размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 2491

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 2491:

Если вы основываете своё вероисповедание на Слове Божьем, почему в Православии такое большое значение уделяется иконам, свечам и другим образам? Ведь в Библии - живой Бог.

Ответ митр.Кирилла (Гундяева): «Традиция использовать различные видимые символы присутствия Божия восходит к глубокой древности. В Библии такими знаками были сооружавшиеся патриархами алтари, Ковчег Завета, иерусалимский Храм. Моисей, который записал самые первые строки Священного Писания, получил от Бога повеление изготовить и изображения херувимов, которые должны были служить израильтянам напоминанием о присутствии незримого Бога. Собственно, и сама Библия - это тоже икона, образ Божий, написанный словами, а не красками. Язык символов не является каким-то искусственным изобретением. Потребность в нём коренится в самой двуединой духовно-телесной природе человека - той природе, которую освятил Своим воплощением Сам Бог. Люди воспринимают окружающий мир при помощи всех пяти чувств, а отнюдь не только слуха, поэтому в практике христианской Церкви использование символов и изображений встречается с апостольских времён. Настенные рисунки библейских сюжетов и креста были найдены при раскопках Помпеи, а употребление христианами светильников в культовых целях восходит ещё к синагогальной практике. Среди прочих символов можно упомянуть, например, елей, который употреблялся для помазания больных:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5:14)

Великие богословы первых веков христианства уделяли священным изображениям важное место в жизни Церкви. Так, святой Василий Великий (IV век) писал: «Я признаю изображение Божьего Сына во плоти и святой Девы Марии, Богоматери, которая родила Его по плоти. Я также признаю изображение святых Апостолов, пророков и мучеников. Я почитаю и с благоговением целую их изображения, ибо они переданы нам святыми Апостолами; они не запрещены; наоборот, мы их видим во всех наших церквах». В ходе иконоборческих споров VIII-IX веков почитание священных изображений получило серьёзное богословское осмысление. Никейский Собор (787 год) изъяснил, что при почитании икон «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз», то есть почитание (которое само по себе следует отличать от поклонения, предназначенного одному Богу) воздаётся не материалу иконы, а изображённой на ней личности.

Таким образом, существующая в Православной Церкви богатая символика не только отвечает потребностям человеческой природы, служа проводником к размышлениям о Боге, но и имеет глубокие корни, уходящие в эпоху раннего христианства и ещё далее - к самым первым страницам библейской истории».

Ответ И.Т. Лапкина:

Всё правильно, но вот на деле оказалось, что кроме натурального идолопоклонства и шаманства люди ничего не знают. Хотя бы в тысячу раз больше икон было и все бы по фляге мира каждый день выдавали, но пока Библия не будет входить в душу, как дар Иеговы, так и засохнем все у икон. Что и произошло давно и прочно.

Рим.10:14-17 – «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?» Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия»

Не иконы и хоругви показывать, но живая, в Духе Святом проповедь, может обратить душу ко Христу.


195

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: