поёт сей хор разноголосый,
Кто заложил им в горло хрип и писк,
Особенно весной, когда мы ждём их в гости?

Кто и зверью дал зычность или лай,
Мяуканье и рёв до потрясенья?
Похожи чем-то бегемот и лань? –
Они в цепи одной всего лишь звенья.

Познать Творца по чуду мирозданья,
В разнообразии таком невообразимом;
И удивляться век не перестанем,
Какое разное в толпе снежинок зимних.

То зрением, то слухом с обоняньем
Вкушаем с наслажденьем, пьём водичку,
Привычно непонятное глотаем,
На ощупь и во тьме в утробу ищем.

Когда же так естественна развязка,
Сверхнеестественно все мускулы иссушит.
И без подсказки делается ясным –
Не насладились глазоньки и уши.

В сырую темень, в немоту из тлена?
Да как же так? Всё протестует жутко…
От ужаса готовы лезть на стенку,
Трясёмся в страхе без выходных все сутки.

Не лучше ли смириться с приговором
И петь с пичужками по-своему с восторгом;
Вплести свой голос с их немолчным хором,
С Владыкой мира разве можно спорить?

Поднявшись до рассвета, предвари
Дневные неурядицы, смятенья.
И пой до утреней за тучами зари,
И благодарно по-человечьи цвенькай.

Душа о крыльях тут же затоскует,
Глаза поднимешь к вечному гнездовью.
И ораторию с домашними такую
Запойте, прославляя Бога Иегову!

24.04.07. ИгЛа


191

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: