размер шрифта

Поиск по сайту




Усекновение головы Иоанна

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 22



11.09.2007. Сегодня мы отмечаем день памяти усекновения главы Иоанна Крестителя. Его почитают за великого, а он этот авторитет ни во что поставил.

Деян.13:25 - «При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идёт за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах».

Вот сейчас читали мы эти слова. Прошли века. И если сейчас собрать всё, что об Иоанне Крестителе написано, Евангельского-то почти ничего и нет. Разные легенды, сказания, благочестивые предания. Как дальше жизнь шла у Иродиады, как эта дочь Соломия, хотя имя её и не известно по Библии, дальше жила, тонула, льдом отрезало ей голову, и голову дочери к матери принесли.

Первое, второе обретение главы, как эту голову воровали монахи, как эту голову выбрасывали, уничтожали во времена Юлиана Отступника, - Евангельского-то ничего нет.

Я не тот. Сегодня, я думаю, Серафим Саровский, если бы он явился после того, что он уже видел, он бы сказал: «Я не тот, за кого вы меня почитаете». Не мотыжкой моей сегодня надо махать, не сухарями кормить, а думать надо о том, как каяться. Россию-то проиграли, просидели по кельям затхлым.

Иоанн Златоуст говорит: «Память святого — в подражании ему». Чем Иоанн Захарьевич отличался от других своих современников? Скромностью.

А ведь сегодня выходят с безразмерным животом и начинают говорить о посте. Значит, мы можем молиться так: «Иоанн Креститель, научи нас поститься; Иоанн Креститель, научи нас молиться». Он был молитвенник.

Интересно, что дочь говорит: «Дай мне голову Иоанна Крестителя», – а ведь она ни во что не верила, что это пророк, а слово «Креститель» применила к нему. Отсюда вывод, что он был известен, как Креститель. И Ирод знал его как Крестителя, а вот слово-то «Креститель» меньше всего здесь играет роль. Крещение – это завершающий момент, акт, финальная часть. Он – глас вопиющего в пустыне. И речь шла не об иудейской пустыне, а о пустыне бездуховности. Святой Израиль, святейшее место, святейших храм. Храм, храм, храм, - на каждом шагу. А пришёл Иоанн, и оказалось, что вся страна Израильская превратилась в знойную пустыню. Он вопиёт, и никто не слышит. И некоторые спрашивают: что нам делать? Целое колено Левиино было призвано учить израильский народ, вести его к совершенству и дождаться Мессию. Строили, жертвовали, оборонялись, ходили в плен, обращались - и как будто ничего не было известно им о небе, о пророчествах.

«Что нам делать?». И он говорит простые слова: «Две рубашки – отдай одну, ты видишь, человек замерзает». Как Геннадий, патриарх Константинопольский говорил: «Ты лежишь на своей постели и слышишь, как идёт нищий и вопит, просит подаяния. Он лежит где-то, согнулся под забором, вода под него подтекает». Вот в каком состоянии люди были, ибо социального обеспечения не было, пенсии никому не давали. Это у нас сейчас говорят: на тринадцать процентов Дума решает повысить пенсии. Да такие-то времена пришли. Сейчас просто так ребёнка подброшенного не выбросят на помойку, а тогда их выбрасывали на перекрестье дорог, и они помирали.

Времена очень изменились. «Я не тот, за кого меня почитают»;. И вопиёт и начинает людям говорить: «Приготовьте путь Господу»;. Он один гласом был. Никто не говорит. Как же так? Левиино колено почему бездействовало? Речь шла о тысячах священнослужителей. Тысяч, на маленький Израиль, там всего лишь узкая полоска земли. И ничего не знали, а он звал. И притом знойная пустыня – ненависть друг к другу, прелюбодейство, табунами ходят к одной женщине - и отец, и сын, о чём пророки говорят, так что пророкам было приказано от Бога: разденьтесь, голые ходите, пусть они в вас себя увидят, ибо весь народ такой и есть – нагой.

И вот память его сегодня заключается в его героизме. Я бы назвал этот день Днём мужества, памятью героизму.

Трусость и корысть – главные пороки в государстве. Корысть и трусость, трусость и корысть! И этим больна церковь трижды сегодня. Так вот, Иоанн Креститель, моли Бога, чтобы трусости у нас не было. А он обличил Ирода в чём? Незаконный брак был. У меня очень много знакомых начальников, и кому ни позвоню, мне в ответ: «А он здесь больше не живёт». «Почему?». «Да он оставил меня». Я чуть ли не на сто процентов наталкиваюсь на таких, а это начальство краевое, прокуратура. «Оставил, - говорит, - меня с двумя, взял с тремя»;. Так сегодня-то есть кого обличать, столько незаконных браков. Разводов под сто процентов подходит. Я ужаснулся, недавно прочитав про это. И разводы приходятся на первые два года. Кто будет обличать? Почему к этому не призывают сегодня пастыри? Ты хочешь быть похожим на Иоанна Крестителя? Иоанн Златоуст говорит: «Иди, обличи тирана»;. Вот это главное, что сегодня заключается в памяти, и в молебен это включается. Его так и называют: глас вопиющего в пустыне, проповедник истины и покаяния. Он звал людей: убирайте камни с дороги. Сколько этих камней навалили сегодня: крестные ходы, мощи, мироточивые иконы десятками тысяч, – всё завалено. Евангелие никакой роли не играет в жизни людей. Пустыня. Глас вопиющего в пустыне. Что за голос и о чём он вопиёт?

Ис.40:3 – «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему».

Не ходите вы кругами с крестными ходами, да не ходите вы по разным святым местам каждый день. Ты один раз был, да и хватит с тебя.

Одна помещица писала Феофану Затворнику, а он ей ответил: «Матушка, ты уже была, сиди на месте». Ты всё растрясла с этими мощами, ходишь с одного места на другое.

Занимайтесь, чем должно, о Боге говорите, не берите лишнего. Идите, говорите милиции, чтобы не грабили людей, чтобы в прокуратуре взятки не брали. Ведь не знают, что с этими разбойниками и оборотнями в судах делать. Реформируют судебную систему, и никакого результата нет. Вместо одного взяточника – десять сегодня. Что делать?

Иоанн Креститель, моли Бога о нас. Молитвы надо уже сегодня новые составлять. Не просто: «Радуйся, Иоанне»;, а Иоанн, мы погибаем, как нам не хватает тебя»;. Не просто Креститель, потому что чтобы крестить, ни одного таланта, как Златоуст говорит, не надо, а приготовить путь к душе – тысячи талантов нужно.

Крестителей много сегодня развелось. Крестят сектанты, все крестят. Однажды вышел священник в Новоалтайске на пляж и 1100 человек крестил сразу. Всех, кто купался. «Я, - говорит, - крещу бесплатно»;. Безумие полное. Поэтому нужно сказать: «Иоанн Креститель, научи нас правильно крестить»;.

Иоан.3:23 – «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились».

Ты дождался, когда пришёл Господь, ты явил Его миру. Иоанн Креститель, научи нас так приготавливать людей ко крещению, чтобы явлен был Христос. Самая-то главная задача была — явить миру Иисуса, и это выльется в Богоявление. Но Богоявление – это завершающий момент, а главное в том, чтобы подготовить людей. Что пользы, что Христос пришёл, а никто Его не примет, пользы-то никакой нет, а только осуждение. И он приготовлял путь Господу к сердцам людей.

Нам Иоанна Крестителя не хватает сегодня в каждой семье, в каждом человеке. Праздник очень строгий, скорбный, печальный, и в то же время внушает надежду, ибо сын Захарии был до конца верен Богу Иегове. Я думаю про себя, что мужество его было выше апостольского, потому что Апостолы знали: мы сегодня умираем, и здесь огненная колесница, как показано, для святых была. Или Ангел забирает душу в рай. А у него этой надежды не было. Он знает: сегодня я умираю за обличение тирана и иду в преисподние места. Он в рай не пошёл. Дальше будут говорить, как он был в аду, как ад затрещал и прочее. Ну, может, и так было, но не написано про то в Писании. Самое главное – наследие его какое сегодня? Мы пришли сюда. Мысленно воздохнём: «Иоанн Креститель, тебя так не хватает в нашей деревне сегодня. Ты не терпел никаких недостатков, ты был за строгое исполнение закона Моисеева. Дай нам ревностных служителей, ревностных жителей, ибо мы так нуждаемся в этом. Иоанн Креститель, услышь нашу молитву, научи нас по-настоящему поститься, а не только меню менять. Иоанн Креститель, ты умел жить бедно, всего отрёкся, ушёл из мира. Научи нас довольствоваться тем, что есть»;.

Самое главное – приготовить людей к принятию Господа. В каком месте мы живём, а наши люди не могут вот это оценить. Прожили по десять лет, и вдруг: «Я уезжаю». Они ничего не поняли. Значит, молитвы к Иоанну Крестителю не было. Он бы сказал: главное – приготовьте детей к Господу. Ты жить лучше не будешь. А едут-то, чтобы меньше работать, а хорошо жить, лежать. А ведь не получается. Уехали, всё равно где-то они работают, эти люди. Поэтому молитва к Иоанну Крестителю большую ответственность налагает на нас. Хотя он известен, как Креститель, но он известен, и как проповедник покаяния. Вот это надо тоже брать для себя, что если мы молимся ему: «Научи нас истинно каяться», ибо мы так нуждаемся в этом, ибо ты был мужественен, положил голову, болезнь прошла мимо тебя»;. Один удар, и он уже оказался в потустороннем мире. Что ждёт нас, мы не знаем, но умереть, пострадать за истину, как Иоанн Креститель, – это великое блаженство.

Все-то трудятся ради обещания будущих благ, и есть подобная молитва, а у него этой молитвы не было, не было ему обещания будущих благ. Мужество его было не наследственное, оно у него было приобретённое великими трудами, он ушёл в пустынные места. Причин много тому. А главная причина та, объясняют, чтобы людей оторвать от житейских дел и отойти.

Иногда с человеком разговариваешь, а он уткнётся в капот машины, и даже батюшка подойдёт, а он и головы не повернёт, он не нуждается, он не радуется. «Да у меня машина не ладится». Да как она у тебя будет ладиться? Ты повернись к священнику, попроси благословения. Среди нас живут такие люди, и мы как будто ничего этого не видим! Есть о чём плакать и молиться.

Иоанн Креститель, моли Бога о нас, отобразись в нас, будь другом нашим, другом истинного покаяния, чтобы мы людей могли приводить к святому правильному крещению в Святую Православную Церковь. Аминь.
 

Захват с заложниками будет обречён
И киллеры ножи свои притупят,
Когда мы молимся и искренно причём,
Они увидят вместо денег струпья.

От бедности что смогут отодрать,
Увидя немощь, нищету и скромность?
Потушим разгоревшуюся страсть,
Бог выделит нам уголок укромный.

И сколько бы пучина ни ярилась,
Ломая мачты ужасом провалов,
Нам шанс отворит Иеговы милость,
О, только бы душа не возроптала.

Кипит и пенится бездонная стихия,
Бросая к небу, ощущеньем в ад;
Приходит революция, дела совсем плохие,
Когда расстреливают всех почти подряд.

И вспоминают церковь и попов,
Хватаются за нитку-соломинку,
И на молитву встать уже готов,
Кто храмы презирал и проносился мимо.

Окажется, на пользу то пошло,
О прежней тишине воспоминанья гложут:
Да как же не ценилось, что ушло на слом,
Постель свою мы оценили позже.

В заложниках у собственных амбиций,
Страстями-киллерами спутаны надёжно.
Нас угораздило в смертельное влюбиться,
Прочь от небесного все искривили стёжки.

Бог допускает холод и торнадо,
Свободу вытеснит событиями дня.
И молимся тогда, и помощь вовсе рядом,
Господь в ГУЛаге может нас обнять.

Преступно временным давиться, не скупясь,
Предупреждения стучатся всесторонне;
Легко беспечному споткнуться и упасть.
Спаситель с памятью людской нас не хоронит.

01.09.2007. ИгЛа


Новое и старое… сообразишь не сразу,
Какая дружба высветит важнее.
Иное слово фертом станет праздным,
За рот раскрытый тяжко пожалеешь.

Господь Христос к небесному влачил
Своих учеников, пока ещё плотских,
И притчи насаждал без видимых причин,
Готовил к непогоде морские колоски.

У каждого какой-то опыт есть,
Профессия и навыки общенья;
Что доброе вполне, оно украсит крест,
Заботливою нянькой проведёт к крещенью.

Всё старое наследие трудов
Сокровищем достойно почиталось,
Оно и в христианство перейдёт,
К примеру, удостоится начальства.

Приобретенье нового бескрайне
Для славы Божьей в Церкви Иисуса;
Во всей вселенной, а не только в храме,
Деянье-манна для любого вкуса.

Незалежалой радостью таланта
Преумножаем их во свете, на слуху,
По-братски помощь оказать бесплатно
И сети освятить беднейшим на уху.

Из старого и нового сияет доброта,
Служенье ближнему настолько безусловно,
В том дереву ветвистому до неба возрастать,
Таких духовных ураган не сломит.

Ни старое, ни новое не скрой, не утаи,
Разрушь презренье монастырских стен.
Жизнь есть борьба, здесь грозы и бои,
Где нет общения, там процветает тлен.

Всё старое облагородить новым,
Рожденьем свыше, ароматом Духа;
Таланты расцветут по слову Иеговы,
И эгоизм отшельничества рухнет.

04.09.2007. ИгЛа
 

О вечности с беспечностью не судят, (Сокольской Лене)
Благоговея в страхе, содрогайтесь,
К тому причалу подбивает судьбы,
Она от выбора зависит, став другая.

Как понимать словечко «бесконечность»
Конечным ограниченным умишком?
Пытаемся влезать и бредить так беспечно,
Наговорим с три короба излишних.

С началом вечности хоть как-то разберёмся
В конце истории, на грани разделенья
Того, что временно, с земным вращеньем, с осью —
Конечная секунда окажется последней.

Фарс небоязни и геройства сгинет,
О временном забудется с прискорбьем,
Зерно отвеется от шелухи-мякины,
И жито золотистое у земледельца в короб.

Вы видели, как молится девица,
Готовясь ко крещенью, на ступенях?
Из вечности смотреть не надивиться,
Как хоры Ангелов сопровождают с пеньем.

Одежда внешняя сверкает белизной,
Соперничает с нежностью отмытой,
Ей уготован от безбожных зной,
И холод на голодных бросит сытый.

Ворота выбора в купели отворились,
Она шагнула к вечности в объятья;
Над девой Ангел да простирает крылья,
Ей имя новое сегодня будет кстати.

Гори же, факел, от свечи зажжённый,
Тьму адскую развей и освети.
Пример мужам и их беспечным жёнам.
На временных часах двенадцать без пяти.

Как хорошо, что вечность есть святым,
Ни плача там, ни стона с воздыханьем. (Елена - греч. факел)
Гори на пирсе, свечка, не остынь,
Здесь пакибытие из новой бани.

19.08.2007. ИгЛа

Список всех проповедей

264