размер шрифта

Поиск по сайту




Препятствие в молитве удали

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 23

Указатель: 1Пет.3:7

26 мая 2007 г.

1Пет.3:7 – «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах»

Перед тобою много возникает вопросов, а жена тебя будет по-своему учить, хотя написано:

1Тим.2:12 – «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии»

Но у каждой жены как будто профессиональный лозунг: научить своего мужа, переучить его, попутно – соседского мужа. Жёны большие посты занимают в государстве, являются мэрами больших городов. Есть даже президенты, есть государство, где женщину поставили министром обороны. Поэтому с ними нужно быть осторожными. А вот Апостол Пётр, женатый человек, имел тёщу (без жены-то и тёщи не бывает), и он знал, что в чём-то жене надо уступать, заботиться, лелеять, кормить, поить. Самая главная причина, почему нужно с ней быть в согласии не потому, что она красивая, с хорошим характером, а потому, что тебе надо будет молиться, а она препятствия строит. Тебе нельзя молиться, когда ты раздражён. И ты должен сначала примириться, положить дар-молитву, примириться иногда с непримиримой, а потом пойти к жертвеннику-кресту. Причина вот такая, и она главная. Почему мира сегодня нет в семьях? Как правило из-за жены. А что с ней делать-то? Заменил бы её другой, как раз причин для этого много. А вот Слово Божие останавливает на одной, да притом той, по причине которой надо ещё и мирно жить. Златоуст говорит: как бы она себя ни вела, встречала тебя как зверь, а тебе только одно даётся правило – мужья, любите своих жён. Больше ничего не даётся. А если он плохой? А тебе, жена: да будь послушна мужу; жена да боится мужа. Иногда говорят так: всё равно ведь Бог знает заранее, без нашей молитвы. Правильно, Давид так и говорит:

«Ещё нет слова на языке моём, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» – Пс.138:4

А если Бог заранее знает, то зачем и молиться? - вывод-то какой страшный . А кто это написал? Давид. Но он знал, что молись, не молись, а Бог знает? Знал. А 150 псалмов написал. А мы скажем: сохранилось только 150 псалмов. Я не верю, чтобы человек, который столько бегал, страдал, три тысячи лет прошло после него, и все псалмы сохранились бы – такого никогда не бывало. В Библии упоминается около 20 книг, названий которых вообще нигде нет. Иоанн Златоуст говорит: и не ищи, но они были; они потеряны по небрежности евреев, иногда по злобе их, как при царе Иоакиме.

Сын Давида Соломон жил мирно от рождения до смерти своей, писал, и библиотеки хранили его мудрость. И что же сохранили? Притчи Соломона - 918 стихов; Екклесиаст – 222 стиха; Песнь песней – 116 стихов; Книга премудрости – 440. И больше ничего нигде нет. Где же остальные? Если бы не было статистами упомянуто, сколько было написано Соломоном, то мы так и думали бы, что, имея 4 книги Соломона в Библии, имеем всё, что он изрёк. Но притча не всегда умещается в один стих, а иногда и в несколько. Сохранилось лишь 1696 стихов, а упомянуто - 4005. Сохранилось меньше половины?

3Цар.4:32 – «И изрёк он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять»

Иеремия написал царю, а царь сидит, ножичком отрежет (писали на коже, на пергаменте), в огонь бросит. Читает дальше, снова отрезает главу, опять в огонь бросает (36 глава Книги пророка Иеремии). Умышленно уничтожали книги. Уничтожали и тех, кто эти книги писал. Если Давид знал, что Бог заранее всё о нас знает, зачем же он просил постоянно Бога? Потому что Христос говорит:

Иоан.15:5 – «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»

Ничего! Молитвы нет – нет связи с Богом. Бог-то знает, а ты не просишь – ничего и не получишь. Молился первый человек Адам. Молился Каин, преступник, братоубийца. И когда Бог наложил на него епитимию, то он говорит: «Господи, это тяжело»;. А это означает разговор с Богом, это уже молитва идёт. Даже преступники молятся, когда у них великая нужда. Молятся христиане. Да, Бог заранее всё знает, эти слова в книге написаны; а что мы тогда сюда пришли петь, время растягивать? А Златоуст говорит: «мне скажи, молишься или нет? И я тебе заранее скажу: кто не молится, ничего великого не сотворит»;. Без Бога строили социализм, строили «великое светлое будущее»; — и пришли к адскому мраку. А молитва из адского мрака поднимает к небесному свету. Пример: Самсон в плену, ослеплённый. Волосы отросли. Я думаю, что он каждый день щупал, мерил: у меня волосы такие же, как раньше, а силы нет. Значит, сила не в волосах. И он тогда возопил, когда был в храме Дагона: «ныне ещё раз услышь меня, Боже, чтобы отомстить за всё и за мои глаза. А если бы не возопил? Не возопил – ничего бы и не было, так бы там и скончался как заключённый. И что? И по молитве было ему. Но Бог же заранее знает? Ты же не просишь у Него. Господь говорит: пророк, встань и иди к царю, и скажи ему: «иы умрёшь, от болезни не исцелишься, никакие экспертизы не помогут, анализы самые хорошие окажутся бесполезными»;. Отвернулся царь Езекия к стенке и заплакал, и стал молиться: «Господи, припомни, как я старался, я в храм ходил, я нищих любил»;. Пророк Исаия ещё не вышел со двора, а Господь говорит: «вернись назад, скажи ему, что ещё 15 лет дам»;. А если бы не молился и не плакал? Ничего бы и не получил, в этот же день, может, и умер.

Что молитва даёт, какая связь молитвы с жизнью нашей? Что нужна молитва, знают не только христиане, это и иудеи знают, потому что вся Библия, весь Ветхий Завет переполнены молитвами. Почитайте Книги Маккавейские, как евреи-Маккавеи взывали к Богу, и Бог слышал, укреплял мужеством их. Вспомним Ездру, неканонические книги, сына Сирахова. Все до одной книги говорят о молитве к Богу: «призови пресвитеров, и они помолится о тебе»;. Да это знал даже язычник, когда Нееман прокажённый пришёл: и пророк Елисей поступил с ним не по его программе, и тот обиделся: «я думал, он выйдет, возложит руки, помолится…»; Нееман-сириянин знал, что нужно молиться. А если Елисей не помолится? Да Бог же исцеляет. Книга Левит тоже переполнена молитвами. Так что если Бог заранее знает, тогда выходит зачем молиться, ты так думаешь? Это делает дьявол, чтобы человека от Бога оторвать, чтобы не было молитвы, не было связи с Владыкой неба и земли. Нет связи – ничего нет. Мусульмане молятся, у них правила более строгие: пять раз в день он должен встать на колени. А мы утром и вечером только молимся, значит, нам ещё надо поучиться. А буддисты? Много молятся, у них столько монахов в горах, в Тибете. А язычники? О, язычники молятся не просто так, они себя режут, колют так, что кровь течёт, они кричат: «Ваале, услышь нас!»; Но в этот день Бог отнял силу у Ваала. А подошёл бы Илья и сказал: «Дрова, горите»;. Не горят. И он стал взывать: «Отец, услышь»;. И мы знаем, было пламя по молитве его. Но Бог же знал, что они загорятся, зачем же молитва? Молитвы нет – ничего нет, нет связи с Богом. Бог знает заранее, это даётся понять тебе, что Бог Всемогущий, Всезнающий, Всепроникающий, поэтому без молитвы ни одного шага не сделай. Какие беды, опасности, скорби, благодарения, славословия – всё устреми к Богу: «Я иду к тебе, Господи»;. И вот здесь нас научает Господь: женатым больше надо молиться, чем неженатым, и замужней больше надо молиться. Почему? Вот я сейчас один живу, жены нет – в деревне занимается с детьми, и у меня никаких препятствий в молитве нет совершенно, я такой свободный в молитве. А если жена дома, она с такой лёгкостью восстаёт на мою тишину сердечную. «Да, я знаю, где выход, у людей это очень просто. Я же сильнее её, я её ударю, она замолкнет. Но не рассчитав удара могу и убить…»;

У меня никакого выхода нет - только за чётки, за лестовку и на молитву. Только отмолился, не успел присесть, а она опять своё. Снова за лестовку, за молитву. Выхода-то никакого нет, и я только на небо устремляюсь. Обернёшься, а она уже рядом стоит, с тобой молится. Как хорошо быть верующим! И противление человеческое всё Бог покоряет Себе и через это нас находит. Это понятно? Зачем Христос молился, когда Он Сам есть Бог истинный и однако Он уходил, и всю ночь пребывал в молитве? Вот вопрос действительный, и разрешив его, делаем всё остальное понятным. И написано:

Пс.146:9 – «даёт скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим [к] [Нему]»

Вся тварь молится, вся природа, и звезда со звездою говорит.

Дан.3:63 – «Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки»;.

Это знают все, поэтому без молитвы не делай ни одного шага. День и ночь углубляйся в молитву. Учись творить правильно Иисусову молитву – немного, но вдохновенно. Что такое «Отче наш…»;? Христос не сказал: Отец знает, зачем вам молиться? Нет, Он их научил: «Отец наш небесный…»; Этой молитвой мы сразу выходим на связь с Иеговой. Я получаю всё от Него: разум, память, что найти. Всё от Него. Чтобы правильно понять, как молиться, мы в Библии должны прочитать 415 мест. Вот какой урок надо брать, и тогда ты будешь знать, что такое молиться. Я не стал уже высчитывать, сколько и где упоминаются слова «взывать»;, «призывать»;, «уповать»;. А вот чтобы «не было вам препятствия в молитвах»; – такое словосочетание встречается в Библии только один раз. Да препятствий-то очень много: и сонливость, и о чём попало на молитве думаешь… Как Златоуст говорит, ни одной мысли нет, как только на молитву встал – потоком идут. Что делать? Повторяй заново. Как только сшиб с молитвы враг, снова возвращайся: «Я не уйду, я на этой молитве до утра буду стоять»;, и сатана отступит, молитва потечёт. Уповая на Бога, победа будет за нами. А препятствия главное – от жены, потому именно в контексте с женой и упомянул Апостол Пётр препятствия в молитве.

Мф.5:23-24 – «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя»

Причина – чтобы у вас не было препятствия в молитвах. Главное препятствие в шествовании к Богу – разрушенная молитва, путь молитвы завален ненавистью. раздором. А когда жена рядом, то одновременно может быть и очень удобно молиться:

«ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» — Мф.18:20

Тебе надо молиться, а Господь сказал, что надо быть двоим. Кого ты найдёшь в любое время? Жена всегда рядом. Вот поэтому ищи такую жену, у которой есть опыт молитвы. Поэтому одна просит так: «Надо выйти замуж, и обязательно. Господи, я так влюбилась, без него жить не могу. Сделай, чтобы он был моим мужем»;. Она молится, и это тоже молитва. А другая рядом молится по-другому: «Господи, да будет воля Твоя. Я не знаю, какой он, может быть, он только подкрадывается ко мне»;. Так чью же молитву Бог больше услышит? Когда доверяемся Богу и в конце говорим: «Да будет воля Твоя».

Сир.36:13 – «Он не уважит лица пред бедным и молитву обиженного услышит»

Бог особенно слышит молитву людей, которые терпят скорби.

Пс.118:26 – «Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим»

Он Бог вдов и сирот. Некоторые смущаются и говорят: «Как же Вы так сказали на меня, что у меня нет молитвы, которую Бог не услышал»;. Я не говорю, что ответил так, как я хотел, но в большинстве случаев Бог отвечает даже так, как и хотел. Я целиком доверяюсь Богу. Спрашивают: «Как?»; Не знаю. Я не знаю, мне не дано знать. А когда совершится, я тогда вижу – молитва исполнилась. Вот мы сейчас должны очень хорошо молиться. Готовим мы письмо в Синод, завтра я вам зачитаю, какое наше положение, а дальше надо отослать всем архиереям. Нам они открыли этим объединением двери для свидетельства, о чём я вам заранее говорил. Мы ничего не потеряли: звонят, спрашивают, как наше положение. Да ещё лучше стало. Ничего не изменилось, мы так же молимся, так же поминаем Лавра, у нас нет приказа не поминать нашего епископа Евтихия. Всё осталось на месте. Всё зависит и от нас. Что нужно было делать Израилю, когда разделился при Иеровоаме? Молиться, а не к идолам идти. А Иеровоам народ повёл к ложным богам. Вот этого делать нельзя.

3Цар.8:28 – «но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне»

Вот как надо молиться.

3Цар.8:49 – «тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них»

Не мне, а что Тебе потребно, то есть я доверяюсь Богу в молитве. А получил ли я то, о чём думал? Не знаю. Если ты сразу что-то получил, то скажи: «Это от Тебя, как дар, великое и малое…»;

4Цар.19:4 – «Может быть, услышит Господь Бог твой все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся ещё в живых»

Значит, когда нас ругают, то нужно Богу сказать: «Господи, зачти мне это»;. Как Давид, когда уходил, а Семей, поносил его, то Давид говорит:

2Цар.16:12 – «может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие»

Поэтому в бедствии, скорби, печали, гонении Бог ближе. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

2Пар.30:27 – «И встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса»

А если не услышал бы? Не услышал – ничего и нет.

Лк.1:13 – «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн»

Что за молитва должна быть перед зачатием? Зачинают на каждом шагу без молитвы, да ещё и в грехе, даже насильник может снасильничать и зачнётся. Зачнётся, но кто? А здесь зачался пророк. Услышал Господь молитву, а там не услышал молитву. Зачалось так же, потому что действия все одинаковые, да результат будет разный – одно погибельное, другое спасительное.

Быт.17:20 – «И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ»

Господь говорит об Измаиле Аврааму. Это нам кажется, что Бог сказал Аврааму: от Исаака произойдёт великий еврейский народ. А оказывается, что и об Измаиле это же сказано – великий народ. А какой от Измаила народ? Иран, Ирак. Да какой же он великий? Они же мусульмане. Я что могу сказать: слово одно не выкинешь из песни, тем более из писания, да притом из обетования Божия, ибо так написано. А в чём он великий, народ? Много их. Они любят по своему Бога. Не знают, ждут проповедников, когда к ним придут. Я ответ-то знаю где. Великий – это значит много.

Пс.38:13 – «Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя [и] пришлец, как и все отцы мои»

А если я не буду плакать, молиться? Тогда ничего и нет. Так Господь знает заранее? Но это Его, повторяю, всеведение, на эти слова никогда не ссылайся.

Ис.30:19 – «Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе»

Ты молишься – и Господь ответит. Народ просил Иеремию, чтобы он походатайствовал о тяжкой доле народа, уведённого в Вавилон. Но так как они не заботились жить по слову Божию, Господь говорит,

Иер.7:16 – «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя»

Так они все вместе молятся? Никого не услышит. Почему? Потому что молитву грешника Бог не слышит. Приготовься к молитве. А как? Когда ты постишься, разреши неправду, прости каждому, отпусти узника на свободу… Какой узник? Да в сердце человек может держать: «Я на него смотреть не могу, да я ему…»; И каждый раз какое-то внутри неудовольствие. «Прощаю всё, Господи, отпускаю пленника на свободу»

Сир.19:23 – «Прежде, нежели начнёшь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа»

Дан.9:19 – «Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем»

Иудиф.9:4 – «и отдал жен их в расхищение, дочерей их в плен и всю добычу в раздел сынам, возлюбленным Тобою, которые возревновали Твоею ревностью, возгнушались осквернением крови их, и призвали Тебя на помощь. Боже, Боже мой, услышь меня вдову!»

«Услышь меня вдову!»; – она поставила это в условие, что молитва её больше будет услышана. У неё не было мужа и она припомнила это Богу. Так Бог это всё знает? А когда молятся, всегда говорят: «Господи, ты как тогда (когда венчают) благословил Сарру и Авраама, дал чадо Исаака, благослови вновь брачующихся»;. «Как Ты благословил Ревеку…»; и перечисляет, «как благословил Иакова, Рахиль, Лию….»; и всё перечисляется. Так Богу это не надо, это нам надо! Нам проложена дорога, чтобы уста открылись на славословие Божие. Это всё ступени к прославлению Бога.

Лк.2:37 – «вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь»

Ни телевизором, ни склоками, ни осуждением соседей на лавочке около подъезда, а постом и молитвой. Какая радость – знать Бога, молиться Ему. Я знал священника на покое, поминал всех, кто с ним был рядом, служил, кого знает, и поминает их имена, молится. Два часа только на перечисление этих имён идёт. Он никого не забывает. Богу это не надо, это нам надо, чтобы сердце наше было мягким, сострадательным, и тогда мы соединяемся с Богом. Златоуст говорит так: «Если у нас руки грязные, вымазанные в навозе, то такими руками, встречаясь с царем, мы посмеем ли взяться за его ризу? А когда ты приходишь на молитву, а ведь это то же самое, что мы берёмся за ризу Христову»;. К молитве надо очень тщательно готовиться. Придёшь и вспомнишь. Не дремать, а вспомнить, и самое первое, кто тобой обижен. Если просто живёшь, как обыкновенный человек, обиженные могут быть, но немного. Но если ты начальствующий и кому-то недоплатил, кому-то не додал, кого-то обманул, тогда ты подумай, что будет? Говорю о молитве, чтобы не было препятствия в молитвах, но думаю, что речь идёт не только о жёнах, а и обо всех. Чтобы у священника не было препятствия в молитвах, ему нужны бодрость, знание Слова Божия, снисходительность, незлобивость. Что нужно нам? Доброе отношение к священству, к храму и друг к другу, чтобы не было препятствия в молитвах. Главное препятствие – засорённость сердца. Мы сюда пришли сегодня, чтобы у нас не было препятствия в молитвах. Аминь.

Внимательность не дремлет при раздаче.
И мимо миски не подсунут борщ;
При голоде, отчаянном тем паче,
Когда скелет обглодан, мёртво тощ.

Так как же можно проповедь не слушать,
В храм Божий не бежать, лететь аллюром!
От благовестия лишь возродятся души,
От сакли захудалой, до чукчи в мёрзлой юрте.

Вниманием не будь к святому обделён,
Протиснись в первые ряды от суетливых,
Приблизься к слышанному и не будь далёк,
Присвой на душу благодатность ливней.

На невнимательного скука, зевота,
В смеженье век лишь контуры в тумане;
Уж лучше ущипнуть себя и встать, –
Рот незакрытый многих ли обманет.

И на молитве вспомни, сколько раз
Дремал старообрядцем отупелым;
Себя терзай, чтоб видеть без прикрас,
О, сколько же плодов гнилых, неспелых.

От невнимательности дыры и огрехи,
Повторные ошибки, промахи, провалы,
Зря не чирикай, вор, из-под застрехи,
Упущено, как в прорву и немало.

Осоловелые зенки не закати под лоб,
Проси огня, внимания, и живость;
В овечек преврати упрямейших козлов,
В прямую линию протянется, что криво.

Что слышишь и что видишь обрати к себе,
Примерь на собственную шкуру и хребёт.
Без завтрака оставшись, не пропусти обед,
И ужин мимо рта да не пройдёт.

К вниманию Спаситель всюду призывал,
И бодрствовать Апостолы настойчиво учили,
Душа в сонливости – во всех делах завал,
У бодрствующих разум сверкает на точиле.

25.10.2007. ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

317