размер шрифта

Поиск по сайту



2150.

Вопрос на тему «Библия»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Вопрос 2150:

Можно ли по каким-нибудь признакам оценить, насколько глубоко монахи изучали Священное Писание?

Ответ И.Т. Лапкина:

То и удивительно, что много хороших и правильных слов они говорят об изучении Священного Писания. Но что они подразумевают под этим - едва ли поймём. Как же читать можно Библию, а она только и называется Священным Писанием, и не видеть, что Христос всех посылает в мир нести Его благое слово. Нигде Христос не гуртовал Апостолов и не строил им монастыри. Не расталкивал их по киновиям, по кельям, но вёл их в бушующий мир. И падали крепости Ваала. Монахи, быть может, самые главные виновники того, что пришёл ислам, что пришли атеизм и коммунизм. Монахи заблокировали самое лучшее и уморили в стенах монастырей. Принять Христа – значит принять и Его слово и по нему поступать. Монахи любили Бога, жаждали Царства Небесного, но путь туда проложили свой и дошли ли они, или это только нам подают так с благочестивым хэппи эндом, что все они в руке Божией и что было благоухание и слышалось пение ангелов. Под сомнение никто ничего здесь не ставит, а зря. Да и святые не раз подскальзывались на этих благоуханиях и пении «свыше».

Мф.21:42 – «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»

Сила Божия в том, что Он послал Сына Своего Единородного в мир и Он взял на Себя наши грехи и теперь даёт спасение нам даром.

Еф.2:9 – «не от дел, чтобы никто не хвалился»

Без наших пустынных и иноческих подвигов. Если бы монахи знали Писание! Они бы говорили об этом и не заманывали людей в пустыни и сами там не сидели десятки лет, скрываясь от повеления Божия идти в мир на проповедь.

1Фесс.1:8 – «Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога»

Они все напоминают капитанов, которые, страшась бури, загнали корабль в порт, потом в узкую бухту, а потом по стапелям вытащили корабль в дремучие леса и там без бури сохранились, поубивав бывших на корабле жен.

Мрк.12:24 – «Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?»

Арсений Великий – 8 мая. «Один брат сказал преподобному: «Честной отец! Я изучил много книг и псалмов и хочу с умилением сердечным прочитывать их, но не имею умиления, потому что не разумею силы Священного Писания, и весьма скорблю об этом». Преподобной отвечал на это: «Чадо! Тебе должно непрестанно поучаться в чтении слова Божия, хотя бы ты и не разумел силы его и не имел умиления. Я слышал, как говорил авва Пимен и прочие отцы, что очарователи змей сами не понимают тех слов, которые они говорят; однако же змеи, слыша слова их, укрощаются, как бы понимая слова их, и беспрепятственно отдаются в руки их.

То же самое можем сделать и мы, хотя бы и не разумели силы Священного Писания. Ибо когда мы имеем в устах своих слова Священного Писания, тогда демоны, слыша их, приходят в страх и бегут от нас, не вынося слов Духа Святого, говорившего через рабов Своих пророков и Апостолов».

Епифаний – 12 мая. «Вместе с даром чудотворения и многими иными Господь наградил Своего верного раба великим даром знания и истолкования Божественного Писания. Читая его братиям, он ясно и для всех понятно разъяснял его… Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к Антонию в пустыню многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец правила, данные Антонием, что и было началом монашеского жития».

Василий Вел. – 1 янв. «Архиепископ призвал после сего к себе Василия и Еввула и начал рассуждать с ними о Писании, желая узнать, насколько они понимают его. Слыша их речи, он дивился глубине их премудрости и, оставив их у себя, относился к ним с особым почтением».

Серафим Сар. – 2 янв. «Серафим знал наизусть множество церковных песнопений, кои и любил воспевать, среди трудов, в своей безмолвной, уединенной пустыни, причём некоторые, наиболее близкие к преподобному, люди замечали, что многие из этих песнопений имели наибольшее приложение к местности и к его уединенному иноческому доброделанию… Самою первою книгою для него было св. Евангелие, с которым он никогда не расставался, нося его с собою… собеседования с Богом, духовная самоуглубленность и огром­ная начитанность в Священном Писании и душеполезных книгах—озарили ум его таким светом, что он ясно понимал и всею душою проникал смысл слова Божия. Он поставил себе в пустыне постоянным правилом ежедневно прочитывать с изъяснением для себя по нескольку зачал из Евангелия и Апостола. «Душу снабдевать, — говорил он впоследствии,— на­добно словом Божиим: ибо слово Божие есть хлеб Ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтение Св. Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит дара разумения». И святой старец от непрестанных упражнений в чтении Слова Божие стяжал себе этот бла­годатный дар разумения, а вместе с тем мир душевный и высший дар сердечного умиления. В Священном Писании он искал уже не одной истины, но и теплоты духа, и нередко, за священным чтением, из его глаз текли слёзы умиления, от которых человек, по собственному признанию старца, согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова».

Антоний Вел. – 17 янв. «Хотя преподобный Антоний Великий и не получил образования, но для него училищем были Священное Писание и природа, а учителем - благодать Христова, более и более озарявшая его по мере самоумерщвления его подвигами».

Феодосий Вел. – 11 янв. «Посему и тогда, когда кого-либо ласково увещевал, он был однако страшен для многих, и когда кого-либо обличал, был любезен и обходителен. Удивительно в нём было то, что, не будучи научен мирскому любомудрию и не будучи сведущ в греческих книгах, он излагал поучение с такою обстоятельностью, что с ним не мог сравниться никто из состарившихся над кни­гами и в совершенстве изучивших ораторское искусство. Ибо он учил не от человеческой мудрости, но от благодати Духа Божие, тайно вещающего к нему, как к другому Иеремии:

Иерем. 1:9 – «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои»

И говорил блаженный ещё много душеполезного, иное — от себя, иное — от Апостольских изречений… Хотя он был во всем кроток нравом, однако там, где совершалось насилие над благочестием, он был подобен палящему огню, или рубящей секире, или неодолимому воинскому оружию».

Пахомий Велик. – 15 мая. «Святой Пахомий пользовался всяким случаем, чтобы сказать слово назидания тому или другому брату. Но кроме этих частных бесед он обыкновенно говорил ещё три общих поучения в течение недели — одно в субботу и два в воскресенье. Он заповедал, чтобы и всегда начальник монастыря составлял и произносил три поучения в неделю. Кроме трех поучений начальника монастыря, во время субботних и воскресных собраний иноков, обязательно в два седмичные поста, т. е. в среду и пятницу, говорили поучение своим монахам начальники домов.

Иноки всякий вечер собирались для духовной беседы и вообще любили назидать друг друга теми уроками, какие каждой извлекал из чтения слова Божия и из наблюдений над жизнью тех или других людей. Иноки любили повторять изречения Свящ. Писания и размышлять о них. Поэтому и при взаимных беседах они всегда могли назидать друг друга мыслями и словами Библии Праздных бесед и пересудов мы не видим в Тавенниси».

Димитрий Рост. – 21 сент. «Под руководством знаменитого полемического богослова Галятовского Даниил в совершенстве изучил те приемы и обороты речи, которые невольно поражали потом в его поучениях, и приобрёл ту энергию и непобедимую силу убеждения, которые явились впоследствии в борьбе с раскольниками.

…Свободное от школьных занятий время он проводил в чтении Священного Писания, творений и житий святых мужей и в молитве».

Трифиллий – 13 июня. «Однажды, по нуждам церкви, в Кипре происходило собрание всех епископов острова; на этом собрании присутствовали святой Спиридон и святой Трифиллий, — муж сведущий и книжный, ибо в юности он много времени учился в Берите, поэтому отцы собора просили святого Трифиллия, чтобы он произнёс в церкви поучение к народу. Во время проповеди ему нужно было привести слова Христовы, обращенные к расслабленному и записанные святым Евангелистом Марком:

Марк. 2:11 – «тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой», - причём святой Трифиллий изменил буквальное изречение Евангельское, назвал постель ложем: «востань и возьми постель твою»

Святой Спиридон, не вынося изменения слов Христовых, сказал Трифиллию: «Неужели ты лучше Сказавшего «одр», что стыдишься слова Его?» Вслед за этим он открыто пред всеми покинул храм. И ничего не было предосудительного в этом поступке святого Спиридона: будучи человеком некнижным, он своим обличением пристыдил Трифиллия, гордившегося своим красноречием: научил его смиренномудрию и кротости».

Досифей – 19 февр. «Однажды он пришёл к преподобному Дорофею и просил его объяснить одно место из Священного Писания, — ибо, ревнуя о просвещении ума своего, он начал размышлять над некоторыми местами Священного Писания. Но его наставник не хотел, чтобы Досифей упражнялся в изучении Писания, так как боялся, что тогда он возмечтает о себе и не сохранит смиренного сознания своей нищеты душев­ной. Посему на вопрос ученика преподобный Дорофей отвечал: «Не знаю».

В другой раз, когда Досифей снова пришёл к своему на­ставнику и спросил его о другом месте Священного Писания, он получил такой ответ: «Поди к игумену и спроси его об этом, я же не могу тебе объяснить». Повинуясь повелению наставника своего, блаженный Досифей отправился к игумену. Но авва Дорофей предупредил игумена: «Если придёт к тебе, отче, Досифей и станет спраши­вать о разных местах Священного Писания, нанеси ему удар».

Когда Досифей пришёл к игумену и просил его объяснить непонятные места Священного Писания, игумен начал наносить ему удары, говоря: «Зачем ты не молчишь, если ничего не понимаешь? Зачем ты осмеливаешься спрашивать о сем? Не должен ли ты больше заботиться о своей чистоте, вместо того, чтобы заниматься испытанием Писаний». Затем, ещё ударив его дважды по ланитам, игумен отпустил его. Возвратившись к отцу Дорофею, преподобный показал ему свои покрасневшие от удара ланиты и сказал: «Игумен нанёс мне удар также и по спине» — и больше ничего не прибавил. Он не стал укорять своего наставника, не сказал ему: «зачем ты не вразумил меня, зачем послал меня к игумену». Нет, ничего подобного не сказал блаженный Досифей; он всё, что приказывал ему наставник его, принимал с верой и тотчас же исполнял его повеление без всякого рассуждения».

 

Библия на русском языке,
Известный синодальный перевод
Подобен райской в вечности реке. Откр.22:2
Счастливый, кто её переплывёт.

Её слова, глаголы, изреченья,
Названья книг – на карте государства.
Рядами главы, витязи спасенья –
Послания Апостола из Тарса...

Стихи – войска из копий и мечей,
В лучах и в зареве из Ветхого Завета,
На двух, на каменных скрижалях Моисей, Исх.32:15
Столпом и облаком выносит всем на свете. Исх.13:21

Ещё пока алфавит не изучен,
Язык евреев непонятен многим.
Но Иеговы свет рассеет тучи,
В жар благовестия уже обуты ноги. Еф.6:15

Россия, Русь в язычестве и войнах,
Без Слова Божия пустынею брела.
Всё в литургиях и в земных поклонах,
В смешенье Вавилонском тьмы и зла.

Но час пробил исправить заблужденья,
И переводчики уселись за столами.
Спасает не причастие и деньги –
А вера, подтверждённая делами. Иак.2:24

Вдруг для читающих Священное Писанье, 1Кор.15:2
Открытым текстом о рожденье свыше. Иоан.3:3
Без веры во Христа мы стали псами, Мф.15:26
А вера только в тех, кто Бога слышит. Рим.10:17

Понятным, с пренебесным смыслом,
Наполнились все строки и стихи.
Листки, листочки, исцеленья листья Откр.22:2
Бальзамом на ошибки и грехи.

Что толку непонятное читать - Деян.8:31
Бездействует не пробужденной совесть.
Рожденным свыше перевод подстать.
О переводчиках с любовью эта повесть.

 


12.7.03. ИгЛа


393

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: