размер шрифта

Поиск по сайту



Как быть военнослужащим, на совести которых многие жизни?

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 4

Вопрос 1387:

Вопрос 347, 348. Молодой человек, православный служит в армии в «горячей точке» – в Чечне, убил немало людей. Грех ли это для его души, как ему поступить? Как быть военнослужащим, на совести которых многие жизни?

Ответ архим.Амвросия Юрасова: …Грех за убийство лежит на тех, кто затеял эту войну. За эти погибшие души будут отвечать те, кто толкает солдат на войну. Если такой солдат сам погибнет, если он был верующий, стремился к Богу, каялся, то он своею кровью омоет свои грехи.

Ответ И.Т. Лапкина:

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ врагов и законно и достойно похвалы убивать было (Послание Афанасия к Аммону). «А Я говорю вам, – благословляйте проклинающих вас». В Новом же Завете, даже спустя 3 века и более св. отцы ещё удерживались даже при христианских царях на той ступени, где убийство на войне было и не похвально и незаконно (Васил. Вел. 8). «...Находящиеся на войне идут на поражение супротивных с явным намерением не устрашить, не вразумить, но истребить их.. и есть вольный убийца... бросил так (острое железо), что удар и от тяжести железа, и от остроты его, и от стремления через большое пространство (выстрел), по необходимости надлежало быть смертельным.. есть вольное убийство это, и никакому сомнению не подлежит». Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как думается мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения только святых Тайн».

Василий Великий, правило 13. Вальсамон и Зонара согласно замечают, что предлагаемый Василием совет вообще не был употребляем в действие, как по неудобству, так и по уважениям вначале сего же правила изложенным (сноска под правилом). От кого неудобство? От того, что действия воинов несовместимы со званием христианина, а царю христолюбивому никак не обойтись без христолюбивого воинства. Неудобство от сравнения с учением Евангелия? А значит и неуважительно будет ко всем, кто блюдет интересы отчизны, царя – как же на три года отлучить от причастия их? А значит и тех священников, которые были на войне, и тех, кто их послал, а значит и царя? И по неуважению ко Христу, к Новому Завету и к Евангелию, пусть уж воюют.

Христианская община первых веков до пятого века определенно признавала в лице своих руководителей, что христианам запрещено всякое убийство, а потому и убийство на войне. Так, во втором веке перешедший в христианство философ Татиан считает убийство на войне так же недопустимым для христиан, как всякое убийство, а потому почётный воинский венок считает непристойным для христианина. В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что христиане не только сами никогда не убивают, но и избегают присутствовать при убийствах. В третьем столетии Климент Александрийский противопоставляет языческим «воинственным» народам мирное племя христиан. Но всего яснее выразил отвращение христиан к войне знаменитый Ориген. Прилагая к Христианам слова Исаии, что придёт время, когда люди перекуют мечи на плуги, копья на серпы, он совершенно определённо говорит: «Мы не поднимаем оружия ни против какого народа, мы не учимся искусству воевать, – ибо через Иисуса Христа мы сделались детьми мира». Отвечая на обвинение Цельсом христиан в том, что они уклоняются от военной службы (так, по мнению Цельса, если только Римская империя сделается христианской, она погибнет), Ориген говорит, что христиане больше других сражаются за благо императора, – сражаются за него добрыми делами, молитвой и добрым влиянием на людей. Что же касается борьбы оружием, то совершенно справедливо говорит Ориген, что христиане не сражаются вместе с императорскими войсками и не пошли бы даже в том случае, если бы император их к этому принуждал.

Так же решительно высказывается и Тертуллиан о невозможности христианина быть военным. «Не подобает служить знаку Христа и знаку дьявола», – говорит он про военную службу, «крепости света и крепости тьмы. Не может одна душа служить двум господам. Да и как воевать без меча, который отнял Сам Господь? Неужели можно упражняться с мечом, когда Господь сказал, что каждый взявшийся за меч от меча и погибнет. И как будет участвовать в сражении сын мира».

«Безумствует мир во взаимном кровопролитии, – говорит знаменитый Киприан, – и убийство, считаемое преступлением, когда люди совершают его поодиночке, и именуется добродетелью, если делается в массе. Преступникам приобретает безнаказанность умножение ярости».

В четвертом веке Лактанций говорит тоже: «Не должно быть никакого исключения в заповеди Божией, что убить человека всегда грех. Носить оружие не дозволено, ибо их оружие – только истина».

Вот несколько житий святых:

18 февраля, Лев папа: когда грозила гибель Риму, вышел к Атилле, предводителю гуннов, и варвар увидел двух Ангелов возле первоиерарха и отступил.

7 ноября, Иерон: В царствование Диоклетиана (одного из лютейших гонителей христиан начала 4-го века) повелел – записать в войско всех годных, к военной службе мужей и юношей», но «Иерон отказался идти с ними, считая для христианина вредным иметь общение и служить вместе с идолопоклонниками», стр. 136. Ночью блаженному Иерону явился некто одетый в белые одежды и возвестил ему кротким и полным любви голосом: «Спасение, Иерон, благовествую я тебе! ПРАВЫМ ПУТЕМ ИДЁШЬ ТЫ, так как идёшь подвизаться за Царя Небесного и не за скоро гибнущую славу земную будешь ратовать..»

21 апреля, стр. 314, мученик Феодор: Вместе с другими юношами был приведен и Феодор.. на военную службу призван... Военачальник положил на него, как и на остальных юношей, воинский знак (форму надел). Но святой Феодор немедленно сбросил его с себя, сказав: «Я знаменован от чрева матери моей моим Небесным Царём Господом Иисусом Христом и не желаю быть воином для другого царя!» И был казнён.

3 февраля, Роман Угличский не хотел сопротивляться Батыю (стр. 38), «не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам».

19 августа, Андрей Стратилат, Андрей был тысяченачальником (полковником), от него уверовало 2593 воина, и когда они уходили от преследовавших их, то вошли в ущелье, и ждали своих убийц. К ним обратился св. Андрей с речью: «Друзья, братья и дети мои, ныне время благоприятное, ныне день спасения; будем же единодушно и твердо стоять в любви Божией, как повелел нам Господь и не станем поднимать рук наших на преследующих нас, но, поднимем их к Богу с молитвой и благодарением за то, что Он дал нам дожить до сего времени, когда мы получим наследие со всеми святыми, пострадавшими за Него. Итак, будем молиться Ему, как молился святой первомученик Стефан, когда иудеи побивали его камнями, говоря: «Господи Иисусе Христе, приими души рабов Твоих, которые мы предаем в руки Твои». Когда они так молились, их настиг Селевк со своими воинами. Обнажив мечи и заскрежетав зубами, они, как звери, бросились на стадо Христово. Святые же воины Христовы, хотя, как храбрые и опытные в бою и могли бы защитить себя, в этом тесном месте с одним только проходом, от рук убийц, но подражая Господу своему, как незлобивые агнцы отдались убийцам своим на заклание. Преклонив колена, они протянули шеи свои на заколение под мечи. И воины Селевка без милосердия посекая их, в короткое время всех перебили. Пострадали в воскресный день во втором часу дня. Стр.236.

Спрашивают: а, что же тогда делать, если нападают разбойники на тебя или дом твой, на родину твою; так и стоять, опустив руки? – Нет, не опускать, а поднимать к Богу руки.

«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения»1 Тим. 2:8, Исх. 17:9-12.

Предпринимай все возможное, что только не сделает тебя убийцей (Васил. 55). «Убийца есть и тот, кто нанес смертный удар, хотя бы и не первый бил, или отмщал» Васил.43,8, «Посему остается подвергнуть исследованию душевную силу раздражения, когда она, уклонившись от благого употребления негодования, впадет в грех. Много бывает от раздражения греховных дел и всяких зол. Но отцам нашим угодно было о иных из них не входить во многую подробность, и не признали они требующим многого попечения врачевание всех согрешений, от раздражения происходящих. Писание возбраняет не только легкую рану, но и всякое злоречие или хуление (Колос.3:8; Эфес.4:31), и всё подобное от раздражения происходящее: но они только против злодеяния убийства положили предохранение в епитимиях.

Разделяется же сие злодеяние по различию убийства вольного и невольного. Вольное убийство во первых есть то, на которое с намерением дерзнул решившийся на сие самое злодеяние, да совершит оное: во вторых и то полагается между вольными убийствами, когда кто в сопротивоборстве, бия и будучи бием, наносит рукою удар в некое опасное место. Ибо едины яростью объятый и стремлению гнева предавшийся, во время страсти не приемлет в ум ничего могущего пресечь зло. Итак убийство, происшедшее от сопротивоборства, приписуется действию произвола, а не случаю. Невольные же убийства имеют известные признаки, когда кто, имея в намерении нечто другое, случайно учинит тяжкое зло. Из сих вольное убийство требует троякого протяжения времени для тех, которые обращением врачуют произвольное преступление.

Для них полагается три девятилетия, с назначением по девяти лет на каждый степень покаяния. Кающийся да проведет девятилетнее время в совершенном отлучении, с преграждением ему входа в церковь. Столько же других лет да пребудет в степени слушающих, сподобляясь токмо слушания учителей и писаний: в третьем же девятилетии да молится с припадающими в покаянии, посему да приступает к общению Святых Тайн.

Явно же есть, яко и за таковым то же наблюдение иметь будет домостроительствующий в церкви: и по усмотрению обращения сократится для него продоление епитимии, так что, вместо девяти, на каждый степень покаяния положатся или восемь, или семь, или шесть, или токмо пять лет, если великостию покаяния упреждает он время, и ревностию в исправлении себя превосходит тех, кои в продолжительное время менее деятельно очищают себя от скверн.

Невольное же убийство признано достойным снисхождения, но не похвальным. Сие сказал я, дабы явным сотворить, как если кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, такового, как уже соделавшегося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойным священнической благодати. Какое же время назначено для очищения просто блуда, такое же заблагоразсуждено положить и для невольных убийц, притом с рассмотрением и здесь расположения кающегося. Таким образом, если будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с сокращением времени да ведется кающийся к возвращению в церковь и к причастию Святых Тайн.

Если же кто, не исполнив времени покаяния, определенного правилами, отходит от жизни: то человеколюбие отцов повелевает, да причастится Святых Тайн, и да не без напутствия отпущен будет в оное последнее и дальнее странствие. Но если, причастившись Святых Тайн, паки возвратится к жизни: да ожидает исполнения означенного времени, находясь на том степени, на котором был прежде данного ему, по нужде, приобщения»Григор. Нис.5.

Вот как учат святые отцы уже в Новом Завете и как поступали. А о том, что своею кровью кто-то омоет грехи, может говорит только явный безбожник и еретик. Грехи смывает только кровь Христа, невинного Божьего Агнца. И не надо этих воинов приравнивать к тем, кого казнили язычники за веру во Христа, это совершенное безумие. За такие ответы советская патриархия должна архимандрита обязательно поставить епископом. Такие иерочекисты, краснопогонные попы из кожи вылазят перед властями, чтобы только сделаться господствующей религией, как это было в России, и снова всё повторить.

1Иоан.1:7 – «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Евр.9:22 – «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».

Иоан.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

1Пет.2:24 – «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».

Ис.53:5 – «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
 

…Я в братство веровал, но в черный день невзгоды
Не мог я отличить собратьев от врагов;
Я жаждал для людей познанья и свободы,
А мир – всё тот же мир безжалостных рабов;

На грозный бой со злом мечтал я встать сурово
Огнем и правдою карающий речей, –
И в храме истины – в священном храме слова
Я слышу оргию крикливых торгашей!..

1881, Надсон


354

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: