размер шрифта

Поиск по сайту



Когда смиряться, а когда нужно протестовать?

Вопрос на тему «Внутренний мир человека»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 4

Вопрос 1314:

Как отличить смирение от безразличия, когда общаешься с разными людьми: друзьями, начальниками, врагами? Когда смиряться, а когда нужно протестовать?

Ответ И.Т. Лапкина:

Как только христианство при императоре Константине стало государственной религией, путь монашествующих, их образ жизни, их наставления стали основными во всем христианстве. Люди вообще перестали обращаться к Библии как светильнику, к советнику. Всё перешло во внешнее. Смирение монашествующих вошло в фазу соревнования: кто лучше, кто оригинальнее покажет как это делать. Монашествующие забыли о мире совершенно, о том, что там делается. Слово «смирение» заняло всё сознание, и уже не разбирали, где – смирение, а где – безразличие.

Появились молчальники, затворники, в жизни которых Евангелие не играло практически никакой роли. Шла борьба со страстями внутри себя. Сегодня трудно найти житие того времени, которое бы ни в чем не погрешало против евангельских истин. Даже Арсений Великий выводит афоризм, исходя из слышанного им от кого-то слова: «Беги и молчи». О том, что каждое свое слово и каждую минуту молчания нужно сверять с Библией, не было речи практически полторы тысячи лет. Жизнь пророков стала неизвестной ни народу, ни пастырям. Они просто уходили в пустыню, закрывали глаза и уши, они прятались от бед народных, от развращения наций. Забота была одна: спасти свою душу. Вновь пришедшие входили в полнейшее подчинение старцам, и ничего не хотели ни видеть и ни слышать кроме слов своего учителя – «послушание выше жертвы и молитвы». Капкан закрылся. Жертва уже никогда не могла вырваться из него, ибо эти афоризмы, а не слова Библии считались основой. Находились такие подвижники, которые всю жизнь путешествовали и собирали подобные летучие фразы, составлялись «прологи» и «духовный луг», в которых молчание и безразличие ко всему внешнему ставилось на первое место.

Если бы в то время кто-то собрал этих подвижников всех в одно место и провел с ними беседу хотя бы по одному стиху Апостола Павла, тщательно разбирая каждое слово, после этого слово Апостола Петра и пророка Иезекииля, то что бы они ответили? У своего такого же учителя и старца молодые в свое время учились, у таких же как они.

1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших».

Иез.3:18 – «Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих».

В каждой конкретной обстановке нужно знать, чего от нас хочет Господь. Об этом нужно молиться и хорошо знать Слово Божие. Бывает, что ситуация полностью схожа с предыдущей, но в одном случае нужно молчать, а в другом протестовать.

Иоан.16:13 – «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».

В каждом конкретном случае человек должен совершенно точно знать на основании какого места Священного Писания он собирается действовать. Есть афоризм: «слово – серебро, а молчание – золото», но это не всегда так.

Прит.15:23 – «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!»

Бывает человека справедливо называют в каждой бочке затычкой, и ему никто не рад.

Сир.20:8 – «Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден».

Такой пытается учить других, сам ничего не понимая и не соображая.

Прит.18:2 – «Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум».

Нужно смотреть и на то, какой твой возраст, твое положение, как тебя здесь принимают, нужно очень тонко чувствовать обстановку, климат в данной местности.

Сир.20:7 – «Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени».

Еккл.10:14 – «Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?»

Прит.18:14 – «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему».

Сир.32:9 – «Говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен».

На стены он кругом смотрел как на тюрьму,
Он обращал к окну горящие зеницы,
И света Божьего хотелося ему –
Хотелось воздуха, которым дышат птицы.

Афанасий Афанасьевич Фет («Больной»)


222

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: