размер шрифта

Поиск по сайту



1658.

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1658:

Что такое агапа, и действительно ли агапы запрещены решением одного из соборов?

Ответ из интернета: В книге Деяний Святых Апостолов неоднократно говорится о «преломлении хлеба», которое первые христиане совершали «по домам» (Деян. 2:46; Деян. 20:7 и др.). Под «преломлением хлеба» подразумевается Евхаристия при общих трапезах. Эти трапезы включают в себя воспоминание смерти Господней, признание жертвенной цены Искупления, совершенного Спасителем, а также были выражением внутреннего единства учеников Христовых. По примеру Тайной вечери Спасителя, такого рода трапезы происходили в вечернее время. Так было положено начало агапам, или вечерям любви. Наряду со Священным Писанием об агапах сидетельствуют такие памятники, как письмо Вифинского проконсула Плиния Секунда к императору Траяну, датируемая 111-114 годами; «Учение 12 апостолов» и даже свидетельство сатирика Лукиана Самосатского (втор. пол. II). Сведения об агапах можно также из творений Св. мученика Иустина Филосифа (II в.), Климента Александрийского (III в.), Тертуллиана (III в.), Минуция Феликса и Оригена, священномученика Киприана Карфагенского (III в.), из памятника церковной письменности, известного под названием «Завещание Господа нашего Иисуса Христа».

Уже св. апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11:20-34) обращает внимание на то пренебрежение, которое оказывается на «Господней вечери» причащению Тела и Крови Христовой. Некоторые из коринфских христиан приходили на «вечерю Господню» с целью утолить голод и так как на вечерях кормили бедных, то богатые участники старались скорее насытиться от своих приношений, чтобы бедные не оставили их голодными. Евхаристия таким образом отодвигалась на второй план. Апостол Павел с горечью и негодованием советует такого рода участникам агап утолять голод дома, чтобы жадностью не осквернять Трапезы Господней. Таким образом, почти с самого начала существования агапы и началась тенденция к отделению от них Евхаристии (причащения), а впоследствии – к преобразованию их в вечерню (кстати, благословение хлеба, вина, пшеницы и елея на вечерней службе является отголоском древних агап). Св. мч. Иустин Философ в первой апологии совершенно не упоминает о какой-либо трапезе. Но в связи с Евхаристией он говорит о помощи богатых бедным, т. е. указывает на агапу, принявшую чисто благотворительный характер. В течение II века постепенно происходит процесс отделения Евхаристии от агапы. Во всяком случае Евхаристия стала предшествовать принятию пищи. Ориген упоминает только о поминальных агапах. Священномученик Киприан указывает на перенесение Евхаристии на утро.

В IV-V вв. произошло уничтожение агап. Широкий внешний рост Церкви, в которой оказалось много недостойных членов, стал причиной этого уничтожения. Если во времена Апостола Павла христиан, недостаточно понимавших величие христианской веры, было немного и они постепенно могли дорасти до достойного участия в агапе, то теперь такого рода «плевел» было слишком много, и Церковь должна была отказаться от вечерей любви. Кроме того, агапа не вполне соответствовала аскетическому духу, которым под влиянием подвижников-аскетов стало проникаться христианское богослужение.

Лаодикийский собор (ок. 360 г.) запрещает как «совершать евхаристию в домах», что соединялось с агапой, так «и в местах Господних или в церквах устраивать агапы» (Правило 58). Блаженный Августин свидетельствует, что «в большей части Италии и во всех или в большинстве других церквей агапы не совершаются вовсе или, если устраиваются согласно обычаю, то оканчиваются и отменяются после любвеобильного увещания епископа» (Письмо 22 к Аврелию). Третий Карфагенский собор (418 г.) запрещает угощения и пиршества в Церкви, а также причащение после принятия пищи. На Западе впервые запрещает агапы Оксерский Собор 584 г. Уничтожение агап окончательно утвердило обычай причащения прежде принятия пищи, также придало суточному кругу богослужения совсем иной, духовный характер, лишив христианские службы того, что делало их прежде похожими на богослужение ветхозаветное и других естественных религий.

Ответ И.Т. Лапкина:

Большое дело – быть грамотным, знать из книжек происшедшее, бывшее. Но по книжкам очень трудно воплощать хорошее бывшее в настоящее. По книжкам совершенно невозможно проникнуться исцеляющими пророчествами, когда настоящее твое идет как раз вразрез тому, за что Писание угрожает уже в настоящем. Просмотрите еще раз выделенные здесь места в добротном ответе. И отвечающий батюшка совершенно ни слова сожаления не высказал по поводу того, что Апостольское служение было нарушено, опыт первоапостольской церкви пренебрегается именно потому, что «равноапостольный» Константин распахнул двери входа в церковь шире врат адовых. Объяснения такие тяжело языческие, такие чугунно-плотские, что говорить о необходимости вернуть всё на свои места даже и не возникает. И церковные стражи сегодня строго следят за тем, чтобы эти вечери любви, не дай Бог, не возникли и не сблизили народ. Можно выпивать в компаниях, можно пить за здоровье папы-мамы, можно дни рождения и престольных праздников справлять, но вот вернуть агапы, вечери любви, что было и по Писанию, и по совести – на это даже и шажка махонького кандидаты наук не сделают. Нет тоски по утерянному, по той первой любви.

Откр.2:4 – «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою».

Полюбили красочность богослужений, полюбили, влюбились до беспамятства в Церковную иерархию, полюбили крестные ходы. Но не полюбили первоапостольское служение любви, не пожалели об утерянном.

Ос.2:7 – «И погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь».

И это только потому, что не произошло со многими рождения духовного, свыше, не было Евангельского входа в церковь через личное принятие Христа верою, через жизнь в Духе Святом. Агапы должны быть возвращены. И пока нет этого решения на уровне соборов, нужно вводить их на низовом уровне, без священников, чаще собираться и жить одной семьей.


215

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: