размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 2600

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 2600:

Можно ли кратко раскрыть, что же на соборе было, ждать ли чего от начальства нового?

Ответ патриарха Алексия II: Патриарх Алексий сообщил об увеличении в Москве за прошедший год количества храмов и часовен (с 560 до 645) и числа священнослужителей (с 1485 в прошлом году до 1586).

В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 132 епархии. Число архиереев на сегодняшний день - 167; из них: 131 - епархиальный, 24 - викарных, 12 - находящихся на покое. Действуют 652 монастыря, в том числе в России - 189 мужских и 205 женских, на Украине - 79 мужских и 76 женских, в Белоруссии - 7 мужских и 18 женских, в Молдавии - 25 мужских и 24 женских. Общее количество приходов - 26590, из них в России - 12638. Количество воскресных школ в России - 4696.

В ведении Патриарха находится 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве. Общее число храмов и часовен в Москве - 711, в том числе 7 Кремлевских соборов, 2 Кафедральных собора, 5 храмов при Синодальных учреждениях, 296 приходских храмов, 116 Патриарших подворий, 64 монастырских подворья, 67 монастырских храмов, 7 крестильных храмов, 65 часовен, 82 храма и часовни в состоянии строительства.

Богослужения совершаются в 580 храмах и 65 часовнях. Не возобновлено богослужение в 15 храмах, 34 храма не освобождены от прежних арендаторов, 122 храма являются домовыми.

На приходах Москвы совершают служение 750 священников, 290 диаконов. Всего - 1040 клириков. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 320 священников, 154 диакона. Всего - 474 клирика. Кроме того, имеются клирики, состоящие в заштате: 28 священников, 20 диаконов. Всего - 48 клириков. Общее количество духовенства: 1113 священников, 473 диакона. Всего - 1586 клириков, в том числе 12 клириков, находящихся в заграничных командировках.

«Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Со всей ответственностью можем сказать, что это явление имеет духовные корни».

«Церковь всегда учила, что убийство ребёнка во чреве матери - страшный, смертный грех. В наше же время в России ежегодно совершается огромное количество абортов. Удивительно ли, что народ вымирает? Спрашивается, а достоин ли такой народ жить? Не справедливо ли становится он поношением человеков? Разве не должна Церковь возвысить свой голос в защиту нерождённых детей? И не падёт ли на нас - пастырей народа Божия - вина за их смерти, если мы будем молчать? Разве не должны мы, пастыри, неустанно противоборствовать детоубийству?» - сказал Святейший Патриарх. Одним из следствий неуважения к бытию человеческой личности в России становится пренебрежение к своей собственной жизни. «Нет ничего хуже самоубийства, однако число случаев совершения этого страшного греха с каждым годом растёт. Основная причина этого явления - отсутствие цели в жизни, неверие в жизнь будущего века», - сказал Святейший Патриарх.

«Широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это греховное «право». Предпринимаются попытки объяснения самоубийства в медицинских терминах, дав ему название «эвтаназия». Ужас ситуации в том, что орудиями убийства предполагается сделать врачей, которые по долгу своего служения обязаны заботиться о сохранении жизни человека. Мы должны со всей твёрдостью заявить: эвтаназия есть один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении - это крайняя степень отпадения от Бога... Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе, как скрытый или явный сатанизм. Сегодня в этой области нам приходится наблюдать ряд негативных явлений - это и общая статичность церковного быта, отсутствие динамики в приходской жизни, малая посещаемость храмовых богослужений молящимися, отсутствие религиозных интересов у подрастающего поколения», - с горечью отметил Патриарх. Отметил оскудение молитвенного настроя, духовного горения перед Богом у части духовенства: «Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является всё усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни... Материальная заинтересованность всё чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой всё живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют «церковными услугами».

«Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом», - напомнил присутствовавшим Первосвятитель. По мнению Святейшего Патриарха Алексия, недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, в особенности за Святое Крещение, дабы не отвечать пастырям на Страшном Суде за то, что препятствовали спасению множества людей. «Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения должны быть не назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием», - подчеркнул Святейший Патриарх. Также говорил о равнодушном отношении некоторых священнослужителей к своим обязанностям. «Думается, Епархиальному совету следует внимательнее относиться к испытаниям кандидатов в священство и, принимая решение о возможности посвящения ставленника в сан, обращать самое пристальное внимание на соответствие его способностей требованиям времени. Во взаимоотношениях пастырей и прихожан иногда существуют проблемы, возникающие в результате деятельности как безудержных «прогрессистов», реформаторов-неообновленцев, так и неоконсерваторов, фанатично цепляющихся за всё старое и боящихся всего нового.

«Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, но живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта... Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всём должна быть разумная дисциплина и благоустроенная свобода», - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви..

Так, священник-»младостарец» требует неукоснительного послушания не Христу и Его Церкви, а себе, тем самым он обманывает людей, спекулируя на церковной мудрости о том, что послушание выше поста и молитвы. «Страшно, когда священник, как бы забывая Христа, на первое место ставит своё «я», устраивает в Церкви секту... Духовное руководство - не манипулирование сознанием людей, это власть любви, а не духовное насилие».

Миссионерское служение - «вторичная христианизация» России. Перед нами открывается необъятное поле для миссионерских трудов». «Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация», требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придётся трудиться в условиях современного мегаполиса».

«Каждого человека, зашедшего в храм, священник обязан встречать с любовью, как желанного гостя, памятуя, что он не хозяин храма, а смиренный служитель Господа и Его народа», - сказал докладчик. Но в первую очередь пастырю следует идти к тем, кто сам не может посещать храм: он должен идти в воинские части, приюты, интернаты, дома престарелых, изоляторы, тюрьмы.

Работа с молодежью остаётся приоритетной для пастырей, подчеркнул Святейший Патриарх. «Если мы не хотим потерять для Церкви молодых людей, то должны относиться к ним с теплом и вниманием, стремиться увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую тёплого слова и обращенную к Богу... Если мы не можем профессионально работать, лучше вообще не заниматься журналистикой; если не умеем отстаивать интересы Церкви в радио- и телепередачах, лучше не соглашаться на приглашение в них участвовать; если наши высказывания во время интервью могут послужить соблазном для других, лучше промолчать».

Алексий II призвал московское духовенство уделять особое внимание религиозному образованию. В первую очередь это касается воскресных школ, преподавание в которых, по мнению Первосвятителя, нередко ведется формально, сухо и никак не соотносится с реальной жизнью. Учебные программы воскресных школ чаще всего ориентированы на детей 5 - 12 лет, тогда как подростки остаются без особого попечения. «Наиболее традиционные формы приходской деятельности подростков - это участие в богослужении, обучение церковному пению и чтению, помощь в алтаре и при благоустройстве или украшении храма. В то же время необходимо следить, чтобы труд детей был соразмерен их силам и воспринимался ими не как тягота, а как награда и почётная обязанность».

Ответ И.Т. Лапкина:

Патриарх лишь статист здесь, бесполезный наблюдатель. Если бы он был духовно рождённый, он бы обратился к слову Божию и ушёл в затвор на покаяние, а не махал рукавами широкими. Он же совершенно никакой труженик на ниве Божией. Это ему доклад референты составили, он его с расстановкой и прочитал, как генсек Брежнев. Вот что Бог Иегова говорит о нём и о его присных:

Втор.28:20 – «Пошлёт Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблён, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня».

Ис.1:16 – «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло».

Иер.18:8 – «Но если народ этот, на который Я это изрёк, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему».

Мих.7:3 – «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело».

Фил.3:2 – «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания»


173

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: