размер шрифта

Поиск по сайту



1829.

Вопрос на тему «Промысл Божий»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Вопрос 1829:

Многие верующие, какую бы глупость ни сделали, они всё сваливают на Бога, что-де Богу так угодно. А вот святые тоже так поступали?

Ответ И.Т. Лапкина:

Да они в этом просто купались, и что бы они ни сделали, чтобы во сне, обязательно в тонком, обязательно во сне, ни увидели, чтобы им ни померещилось: колокольный ли звон, или благоухание, – всё это разгадают – указание от Бога. Вот этого благоухания у них было море и океан, и они обязательно тут же истолковывали всё это, как указание, как знамение от Бога или от Богородицы. И обязательно на этом месте заложить монастырь, который потом будет их именем назван. Ну точно так же как сегодняшние храмостроители. Что бы где ни рвануло, они обязательно дают обет и тут же за строительство храма. Это всё – только яркое свидетельство, что человек этот Бога не знает и живёт по меркам мира сего, по стихиям мира, из которого он убежал только телом. Кол.2:8 – «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Иер.32:35 – «чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость».

Ко всем людям Бог обращается, но особенно к тем, кто взял ключ разумения от пути в Царствие небесное. Как они могли дойти до полного забвения слов Спасителя идти в мир и приобретать Ему последователей? Ибо вера не рождается от икон, мощей, видений, чудес, снов, но только от слышания слов Библии. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Ис.40:21 – «Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?» Ис.40:28 – «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим». Рим.10:18 – «Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их».

Даниил столп. – 11 дек. «По прошествии девяти лет такого тяжкого жития, Бог восхотел призвать преподобного на совершеннейший подвиг».

Борис – 2 мая «Пономарь той церкви, по окончании заутрени, был омрачен от вселукавого сатаны сном и, не осмотрев церковь как следует, ушел к себе домой, а в церкви забыл потушить свечу, горевшую на высоком месте. Спустя некоторое время загорелась церковь. Люди устремились к ней; горела церковь от верха; всё оттуда вынесли, иконы и сосуды, так что ничего не сгорело, кроме самого здания. Всё это произошло по Божиему попущению. Церковь была деревянная и обветшала. Господь явил сим Свою волю, чтобы иная церковь была построена на том месте, во имя святых блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, и чтобы телеса их были с любовью вынуты из недр земных, что и случилось».

Сергий Нуромский – 7 окт. «На том же месте, где слышал звон и свет видел, святой Павел воздвиг церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, по пророчеству Сергия, Нуромского чудотворца».

Онуфрий вел. – 12 июня. «Всё это я, – смиренный Онуфрий, – слышал в своем монастыре от святых отцов, и от слов сих усладилось сердце мое, ибо слова сии для меня были приятнее мёда, и показалось мне, что я был как в другом некоем мире; ибо во мне явилось непреодолимое желание идти в пустыню. Встав ночью и взяв немного хлеба, так что его едва хватило бы на четыре дня, я вышел из монастыря, возложив все надежды свои на Бога; я пошел дорогой, ведущей к горе, намереваясь идти отсюда в пустыню. Лишь только я начал входить в пустыню, как увидал пред собою ярко сиявший луч света. Весьма испугавшись, я остановился и начал уже помышлять о возвращении в монастырь. Между тем луч света приближался ко мне, и я слышал из него голос, говоривший:

«Не бойся! Я – Ангел, ходящий с тобою от дней рождения твоего, ибо я приставлен к тебе Богом, дабы хранить тебя; мне было повеление от Господа – вести тебя в сию пустыню. Будь совершен и смирен сердцем пред Господом, с радостью служи Ему, я же не отступлю от тебя до тех пор, пока Создатель не повелит мне взять душу твою».

Сказав это из светлого луча, ангел пошел впереди меня, я же последовал за ним с радостью…. я увидел довольно просторную пещеру; в это время луч света ангельского исчез из глаз моих. Подойдя к пещере, я пожелал узнать, нет ли там какого человека. Приблизившись к дверям, я, по обычаю иноческому, воззвал:

«Благослови!»

И увидел я старца, видом честного и благообразного; на лице и во взгляде его сияла благодать Божия и духовная радость. Увидав сего старца, я пал к ногам его и поклонился ему.

Наконец, на пятый день нашли небольшую пещеру. Тот святой муж тогда сказал мне: «Вот то самое место, которое уготовано Богом для твоих подвигов».

Алипий Столп. – 26 нояб. «Заметив, что все избегают этой пустыни, блаженный Алипий поселился там в одном из гробов… Тем временем Алипий вошел в одну церковь, находившуюся на берегу моря и, помолившись в ней, задремал. И вот предстала ему в видении дева прекрасная, как солнце, и сказала: «Встань скорее, Алипий»! Изумленный ее красотой, Алипий спросил ее: «Кто ты, госпожа, и почему велишь мне скорее встать»?

«Я Евфимия, раба Христова и мученица, – ответила она. – Встань и, если хочешь, пойдем в твое отечество! По воле Божией я буду твоей спутницей и помощницей».

Когда святая мученица произнесла эти слова, Алипий проснулся и не увидал никого перед собой, но сердце его было полно духовной радости. Он понял, что Бог хочет его возвращения к безмолвию».

Иларион Вел. – 21 окт. «Святой отдал корабельщику за провоз Евангелие, переписанное им собственноручно во дни юности: ему нечего было дать другого, потому что он был настолько же нищ имуществом, как и духом… Увидав спустя некоторое время множество приходивших к нему и прославлявших его людей, старец сказал своим ученикам, Зинону и Исихию:

«Невозможно нам оставаться здесь, чада; пойдемте в другую страну, где бы никто не знал о нас».

Собравшись, он тайно удалился с ними в далматский город Епидавр, куда направил его Бог для облагодетельствования им многих. Не успел он пробыть несколько дней в одном безмолвном месте близ Епидавра, как жителям страны стало уже известно о пришествии к ним угодника Божия, бывшего раньше в Сицилии».

Епимах – 31 окт. «Святой мученик Епимах, сын благочестивых христиан, происходил из Египта; с самой ранней юности он возлюбил Бога от всей души и возымел доброе намерение послужить Ему Единому. Подражая святому Иоанну Крестителю, он отправился в пустыню и долгое время пребывал на Пелусийской горе.

Он не имел какого-либо руководителя из святых отцов, но наставником ему в сем суровом, пустынном житии был Сам Дух Святой; любовь к Богу поддерживала и укрепляла его в сем трудном подвиге. Ибо только одна любовь к Богу всего более может научить человека добродетели; она побудила святых Апостолов оставить все и идти вслед за Господом, Который не имел земных богатств; она же воодушевила преподобных отцов, которые «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» – Евр 11:38»

Фома Малеин – 7 июля. «Отличаясь телесною силою, он совершил не мало подвигов в сражениях, и много раз, благодаря ему, его соплеменники одерживали победы над врагами. Но, по любви ко Христу, Фома покинул мир и житейскую суету и принял на себя легкое иго Христово – иноческий чин…. Когда же, полного желая спокойствия для своих постнических подвигов, Фома решил идти в пустыню, то ночью пред ним заблистал огненный столп на небе и сам святой пророк Илия явился ему, чтобы показать ему дорогу в недра пустыни.

…. Здесь он стал жить в одиночестве, пребывая в общении только с Богом и сподобляясь божественных откровений и видений».


Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,
Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал все новых откровений.

Нам может нравиться прямой и честный враг,
Но эти каждый наш выслеживают шаг.
Их радует, что мы в борении, покуда
Петр отрекается и предает Иуда.

Лишь небу ведомы пределы наших сил,
Потомством взвесится, кто сколько утаил.
Что создадим мы впредь, на это власть Господня,
Но что мы создали, то с нами посегодня.

Всем оскорбителям мы говорим привет,
Превозносителям мы отвечаем – нет!

Упреки льстивые и гул молвы хвалебный
Равно для творческой святыни непотребны.
Вам стыдно мастера дурманить беленой,
Как карфагенского слона перед войной.

Н.С. Гумилев


309

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: