размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 2407

Вопрос на тему «Крещение»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 2407:

В иных местах приходящих от баптистов перекрещивают, а в других местах совершают только миропомазании. Как же правильно?

Ответ И.Т. Лапкина:

Сами баптисты все и всегда не имели и не имеют истинного рукоположения и крестители их есть самые простые миряне-еретики, самозванцы. Так что и крестящийся от них какую может принять благодать? Кроме того, они крестят в одно погружение, а в Церкви издревле крестили и крестят в три полных погружения. У нас их всегда перекрещивают. А вот если кто приходит от имеющих рукоположение и крещён правильно, но даже будь он из армянской церкви, то к ним вполне может подойти рассуждение святых отцов.

Свт. Киприан Карфагенский. (Книга о единстве Церкви):

Иер. 2:13 – «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды»

Тогда как, кроме одного, не может быть другого крещения, они думают, что могут крестить. Оставивши источник жизни, они обещают благодать животворной и спасительной воды. Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу. Рожденные от лжи не сподобляются обетовании истины. Порождаемые вероломством погубляют благодать веры. Нарушившие мир Господень неистовым раздором не могут достигнуть награды мира».

«Пусть никто не удивляется, возлюбленнейшие братья, что даже некоторые из исповедников доходят до того же и потому столь же нечестиво и тяжко согрешают. Исповедание не освобождает от козней диавола и находящемуся еще в сем мире не доставляет всегдашней защиты от искушений, опасностей, нападений и ударов века. Впрочем, мы никогда не видели впоследствии у исповедников таких обманов, бесчинств и любодеяний, какие у некоторых людей видим ныне, — о чем скорбим и болезнуем. Кто бы ни был исповедник, всё же он не выше, не лучше и не богоугоднее Соломона. А Соломон доколе ходил в путях Господних, дотоле обладал и благодатью, полученною от Бога; потом же, когда он оставил путь Господень, тогда утратил и благодать Господню, как написано:

«и воздвиг Господь противника на Соломона» (3 Цар. 11:14

Свв. отцы III и IV века, разноглася между собой о значении таинств, совершенных вне Церкви, держались, однако, одного общего мнения относительно еретиков, что у них нет спасения и что таинства, принятые ими, не сообщают им даров Св. Духа и не очищают их от грехов.

Еретики, говорит о них блаженный Иероним, «дошли до такого безумия, что остались одинокими без благодати Духа Святого и потеряли наследие Господа, т.е. прежнюю истину веры».

Преподобный Марк Подвижник утверждает: «Посредством крещения даруется оставление грехов и дар Святого Духа по мере веры. Насколько кто отступит от веры, тотчас бывает содержим грехом. Твёрдым верующим Дух Святой даётся по крещении, неверным же и зловерным и по крещении не даётся».

То же говорит и святой Кирилл Иерусалимский о крещаемых без истинной веры: «Симон волхв, — говорит св. Кирилл, — приступал некогда к купели сей, и крестился, но не просветился, омыл водою, но не просветил сердца духом: погружалось в воду и вышло из воды тело, а душа не спогреблась со Христом, и не воскресла с ним». «Смотри, — говорит он в другом месте, — не приходи к крещающим как Симон, лицемерно, между тем как сердце твоё не ищет истины… ибо Дух Святой испытывает душу и не пометает бисер пред свиньями: если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить».

Так и в еретических обществах. «Не допущай обольщать тебя скопищами еретиков, — наставляет св. Иоанн Златоустый, — они имеют крещение, но не просвещение. Они крещаются телом, но не просвещаются душою. Так и Симон крестился, но не просветился; в таком же состоянии находятся и они».

То же говорят о еретиках и принятых ими таинствах св. Ефрем Сирин,, блаженный Феодорит, преподобный Нил Синайский, Мелетий, патриарх константинопольский, и многие другие церковные учители и пастыри. Больше всех и обстоятельнее других писал о таинствах, совершаемых у еретиков, блаженный Августин, епископ Иппонский. «Кто отделяется от Церкви, — рассуждает он, — тот теряет плоды союза с нею и лишается благодати; равно, кто родился и воспитался вне единения с Церковью, тот хотя бы и запечатлен был таинствами, но не получает от них благодатной силы и освящения. Но если тот и другой возвращаются в Церковь, то над ними не должно повторять неповторяемых таинств; потому что им не доставало не самих таинств, а только их спасительного действия. Для совершения таинства нужно одно, — чтобы оно совершено было законно, а вера и любовь нужны для того, чтоб оно имело спасительное действие на приемлющего. Так, если над крещеным произнесены евангельские слова: во имя Отца и Сына и Святого Духа, — то таинство совершилось, но оно бесплодно для неверующего, пока он не уверует; для еретика или раскольника, пока не соединится с Церковью, от которой отделен духовно; вообще — для порочного и небрегущего о своем спасении грешника, пока он не обратился к Богу с покаянием». Но если так, то все ли равно истинно верующему человеку, где и от кого он получит таинство; он может принять крещение и у еретиков.

Блаженный Августин отвечает, что кто говорит так, тот грешит, потому что крещение еретиков есть незаконное и бесправное, хотя истинное крещение. «У них благодать крещения является лишь тогда, когда они возвращаются к Церкви. Спасительная сила крещения уничтожается у них упорством в схизме».

«Церковь, — говорит Августин, — есть святое тело Христа. В ней одной находится Св. Дух, и любовь может быть присуща только тому, кто находится в Церкви. Но и не каждый, находящийся в Церкви, имеет Св. Духа, а только тот, который находится в действительном союзе с членами Церкви».

Итак, для свв. отцов древней Церкви было бесспорным, что еретики не получают Св. Духа в таинстве крещения, хотя самое таинство, совершенное правильно, есть святое и истинное крещение Христа. Доказывая действительность у еретиков таинства крещения, блаженный Августин последовательно применяет свой взгляд и к еретическим рукоположениям. «Нельзя, — говорит он, — указать никакой причины, почему тот, кто не может утратить самого крещения, в состоянии потерять власть преподавать его. То и другое есть таинство, то и другое сообщается человеку некоторым посвящением: то — когда он крещается, а это — когда он рукополагается, а потому ни то, ни другое в кафолической Церкви повторять непозволительно. Ибо если когда приходящие оттуда (т.е. от отпадших), даже предстоятели, по исправлении заблуждения раскола, ради блага мира принимаются, и признано бывает нужным, чтобы они исполняли те же обязанности, какие исполняли и прежде, то они не рукополагаются снова; но как крещение в них, так и рукоположение пребывают целыми, поелику погрешность была в отпадении, которое исправлено миром единения, а не в таинствах, которые, где бы ни были, остаются теми же».

Как видим, блаженный Августин, отрицая у еретиков спасение, отпущение грехов и действие на них даров Св. Духа, вместе с тем признавал совершенные в их среде таинства крещения и хиротонии действительными и истинными не за одну только их правильную форму совершения, но и за внутреннюю их силу и значение, считал их не обрядовыми лишь действиями, а таинствами, дающими власть. Он разделял силу и действие крещения и хиротонии в себе и превратное состояние сердца, принимающего эти таинства. «Деньги хороши сами по себе, — говорит Августин, сравнивая с ними свв. таинства, — и хорошими остаются в руках вора». «Сила крещения, — говорит Августин, — заключается не в человеке, а во Христе. Что поистине светлее препровождало бы их в вечной жизни: то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим».

Церковные учители всегда признавали, что таинства суть учреждение Божие, это собственность Господа и совершаются Самим Богом, а духовные лица при этом совершении есть только рабы-исполнители, а не раздаятели Божьих даров. Таинства действительны и святы сами собой по силе Божией, а не через людей. Благодать, подобно солнцу, только того не освящает, кто сам отвращается от неё, ослеплённый неверием, заблуждениями и грехами. «Благость Божественного блаженства Бог, — говорит св. Дионисий Ареопагит, — всегда и во всем будучи одинакова, благотворительные своего света лучи на все мысленные взоры обильно простирает».


Соблазны – это вызов всем и вся:
«Живу так, как хочу, не ваше дело!!»
Пусть жабы дохлые медалями висят,
С плакатом «Чёрное зовите только белым!»

Делами опровергнутся слова,
Растаявшие с паром из гортани;
Глаза бесстыжих ворону клевать,
Кто половину срока не протянет.

Сегодня где бы что ни говорил,
Об истине, что в церкви православной.
Соблазн поповский нам не сдать в утиль,
Что зря греметь мощами и мослами.

Нам ставится в укор поповский ряд
Дебелых, тучных выше всякой меры:
«Архиерей у вас не агнец - злобный хряк» -
Соблазн для них - Евангельская вера.

Достаток выше крыльев у ноздрей,
Когда народ беднеет, голодает;
Дай, Господи, отступникам прозреть,
И применить, что в Библии читает.

Нам хочется к запретному пройти,
На недозволенном оставить отпечаток,
И только совесть может запретить,
Отсечь и вырвать тот соблазн в начале.

С иконами запутались совсем,
В мироточенье захлебнулись прочно.
Шестёрки царствуют, в металлолом все «Семь»,
Без слова Божия и днём, темней чем ночью.

Соблазны сеяли, молясь с еретиками,
Прелюбодействуя налево и направо;
Апостолов за это разве упрекали,
За это ли соль сыпали на раны?

За проповедь, Евангельскую жизнь,
Дабы об имени Иисуса не вещали.
Не слышать нам похвал и укоризн, -
Мы Иеговы слуги, Он же - наш Начальник.

26.11.04. ИгЛа


228

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: