размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 2419

Вопрос на тему «Церковь»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 2419:

Слышал, что Вас обвиняют в том, что Вы не ставите рядом со Священным Писанием никакие книги и даже Священное Предание. Но Апостол Павел повелевает держать предания. Так как же нужно относиться к Священному Преданию?

Ответ И.Т. Лапкина:

Святая правда. Верю, что нет ничего равного слову Божию и ничто таковым именем и не называется на земле. Бог и Его слово. Человек и его слово. Знак равенства как можно поставить между этими понятиями?

Пс.137:2 – «Ты возвеличил слово Твоё превыше всякого имени Твоего»

Иер.23:28 – «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Моё слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь»

Слово «предание» встречается 13 раз в Библии и все они в Новом Завете. Христос осуждал приверженцев тогдашних преданий – об этом 8 раз говорится в Евангелиях.

Мрк.7:8-9 – «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание?»


Относительно иудейских преданий всё ясно. Но вот наступила эра христианства и тут же появились предания в своей упаковке. Слово «предание» означает, что это пришло до нас не в написанном виде, а устно было передано, предано. Василий Великий 91 правило, на которого любят ссылаться люди со старообрядческим багажом вместо Библии в сердце, говорит вовсе даже не о том, что они имеют в виду, относительно Никона или того, что видят ныне в храмах. Василий говорит о крестном знамении (не о перстосложении), о троекратном погружении при крещении, о стоянии на молитве на восток лицом, о символе веры, о празднике Пятидесятницы. «Из сохранённых в церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо если предприимем отвергать неписанные обычаи, как не великую имеющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самой вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа, знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде и после оных произносим и другие, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписанного учения. Благословляем так же и воду крещения и елей помазания, ещё же и самого крещаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что ещё? Самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? И прочее бывающее при крещении, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Итак поскольку столь много есть неписанного, и оно имеет такую силу в таинстве благочестия: то одного ли не попустят нам речения, которое дошло до нас от отцов, которое мы обрели оставшееся от невымышленного обыкновения в неповрежденных церквах, и которое имеет немалую важность, и немалую приносит пользу силе таинства?.. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы читающих. Посему-то все зрим к востоку во время молитв, но немногие знаем, что чрез сие ищем древнего отечества рая, который насадил Бог в Эдеме на востоке (Быт.2:8). Так же, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем… Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, как грехом ниспали на землю, и то, как человеколюбием Создавшего нас, снова воззваны на Небо. Но не достанет мне времени повествовать о неописанных таинствах церковных… Но если образ словословия отвергают, как неписанный: то да представят нам письменные доказательства, как исповедания веры, так и прочего нами исчисленного».

Когда Апостол Павел говорит о предании, то он ясно выражается, что речь идёт о его устной проповеди, которая потом и была записана в виде посланий, хотя, быть может, и не во всей полноте.

1Кор.11:2 – «Хвалю вас, братия, что вы всё мое помните и держите предания так, как я передал вам»

2Фесс.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим»


Ревнителям преданий нужно показать это завещание Апостола Павла, что их слушать никак нельзя и нужно удаляться от них, ибо они натолкали, натрамбовали кучи мусора в слова «предания», никакого отношения не имеющие к тому преданию, как было оно принято от Апостола и как учил вселенский учитель, брат наш Павел.

2Фесс.3:6 – «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас»

Павел сам был некогда ревнитель старообрядческо-иудейских преданий, и наконец, когда встретился со Христом, он осудил самого себя за неразумную ревность о старых преданиях, ибо она всегда связана со злобой даже на смертном одре против того, кто посягнул на их твердыни, как патриарх Никон. Уже при последнем издыхании старообрядцы дымятся злобой на Никона и имя Христово им помощи не может оказать, да они Его и поминают всуе, выставляя злобу свою на первое место.

Гал.1:14 – «И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий»


Когда услышите ратующих за предания, за то, чтобы они были равно приняты в деле спасения, как и Священные Писания, то отвернитесь от этих безбожных и лживых еретиков, как недостойных и имени Божия произносить за свою хулу на Библию. Василий Великий говорит о почтении к преданию в деле благочестия при богослужении, а не в деле уравнивания преданий, пришедших после него с Библией.

Кол.2:8 – «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу»

Мы можем взять Библию и указать, что вот это и есть Священное Писание, и ни одной буквы сюда уже нельзя приложить. Пусть хотя бы один человек на земле найдётся, кто покажет, что в себя включает Священное Предание. Пусть построит для предания отдельную библиотеку и скажет, что вот это и есть оно, а добавить уже сюда ничего нельзя. Под именем священного Предания сегодня протаскивают любую злобу и ложь, любую чушь и безбожество. Есть просто церковное предание - не путать с ним.


223

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: