размер шрифта

Поиск по сайту



1745.

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1745:

А грех симонии реально существует в Церкви?

Ответ о.Максима (Козлова): Ну если в истории Церкви есть каноны, это запрещающие, то, значит, были и прецеденты, когда лица, не вполне достойные, но желающие занять какое-то место, поощряли тех, от кого это зависит, некими материальными стимулами.

Когда мы видим человека, готовящегося к крещению, или приходящего на исповедь, или желающего пособороваться, или вступить в законный церковный брак, то, конечно же, первое, что от него взыскует и спрашивает Церковь, — серьезность такого намерения. Если кто-то желает креститься, то имеет ли он хотя бы слабую, несовершенную еще веру или считает это нужным по каким-то посторонним, косвенным, суеверным соображениям, не относящимся к смыслу таинства? Если кто-то хочет венчаться, то осознает ли, что церковный брак в норме один на всю жизнь и этот союз связывает двух людей друг с другом не только здесь, на земле, но и в вечности?

Если кто-то готовится причащаться, то понимает ли, какой великой святыни — Телу и Плоти Христа Спасителя, Огню согревающему, но и попаляющему недостойных — он будет приобщаться? В иных местах эти предварительные вопросы могут быть более подробными, в иных более краткими, но так или иначе каждый или почти каждый, стремящийся приобщиться к церковным таинствам, впервые или внове перед этими вопросами оказывается. Что же касается того пожертвования, которое за некоторые из таинств может делать человек и к которому он как бы приглашается, то ведь, с одной стороны, понятно, что не этим пожертвованием обусловлено совершаемое над ним таинство. Скажем, уже крещеный, сколько бы он денег ни заплатил, второй раз крещен не будет. Состоящий в церковном браке не будет во второй раз обвенчан, какое бы неограниченное количество иностранной валюты он ни сулил. Женщина не будет поставлена в диаконы, даже если она мадам Онассис.

С другой стороны, тоже всем понятно, что Церковь существует в реальном мире и нужды ее как человеческого сообщества также вполне реальны. Еще у Апостола Павла сказано, что труждающийся алтарю да питается от алтаря. И в этом смысле христианин или намеревающийся таковым стать никак не должен смущаться тем, что нечто от своих щедрот он уделит за то время, силы, попечение о нем, которые были проявлены и приходом, и священнослужителями. А чтобы не смущаться тем, какое это может быть пожертвование, для иных из таинств — впрочем, совершенно не для всех (скажем, не для исповеди и не для причастия) — существуют некие ориентировочные суммы, которые человеку предлагается оставить на храм. Но ведь понятно, что ежели я богат, то могу дать неизмеримо больше того количества рублей, которое в церковной лавке предлагается мне пожертвовать за таинство крещения. А если я бедный студент или одинокий ветеран, то не должно быть ничего смутительного в том, чтобы, подойдя к свечному ящику или к батюшке, так и сказать: «У меня нет этих денег». И не сомневайтесь — ни в одном храме из-за этого вас не прогонят. Никакому бедному человеку не откажут в крещении, никакой молодой паре только потому, что не хватает денег даже на платье невесты и на костюм жениха, не откажут в венчании. Нужно лишь перешагнуть собственную гордость, что всегда полезно, и сказать: я действительно беден, мне сейчас нечего пожертвовать на Церковь, я останусь голодный, если последние деньги отдам. И, уверяю вас, ни в одном храме не откажут бесплатно крестить ни младенца, ни взрослого, отпеть покойника, отслужить молебен, принять записку о здравии или упокоении, если человек находится в тяжелом материальном положении и у него нет денег на пожертвования.

Ответ И.Т. Лапкина:

Очень прошу перечитать этот ответ сергианского пастыря, так извертевшего свою поповскую совесть. Хотя бы раза три подряд перечитайте его надменный ответ, обратив внимание на выделенные мною слова. Как он крутит туда и сюда, выкрутасничает словами, чтоб только прямо не сказать, что «да, плата твёрдо назначена». И выклянчивать бесплатное крещение человеку стыдно, ибо ему тут же подоткнут: «на выпивку находите, а на Таинство не находите»?

Идет самая беззастенчивая и бессовестная торговля таинствами. Свирепствует симония, и на эту проклятую Апостолами и Богом симонию живет и не бедно господин Козлов. Стрижет шерстку с уличных козлищ, принимающих без всякой подготовки лжекрещения. Отвратительное здесь то, что, пожирая народ, они и глазом не моргнут, пренебрегая внаглую всеми канонами церкви. Из 719 действующих ныне правил соборов и святых отцов в Московской патриархии 413 правил и канонов ежедневно, целенаправленно и умышленно пренебрегаются и никогда не исполняются, а просто топчутся. Это 57% всех правил.

(Из речи патриарха Алексия второго) «Всё чаще стали слышаться нарекания по поводу вымогательств, то есть назначения цен за совершение треб... Такой священник – позор для храма. Священник требует особой платы даже за ...крещение, венчание, отпевание. Это уже настоящая симония, и к таким священникам мы вынуждены будем принимать меры канонического порядка.

...Больше всего поступает жалоб и прошений о приведении в каноническое соответствие совершения православных Таинств и треб.

...Я уверен, кто пришел в церковь не ради прибытка, а ради служения Богу, останется; многих же мы потеряли, как уже теряем и сейчас». («Официальная хроника» Московской патриархии. № 2, 1993 г., стр.18; № 1-3 1994 г., стр.34-38., из речи на московском епархиальном собрании).


Жук колорадский. Мы его не любим,
Как любит он картофельное поле.
Жуки и саранча – карающее чудо,
Египетская казнь, но в меньшей доле.

Зачем они и всё, что нас сжирает,
Кусает, заражает и гнетёт?
А началась беда, когда лишились рая -
За смерть свою нам предъявляют счёт.

За грех, за согрешение Адама,
Прельщенье Евы очень хитрым змеем.
Дошли через жуков к правителю из Дана -
О помощи Творца просить умеем?

Вся тварь восстала против человека,
Бациллой смерти наградившем всех.
Мой бедный сад - обглоданные ветки,
Объеденный, сожженный мой посев!

В изнеможенье руки поднимаю,
Защиты у Создателя прошу.
Бог заостряет всё моё вниманье,
На слове «Грех», сжирающем, как жук.

Ни перемирия и ни передышки,
Нам не предвидится,. И будет только хуже.
Мне сыр не сохранить от малой мышки,
Придётся пояс затянуть потуже.

Армады жужелиц, червей, клопов и моли,
Покрыли поле, житницы, постели.
Без приглашенья за моим застольем,
И манную крупу давно доели.

Химические средства и отрава,
Попутно травят кровь мою и бронхи.
Бог сотворил и дал им это право...
Под их столом я подбираю крохи.

Молюсь, с утра уже прошу пощады,
У Бога любящего всякое дыханье.
Прости мой грех, да отстранятся гады,
Со мною пусть поделятся питаньем.

02.07.2003 ИгЛа


237

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: