размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3399

Вопрос на тему «Объединение РПЦ МП и РПЦз»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 20

Вопрос 3399:

Кто был против объединения, они высказывались, приводили свои доводы. Когда уже вплотную пришли к слиянию, к поглощению РПЦз, то сегодня можно уже сказать, насколько правы были те люди? Чьё тогдашнее выступление можно взять за образец? Почему бы вам ближе с ними не сойтись?

Ответ И.Т. Лапкина:

Вот выдержка из такого материала. Несмотря на то, что нас с братьями Алфёровыми уже многое не сближает, но их высказывания и сегодня мне импонируют. Но они нас не восприимут.

«…Против существования приходов РПЦЗ в России выдвигались различные обвинительные доводы, рождаемые в патриархии и, к сожалению, находящие поддержку в Зарубежье. Вкратце эти доводы сводились к следующему. Во-первых, утверждали, будто в российских приходах собираются только проходимцы и какие-то безнравственные личности, на которых нельзя положиться. Во-вторых, подсчитывали, что на российские приходы якобы тратятся большие средства РПЦЗ. Наконец и главное: этими, мол, приходами разрушается единство Церкви, воздвигается препятствие к диалогу, который только и может, якобы, уврачевать существующий раскол. Альтернативный путь предлагался таким: просвещать Патриаршую Церковь, помогать ей избавляться от советского наследия и налаживать собственную церковную жизнь. В начале 90-х годов все эти соображения ещё можно было принимать всерьёз. Но по итогам прошедших десяти лет можно сказать, что все они либо оказались изначально несостоятельными, либо же сама Патриархия, сделав свой духовно-исторический выбор, опрокинула последние добрые надежды.

…Впрочем, вся эта информация идёт не только через прессу, где не всегда удаётся лгать слишком нагло, притом, что не вся патриархийная паства знакомится с прессой. Гораздо большую роль в этой клеветнической кампании играют «старцы» и духовники МП на местах, которые перед людьми необразованными и вовсе не стесняются в выражениях. Всё это совершается вполне в духе советской пропагандистской традиции, когда, кроме официальной, газетной, подавалась на всяких политзанятиях и полуофициальная информация, нигде не публиковавшаяся, а потому внушавшая большее доверие слушателям.

Одновременно при всем этом Патриархия постоянно предлагает Зарубежью «объединение без предварительных условий». Но как же можно объединяться, да ещё и без всяких условий, при таких обвинениях? С крестоборцами, масонами, экуменическими изоляционистами и прожидовлёнными антисемитами? Так предлагали только паписты, параллельно и обвиняя в ереси, и навязывая объединение под единственным условием признания папы.

Обогащение эрудиции МП идейным наследием Зарубежья не привело её к исправлению своих заблуждений ни в области экуменизма (который и теперь не был отвергнут даже в крайних своих проявлениях, а лишь дипломатичнее перефразирован, как мы видели выше), ни в области пересмотра социального статуса Церкви и её отношения к государственной власти, ни в отношении переоценки советского прошлого. Курс митр. Сергия никогда не подвергался в МП пересмотру и всё более широкое хождение (в соответствии с духом времени) получает миф о православном сталинизме, как лучшем варианте церковно-государственных отношений. Тем более ничего серьёзного не удалось сделать в области благочестия и отказа от треботорговли (такого удара по своему кошельку МП стерпеть не в силах). Всё это лишний раз доказало, что повреждение МП не есть количественное, но качественное, что это не плен Церкви, не внешнее отсутствие прав, а внутреннее перерождение и постоянное добровольное сотрудничество с врагами Христовыми. Расширение прав МП только усилило все повреждения. Единственно возможный способ изменить своё духовное качество – покаяние, которое отвергалось патриархией всегда и заменялось лицемерием и манёврами. Ложным оказался тезис, выдвигаемый в качестве платформы для объединения, будто МП и РПЦЗ – две равноценные и равно-благодатные части одной Русской Церкви. Патриархия себя в таком качестве никогда не представляла, а исповедывала себя единственно законной Церковью, обижаясь на само название: «Патриархия», а Зарубежную Церковь всегда называла расколом. Так было во все времена, начиная от м. Сергия и до последнего послания патриархийного Синода от апреля с.г. Потому МП и не признала ни одной канонизации святых, совершённой в РПЦЗ, а воспроизводила их всякий раз заново. Так называемое «объединение без предварительных» она представляла только как присоединение раскольников к Московскому патриарху, хотя бы и на правах автономии. Это напоминает политику восточного обряда, проводимую Ватиканом в этом столетии, когда никакие догматические, обрядовые, канонические и прочие разногласия не берутся в толк, а определяющим является подчинение папе. Соответственно, если мы отвергаем восточный обряд и экуменизм, как две формы отступления, разные, но внутренне родственные, то мы не можем иначе относиться и к попыткам МП поглотить нас под видом объединения. Для нас неприемлемо использование Патриархией духовного наследия РПЦЗ в качестве приманки для простодушных и создания обманчивой видимости своего православия. Поэтому сейчас можем констатировать, что не только попытки диалогов с беспринципной иерархией МП не имеют больше смысла, но и просветительская работа среди убеждённых патриархистов – передача им идейного наследия зарубежных авторов – себя исчерпала.

Нам пора уже преодолеть комплекс неполноценности перед МП и суметь отличить его от любви к своему народу. Слишком просто мы забываем её неблагодарность, слишком надеемся на искренность любого её доброго слова, слишком верим её обличениям в наш адрес и тому, что она якобы представляет весь русский православный народ. Патриархия говорит: вы злобные, у вас любви нет. И мы вздыхаем: да, мы такие злобные, мы все такие гадкие и ничтожные, а у них в патриархии столько замечательных людей! Но посмотрите на дела: кто злобный? Кто давал своё, а кто отнимал чужое? Кто протягивал руку дружбы, а кто в ответ постоянно улыбался и делал всякие пакости исподтишка? Смирение перед сильным и наглым не имеет нравственного достоинства. Это отнюдь не то душевное качество, которое нам заповедал Христос и свв. отцы. Само существование зарубежных приходов в России свидетельствует, что и впредь верующие будут покидать МП и притом по внутренним причинам, не потому, что наслушались пропаганды или с кем-то поссорились, а потому, что ищут правды и жизни по совести. Приходы РПЦЗ дают возможность таким людям оставаться православными, не покидать канонически законного священства, не уходить в секты. Поэтому открытие приходов РПЦЗ в России не было делом скандальным или политическим, а было пастырской помощью тем, кто всё равно не остался бы в Патриархии. Путь борьбы за истинное православие в России – это именно укрепление наших приходов. Наша Церковь основана не по прихоти человеческой и не по указке врагов Христовых. 80-летнее её бытие это подтверждает. Следование воле Божией обусловливает верность Зарубежной Церкви самой себе и своим основателям. На объединение же с Московской Патриархией этой воли не видно». Данная статья, написанная иеромонахом Дионисием и священником Тимофеем (РПЦЗ), была перепечатана из «Успенского Листка», номер 34, 2000 год.

Рим.12:10 – «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте».

2Пар.36:15 – «И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Своё жилище».

Ис.9:19 – «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего».


О чём бы я писал и говорил
Прилюдно, в телефон или приватно,
Когда бы Библию не встретил, не открыл
И не прочёл не раз, а многократно?

С кем некогда учился и служил,
Запутались, смотреть на них отвратно.
Мертвец меж мертвецов среди могил,
И я бродил бы без сестры, без брата.

Пенсионеры спорят о лекарствах,
За льготы бьются всуе ветераны,
Ненужные старухи злобно тычут пальцы
И в очереди ищут, кто же крайний.

А это мог быть я, один из них,
Ворчал, сгорбатившись, подельник у разрухи,
Искал бы Сталина правительство казнить…
Все с отвращением плюют на эту рухлядь.

В тот день, тот час отверзлись небеса,
Когда склонился, обнимая крест,
Мой дух с Давидом радостно плясал,
К себе из Библии нашёл немало мест.

Мой путь особой милостью помечен –
Бог возродил и усадил за стол.
Я сознаюсь, что нищ и угостить мне нечем,
Какой же Гость под кров ко мне зашёл!

И чудом стало то, что снизошло, –
Узоры букв на белые страницы.
На перегонах главы на излом,
Стихи с подробностью являют прошлых лица.

Язык преобразился в тот же миг
И в письмах пламень от любви зардевшей.
Я выбросил в подполье связки книг,
Из них все псы теперь вдогонку брешут.

Я думаю, мой Бог не пожалел,
Что дух мой к небу развернул так властно.
Вино духовное сопровождает хлеб,
И непорочный Агнец – жизни Пасха.

01.03.07. ИгЛа


233

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: