размер шрифта

Поиск по сайту




В Бога богатеть

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Указатель: Лук.12:16-21, Лук.12:21

Лук.12:21 – «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Называется этот рассказ притчей о богаче; а вернее было бы назвать ее притчей о бывшем богаче. О разорившемся, надежды которого полностью были разрушены каким-то голосом.

Пс.48:17-18 – «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо, умирая, не возьмёт ничего; не пойдёт за ним слава его».

Этот нерусский человек всё измерял словом «много».Много денег, много слуг, много пшеницы и сам себе ещё добавил многие лета.

Подведем итог. Слово «много» закончится с заходом солнца в сию ночь. Всё кончилось, все твои элеваторы, вся твоя экономика, проектное бюро – всё закончилось. Он думал проектировать как можно больше, работают над этим архитекторы перестройки, но всё закончилось без завещания. И так бывает со всеми, кто не в Бога богатеет.

Вот мы слышали прекрасную проповедь, которую написал Григорий Дьяченко, один из самых просвещенных людей в православии. Границы его знания даже трудно определить, о чём бы он не писал. Я издавал, начитывал только четыре книги его. Книги по 900 страниц, по 700; книги такие: «Уроки и примеры христианской веры», «Уроки и примеры христианской надежды», «Уроки и примеры христианской любви», «Из области таинственного». Я их все четыре начитывал на плёнку и издавал.

Рассматривая всё известное об этом богаче, он всё внимание обращает на жертвенность человека, чтобы мы не для себя только имели наше богатство; но о.Григорий совсем не говорит о духовном. А вот это самое главное, что в России не было даже начато. Почему о.Григорий, такой умница, об этом не сказал – я ответа не нахожу. Думаю, что он был чадо-продукт своей среды, так понимали в монастырях, так понимали архиереи, понимали так все. Потому что сеять-то было нечего. «В Бога богатеть».

Что важнее - душа или тело? Любой скажет: «Да конечно, тело временно, а душа вечная». Чего уж тут не понять-то? А чем питается душа? Много наготовили ей? Не много и не того наготовили. Сколько перед революцией издавали литературы, высказать нельзя, особенное же в последние только годы. Но что это для огромной России? Нужно было издавать миллионы, сотни миллионов экземпляров Библий и сеять. Богатели в себя, монастыри поджали ноги с лопнутыми от многочасового стояния венами, сидели, ждали, когда их оттуда выковырнут красношлёмные витязи. «Кто к нам придёт, тем мы не откажем, накормим»; к Серафиму кто придёт, послушает.

А почему же не шли от области к области? Почему сюда только Макарий залетел и всё, в горах Макарий Алтайский совсем одинёшенек. И такое обыденное, столь заурядно дело - нести слово Божие в мир до концов вселенной, что делала любая Магдалина, любая самарянка, а у нас, если кто взял в руки Евангелие и пошёл дальше возвещать о любви Божией, непременно его в епископы протянут и канонизация обеспечена, пусть даже и с запозданием. Значит в душе-то все понимали величие благовестнического труда!

Так вот, нужно раздавать, а то: на многие годы ешь, пей и веселись. Это можно понимать и по-другому. Когда Бог даровал людям всё, они понимали так же:

1Кор.10:7 – «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть».

Разъясняется ситуация древних евреев, живших даже в пустыне в своё полное удовольствие и веселье; не просто народ воду пил, а слово «играть» имеется в виду, что стали ходить на дискотеку, в клуб - блудничать. Слово «играть» это не просто они в догоняшки бегали - вот какой смысл заложен. И здесь богач говорит:

Лук.12:19 – «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись»;

а вы думали, он веселится, на крышу залезет и природу, звёзды будет рассматривать? Этой ночью у него рестораны, гаремы, вот что это означает. И поэтому, если нам Бог даровал духовное богатство, а ведь Он дал нам много, то и тратить нужно совместно с Даровавшим всё это богатство Иеговой. Вы зайдите, посмотрите, что у нас есть. У нас столы ломятся, и поэтому не в себя богатеть надо, не одну торговую точку с нашими книгами духовными надо ставить здесь, у Драмтеатра, а может быть, десятки поставить.

Прит.21:17 – «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет».

Итак, Апостол Павел заботился об распространении своих книг, посланий и говорит:

Кол.4:16 – «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы».

Послания к лаодикийцам нигде нет; он только в послании к колоссянам упоминает о нем. Апостол заботился: я вам написал письмо, а вы как обычно взяли, прочитали его и... даже не сохранили, потеряли; а ты его распространи, растиражируй. Мало написали плёнок, найди такой магнитофон, да опять перепиши другому, третьему, четвертому. Не может один человек осилить – всех кормить. Это мог Иосиф, но у него были сотни тысяч рабов. Златоуст говорит: «Я ничего не смогу один сделать, если вы моё слово не понесёте дальше». Я не для себя это приобретал. Один мудрец сказал: «Если бы знание давалось под одним условием – никому об этом не говорить; это знание только для тебя, то я бы отказался от этого знания». Никому не говорить, это значит превратиться в Мёртвое море, оно потому мертвое, что из него ничего не вытекает. В него втекает, а из него ни одна речка не вытекает.

Я не нашёл такого правила, но слышал про это, что у русских было на каком-то соборе принято правило, что если человек имеет книги и не даёт другим, то на него накладывалась епитимья. Он не в Бога богател. В Бога, значит, в каждом ты должен увидеть образ Божий. Ты хочешь что-то для себя иметь на небе? А там небесные обители строятся только из того материала, который мы туда посылаем - другого нет. А что туда мы посылаем?
Когда на земле богатый человек хочет с места на место перейти, Златоуст говорит: «Мы нанимаем стражников, заковываем сундуки с золотом; и бывает, что золото, сундуки убегают вместе со стражниками. А на небо отправить, ничего этого не надо. Ты сел, открыто у тебя окно, идет нищий, кричит: «есть хочу», руку только протяни, кусок дай и уже оно на небе будет. Не в землю уйдёт. Что на ближнего потратил – на небо отправил».

Почему я так сейчас тороплюсь, сокращая ещё больше себя, максимально уменьшая свой сон. Не тяните, когда какое-то вам предстоит дело; ты делай его с таким нетерпением, что утра не можешь дождаться, когда что сделать. Эта жизнь и всё быстро кончится, свободы не будет. Мы, христиане, будем не просто регистрированы где-то, а с печатью на лбу. Мы будем вне закона, такие, как есть. Свобода, которую мы имеем - по образу Божьему развиваться, когда на нас никто не влияет, никакой цензуры над книгой нет, это же вообразить невозможно такую свободу иметь в России.

Мы сразу сказали: «Божье да будет для Бога». Поэтому в том, что мы сейчас есть, что мы так разбогатели – дивная милость Божия к нам; не новые полки будем строить, на многие годы нам хватит, а строить новые пюпитры-подставки для книг – нет. Продаёт брат Игорь, ходит Вячеслав, торгуют; постарайтесь позаботиться об этом. Потому что вы все - богачи. Вы думаете: получили, рассчитались, деньги дали – всё, на полочку положили. Нет, спросится в последний день. Вам дали, вы получили? Получили – распространяйте, на многие годы у меня добра хватит. В один день всё обрежется, в сию ночь душу возьмут у тебя, кому это достанется? А это всё выбросят твои родственники. Старайся растиражировать и дать другим.

Поэтому, выжимая из этой притчи полезное для себя, перетрясём то, что у нас есть, лишнее ликвидируем, как делали святые: превращали в золото, продавая имения и к ногам Апостолов полагали. А у ног Апостолов оно не лежало; не думайте, что они груды накопили, как в израильском народе при храме было.

2Пар.31:8 – «И пришли Езекия и вельможи, и увидели груды, и благодарили Господа и народ Его Израиля».

Там питались тысячи человек. Когда Апостол Павел отправился в который уже раз в миссионерское путешествие, то все знали, что Павлу не надо говорить: ты пойдёшь, так ты заботься не литургию чаще совершать, не на Исповедь, не на Причастие людей чаще зазывать, как сейчас, но на проповедь. Главное проповедь живую, понятную, чтоб благодать призывающая и обращающая привела к благодати освящающей. Патриарх стоит с дикириями, трикириями, со свечками. Ничего этого не было у Павла, ему не надо было говорить: «Павел, если ты придешь, сразу уж проповедь-то скажи. Павел, если придешь в Рим, проповедь хоть произнеси». Ему не надо было об этом говорить, он жил этим, он всю ночь мог говорить, так что слушатели малолетние падали из окна.

Деян.20:9-12 – «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мёртвым Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились».

Он говорит:

2Тим.4:2 – «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».

Деян.20:31 – «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».

Для того Бог послал меня, и я делаю это бесплатно, работаю своими руками, чтобы дать вам пример. Один наказ Павлу:

Гал.2:10 – «только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности».

Это на втором месте. А у нас на первом месте – помнить нищих, а про проповедь даже Григорий Дьяченко ничего не говорит. На первом месте сутью вашей должно быть духовное кормление людей. Устно, письменно распространяйте слово Божие; но мы не доходим до понятий таких? Как угодно вы говорите, зовите на занятия. А милостыню подавайте, я напоминаю еще раз, подавайте, будьте более щедры. На стене маленький ящик, а такая община, и за год какие-то четыреста рублей набирается. Жертвуйте на дело Божие, вы же знаете, что у нас никуда это не пропадёт, у нас всё распределили, всё пошло дальше.

Случилось с богачом ужасное, и он уже ничего не мог сделать. Он мог собрать консилиум, «скорую» помощь заказать, реанимацию призвать, охранников выставить.

Лук.12:20 - «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

1Цар.19:11 – «И послал Саул слуг в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить его до утра. И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасёшь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит».

Дан.5:30 – «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит».

Что землетрясение? Расспрашивал Валтасар Даниила, что означает написанное на стене. Он говорит:

Дан.5:25-28 – «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

И Бог положил предел, подвёл черту, обрезал. В эту ночь. Что, у царя мало было денег? У нашего царя Николая, мало было типографий? Почему все дома, всё не наполнено было Евангелиями? До конца противничали, не хотели Слово Божие пропускать, до конца не хотели патриарха восстановить.

Патриарха так и не было, как Пётр I, этот антихрист, убрал его, так и замерзло. Если бы заботились о будущем, для будущего, для Царства Небесного, мы бы не пришли, может быть, к революции. Вполне вероятно. А там брошюрки лысенького пигмея гуляли. Поэтому нам нужно позаботиться сейчас о том, что чем больше мы будем то, что есть тиражировать, помогать другим, этим самым мы отойдём подальше от этого богача, и будем мудрыми, нисколько на него не похожими. Можем быть похожими на Филарета Милостивого, на Иоанна Милостивого, который садился у входа в монастырь и сидел. И кто только ни придёт, он каждого спрашивал: «А ты в чём нуждаешься?» И когда никого он не находил, угостить некого, у него человек по семьдесят за столом сидело обычно, он печальный ходил – Патриарх. «Никому, - говорит – не нужен я, забыл меня Бог, ни одного нищего ко мне Господь не послал».

А у нас как? «Я ведь не солнце, всех не обогреешь». У тебя есть машина, ты каждый раз спрашивай: «не надо ли чего довезти?». Ты умеешь паять провода, каждый раз спрашиваешь: «моя помощь какая-то нужна?». То есть сейте, раздавайте, не складывайте в свою копилку; а то работают на 3-4 работы и только для себя. А ты каждый раз спрашивай: «Чем я могу помочь?». Молодёжь, увлеклись красивой жизнью! Это всё будет оторвано, всё это останется на земле и сгорит; это можно иметь, но жертвуйте щедрее. Три десятины – это то, что установлено святыми для себя: первая - для Бога – непрекословно. Вторая, которая идет для храма, третья на милостыню.

Товита 1:6-8 – «Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал ее в Иерусалиме; а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою».

Перешагните через свою жадность:

2Кор.9:6 – «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет».

Богач всё подгрёб под себя, не говорится, что ворованное у него было – этого не написано. Не написано, что он подмял банки, билеты, крах банк образовал и теперь всё под себя, под «Элин-Банк». Нет, про это не сказано; но так как он думал, что продолжительность жизни зависит от того, что Бог дал, и с Богом он не делился, потому он вором и оказался. Бог нам всё дал, надо с Богом поделиться. А с Богом делиться – это значит с теми, кто носит образ Божий. Да будет благословен Господь, даровавший нам Святую Библию. Аминь.

Список всех проповедей

395

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: