размер шрифта

Поиск по сайту



Что такое послушание?

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1730:

Что такое послушание?

Ответ о.Максима (Козлова): Это просто осознание того, что не я есть мера всех вещей и что за ними стоит Богом данный вечный закон, и ежели я христианин, то главное послушание должно быть по отношению к той Божественной правде, о которой мы читаем в Священном Писании. Это объективный и никем и никак не отменяемый христианский долг. В конкретной жизни послушание выражается еще и расширительно — в том, чтобы уважительно относиться к Церковному Преданию, к церковным уставам, стараясь максимально точно их исполнять, доверяя Церкви как хранительнице Божественного Откровения. Доверяя тому, что она за свой исторический путь приобрела достаточный опыт, который поможет нам на нашем жизненном пути избежать многих ошибок и провалов. И зачем набивать шишки собственным лбом, когда уже известны указатели: вот здесь болото, а тут можно наколоться на острые камни. Лучше руководствоваться этими указателями. И если мы не проявим безумие и пойдем не по бурелому, а по проложенной уже дороге, то это и будет тем радостным и спасительным послушанием, которое предлагается христианину в Церкви.

Я имею в виду послушание христианина, свободно предавшего свою волю духовному отцу. Конечно, не обязательно во всем слушаться каждого священника, что бы он ни сказал. Однако, когда он, опираясь на заветы Священного Писания, а также на требования церковной дисциплины, говорит тебе, что ты, согрешивши так-то и так-то, не можешь сейчас дерзновенно причаститься, но должен прежде душу свою очистить покаянием, в таком случае, конечно, было бы безумием не проявить послушания. Тем более если в определенных жизненных ситуациях мы сознательно отказываемся поступать по своему самохотению. Скажем, предстоим перед выбором, когда несколько решений кажутся нам возможными. И даже если к какому-то из них ближе лежит наше сердце, но, не будучи слишком уверены в правильности именно этого выбора, мы не хотим поступать по-своему, а хотим поступать так, чтобы Господь действовал в нашей жизни. Известно, что в таком случае лучший путь — довериться воле другого человека, безусловно, опытного, которому мы доверяем. А для христианина кто им, кроме духовного отца, может быть?

Однако, и в этом случае послушание, в принципе, ограничено. Церковные каноны говорят нам о том, что если священник, пусть он хоть епископ, начинает учить своих духовных чад чему-то противоречащему Евангелию или несовпадающему с Преданием Церкви, то, невзирая на его самые добрые душевные порывы и на некоторые верные суждения, христианин должен отойти в сторону и считать себя свободным от всех уз, которыми он с этим своим духовным отцом был связан.

Ответ И.Т. Лапкина:

Чудесно! Как по бумажке ответ дан. Но на деле как можно найти такого мужа, когда бы он мог по Писанию вести свое чадо, если это Писание вообще ни на каком месте не стоит?

Иов.8:10 – «Вот они научат тебя, скажут тебе и от сердца своего произнесут слова».

Ответ дан, но выполнить его невозможно, пока пастыри не будут говорить вместе с Кириллом Иерусалимским: если слова мои не сходятся с Библией, то не верьте и мне.

Мал.2:7 – «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».

2Пар.34:31 – «И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицом Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей».

Иер.13:10 – «Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца Своего».

Иер.23:16 – «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних».


187

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: