размер шрифта

Поиск по сайту



2277.

Вопрос на тему «Библия»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Вопрос 2277:

В Новом Завете Господь Иисус Христос говорил много притчами. А в Ветхом Завете были ли притчи, какие-то аллегорические изречения?

Ответ И.Т. Лапкина:

На фоне новозаветных притч действительно на первый взгляд кажется, что в Ветхом Завете всё было расписано до мелочей, просто и понятно.

Мф.13:34 – «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им»

Но когда вникнешь в суть ветхозаветного, то там было всё так зашифровано, что ничуть не яснее, чем в православном богослужении. У Израиля был закон, данный Моисеем, и они думали, что они его досконально исполняют, до самой последней мелочи.

Иоан.7:19 – «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?»

Но Господь их просветил, охладил, что на самом деле они закон этот не исполняют, а только надмеваются, как во многих течениях старообрядцев, которые упрекают «никоньян» за нарушения стоглавого Собора, а сами сплошь и рядом нарушают каноны вселенских и поместных соборов и святых отцов.

Деян.7:53 – «Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили»

Все жертвоприношения, обряды омовений, очищений были указаниями на их подлинный смысл только во Христе. Древние поэты в своих акафистах-мемуарах столько туману напустили, что две тысячи лет не разгадают мудрецы новозаветные. Не хватает ни аристидов толкователей, ни вальсомонов и евсевиев историков. Чего стоит только несколько стихов из одного псалма Давида.

Пс.73:13-15 – «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским]; Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки»

И читают тысячи лет, миллион раз повторяют эти стихи, совершенно ни буковки не понимая в них. Знающим закон Моисеев ясно, что для правоверного иудея есть пища чистая и недозволенная; понятно, что Левиафана, будь то крокодил или кит, или иное чудовище - есть его категорчески запрещено. Да и в пустыне эти животные не живут. Так о чем же речь? Если слово «змии» применять к акту расторжения силою Божиею моря Чермного, тогда эти стихи понять можно только по отношению к фараону и Египту, сражённых в водах. Никакие реки Бог не иссушал, а только мелководный Иордан однажды остановился при переходе евреев в обетованную землю. Конечно, и здесь нужно понимать силу Божию над потоками врагов. Златоуст советует при толковании псалтири все места, где говорится о врагах, понимать, как об исконном враге – диаволе.

Ис.28:2 – «Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю»
Иер.12:5 – «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?»
Кор.13:12 – «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан»

Притчи имели очень широкий диапазон и потому к ним обращались пророки и вожди.

Чис.24:15 – «И произнёс притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком»

В притчах, как в баснях Эзопа или Крылова, тот, кому симпатизировал автор притчи, выглядел мужественным и победителем, а противник всегда низвергнутым и осмеянным.

Втор.28:37 – «И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь [Бог]»
1Цар.24:14 – «Как говорит древняя притча: «от беззаконных исходит беззаконие». А рука моя не будет на тебе»

Притчам учили и в иносказании могли скрыть свои подлинные намерения, чтобы не враз могли привлечь за оскорбление вельможных.

2Цар.14:20 – «Чтобы притчею дать делу такой вид, раб твой Иоав научил меня; но господин мой [царь] мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле»

В Ветхом Завете есть даже две книги притч. Сколько же ещё было утеряно – это никак не меньше поговорок, собранных В.И.Далем.

3Цар.4:32 – «И изрёк он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять»
Иов.17:6 – «Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него»

Цари съезжались и загадывали притчи друг другу – это был уже высший форум притч.

3Цар.10:1,3 – «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей»
Пс.48:5 – «Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою»

Составлять или даже пересказывать притчи, как и популярные анекдоты – для этого нужен был талант.

Прит.26:9 - «Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов»

Притчи были настолько узаконенной и не греховной формой научения и обличения, что Сам Иегова поощрял избранников Своих к поучению народа притчами, которые Сам же ему и подсказывал.

Иез.17:2 – «Сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу к дому Израилеву»

В Ветхом Завете слово «притча» встречается 49 раз, а Новом – 46. Притча хлёстко высмеивала противника, надолго закреплялась в головах простых людей.

 

«На помощь Господу!» – «А разве Он бессилен?» Суд.5:23
Но иначе как храбрых отличить, Втор.20:8
Героев веры от тепло-пассивных, Откр.3:16
Чьи изукрашенные по стенам мечи? 1Цар.21:9

Дух закалить и страх преобороть, Суд.8:21
Схватившись с недругом тысячекрат сильнейшим, Быт.32:7
С душой от страха расстаётся плоть, Исх.2:14
И страх остаток сил ещё уменьшит. 1Цар.28:5

Бойцы и мученики из когорты зрелых - 2Цар.23:16
Им выстоять досталось на роду; 2Цар.16:6
Из свалки той не каждый выйдет целым, 2Цар.17:8
Удержит символ веры, как редут. Деян.24:14

Защитники! На вас Отчизна смотрит, Суд.11:32
Отечество небесное рассудит, Евр.11:35
Кто патриот, а кто лишь званье портит - 2Макк.12:40
Канонизацией не тешатся пусть люди. 1Кор.4:5

На поле брани столько не явилось, Матф.22:5
Причислили себя до сонма боязливых; Суд.7:3
Иной без боя сдался, просит милость 1Цар.11:2
У крохоборов алчных и сопливых. 1Ездр.4:3

Господь на проповедь вселенскую выводит, Иоан.21:22
Он ищет благовестников надёжных; Ис.6:8
В саду заросшем или в огороде, Матф.20:1
Молниеносно меч сверкнёт из ножен. Деян.5:5

На помощь ослабевших и уставшим! Деян.16:9
Ряды прореженные срочно заполняйте! 1Макк.4:35
На целину – не на чужую пашню! Ос.10:12
Неверующим будьте доброй нянькой! 1Фесс.2:7

От оползней из слов вбивайте сваи, Прит.15:18
Пустыню обводнить, создать оазис, Ис.48:21
В проломы встать Дух Божий призывает, Иез.22:30
Не только юношей, но и вступивших в старость. Пс.91:15

Для нас свершается посев, полив и жатва - Иоан.4:37
Свершает труд Господь наш Иегова; 2Кор.5:20
И нас зовёт на помощь и на завтра; Мф.11:28
А ныне тех, кто осиян был Словом. 1Фесс.5:4

 


6.7.04. ИгЛа


180

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: