размер шрифта

Поиск по сайту




Не заботьтесь, что сказать

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 23

Указатель: Мф.10:19-20

27 мая 2007 г. Мф.10:19-20– «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»;. Как точно подошло ко дню Троицы, к сошествию Святого Духа. Я иду по порядку, Евангелие от Матфея, потому что все воскресные темы исчерпаны. Теперь решил по порядку читать Евангелие. Люди о Христе что-то знают – Христос воскрес. Иоанн Златоуст говорит: «Празднуйте Пасху постившиеся и непостившиеся, пришедшие в первый час и в одиннадцатый…»;, перечисляет всех. Так и есть: люди приветствуются, целуются и знают, что такое воскресение, слышали, по крайней мере, желают того. Многие слышали, как люди восстают от клинической смерти. А спроси, что о Духе Святом знают? Спросите людей, которые были в храме сегодня, которые постоянно ходят на богослужения: «Скажите, какую роль в вашей жизни играет Дух Святой, и конкретно на сегодняшний день?»; Гробовое молчание почти всюду. А отношение к Духу Святому должно быть иное, чем просто к личности Иисуса Христа. Лук.12:10 – «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится»;, и притом ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:32), что положило мнение, будто бы прощение есть даже в будущем веке. Или просто Христос для усиления речи это сказал: не заботьтесь ни о чём? Как это не заботиться? Да мы заранее должны знать, как ответить вопрошающим. Кол.4:6 – «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому»;. Ничего не будешь знать, вообще ничего не ответишь. Когда не нужно обдумывать, что отвечать? Когда поведут вас, когда руки будут трястись от страха, когда всё из ума вылетит. Мне Бог позволил это испытать: что готовился сказать, всё забыл. И вот настал день суда, и передо мной всё лежит написанное. Как так? Мысленно помолился: «В чём дело, Господи?»; Господь показывает: в данной ситуации ты должен вот это сказать.
Вчера у нас было 26 мая. А 26 мая 1980 года меня арестовали в первый раз. Ровно 27 лет Господь даёт мне большую практику. Я имею желание поделиться с вами тем разумением, что означает не заботиться о том, что сказать, когда нас повлекут, когда потащат, когда арестуют, когда руки нам сзади скрутят… А сгодилось ли то, что знал? Очень сгодилось. И знание «Архипелага ГУЛАГ»; очень пригодилось. Я безмерно благодарен автору Александру Солженицыну за его труд. И я уже хорошо знал, что отвечать. Как тогда быть с написанным: «не заботьтесь…»;? Да я и не заботился, у меня всё было готово. Зачем заботиться человеку, который к осени вырастил урожай? У меня все закрома забиты, холодильники полны, ягод наморозил, морозильная камера доверху. Такому при наступлении холодов уже заботиться не надо! А вот тому, у которого ничего не было, или если он – переселенец. Вот как раз к этим людям и говорится: «в труднейших обстоятельствах»;. Посмотрим хотя бы немного, как в жизни людей было, когда они попадали в подобные обстоятельства. Вот, например, так называемый прекрасный Иосиф. Его спрашивают - и он говорит о Боге. Его заставляют поклониться – он отказывается. Он разгадывает сон – и сразу славу относит к Богу. Ведь его посадили, можно сказать, по самой дурной статье, по которой льгот никаких нет. И не просто «попытка изнасилования»;, а покусился якобы на жену человека, который по-хорошему к нему относился, наградил большой должностью, дал власть над всем домом, и он «покусился на хозяйку»;… Какие слухи-то были: «Вот еврей что вытворяет? Да эти евреи, они везде такие! Они весь мир оплодотворили уродством своим»;. Такие же слова и тогда были. Последнее слово скажет Господь Иосифу в тюрьме. И когда он из темницы выйдет, то премьер-министром Египта будет. Он, я думаю, доверившись Богу, вполне уповал на Него. В подобных обстоятельствах находились Даниил и три отрока. Вот мы читаем: Дан.3:17-18 – «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся»;. Они одно знали: Бог силен спасти. Какой Бог? Бог Иегова, Который открылся им. А они Божие имя не произносят? Везде, где стоит слово «Господь»;, имя Божие Иегова произносилось. Его специально зашифровали, чтобы не согрешить. Почти семь тысяч раз слово «Иегова»; в Библии звучит, в оригинале.
Итак, Бог силен спасти нас. И арестованные должны так сказать: «Не заботьтесь ни о чём»;. Все твои знания остались позади. Тебе ничего этого уже не надо. Я читал «Записки верующего»;, профессор Марцинковский пишет, как люди в заключении были, органы НКВД арестовывали. И в тюрьме арестованные нтеллигенты-профессора образовывали разные содружества, изучали биологию, геологию, астрономию… День, два проходят и уже понимают: никому это не нужно, завтра светильник погаснет, завтра потащат тебя к стенке. Владимир говорит: «А я говорил о Боге, как надо уповать на Него»;. И все эти группы в его товарищество влились. Дух Святой в день Пятидесятницы сошёл… И о чём составлены песнопения? Вещание. Вы часто повторяете это слово в пении. Что означает «вещание»;? Говорение. И далее: разные специальности были у Апостолов. Были мытари. Почему не говорится о мытарях сегодня ничего? Это же первый Евангелист Матфей – мытарь. Лука – врач. Ну почему про врачей-то ничего не поёте? А про кого пели? Про рыбарей: «Рыбари, уловляли вселенную…»; Как это пришлось к месту. Сеть заброшена. Ну, если бы только сидели на берегу, да мало того, сети повесили сушить навсегда, да и забыли про них, а сами бы забились в норки, как монахи, кого бы они уловили? Да ведь все песнопения сегодня под корень монашество рубят, какое было. Кого бы тогда Апостолы уловили? Никого и никогда не уловили бы. А у монахов только одно – под себя поддавить. А ведь церковь образована была не сегодня. Как она была образована? Написано: со всех народностей собрались люди, никто не ожидал, и вдруг шум с неба наполнил комнату, языки разделились независимо друг от друга. А у Апостолов был кто-то старший? Название «Первоверховный»; – это всё придумки, этих слов Апостолы не знали, они все одинаковые, благодать одна была. Это сегодня мы знаем - Первоверховные Пётр и Павел. Это спустя столетия всё придумано было. Не было этого в Апостольской церкви. Они все награждены были языками благодати – говорением. И люди говорили: «А кто сии говорящие?»; Это церковь — говорящих. А теперь какая церковь? Спроси кто о верующих: Кто такие? Молчащие! Я недавно только узнал новость такую, что когда происходит посвящение человека в высший сан, допустим, в патриархи или когда в епископы ставят, тем более, если в первосвятители – в митрополиты, то они всегда говорят ответное слово: «Я этого не хотел… Я не думал… Но благодать всесуществующая, наполняющая, всетворящая, она за меня всё сделает… Я благодарю, что мне доверили…»; Или: «Я не достоин…»; Все говорят слово. Какого ни возьми епископа, а их прошли тысячи, все говорили. Сегодня есть особый прецедент. Оказывается, был один человек, которого настоловали , который не сказал ни одного слова. Его поставили молча. Я вам говорил про Саламана Молчальника (23 янв. – мирный). Как он в келье сидел, молился, а в той местности дождь был. Живущим по другую сторону реки тоже нужен дождь, и они пришли, разломали заложенные камнями двери, перетащили его к себе в заранее построенную хибарку на том берегу реки, а он молчит. Теперь там дождь — пришёлся кстати, а те, которые лишились по недосмотру своего молчуна, - опять украли его, опять замазались, а он сидит, чёточки перебирает. Но захотелось епископу, чтобы к нему люди приходили, благословлялись через стенку. И вот пришёл туда епископ рукополагать его. При рукоположении ты должен ответить на вопросы, исповедать свою веру. Саламан же (как бы Соломон) так ни слова не произнёс. Стал пресвитером. И вот такое настолование было у митрополита Лавра, у нашего дорого и блаженнейшего Лавра. Он не произнёс ни одного слова, когда его поставили в митрополиты. Чем дальше живёшь, тем больше узнаёшь его. Что это? Это загадка, притом загадка немалая: или нечего сказать, или благодать не коснулась уст, или видит, что бесполезно говорить, чтоб меньше имели греха, поэтому ничегошеньки и не сказал. Я не знаю причины его молчания в столь важный для него момент, но факт остаётся фактом. 2Цар.7:22 - «По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами»;. Ис.62:6 - «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, [которые] не будут умолкать ни днём, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте»;. И о чём? О дивных, чудных делах Божиих. Вот о чём надо говорить, и так везде, где Дух Святой. Так и на этом говорении образована была Церковь Христова, Церковь говорящая. И как сегодня мы можем узнать, Церковь это или не Церковь? По тому, как рыбари уловляют вселенную, как читали сегодня Евангельское чтение, Иоан.7:37-38 – «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»;. Почему не с языка? Из «чрева»; – как-то звучит не совсем так. Из чрева-то что течёт? А тут потечёт — вселенную обратит… Как бы всё естество чревом обозначается. Даже что-то теряется с этим выражением, но по-другому нельзя сказать было. И перевод сделан, конечно, правильный. И переводчики сделали не менее, чем Апостольский труд, – они на языках заговорили с нами. Почему в песнопениях день Пятидесятницы противопоставляется Вавилонскому столпотворению? Там один язык разделился на многие, а здесь многие в одном человеке соединились. Вы понимаете языки? Павел говорит: 1Кор.14:18 – «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками»;. Говорение языками есть дар. А тут собственный язык потеряли: придумали молчать, закрыться, чтобы никто тебя не видел. И вот по этим признакам мы должны определять, где есть церковь. Где нет говорения евангельских слов о великих делах Божиих, где нет проповеди, где нет рыбаков, уловляющих вселенную, – под сомнением, под очень большим, есть ли там церковь. Почему? Потому что благодать Духа наполняет чрево, и Христос говорит: не просто всплеск какой-то, стакан воды, но реки! Чтобы реки текли, наверное, моря надо пить, и самому осталось что-то.
Православная церковь на Руси. Вы знаете историю церкви? Напомню её. Первым епископом, канонически поставленным, потом канонизированный, причтённый к лику святых, был грек Михаил, с 988 (Крещение Руси) по 992 год. Четыре года был он и почил, то есть умер. Первый святой. И что? Ему было сразу видно, что это огромная страна, насильно крещённая, но, однако, она уже христианской считается. Греки дали этой церкви свободу и сказали: вот теперь сами себе и рукополагайте? Ничуть не бывало. Более властолюбивые, может быть более властолюбивей Папы были греческие епископы. Напомню для незнающих: второго епископа сами греки ставят. Снова грека присылают. Опять посылают посыльного: дайте нам епископа. И собираются между собой князья, рассуждают: «А почему мы перед ними кланяемся, если у нас такие же епископы? У нас сегодня 36 епископов, почему наши епископы сами не могут одного епископа митрополитом поставить?»; Греки никому никогда свободы не давали. Это я вам для сведения, что чтобы вы знали. Я разговаривал синоде с греческим архимандритом, понимают ли они, какую беду принесла реформа Никона, инициированная ими? Он ответил, может быть, только для виду, что это была непростительная и грубейшая ошибка с реформой в России. А как было в Апостольской церкви? По одному языку почило на каждом: кто куда пошёл – там и церковь. Евангелист Марк заходит в Александрию, встречает сапожника. Подмётка оторвалась у Марка ни раньше ни позже. Ремонтировать стал сапожник и руку проткнул шилом. Марк совершил крестное знамение – зажило. Сапожник Анания ригласил Марка к себе домой. Сколько он был у него? Явно, что не десять лет. Ставит его епископом, трёх пресвитеров и 11 клириков. Пошёл дальше. Всё, Александрийская патриархия образована. На Крит. Пожалуйста, Епифаний Критский. Это отдельно. Пять патриархатов, все друг от друга независимые. А претензии на вселенское владычество? Вселенский патриарх Константинопольский – это обман, никакой вселенской кафедры у православных нет, у нас сегодня где-то около 17 автокефальных церквей, совершенно не зависимых друг от друга. Даже католики и те не едины. Греки не дают свободу России. Они теряют свободу, их завоюют турки, но там идёт непрерывная борьба – борьба за невидимое: одно естество во Христе или два? Одна воля или две? Вы, знающие Писание и читающие историю, задайте себе вопрос: почему подобные соборы были только в восточной церкви? У западной этого не было. Одно естество или два? Армения отпала. Вообще ни за что. Потеряли практически всё. Католики православных называют раскольниками, схизматиками. Разделение же заложено далеко до 1054 года. Схизму-раскол претерпела не только зарубежная церковь, а вся Вселенская православная церковь? И вот ставят десятого епископа. Князья собираются опять: ну почему нам греки свободы не дают? Они никому и никогда не давали её. Мы получили греческое наследие. Двадцатого ставят. А ведь надо понимать, что это идут века. Проходит 400 лет, и Русская православная церковь всё ещё под пятой у греческой. И наконец в 460 году 35-й уже ставится. Русские князья, видя, что там Флорентийская уния прошла, греки вообще пошли не в ту сторону, тогда решили: ставить своего будем, и всё. Князья великие настояли на том. Князь Василий Великий настоял на этом. Конечно, греки были против. Ставят святого Иону в 1449 году. Это будет 35-й первосвятитель – митрополит у Русской церкви! И святого Иону потом в митрополиты поставили сами русские (1449-1461), а позже причтут его к лику святых. Греки затаили глубочайшую обиду. Кое-как великими дарами их улестили, и тогда они сказали: ладно, законным пусть будет, но никак патриарха вы не поставите. У русских всё нет и нет патриарха. Если патриарха поставить, тогда полная независимость, потому что патриарх не может же греческому патриарху подчиняться. У греков есть патриарх, а в 50 раз меньше народу. Россия от океана до океана, а свободы всё ещё русским не дают. Ставят первого патриарха, второго, десятого. Когда уже 15 митрополитов сами поставили, 16 ставят святого Иова, и тогда говорят: провозгласим патриархом его, да сколько же это можно? Провозгласили сами. Грекам деваться некуда. Дали особые дары, собрали что могли, улестили греков, и тогда они согласились. А сами турецкие данники. Ставят святого Иова (был митрополитом с 1586 г.). С 26 января 1589 года у нас своё патриаршество в России. Сколько лет они не давали свободы! Потом признали. Это случилось 26 января 1589 года. И патриаршество Иова было по 1605 год. Десятым уже был Адриан, патриарх с 1690 по 1700 гг. И Пётр I после смерти Адриана отменил патриаршество. И по 1918 год, практически два столетия, никого не было патриархом, а только священный синод. Современный патриарх Алексий II является в России 15-м по счёту патриархом, его настолование было 10 июня 1990 года, точно в день моего рождения. Может, это никакого значения и не имеет, но дата (365 дней) могла разойтись, но она состоялась. Я появился из чрева, а он сел на престол. Церковь Христова, основанная Христом, имеет определённые признаки. И признаки эти заключаются в живой проповеди. Вот мы читаем книгу пророка Иеремии, когда его призывают на допрос, вытащили изо рва. О чём он говорит? Он говорит о великой беде, которая грядёт на Израильский народ: «Царь, не надо воевать, закрой военные академии, военным дай приказ сложить оружие, зачехлить знамёна, и идите в плен»;. Его едва не убили за непатриотизм. Все патриоты погибли, а Иеремия остался жив, и как пример послушания Богу Иегове.
Наступило иное время. Христос поучает: «Не думайте, о чём говорить…»; Было время, когда Израиль выпросил себе царя Саула. И через этого царя Израиль потерпел великий убыток, потому что царь отступил от Бога, перестал слушать священников. И царство Израильское было полностью разбито, пока не восстал царь-пророк Давид. Церковь оказалась там, где находится Дух Святой. Дух Святой всегда спасает и объединяет. Что бы сегодня ни говорили отделяющиеся от церкви, они никогда не покажут ни одного слова в Писании, которое повелевало бы по собственным амбициям отделяться от церкви. Молитвы все только такие: «Да будут все едины»;. Наше положение сегодня неопределённое, но мы никуда не отошли. Нетерпимость очень легко выливается в пренебрежение, презрение и злобу. Но повернуть назад, к грекам, – такого в России никогда не было. Вырвавшись однажды из-под их опеки, русские при самых трудных обстоятельствах никогда не возвращались к грекам. Никогда этого безумия уже не было. Все понимали: вернуться назад – это в трясину египетскую погрузиться надо. Старообрядцы, которые не покорились Никону, искали рукоположение. Нашли грека митрополита Амвросия, и они перевели его к себе. 180 лет у них не было священства. Восстановили себе с нарушениями небольшими иерархию. Сегодня думать надо, и очень хорошо, к чему призывает Господь в этот день Пятидесятницы.
Всем ли понятно, почему я прошу вести дневники. Мы молимся, а потом следует подвести итог неделе, году. Я об этом молился, где мне быть? Дальше итог: что я получил, какой ответ. Может быть, получится, что в течение года, за 365 дней, ты нуль поставишь, и ничего нет. Почему? Не молился. Или молился, а ответ не расслышал. А ответ должен быть очень чёткий. Ответ должен сходиться со Священным Писанием. Он не должен противоречить Священному Писанию. Вот мы видим Стефана в тесных обстоятельствах, как его повели на допрос. Деян.7:2 – «Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран»;. Чем заканчивается допрос? Может быть, при самом начале диакон Стефан и не думал, что скажет своим убийцам: «Вы жестоковыйные, вы противитесь Духу Святому так же, как и отцы ваши от древности»;. И его убьют. «Не заботьтесь ни о чём…»; Так нам надо заботиться или нет, что сказать врагам? Заботиться надо. То есть думать надо, хорошо знать Писание. Стефан не заботился, а он знал Библию, Писание всё цитировал. А если бы не знал? Да ничего бы он и не сказал. Хорошо тому совершенно не заботиться и в то же время правильно сказать совопросникам, кто изучал Священное Писание. Вот Павел допрашивается, и он отвечает: Деян.22:1 – «Мужи братия и отцы! выслушайте теперь моё оправдание перед вами»;. И далее начал говорить, как ему явился свет, как явился Христос. «Не заботьтесь ни о чём»;. Павел вчера не знал, а сегодня знает. Это из его жизни факт, и был уже опыт. Я могу абсолютно точно сказать, что Бог никогда не покидает верных Ему в тесных обстоятельствах. Когда я был в узах, то приходилось разговаривать с большими начальниками. Угроза была такая, когда я думал, что мне никогда не выйти из заключения. Но Господь всё сделал по-Своему, а не так, как коммунисты думали. После освобождения ко мне приехали полковники на работу и говорят: «А почему Вы вернулись?»; Из органов слежения чины. Господь так сделал. Мало того, что вернулся, да по сегодняшний день ещё живу. Пс.85:13 - «ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего»;.
Павел предстал перед синедрионом и сказал строгие слова. Он не думал, о чём говорить, и вдруг сказал и назвал первосвященника подбелённой стеной – они же лицемеры все. Деян.23:3 – «Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбелённая! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня»;. Его упрекнули, и он сразу попятился назад и говорит: я, братия, не знал, что тут патриарх сидит, первосвященник. Какую рокировку быстро делает. Почему? Потому что Павел говорит: 1Кор.9:22 - «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»;.
У нас задачи другой и не должно быть – приобрести души для Христа. День Пятидесятницы пришёл и это «приобрести»; вышло на первый план Следующий день будет – приобрести. Я для всех сделался всем. Для кого и кем сделались греки? У нас, у русских, тех, кто переводил Библию, наказывали, но не убивали. У греков как только перевели на родной язык – греческий, переводчика сразу убили. Они вообще не знают Писания, как должно. Мало того, сегодня ухватились доказывать правоту за старый стиль. Этого даже у русских не было. У русских, хоть у старообрядцев, - обряд, палец как прижать. Да Христос не говорил, если палец не так прижмёшь, то отделись от церкви. Христос-то как раз новостильник, потому что только евреям было сказано (никому другому) счёт вести по лунному календарю. Позже стали вести летоисчисление от рождения Христа. И когда это было? В 532 году установлено. В 532 году Рождество Христа установили – новый стиль пошёл. А до этого? У христиан считали от рождения Диоклетиана – самого лютого гонителя христиан. Кажется, не может быть такого? Может быть. А теперь уже Новая эра, Христова эра. А те, которые бьются за старый стиль, какой он? А он Юлианов – Юлия Цезаря. Автор его - Юлий, (102 или 100 - 15.3.44 до н. э.), введён с 1 янв. 45 до н. э. в результате реформы, осуществлённой в 46 до н. э. В 325 н. э. на Никейском соборе юлианский календарь был принят христианской церковью. Сегодня господствует новый стиль – это уже началось от Папы Григория XIII в 1582 г. Так этот хотя бы, по крайней мере, католик. Календарь был неточный, уже посевные работы не стали совпадать на полмесяца, 13 дней составляла разница в ХХ веке от 21 марта. Господь нигде не сказал о календаре, а сказал: идите и проповедуйте не стиль, не обряд, а Евангелие. Придите домой и запишите: «Я просил Господа указать, где мне быть, как я должен жить»;. Молись об этом. В первый день недели отложите деньги, какие нужны для церкви, и напишите, что получили от Бога, какой ответ?
Деян.24:13 – «и не могут доказать того, в чём теперь обвиняют меня»;, – говорит Павел. А в чём они обвиняют, как сегодня сказали бы? В безблагодатности: «Московская патриархия неблагодатная»;. А почему так сказали? Сказали греки-монахи. Сами же греки разбились на бессчётное число. Старостильники отошли из-за стиля, и те разбились - уже три отдельных юрисдикции. А ты какие признаёшь? Я признаю все, но говорю, что это — мёртвая зона, там проповедовать нельзя, они никогда не говорят миру о Христе. Люди, которые там были, совершенно мёртвыми делаются и крайне обозлёнными. Если ты ничего не делал, не ходил на проповедь, то ты сам определяешь, где тебе быть. Это воистину трущобы, откуда ты уже никогда не вылезешь. Если ты – благовестник, через тебя пришли люди, да как ты можешь оставить церковь, когда твои чада здесь? Куда идти, когда с нами Христос, у Которого глаголы вечной жизни? Почему наш епископ так легко ушёл? А потому что от проповеди ни одной души не пришло. С такой лёгкостью пошёл в другое место. Да мать разве может бросить своё дитя? Сказали: «Выйдите из вагона, он дымит»;. Мать в огонь бросится и вытащит своё дитя. А он из вагона вышел, никого не взял, не благословил и не сказал, мы даже не слышали. Как раз, наверное, сегодня он служит с тамошним епископом Димитрием. Ну и что? Это его дело, его право. Он на это право получил – быть свободным. А что он для нас сделал, за это будем молить Бога, чтобы душа его не погибла. Не допустить даже мысли, что он погибнет, и разговора об этом даже не должно быть!
Во 2Макк.7 говорится о допросе отроков. О чём они говорили? О Боге, о вечности, о воскресении из мёртвых. «Не думайте, о чём говорить»;. Я был на суде, и тщательно к нему готовился: в каком порядке скажу, обращусь к судье, прокурору, у меня бумаги были. А мне не дали последнего слова, и ничего и не было. Даже фашисты этого не делали, что со мной сделали. Потом стал думать, было страшно обидно: «Почему?»; Потом Господь стал открывать, почему. Вот мы читаем Колос.4:6 – «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому»;. А как отвечать, если ничего не знаешь? Значит, нужно хорошо знать. 2Пар.24:19-20 - «И он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали. И Дух Божий облёк Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас»;. И евреи его погубили. Сегодня нужно, чтобы в каждой юрисдикции Господь нашёл хотя бы одного Захарию и вывел его перед правителями. Вот это мы можем приветствовать. Чтобы все старые стили, новые, старообрядцы, все вышли на проповедь. «А как учиться?»; Мне вчера один звонит и вопрошает: «Вот я – православный, а почему у нас ничего нет? Я читаю Ваши книги, я знаюсь с баптистами, такие они люди хорошие, а как Вы скажете?»; Я скажу: «Хорошие, но не в Церкви. Церковь там, где есть рукоположение»;. «А что нам делать?»; Учиться и идти проповедовать. Не спрашивать, а идти. Иоан.14:26 – «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам»;. Значит, Дух Святой напомнит, Его предварительно надо было слышать. Кирилл и Мефодий изучали языки, им не дано было сразу знать их, как первым Апостолам. А как Иннокентий (Вениаминов), который северные народы огласил Словом Божиим? Изучал их языки. А которые лопарям проповедовали? Изучали языки. А татарам, которых Гурий обратил? Изучал их язык. Ныне надо изучать языки. И мы читали, как священник один корейский язык изучает, чтобы поехать в Корею проповедовать. А это от Духа Святого? Дух Святой даёт память, а дальше вложит в тебя Евангельские слова. Не надо настаивать: если Богу надо, пусть даст мне знания японского языка, и я поеду туда. Можно настаивать тогда: сделай из моего ребра жену, одно ребро уж я пожертвую. Теперь надо смотреть, знакомиться с родителями и узнавать всё.
Деян.7:55-56 – «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога»;. Вот что нужно – исполниться Духом Святым и видеть, что за этим есть. Я вижу только одно, что наша община сегодня никому не нужна. Но Господь нас может сохранить, и с нас что-то может начаться. Я не знаю, но это Господь может знать. Он легко может самое малое сделать очень большим, потому что мы говорим о свидетельстве, об уловлении вселенной Словом Божиим. Слово Божие говорит нам о том, чтобы дети Божии любили Христа всем умом и всем сердцем. Дух Божий напоминает о том постоянно. Я впервые узнал, что священники в Греции чуть ли не поголовно курят. Мало того, епископы курят. А когда они научились? Очень давно. При царе Алексее Михайловиче, в XVII веке ещё, когда они приезжали сюда, их узнавали по запаху. Они привозили с собой табачок, царь их арестовывал, жестоко наказывал, клеймил железом и отправлял в Сибирь «ловить соболей»;. Идти туда, к табакурам, которые никому никогда никакой свободы не давали? Да сохрани, Господь! Мы сегодня прочитаем наше обращение к Синоду, которое у нас уже заготовлено, и будем просить Бога, чтобы Дух Святой не покинул ни Зарубежную Церковь, ни патриарха Алексия. Мы не поддерживаем патриарха Алексия, мы ничего у себя не изменили, у нас всё остаётся так же. Пройдёт какое-то время, нам будут отвечать, оставят они нас у себя или нет. Это всё зависит от благодати Духа Святого, Который может тронуть сердце молчаливого митрополита и сделать его говорящим. И мы об этом будем говорить, потому что многие из вас не идут на свидетельство. Сегодня воскресный день и мы встанем на колени и будем просить: «Господи, соделай нас говорящими, исполненными Духа Святого»;. Аминь.

Бог для Ионы подослал червя,
Подгрыз он корешок — и тень исчезла.
Утеху нашу выкрасть норовят,
И зубы у червей похлеще лезвий.
Надежда наша — только Бог один,
В единстве с Ним — уверенность в победе,
Своим законом нас огородил,
С Ним в нищете не почитаюсь бедным.
Бог Иегова. Бог Еммануил
И Бога Духа Богом исповедал.
Он чашу скорби доверху налил,
И Он же путь наш умягчает в бедах.
Но по-другому с нами невозможно
Ни разговаривать, ни высказать что нужно,
Бог мнёт и размягчает волдырями кожу,
И из огня да в полымя всё туже.
Иону Бог вначале размочил
Водой солёной – непокорность смыло;
Пропаренный в желудке у кита молчит,
Припорошил свидетельство он пылью.
Не будь Ниневии, погрязшей в идиотстве,
Мы про Иону ничего б не знали,
И на кита Христос не смог ссылаться после –
Здесь удочкой на нас заброс был дальний.
Еврей Иона, может, поперхнулся
От мысли, что идти к язычникам ему.
Билет на Фарсис; помолясь на сон, разулся:
«На благовестие обуться? За что такой хомут?»;
Урок не пройден… сонную тетерю
Бог Иегова познакомил с бурей.
В свою вину ослушник сей поверил,
Чтоб по-монашески не маялись мы дурью.
И с головой, опутанною тиной,
Склонился ниже чрева, до небес.
По образу сему Господь в гробу остынет,
Иона выплюнут – Иисус Христос воскрес. 26.10.07. ИгЛа

Список всех проповедей

185

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: