размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 2428

Вопрос на тему «Московская патриархия»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 2428:

Проходит время и приходится что-то в ином свете видеть, переосмысливать и сделать поворот в лучшую сторону. Когда-то Вы писали о конфликте инокини Ольги с епархиальным управлением. Что изменилось в её поведении и в отношении к ней еп. Максима?

Ответ И.Т. Лапкина:

Мы ей пытались помочь, она приняла у нас крещение, но пришлось с ней тут же расстаться. Недавно была в печати снова о ней статья. Но она-то очень искренна в своём желании, чтобы правильно совершалось крещение. А вот в словах еп.Максима видно ли столь же искренности, хотя, может быть, и он что-то осознал. Но тут же идёт травля священника из Камня-на-Оби о.Павла Ермоленко. 658710, г.Камень-на-Оби, пер.Мельничный 14, т. 2-33-92

«Маркер экспресс» №46 (419) 17 ноября 2004 года. Стр.4.

С крестом или на кресте? Владыка Максим: «Некоторые священники впали в грех гордыни»

Владыка Максим возвратился с Архиерейского собора воодушевленный: «Для меня было удивительно там осознание того, что от твоего участия зависит будущее церкви, Отечества. Хотелось там поучаствовать не только на комиссии, куда я записался как ректор духовного учебного заведения. Но были различные комиссии, на которых разбирались вопросы, касающиеся и нашей епархии, и я даже разрывался. Была, к примеру, комиссия, которая работала по состоянию монастырей - для нас это очень актуально.

Слабое звено. По признанию епископа Барнаульского и Алтайского, монастыри у нас на Алтае - слабое звено. Их было зарегистрировано много, но не было в них руководителей, имеющих опыт монашеской жизни.

Может, потому и случилась вся эта печальная история с женщиной, называющей себя инокиней Ольгой. Пока в Москве шёл Архиерейский собор, эта хрупкая женщина на холодном ветру развешивала на столбах листовки, в которых говорилось о том, что сегодня происходят лжекрещения - без научения и полного погружения в воду. Об этой выпавшей из монашеского гнезда женщине уже не раз рассказывалось в СМИ. Инокиня Ольга подала в гражданский суд на приход Андреевской церкви и выиграла его. Она неоднократно выступала в прессе, обвиняя священников в тех или иных грехах. Один из представителей «Новой церкви» даже назвал её героем нашего времени.

В № 9 «Алтайской миссии» Епархиальный совет Барнаульской и Алтайской епархии предупредил всех верующих, что инокиня Ольга откровенно встала на путь раскольничьей деятельности и общение с ней для православных людей является душевредным и может иметь пагубные последствия.

«Любая раскольничья деятельность от дьявола, - считает священник Константин Метельницкий. Инокиня Ольга 10 лет не знала, что такое креститься, теперь «научилась креститься и лоб расшибает». Для монаха важнее всего послушание: глаза в землю, рот на замок. - Если говорить об инокине Ольге, то здесь есть отчасти наша вина, - говорит владыка Максим, - вина священнослужителей. С одной стороны, вина в том, что не все ещё приходы могут правильно организовать таинство крещения. То есть необходима целая система для погружения - баптистерий. Это нужен отвод воды в чистое место, в грунт, реку. Отсутствие их в некоторых храмах связано с советским периодом, когда совсем не проводились крещения.

Суть дела не в том, что мы хотим оправдать себя. Безусловно, проблемы существуют. Не канонические, а материальные. И мы прекрасно осмысливаем, что всё нужно сделать красиво, и мы для этого прилагаем все усилия. В Покровском соборе до сих пор нет полного погружения. Для детей купель есть, а для взрослых? Но мы планируем сделать в этом храме баптистерий. А инокиня Ольга - человек, который нуждается в какой-то поддержке, может быть, в медицинской помощи. Пострижение в иночество стало для неё камнем преткновения. Она вместо послушания начала поучать всех и вся. Обычно это свойственно молодым людям-максималистам или, может быть, людям не совсем адекватным. Мы, безусловно, осознаем, что это наше упущение, наша ошибка. Приблизив человека к тому или иному положению в церкви, мы его обрекаем на испытания, искушения. Она у нас работала. Я лично рассматривал большое множество бумаг, которые она писала. По этим бумагам можно сделать вывод, что действительно человек мучился, тяжело ей было. Ей бы, конечно, внимание нужно. Нельзя человеку давать большую нагрузку, чем ту, которую он может понести. Этого не надо делать. Пусть человек живёт, делает посильный труд, улыбается. Когда к нам в училище поступают ребята, приносят медицинский документ, и у нас здесь ещё комиссия проверяет. Ведь состояние здоровья очень важно, нагрузка серьёзная, а потом к ним, будущим священнослужителям, люди будут прислушиваться. И в монашестве, иночестве нужно быть внимательным и рассудительным.

Батюшкам пора учиться. Архиерейский собор, в котором участвовал наш владыка, в очередной раз указал на необходимость рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское образование.

По словам владыки Максима, сегодня в крае из 180 священнослужителей 31 не имеет духовного образования.

- Это очень много, - вздыхает владыка. - Представьте ситуацию, врач, который не имеет медицинского образования. Смогли бы вы себя доверить? А многие священнику душу доверяют. Да и не все, кто окончил семинарию, имеют домашнее образование, которое входит с молоком матери. Они не из традиционно верующих семей, не имеют предания. К сожалению, сегодня есть моменты, когда можно говорить: «Лучше бы не было священника, чем он был, лучше бы приезжал откуда-то, чем этот, который по невежеству или по состоянию здоровья неправильно поступает». Мы принимаем меры. У нас есть священнослужители под запретом. С одних снят крест, с других - ряса.

Представьте себе священника, который занимается в храме политикой, начинает газеты читать, людей туда втягивать... Проблема кадровая остро стояла ещё перед владыкой Антонием усопшим. Наверно, трудно было не делать тогда какие-то скорые рукоположения. Но тем не менее у церкви два пути. Кого-то рукополагают с минимумом образования (потихоньку научишься). Или один священник закрепляется за тремя-четырьмя приходами, и постепенно готовятся студенты. Бывают исключения, когда мы рукополагаем людей в возрасте, которые имеют духовный опыт, светское образование. К примеру, человек был архитектором, скульптором, капитаном милиции (я живые примеры говорю). Но они воцерковлены: регулярно ходят в храм, при храме помогают не один год. Мы выслушиваем ходатайства священников, народа, но всё равно стараемся, чтобы этот человек поступил на заочное. Некоторых наших священников приходится всеми мерами воздействия подвигать к учебе. Но всё равно всех не подвигнешь. Есть у нас уже люди в годах, есть священнослужители с Западной Украины, им трудно обучаться на русском языке, есть и такие, которые имеют низкий уровень образования.

По словам владыки Максима, сегодня остро стоит вопрос о возвращении здания бывшего духовного училища, в котором сегодня находится часть кабинетов мэрии. По договору, подписанному ещё владыкой Антонием, его должны были вернуть в 2004 году, но увы... После Архиерейского собора у меня было очень сильное желание активизировать работу воскресных школ, работу по социальному служению, - говорит владыка Максим. - Я отправил студентов проверять работу школ. Чтобы воскресные школы были не только на бумаге. Я хочу, чтобы наши студенты были закреплены за детскими домами. Живя здесь на всём готовом (у них бассейн, баня, питание, стипендия), они должны увидеть, что рядом есть горе. В первую очередь важно для нас сострадание. И ещё у меня большое желание - хочется поднять уровень ответственности и дисциплинированности священнослужителей. Это очень важно.

О судах церковных. Сегодня все правящие архиереи получили книжку, в которой раскрываются правила церковного суда, что, по мнению владыки Максима, облегчает деятельность правящему архиерею. - В этих положениях говорится о тех мерах взыскания, которые может накладывать церковный суд, а в его отсутствие - Епархиальный совет. Сейчас мы будем спокойно, не впадая в какие-то крайности, принимать те или иные меры осуждения священнослужителей, которые находятся в лоне церкви. Для того, чтобы сохранить людей в церкви и объединить на лучшее, доброе. Священнослужитель - это человек, от которого многое зависит. Мы применяем меры, чтобы оздоровить положение. Некоторые люди, на скорую руку получившие сан, не могут с ним справиться. Это и власть, и положение в обществе, и деньги, и многое другое. Поэтому человек, который не имел образования духовного, столкнувшись со сложностями духовного плана, «ломал кучу дров». Была проблема в Камне-на-Оби, в Барнауле. Эта проблема, как ни странно, присуща и монашескому духовенству. Монастырь и монашество - особый уклад жизни, здесь ещё тяжелее. Если у священника есть жена, дети, какая-то крепость, то монах на приходе уязвим со всех сторон. Конечно, здесь много сложностей.

- Не будет ли церковный суд средством подавления неугодных? - Нет, в положении всё расписано. И это будет не единоличный суд. Архиерей, безусловно, заинтересован не в том, чтобы расправиться с кем-то, а, наоборот, уврачевать. Цель суда скорее всего лечебная, предупредительная, а никак не карательная. А во-вторых, церковный суд, если он есть, сам по себе выполняет функцию, как, к примеру, пост ГАИ, который сдерживает скорость. По словам священника Константина Метельницкого, владыка Максим - справедливый и строгий. Строгость его далеко не всем нравится. И начинаются «блошиные укусы». Одним из таких укусов Метельницкий назвал некое «письмо от паствы», выставленное в Интернете и опубликованное в ряде газет. В этом обращении говорилось о том, что владыка отвернулся от паствы, что к нему невозможно попасть, что он якобы разрешил шоу во Дворце спорта, организованное адвентистами седьмого дня... - Я этот листок получал, - говорит епископ. - Это было несколько месяцев назад. Принёс его священник, к которому мы как раз применили строгие санкции (но разбирались почти полгода). Это письмо было подписано якобы Барнаульским отделением Петровской академии наук и искусств, Общественным родительским комитетом, Алтайским отделом союза казаков и т. д. Я дал задание отцу Александру Войтовичу и отцу Константину Метельницкому позвонить в эти организации. Те стали проверять, люди удивлялись: «Нет, мы ничего не подписывали».

- Пишут, что я отвернулся от паствы, что ко мне невозможно попасть, - разволновался собеседник. - Вы знаете, даже больно бывает это слышать. По сути дела, мы себе не принадлежим. Можете спросить у секретаря - есть у меня выходные или нет. График жёсткий. Бог им Судья, конечно, нехорошо... нехорошо. Это просто, может, человек обиженный на что-то. Исправления, которые приходится делать, в том числе и в церковной дисциплине, так или иначе отражаются на народе. Люди верят батюшкам, и они как бы родными становятся. Но цель у нас одна - приводить людей не к батюшкам, а к Богу. И когда священник затмевает собой церковь, надо что-то предпринимать. Когда я столкнулся с этой проблемой, я руководствовался советами Святейшего, он меня принимал как молодого архиерея. Были моменты, когда я поступал ошибочно. Оглядываясь назад, мы сознаём, что человек - сложная натура. Нужно очень быть внимательным в своих поступках.

И мы, конечно, никогда не благословляли лекций адвентистов. Это просто поклёп. Мы даже составили листовки-предупреждения, сделали предупреждения в прессе. Если только, может быть, кто-то из мирян хотел поступать не конституционным путём, махать шашками, то мы воздерживали от этого дела. Мы должны учитывать прошлое. Атеизм многое уничтожил, и люди, как голодные, накинулись на таинственное. И потому нужно относиться к этому снисходительно, с терпением, но работать.

Сегодня, по словам владыки Максима, у церкви непочатое поле деятельности. В том числе и в социальном служении на местах, что особо подчеркнул Архиерейский собор. Церковь уже сейчас занимается социальным служением, к примеру, раздаёт детям подарки на церковные праздники, курирует детдома, есть детский церковный лагерь, но этого, считает владыка, еще очень мало.

- Вначале было больше энергии, - поделился на прощание владыка. - Но оказалось, что не так просто горы свернуть. В январе будет три года, как я здесь. И, не хвалясь скажу, было много радостного. Надеюсь, Господь поможет, и мы будем трудиться на благо народа и во славу Церкви! Марина КОЧНЕВА.


«ВНИМАНИЕ! Осторожно - обман!

Дорогие люди! Обращаюсь ко всем, но в первую очередь к верующим людям. Обращаюсь затем, чтобы обсудить то чрезвычайное положение, в котором оказалось сегодняшнее Православие и все православные люди. Господь говорит, что наше спасение напрямую зависит только от того, исполняем ли мы Его волю, Его слово. Но беда в том, что до послушания Его слову, исполнения на деле Его указаний совсем нет дела сегодняшней церкви. Поётся, читается, говорится одно, а делается - противоположное. Известно, что без Крещения, проведённого по Слову Божию (с разумным предварительным неспешным научением и погружением троекратным всего тела крещаемого человека в проточную воду (в реке), мы не можем спастись - такова воля Божия. И что же? В действительности же идут массовые лжекрещения без научения и без погружения в воду. На всеобщую погибель «крестят» людей, не знающих ни заповедей Божий, ни того, Кто Такой Господь Иисус Христос, а ведь крестящийся человек во время крещения даёт обещание Богу жить по Его заповедям облекается во Христа. Я бы очень хотела, чтобы эти лжекрещения - преступления против Бога и людей - прекратились.

Господь говорит, что Его слово — это истина. И что только любящие Его и исполняющие Его слово будут спасены. Иного пути для спасения нет. Противодействуя Богу как можно надеяться на спасение? А без надежды на спасение как жить?

Спаси всех Господь Иисус Христос. С любовью о Господе, инокиня Ольга». Инокиня Ольга (Милославская Людмила Сергеевна) прож. г. Барнаул, 656049 ул. Партизанская, 130 кв. 137. дом тел. 26-83-53.

Гал.6:5 – «Ибо каждый понесёт своё бремя»

Прем.Сол.6:8 – «Но начальствующим предстоит строгое испытание»

Мф.18:6 – «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской»


181

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: