размер шрифта

Поиск по сайту



2236.

Вопрос на тему «Община»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Вопрос 2236:

Нам приходится благовествовать людям о Христе и о порядках в Церкви. Когда послушают наш разговор, то тут же и упрёк: Ваша вера какая-то злая, то одно нельзя, то другое. Наши деды верили, и пили, и в карты играли. Местный батюшка у нас никогда ничего строго не говорит нам; Ваша вера не русская. не наша, откуда вы её взяли?

Ответ И.Т. Лапкина:

Спасительная вера только та, которая основана на Священном Писании. А эти сказки о «добренькой вере» придумали сами же попы, чтобы иметь дешёвый авторитет перед своими прихожанами-кормильцами. Батюшки же ничего не могут исправить и знают это; и грубо презирают за глаза своих почитателей, говоря, что народ такой тупой, что его ничему нельзя научить, а не то, чтобы десятину отдавали им. Но миф о добренькой вере придуман и культивируется на «культурном» уровне и у интеллиегентов. Вот как ответил на подобный вопрос брат о.Нафанаил (Судников), член нашей общины.


Отношение к ереси в ранней христианской церкви и современная околохристианская мифология.

В гражданской религии современного общества, идолами которой являются плюрализм, толерантность и демократия, присутствует и своя мифология, касающаяся разных областей жизни. Мифология эта касается и христианской церкви. Рассмотрим несколько распространенных мифов о христианстве.

Миф первый: в начале христианская церковь была едина, все жили в мире и любви, а потом церковь начала дробиться.

Этот миф используется обычно тогда, когда некто принимает распространенный стереотип доброжелательного отношения к Евангелию, но, будучи сугубо нерелигиозным человеком, выражает таким образом свое неприятие той или иной христианской конфессии или всех существующих, для оправдания своего отнюдь неевангельского образа жизни.

Миф второй: первые христиане были исполнены любви и принимали всех, а потом началось растаскивание по конфессиональным квартирам и озверелая борьба с инакомыслящими, которых стали называть еретиками.

Этот миф начинает работать у современного «культурного» идолопоклонника тогда, когда он ближе сталкивается с церковью, имеющей строго определенное вероучение. Этот человек не прочь бы вращаться в обществе христиан и обогащать церковь своим присутствием, но его глубокомысленную и творческую душу травмирует, когда его глубокие мысли называют ересью, а его одаренной личности отказывают в праве называться христианином. Он видит в этом узость и ограниченность, фанатизм и застой.

Рассмотрим оба этих мифа одновременно сначала с атеистической, т.е. религиоведческой точки зрения, а потом с богословской, т.е. теологической. Исторически христианская религия возникла в среде иудейской религии, являясь поначалу небольшой группой последователей человека, который проповедовал нетрадиционную интерпретацию иудейства, называл себя Сыном Божиим, был жестоко казнён по приговору еврейской духовной власти. Он и его ученики говорили о необязательности обрядов иудейства, что было кощунством для религиозных евреев. Более того, христиане принимали в свои общины язычников, не принуждая их соблюдать закон Моисеев. Общины христиан быстро множились и распространялись по Иудее и всей Римской империи.

В иудейской среде было тогда несколько религиозных направлений в отношении нового учения: 1) христиане из иудеев, которые отказались от соблюдения закона Моисеева; 2) христиане из иудеев, соблюдавшие закон Моисеев, но не навязывавшие его другим; 3) христиане из иудеев, принуждавшие всех соблюдать закон Моисеев; 4) христиане из язычников; 5) иудеи, не принявшие Иисуса Христа.

Так вот, для того, чтобы сохранить свою универсальность и продолжать распространяться по миру, христианские лидеры должны были категорически отвергнуть все принуждения к закону Моисееву как со стороны иудействующих христиан, так и со стороны традиционных иудеев, не принявших Христа. Иначе бы христиане превратились в маленькую иудейскую секту, вроде ессеев, и через некоторое время исчезли. По этому поводу в среде христиан было немало столкновений и несогласий, о чём написано и в Новом Завете.

Другая опасность была со стороны гностиков, последователей разнообразных эзотерических учений того времени. Они были опасны тем, что, во-первых, признавая доктрины и писания христиан, придавали им свой, аллегорический смысл; во-вторых, развили у себя сложную систему посвящений, для непосвященных не раскрывая своих истинных взглядов - т.е. получалась как бы тайная организация в недрах церкви, вроде масонства; в-третьих, работал соблазн религиозного творчества, как и в недрах некоторых современных христианских сект - т.е. каждый новоприбывший мог проявить себя и внести нечто новое в вероучение, ссылаясь на открывшееся ему толкование каких-то прежних идей христианства. Гностики проводили свою деятельность как внутри христианской церкви, так и создавая свои собственные кружки и общины. Поэтому, как и в случае с иудеями, для того, чтобы сохранить своё вероучение и организацию, церковь должна была жестко отмежеваться от всего многообразия гностических идей, часто просто безнравственных и безумных. Что и сделали Апостол Павел, Иоанн, Иуда в своих посланиях. Про первых гностиков мы знаем уже из текста Деяний апостольских - это Симон Волхв и Николай диакон. Поэтому говорить о том, что осуждение еретиков в церкви было уже поздним явлением, а конкурирующие христианам организации, которые тоже называли себя христианскими, появились только лет так через сто - глубокое заблуждение или мифологическая установка современного экуменизма. Первые конкуренты были уже при жизни апостолов, и апостолы Христовы прилагали немало усилий для борьбы с ними. Из Апокалипсиса Иоанна Богослова мы можем уже перечислить ряд околохристианских альтернативных направлений: николаиты, валаамиты, последователи Иезавели. А более поздние авторы приводят ещё некоторые направления гностиков. Поэтому первые десятилетия христианства по количеству соперничавших организаций вполне сравнимы с первыми столетиями после Реформации. Единственным серьёзным отличием тех еретиков от протестантов было то, что творчество гностиков было более кардинальным и по существу искажающим смысл христианского вероучения.

Теперь рассмотрим вопрос ереси с богословской точки зрения и ближе коснемся второго мифа об особой ласковости первых христиан (именно так плотский человек понимает слово «любовь»). Проповедь христиан, быстро завоевывавшая мир, была уникальна и универсальна. Она призывала всех, без различия пола, возраста, национальности, вероисповедания, социального положения:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28)
«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Кол.3:11)

Принцип самоотверженной любви к Богу и ближнему возводился в ранг основной заповеди новой религии, более того, утверждалось, что в лице Иисуса Христа Сам Всемогущий Бог стал человеком, терпел страдания и умер мучительной смертью для того, чтобы взять на себя всю ответственность за грехи всех людей. Эта проповедь воспринималась либо как безумие, противоречащее всем законам природы и человеческого общества, либо как Откровение Божие, коренным образом меняющее жизнь человека, дающее силы измождённым людям терпеть страдания и легко идти на смерть за свою веру в любовь.

Но как же эту самоотверженность и любовь совместить с осуждением еретиков и изгнанием их из своей среды? Вот здесь вступает в дело присущее интеллигентному язычнику совершенное непонимание характера Христовой проповеди о любви. Посмотрите, как нетерпимо и нетолерантно Христос ведёт себя по отношению к историческим культурным ценностям еврейского народа и лучшим образованным представителям его общества - книжникам и фарисеям, то есть, по-сегодняшнему словоупотреблению профессорам, деканам, священникам, пасторам, муллам:

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? « (Мф.23:33), –

говорит он неоднократно, а о религиозных идеалах иудейских лидеров высказывается так:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8:44)

Более того, на празднике, при массовом скоплении народа, Христос совершает совсем хулиганский поступок: опрокидывает столы меновщиков, изгоняет торгующих из храма, чем вызывает гнев руководства - а представьте себе, что сегодня кто-нибудь в православном или католическом храме опрокинул бы прилавки торгующих свечами, иконами, книгами и, размахивая плетью, прогнал бы церковных служащих - уголовное дело могло бы закончиться судом. А посмотрите, как вызывающе Христос ведёт Себя перед законным судом Синедриона и римского наместника - Он отказывается отвечать на допросе и продолжает излагать свои идеи, оскорбительные для иудеев.

Думаете, что Апостолы ведут себя более культурно? Ничуть. Мало того, что Апостол Петр говорит о пагубных ересях, Апостол Павел осуждает и иудействующих христиан, и гностиков из язычников, и гностиков из иудеев. Апостол Иоанн - этот возвышенный Апостол любви, мистик и богослов - называет традиционную религию евреев сборищем сатанинским - синагогой сатаны, мало того, это, оказывается, слова Христа, сказанные ему в видении. Ну-ка, выскажите в современных средствах массовой информации такие слова в адрес иудеев! Говорят, закон о разжигании межрелигиозной розни уже начал действовать. А как вам Апостол Павел на Кипре, когда во время разговора с проконсулом Сергием Павлом ему начинает противоречит представитель языческой конфессии Елима, Павел, по утверждению Нового Завета, исполнившись Духом Святым, говорит ужасные, оскорбительные с точки зрения культурного человека слова:

«о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян.13:10),

Елима тут же слепнет, то ли от стресса от грубости Павла, то ли по действию Духа Святого, как о том говорит Писание.

Более того, у Апостолов у самих бывают несогласия. Апостол Павел говорит не больше, не меньше, как о лицемерии Апостолов Петра и Варнавы, когда те делают политические маневры в отношении иудействующих христиан, Павел говорит:

«я лично противостал ему (Петру), потому что он подвергался нареканию… Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием… когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской» (Гал.2:11-14)

В послании к Галатам, Колоссянам, Коринфянам мы много читаем об еретических лжеучениях в среде христиан, которые осуждает Апостол Павел. Причем Павел несколькими словами выносит приговор и всем последующим плодам доктринального творчества:

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема», и еще раз повторяет: «Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8-9)

Анафема - значит «отлучён».

Так же и в отношении государственной религии Римской империи христиане ведут себя агрессивно и нетерпимо, отказываясь не только приносить жертву гению императора, но часто по собственной инициативе оскорбляя религиозные чувства добропорядочных римлян, совершают хулиганские действия против предметов культа - статуй богов, иногда даже во время исполнения религиозных церемоний. А когда их призывают просто проявить смирение перед государственной религией и бросить зерно фимиама на жертвенник, они устраивают из этого религиозную демонстрацию - хотя никто их и не принуждает отказываться от своих убеждений, но просто просят проявить уважение к другим. То есть и со стороны Иисуса Христа, и Его Апостолов, и их последователей мы видим крайнюю непримиримость и нетерпимость в отношении других конфессий. О какой любви может идти речь, что это за любовь такая не терпящая? Почему такая нетерпимость к инакомыслию, и чем это отличается от нетерпимости любой другой религии или советского атеизма, например?

А тем и отличается, что, обличая ложь и заблуждения, христиане того времени не применяют физических действий к инакомыслящим, и даже не защищают себя, когда к ним проявляют насилие. Когда ещё не просвещённые Духом Святым Иаков и Иоанн хотят огнём уничтожить город, отвергнувший Христа, Он запрещает и говорит им:

«не знаете, какого вы духа» (Лк.9:55),

а Петру, взявшему меч, чтобы защитить главную святыню - Мессию и Сына Божия, Христос запрещает, прилагая слова, что всякий, взявший меч, от меча и погибнет. То есть любовь евангельская в отличие от гуманистической любви современной демократической религии отличается крайней нетерпимостью к идеям и к другим религиям, предлагая идеи более высокие и бескорыстные, и в этой войне против них христианская любовь предпочитает подставлять себя и умирать на кресте сама, а не убивать других, в отличие от гуманистов, использующих пушки и снаряды для защиты плюрализма. Любовь христианская есть для всех людей образец неравнодушного, крайне серьёзного отношения к религии в отношении и себя и других, в отличие беспринципности плюрализма и толерантности.

Таким образом, нетерпимость ко всему, извращающему истину евангельской любви, есть органичная часть евангельской проповеди, а отлучение и неприятие еретиков есть благодатный евангельский инструмент Церкви для самозащиты от разложения».

Литература:

  1. Библия в синодальном переводе.
  2. Walter Bauer. Orthodoxy and heresy in earliest christianity. /Bauer W. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://biblicalstudies.ru/books.html
  3. Адольф Гарнак. История догматов. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:iblicalstudies.ruooks.html#Garnak
  4. Апостольские постановления. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:iblicalstudies.ruLibApostolKliment8.html
  5. Архиепископ Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь. / Архиеп. Иларион (Троицкий). // Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. /Архиеп. Иларион (Троицкий). - М., Сретенский монастырь, 2003.
  6. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней церкви (в четырех томах). /Болотов В.В., проф. - М.,1994.
  7. Дж. Данн Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства. /Данн Дж. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://biblicalstudies.ru/books.html
  8. Древнегреческо-русский словарь. /Дворецкий И.Х., под ред. С.И. Соболевского. - М., 1958.
  9. Евсевий Памфил. Церковная история. //Святоотеческое наследие - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:www.pagez.rulsn�065.php.htm
  10. Епископ Кассиан(Безобразов). Христос и первое христианское поколение./Еп. Кассиан (Безобразов). - М.,2001. - 560 с.
  11. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:www.pagez.rulsn�070.php.htm
  12. Ириней Лионский. Обличение и осуждение лжеименного знания. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:iblicalstudies.ru LibFather2Ireneus2.html
  13. Иустин Философ. Апология I в пользу христиан Антонину Благочестивому. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:iblicalstudies.rufather2.html
  14. Иустин Философ. Диалог с Трифоном иудеем. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:iblicalstudies.rufather2.html
  15. Климент Александрийский. Педагог. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:www.pagez.rulsn�102.php.htm
  16. Климент Александрийский. Строматы. - Электронный ресурс. Режим доступа: http:iblicalstudies.ruLibFather2Kliment5.html
  17. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:iblicalstudies.ruooks.html
  18. Поснов М.Э. История христианской церкви. /Поснов М.Э. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://biblicalstudies.ru/ books.html#Posnov
  19. Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2-х т. (т. 1) /Еп. Никодим (Милаш). - Репринт 1911 г. - М.: «Отчий дом», 2001.
  20. Протоиерей Александр Шмеман. Исторический путь православия. /Прот. Александр Шмеман. - М.: «Православный паломник», 2003. - 368 с.
  21. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. /Прот. Иоанн Мейендорф. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 448 с.
  22. Протоиерей Сергий Булгаков. Свет невечерний [Электронный ресурс]. /Прот. Сергий Булгаков. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/philsoph/ ihtik_3455.html/ - Загл. с экрана.
  23. Ранние отцы церкви. - Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988.
  24. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:iblicalstudies.ruooks.html
  25. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:iblicalstudies.ruooks.html
  26. Святителя Феофила Антиохийского послание к Автолику. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:www.pagez.rulsn�119.php.htm
  27. Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. /Свящ. Павел Флоренский. - Репринт 1914 г. - М.: «Лепта», 2002. - 816 с.
  28. Скворцев К.И., проф. Философия отцов и учителей церкви (период апологетов). /Скворцев К.И., профессор Киевской духовной академии. - Киев, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. - 472 с.
  29. Стюарт Дж. Холл. Учение и жизнь ранней церкви. /Стюарт Дж. Холл. - Новосибирск: «Посох», 2000. - 328 с.
  30. Тертуллиан. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:www.pagez.rulsnindex.htm
  31. Тиллих, Пауль. Динамика веры.

Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1-3.


202

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: