размер шрифта

Поиск по сайту




Книжникам можно спастись

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 23

Указатель: Мф.13:52

09.09.07. Мф.13:52«Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Читалось сегодня по порядку, как в церкви положено, что книжник подошёл к Христу, и у всех сложилось такое впечатление, что книжник - это плохо. Книжники подыскивались, и где говорится, «фарисеи»;, через запятую идёт - «книжники»;. Всё они подыскивались. И когда человеку начинаешь говорить, что надо заниматься Словом Божиим, невежды в Писании в ответ тут же зло бросают: «Ладно, книжники вон занимались, да смотри как, Христа распяли». Эти люди невежды в вере, они не знают, о чём говорят. Слово «книжник» сегодня примерно эквивалентно слову «изучающий Писания», а ещё выше, я думаю, что у них были книжники ещё более известные - это библиотекарь. Библиотекарь не только книжки выдаёт, но он многое знает. Когда нет клиентов, он читает. Ну, если кто не знает, я могу просто напомнить. Кто озаботился о том, чтобы Ветхий Завет был известен всему древнему миру? Библиотекарь Димитрий Фаларей, – у Птоломея Второго Филадельфа был такой библиотекарь, как бы министр по образованию. А кто разбил Библию на главы, на стихи? Библиотекарь Стефан – католик. И вот этим-то всем мы обязаны книжникам. Переводы-то наши оттуда взяты? Новый Завет как раз отсюда, от библиотекарей, от книжников. Книжник – это очень хорошо, и это Христос говорит: Мф.13:52«Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину». Понятие о книжнике в самом лучшем смысле. Книжник любой, если его подправить, научить Царству Небесному, он уже в Царстве Небесном окажется. Переменить надо отношение к слову «книжник», согласно того, что мы читаем в Библии. Я прочту сначала о том, что такое новое и старое, которое он выносит, что Библия о том говорит. Библия очень мало об этом говорит в совокупности. Лев.26:10«и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового». То есть такое будет изобилие, когда старое ещё не доели, и его девать некуда. Значит, старое бывает устаревшее, отслужившее свой срок. Лук.5:36«При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой». Отношение нового к старому. Новое портить не надо. Вывод один: наше новое учение – учение христианское - должно приниматься целиком.
Слово «книжник» встречается в Библии 79 раз. 2Макк.6:18«Был некто Елеазар, из первых книжников, муж, уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо». Обычно под старость человек делается другим. Показываешь фотографию себя молодого, и ты перед ним стоишь: «Так это ты? Ну, совсем не похож! На кого ты похож сегодня!» А этот девяностолетний, и подчёркивают, весьма красивой наружности. У мужчин это особенно заметно. Борода скрывает морщины, и как благородно он выглядит. У нас с бородой есть пожилой инвалид войны, какой он благообразный. Заходит, как патриарх какой. И когда старец бритый, даже Папа Римский, глядишь и думаешь: «Зачем тебе это нужно?» Ясно, что евреи боялись портить образ Божий, данный им при сотворении. Но у Елеазара главное сокровище было – он знал закон. В законе написано: не ешь мясо животного, у которого нет одновременно двух качеств: раздвоенных копыт – глубокий разрез и жвачки. Вы как-нибудь присмотритесь к скотине и минут хотя бы пять посмотрите не корову или на овечку, как копыта у неё разрезаны, как они не отваливаются, как они удивительно устроены. У лошади, там понятно, копыто цельное и плотно, одинаково всё, и как чага на берёзе у ней копыта. Но у коровы каков разрез! В разрез и грязь попадает, там может и загнивание быть. Для чего Бог дал такой глубокий разрез? Чтобы и в потёмках ты узнал, что в рот взять. Бог так сделал. У свиньи тоже глубокий разрез, а жвачки нет у неё, и её есть нельзя. Язычники знали о законе евреев и любыми путями старались евреев накормить недозволенным. Вы не думайте, что язычникам некуда было сбывать мясо свиное. Ты хотя бы губы помажь, главное - нарушь заповедь. Если заповедь нарушил – Бог от тебя отвратится. Это понимали люди верующие. И когда Иудифь пришла в стан врага, она говорит: «Вам не победить этот народ». Это сказал и Ахиор язычник: «До тех пор, пока они не нарушают закон, они непобедимы и неуязвимы. Как только нарушат, Бог от них отступит, и они сразу сделаются уязвимыми»;. Запомните: наша неуязвимость - в соблюдении заповедей Божиих, пока мы находимся в Церкви Христовой. Допусти самое малое отступление от церковных установлений, и дальше неостановимая лавина понесёт, и уже никогда не остановиться.
Мне лично известны люди, которые минимум пять-шесть раз переменили веру. В пятидесятники пошли, потом в адвентисты и дальше. А разницы, теперь говорит, никакой нет, потому что все одинаково верят в Бога, везде хорошо. До обеда в одной секте, после обеда в другой. Бог же даёт человеку понятие о чистом и нечистом. И книжники это знали и тому же учили народ, спасая его от уничтожения. Если бы не книжники, то Израиль давно бы стал языческой провинцией. Сир.11:5«В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою». Я читал у одного писателя: «И настолько были мудрые у того человека мысли, что лицо его светились, а глаза его были, как натёртые снегом». На лице книжника написана мудрость, а мудрость есть слава Божия. Разговариваешь с человеком, и видно, что он не занимается – какая-то тупость, деревянность, похожее на бревно лицо. И человек, который много занимается, пусть даже не божественными как будто, а научными трудами, у него глаза буквально блещут. В университете проректор, ректор – доктора наук, физики, математики, гляжу на их глаза, и сколько же там мудрости. Господь и здесь отпечатлевается. Но приходят на занятия люди, окончившие академию, и после друг друга спрашивают: «Какое у тебя впечатление? Мне кажется, я ещё и не начинал учиться». Почему? Божественное услышал. Какие же мы счастливые, какую же Бог даёт нам мудрость, теперь надо её только брать. 1Кор.2:15 – «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может».
1Кор.14:24 – «Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится». Ездр.7:6«сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь всё по желанию его, так как рука Господа Бога его [была] над ним». Ездр.7:11«И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле». Для меня Ездра, я повторяю, представляет загадку, и с этой загадкой я думаю неоднократно выходить, может статься, и на священный синод, – почему он не канонизирован? Он собрал книги Ветхого Завета, ставшие каноническими и для нас. Даже сказать нельзя, какое чудо он сделал. Он восстанавливает Иерусалим, храм, он в благоволении у языческого царя Артаксеркса, он за закон, произвёл развод за один раз во всём Израиле. Жили все – священники, князья, и никто не видел этой беды. Женились на иностранках. У него была мысль – провести по всей стране одновременно развод. Ужас какой. День развода в стране праздновался. Нечестивых, непокоривых жён и детей отпустить, ибо они не приняли нашу веру до конца. А некоторые не покорялись. Ездра бил князей, рвал волосы у них. 1Ездр.9:3 – «Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный». Вообще-то он был неукротимый фанатик, экстремист. Но написано также, что это был книжник, сведущий в законе. По-другому нельзя было тогда. И никто не верил, что наступит перелом в той обстановке. Наступил! Люди, побывавшие у нас один раз, отмечают, какой у нас порядок. А с каким трудом этот порядок устанавливается! Каждый день буквально, как только соберутся где-то, так начинают нарушать устав: то с надписями на одежде заходят, то юбки короче, чем положено по уставу. Только треск идёт, как вы устав подгрызаете, как мыши. Зачем вы это делаете? Вы подойдите ещё раз, прочитайте, что у нас можно, что нельзя, как стоять. Ноги держать вместе, не подгибать. Ты же не на палубе морского корабля, не морской пехотинец. Об этом и в житиях святых написано и у нас в уставе. И люди отмечают, какой здесь порядок, какая тишина – это помогает сосредоточиться. Это не спасительно ещё, но это уже ступеньки к порядку. Сие человека централизует, он задумался. Помолчи семь минут перед богослужением. Некоторые, видно, томятся, а некоторые углубятся в молитву. Ну, хотя бы один-то молится эти семь минут? Если молитва ни у одного человека не доходит до Бога, то это беда.
Иер.8:8«Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»;? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь». Если человек извращает Писания, а это всегда к собственной его погибели, то он всюду лживый, поэтому, какой бы ни был хороший сектант, у него всё время ложь. В первую очередь – отделение от Церкви. Сегодня можно всё делать, но придёт Господь, а Он придёт за Церковью. Я не встретил ни одного еретика, который бы мне объяснил, что такое ересь, ни один. У них нет настоящих книжников. Руководящие есть, у них свои академии есть. Объясните, что такое ересь? Я же тебе объясняю - это учение вопреки догматам Церкви, вопреки Писанию. В первые века была одна ересь, а сегодня 1001, и мы должны их все знать. А тебе, чтобы не заблудиться, можно и не знать, ты иди в церковь и скажи: «Господи, дай мне смиренно принять то, как верили подвижники, которые достойно завершили свой путь»;. Как Игнатий Богоносец, например. Златоуст-то, фактически, мученик. Его же в ссылку тащили, волокли, и чего только не делали с ним, и он, не дойдя до ссылки, и умер. А ведь таких-то тысячи, как при Анфиме Никомидийском, когда тридцать две тысячи через одного епископа взошло на небо. И они верили все по-православному, не по-сектантски. У них был епископ, без епископа вообще церкви нет. Подлинные книжники сие знают, а невежды не разумеют. Мф.5:20 «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». Господь показал, вершина праведности в Ветхом Завете – книжники. Не сказал: саддукеи. А саддукеи – это все сектанты. Саддукеи – отделённые, они всё отнимают. У них было только Пятикнижие Моисея - Тора. Они ни пророков, ни псалмы, ни закон, ничего не принимали, только Пятикнижие. У сектантов у всех Библия содержит только 66 книг. Из саддукеев ни одного не было святого, ни одного. Это две группировки в Израиле, фарисеи и саддукеи, и они даже объединёнными силами пытались Христа уловить. Да, во зле они могли объединиться, а в праведности – нет. Фарисеи выдали нам Павла. Он фарисей от фарисеев. Саддукеи никого нигде ни одного не родили для подвига в христианстве. Ни в житиях, нигде нет. Значит, праведность была у книжников, но её надо превзойти. В чём? Не на себя надеяться, а на жертву Христа, что Он умер, пролил за нас кровь. Во Христе самое главное качество – это вера в Слово Божие, вера во Христа. Деян.4:12«ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». И вот книжник, этому наученный, он войдёт в Царство Небесное. И так каждый. То есть ты в Ветхом Завете уже научен был, прими и новозаветное. Ты имел какую-то специальность? – употреби её в новом духе, если принял крещение. Кем ты был, разбирался в чём-то, примени это, когда обратился к Богу. Был музыкант - музыкальные способности поверни сюда. Был певец, окончил музыкальную школу, примени всё в церкви старое и новое.
Мф.23:13 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Я отношу это в первую очередь к православным. Книжники, они знают правильно закон, заканчивают академии, но всё запечатали мощами, крестными ходами, канонизацией. Прямо обращаться к Богу – это редко где услышишь, чтобы сказали: «Сегодня у нас занятия, приходите» - и чтобы народ образовывался в содружество, не на крестных ходах объединялся, сроднялся, как мы сроднились в Слове Божием. Мрк.9:16«спросил книжников: о чём спорите с ними?». Спор между книжниками и учениками Иисуса. Христос не учеников спросил. Я в Писании всюду нахожу, что спорят только незнающие. Так две стороны, кажется, обоюдная драка бывает. Нет, здесь не так. Который знает истину, он её возвещает, а спорит тот, кто не знает – невежда, неутверждённый в истине. Не спорь! Дойди до момента и скажи: «Дальше я не знаю». Я читал очень крупного миссионера Лазаря Кунцевича, на его трудах я учился беседовать с сектантами. И он говорит: «Сегодня я беседовал с молоканами, и их руководитель необычное место Писания применил, какой приём в борьбе: Иер.17:14 – «Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду; ибо Ты хвала моя». Я, говорит, никогда этого не встречал. Я прекратил беседу и сказал: «Мне нужно поехать домой, проверить, как это выглядит». Прекрати на этом месте. Не знаешь что-то, отложи, запиши, спроси, узнай, как понимали святые отцы. А не так, что спорите, лишь бы наша победа была. Не нужда худая победа.
Лук.20:46 - «остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах». Я беседую с книжниками, которые приезжают сюда к нам, даже священники. Я говорю: «А почему у вас бритые люди?», - простой вопрос. «А скажите, где борода оканчивается?». Я говорю: «Написано: Лев.19:27 – «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». А он показывает на бакенбарды: «А вот это борода или нет?». Да любой парикмахер знает. И волосы по-другому на голове и на бакенбардах, они вьются здесь. Он что угодно будет говорить. Его учили пять лет, как не принимать истину, и на этом всё стоит. Не украшай себя, женщина, и написано о платье. «А про губы не написано, чтобы не красить». Но Златоуст находит в третьей главе пророка Исаии. Прочитай его проповеди. Ис.3:19 – «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах».
Деян.23:9«Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу». Они очень любят спорить. И спорили с Павлом, с человеком, которому нет равных, которому Бог вверил вселенную, а они с ним спорили. Когда-то эта обстановка восстановится после воскресения из мёртвых, а сегодня мы мысленно её проиграем. Вот мы оказались бы там, а потом бы сказали: по милости Божией переходим в 2007-й год. И вот стоит Павел и вокруг него двадцать-тридцать книжников и фарисеев. Теперь посмотрите, книжники, фарисеи, вашего учения нигде нет, всё разрушено. Посмотрите: миллиард христиан, и против кого вы спорите?! 1Кор.1:20«Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?». Уже тогда говорил: где они? Всё стёрлось, Бог обратил их споры, их доводы в безумие. Они учились и защищали разные научные степени звания и всё это обращено в безумие. А учение христианское, Церковь Христова, как корабль всеми огнями сияет. Лук.5:39 «И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». Я разбираю слова «новое и старое» и нахожу ответ, что бывает и старее лучше, а бывает и новое. Новый друг не сравнится со старым. Старая дружба проверенная. А здесь житель нашей деревни с такой лёгкостью всё покинул, воображая, что заведёт новое общество. Ты оцени то, что сегодня у тебя есть. Самое драгоценное - то, что здесь все люди верят в Бога, которые могут помолиться, легко могут простить наши недостатки, когда попросишь прощения. Это люди, которые могут с тобой вместе склониться на молитве. Вас мало! Может быть, если бы было много, нам бы и не справиться. Мало и то не можем справиться. И поэтому Царство Небесное подобно книжнику, который научен этому Царству. Всё, что мы слышим и читаем, нужно тщательно проверять, ненужное отсеивать. Бывает и сектантская литература очень хорошая. Не скрываю того, что я сторонник, любитель слушать проповеди Ярла Пейсти, и считаю его лучшим проповедником их всех, каких я знаю. Я знаю, слушаю иногда трансмировое радио – прекрасные проповеди. Они говорят: «Пишите нам», - и адрес дают. Я им написал. Написал, получил хороший ответ, они выслали брошюру. Тогда я им пишу: «Ну, как же вы могли отойти от Церкви, когда ясно и чётко Христос написано, что её основал навсегда и одну?» Мф.16:18 – «и Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». После таких слов ответа ни разу не поступило. Снова пишу, но все мои письма летят куда-то в другое место. И я понимаю, что это новая патриархия и точно так же не отвечают, ибо они не желают знать истину. А знающий истину, он обязательно обратится. Пр.1:22 - «доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» Как написано: «Глупый не знает и не спросит, потому что он есть невежда, а мудрый и знает, и ещё переспросит»;. Хотим ли мы наши книжные знания, какие нам Господь даёт, обратить на пользу ближнему? Необходимо смотреть на это через свет Евангелия, как смотрела Церковь первоапостольская Христова православная. Аминь.

Быть книжником нисколько не претит,
Не в книгах дело, а в любви к Иисусу,
Когда Писанию живёшь не вопреки,
Тебя сектанты сходу не подкусят.
Некнижный знает разве что на ощупь,
В пределах видимости то, что на плаву;
Труба с водой нередко станет сточной,
Не отличишь, где чисто, где плюют.
Был книжник Ездра, вышедший из плена,
Заботился о людях, о постройке храма.
Спасал и тех, кто завалился влево,
За волосы влачил их, даже ранил.
Стена, жилища… обо всём скорбел,
С соседями враждующими в споры вник;
Он был как настоящий корабел,
Собрал весь свод ветхозаветных книг.
Любой оплошностью он нас осиротил бы,
Чудесный книжник и библиотекарь,
Он подытожил разночтенья в свитках,
Хватало до всего его: успеть бы!
О, Ездра! Загляни к нам в праздник трезвый,
С тобой нам есть о чём поговорить,
Ты был суров, вытряхивая мерзость,
Восстал за тех, чьи скорбны сухари.
И если вправе мы предположить,
Как в оглавленье список книг расставил,
Ворочать легче тяжкие кряжи,
Протягивал канву, подземный кабель.
Откуда книгу Иова достал
И Паралипоменон зачем дуплетом вставил?
Течёт из Пятикнижия, из древних скал,
На них ссылаться часто будет Павел.
За что монахи Ездру невзлюбили
И в святцах не причислили к святым?
Нет с этим книжником крещенских лилий,
Канонизаторы в сравненье с ним — скоты. 08.09.07. ИгЛа

Список всех проповедей

173

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: