размер шрифта

Поиск по сайту




Гнев губителен

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 21



10 марта 2007 г. Мф.5:22 – «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»;. 2000 лет назад сказано, мир этого не расслышал. Через гнев возникают самые великие преступления, когда приходят люди к убийству, к массовому террору. Но и у христиан-то это слово «гнев»; правильно не сработало. И что мир безбожный, и закон мусульман, что когда не так поступают, как у них принято, и если человек их не поддержит, то прямое указание в Коране – убивать и православных, как иноверных и многобожников. Мы-то отвечать будем в первую очередь за себя. «Гневающийся… напрасно»;. Сколько здесь мыслей! Как напрасно? Гневающийся обычно вопит: «А я не напрасно гневаюсь! Они порядок нарушают в храме, поэтому я и кричу! Я гневаюсь за правду!»; А ты найди такого, кто гневался бы и чтобы за неправду. Если муж притесняет жену, кричит, то легко всем докажет, что виновна она, Бог такую дал ему «в награду»;. Жена кричит на детей? И у неё оправдание есть: «Они бегают по улице, чему попало научились»;. Значит, здесь нужно сначала определить, можно ли вообще гневаться? Когда можно гневаться, если можно. Мы коротко пройдём по местам Писания, указанным Духом Святым, а не человеком. Люди могут многое говорить, и хорошо, и начало с концом сойдётся. Но когда на Суд Божий предстанем, а Бог будет судить нас по Слову Своему, то так ли будет выглядеть, как мы рисуем? Всё, что у нас делается, всё надо подводить к Евангелию от Иоанна – 12:48, и его не трудно запомнить. 12:48. Умножить 12 на 4, и будет – 48. Я не сужу вас. Мы знаем Христос - Судья, и вдруг Он отрекается от этого Звания. Но я вам дам судью, который будет с вами каждый день – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день»;. Меня должны интересовать правила движения на наших дорогах. На наших, а китайские, индийские меня не касаются. За нарушение наших правил, российских, меня будут карать здесь, ловить. Главное, что нужно было учить 2000 лет не то, что «батюшка-батюшка скажи»;, а что Бог скажет! Вот этому, я повторяю, не учили в России и не было. Евангелия издают; а начали издавать только в конце ХIХ столетия, когда перевели в 1876 году – синодальный перевод. А надо было с первого дня, как монахи пришли на Русскую землю, и сразу бы азбуку дали, и день и ночь учили бы Закону Божию! Никакой революции в помине бы не было. А кто бы за смутьянами пошёл? Придут завоеватели, мы станем на колени и будем молиться, как в житии Андрея Стратилата. И посекли им головы, как листья. Смотрим, что Слово Божие нам говорит.
Чтобы правильно понять слово «гневаться»;, в Библии нужно прочитать 516 мест. Это немало. А из них 219 относятся к гневу Господа Бога. «И разгневался Господь!»; Значит, Бог гневается. Написано: Лев.20:26 – «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои»;. Конечно, мы не знаем, где гневаться, но что гнев – это не грех, это однозначно. Бог не согрешает. И когда Иисус спросил, что делать, добро или зло, исцелить или оставить болеть, они молчали. Мрк.3:5 – «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою»;. Иисус Евр.4:15 – «искушён во всём, кроме греха»;, оказывается, гневался. Многие верующие этого не знают, думая, что Иисус только ласкал, прощал. Иоанн Златоуст говорит, что гнев в человеке заложен от Бога. Как раз гнев наш и показывает, что мы можем склоняться направо или налево. А откуда это известно? Пс.96:10 – «Любящие Господа ненавидьте зло»;. В одном стихе всё сконцентрировано. Если ты любишь, ты должен уметь и гневаться. На грех. Что такое истинное раскаяние? Это гнев, направленный вовнутрь себя. Я ненавижу, презираю то, что я сделал: как я мог, и, бия себя в грудь, (оказывается, бить можно даже) как я мог до этого состояния дойти? Обираю людей, правду не слушаю, старшим противоречу. Несколько мест Писания. Авраам, разговаривая с Богом, видимо, хорошо знал, что у Бога есть свойство гнева. Быт.18:30 – «И сказал [Авраам]: да не прогневается Владыка, что я буду говорить»;. И пролился гнев Божий. Библия заканчивается, говоря о гневе Божием. Гнев Божий – это явление справедливости. Бог наблюдает, долго терпит, да крепко бьёт. «Бог никого не наказывает»;, – начинают такую теорию выпускать. Особенно любят попы так говорить, когда играют с людьми православные. Открывай Библию и смотри: 3Цар.11:9 – «И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему»;. Разгневался и пролился серный огонь на Содом. Разгневался и пролилась вода. Бог карает. Так и написано «карает»;. Надо мыслить библейскими критериями, словами, тогда наш язык будет похож на тот, который дал Господь верным Своим. Ис.64:12 – «После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?»; Сир.2:22 – «Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо само движение гнева есть падение для человека»;. Вот размышлять о чём надо: правильно ли я сделал? Пс.4:5 – «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь»;. Мир утопает во зле, а где зло, там непрерывно и гнев идёт. И всё равно разгневается человек, говорит: зла не хватает – то есть гнева.
Пр.11:4 – «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти»;. От гнева Божия. Спасает правда, милостыня. Тов.14:11 – «Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость»;. И умирая, Владимир Мономах непрерывно наказывал о милостыне. У Иоанна Златоуста можно с трудом найти проповедь, где он не говорит о милостыне. Милостыня покрывает множество грехов и утишает гнев. Пришёл, пал в ноги и стал просить и умолять, и он пощадил и простил ему долг, который бы никогда он ему не простил. Надо учиться, как Златоуст говорит, умильным голосом говорить. Вы знаете, о чём мы просили, когда собор в Сан-Франциско был. Мы молились нисколько не меньше, чем они там молились. Что мне больше всего понравилось на этом соборе, что всё начиналось с молитвой. Я постоянно на эту тему говорил проповеди. И просил самое главное, что нам нужно, чтобы Бог нас смирил. Чтоб мне не забунтовать. Я знаю, что решение будет не такое, какое я хочу. Но так как мы молились, то мы должны были поверить, что это от Бога. И когда закончился собор, мы восславили Бога: «Господи, ничего там не было принято против Евангелия»;. Мы такие радостные были, ибо приняли то, как от Бога. Теперь, чтобы эти решения исполнялись, нужно, чтобы они за край не заходили. На большее мы не подписывались. О большем мы не молились. Мы встретили с радостью наших делегатов, мы молились об обращении нашего епископа. И за всё, за всё благодарили Бога. Мы не помрачились умом. Мы просили: Господи, дай только нам смириться под крепкую, под могучую руку Твою.
Мих.7:9 – «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его»;. Я рассматриваю это соединение как Вавилонский плен. И не надо бунтовать. Бунтовали израильтяне, да что получилось из этого. Иеремия сказал: «Отворить ворота, запустить иноземцев и идти в плен. Мы это заслужили, досиделись на своих дрожжах»;. И я вижу в этом объединении то, что, может, нам большее поприще открывается. Но чтобы было именно по-Божьему. Всё меняется каждый день. Видите, как много мы уже получили. Я напоминаю о том, что если нам сделано один раз добро, то мы всё остальное время, даже если будет и не по-нашему, худое должны забывать и никакого гнева не показывать. Мы как община состоялись, у нас работа идёт, благовестие идёт в городе, идут занятия, действует детский лагерь. Мы воспользовались по полной программе той свободой, которую дал нам Господь. Мы не вылились ни в какую секту только благодаря тому, что у нас был епископ. Я почти в каждой проповеди это говорил. Мы никуда не можем пойти, мы можем только голову склонять и благодарить Бога. И по сегодняшний день мы стоим в том, что я вам сейчас говорю. Что будет дальше? Не знаю. Сердце моё очень скорбит и печалится, видя, что вокруг делается. Но дверь к спасению не закрыта, поприще огромное. Тут дело не в объединении, а в том, что они нас не воспринимают никак. Со страшным гневом на нас смотрят. Непрерывно идёт поношение, гнев с той стороны. Есть такое стихотворение: «Любовью злобу обовьём, и честь не в славе быстротечной, а в торжестве любви найдём»;. Может, Бог через это нас испытывает, сумеем ли мы любовью переломить то отношение к нам, какое почти везде. На нас это пока не влияет ещё, мы просто молимся.
Иак.1:20 – «ибо гнев человека не творит правды Божией»;. Человеческий гнев. Есть гнев, который на совесть Господь положит, чтобы мы разгневались. Не надо думать, что Апостол Павел был всегда мягкий, тёплый. Он умел разговаривать самым крутым языком. Разговаривая с Елимой волхвом, увидев, что он противится истине, говорит: Деян.13:10 – «о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?»; Представьте, какой интонацией он говорил. И не один раз так говорил. Фил.3:2 – «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания»;. Мы привыкли думать, что Евангелист Иоанн только и повторял: 1Иоан.4:7 – «Возлюбленные! будем любить друг друга»;. Почитайте все его послания: 3Иоан.1:10 – «Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви»;. Значит, надо знать истину и не бояться гнева, но выразить это в достойной форме. Во имя Иисуса Христа! Пророки очень гневались. Они били людей. Неем.13:25 – «Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя»;. Да это разве от Бога? Я вам недавно говорил, что мы должны быть очень и очень благодарны Ездре, который собрал книги Ветхого Завета воедино. Но он не канонизирован и его нет в Часослове. Для меня это тайна. Почему? Божий человек, чтец и священник Бога Всевышнего, известный всему миру, его трудами пользуются все христиане, миллиард и… его нет ни в календаре, нигде. Для меня это тайна – почему он пренебрежён, а молчальники и затворники прославлены. Быт.27:45 – «пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?»; Вот как тушится гнев. Иногда можно удалиться на время, не появляться, как удалился Иаков, и тогда Исав смягчился. А потом прийти с дарами. Пример-то какой он выставил. Быт.32:10 – «и скажите: вот, и раб твой Иаков за нами. Ибо он сказал [сам в себе]: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лицо его; может быть, и примет меня»;. Да какой он раб? Не бойся это сказать, ибо мы все рабы друг друга, все слуги. 2Цар.3:8 – «Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: разве я - собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины»;. За что разгневался? Из-за того, что он сказал: ты вошел к наложнице, а она была женой Саула, отца моего, почему ты вошёл? И гневаться было не что. Выходит, что вошёл, то нормально, а если бы остался чистым, то стал собачьей головой. Рассуждения-то какие. Мог не разгневаться Ирод на Иоанна? И гнев был неправедный, но приведший к великой славе Предтечи. Иоанн Златоуст подбивает каждого к той славе: «Хочешь быть прославлен, как Иоанн Креститель? Иди и обличи тирана. Иди, вызови его гнев на себя»;. Другой Ирод распалился на всех христиан. Амос.1:11 – «Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою»;. Мы не знаем, какие слова были сказаны о России Господом с великим гневом, но что-то есть. Ни одна страна в мире за 2000 лет так не пострадала, ни одна церковь не потерпела такой страшной катастрофы, ибо всё было разрушено.
И притом вчерашние прихожане это всё делали. Когда при патриархе Тихоне епископы выходили с Собора, и обратился один епископ к красноармейцам, которые охраняли: «Разве так в Евангелии-то написано? Что вы делаете?»; «А разве мы читали его? Почему вы нас не учили?»; Наступил час возмездия. Если бы учили, если бы день и ночь проповедовали Евангелие, как делали сектанты! Ни один баптист в революции не участвовал. Еретики знали, а православные не знали, а закончивали семинарии. Вот где гнев Божий и излился. Иак.1:19«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев»;. Всё в человеке: где-то надо поторопиться, где-то остановиться, где-то пройти как бы и не слышал ничего. И не спеши проявить гнев: «А он обо мне сказал, да я ему…»; Во-первых, может и не правдой быть слышанное, а во-вторых, покажи своё великодушие. Мы знаем, что существует кровная месть у южных народов. Я совсем недавно узнал, что, оказывается, у них, когда прощают, такой считается выше мести. Это уже христианство, ты уже христианин. Ударившего в одну щеку прости и подставь вторую.
2Макк.7:38«И чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш»;. Это молитва для русского народа: Господи! Да закончится на нас гнев Божий, дай Ты нам вздохнуть, Господи! Ни в одной стране нет такого, что только делают-ломают, делают-воруют, сжигают-топят – сами себя уничтожают. На днях прочитал, что только за первые 2 месяца в России уменьшилось народу где-то на 470.000. Вторая мировая война меньше поглощала, чем сейчас убывает. Речь идёт о том, что уже более 10 млн. людей потеряли за последние 10 лет. Это гнев Божий, это неблагословение. Благословение Божие в том, чтобы плодиться и размножаться – о духовном говорю. Если будут убивать вас, Библия говорит, то это гнев Божий. И нам нужно только склониться и сказать: «Да, мы достигли предела, милость Божия для нас кончилась»;. Но мы скажем: «Но мы знаем и другое, что если мы смиряемся, то Бог снова продляет милость Свою»;. Иудиф.8:14 – «потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймёте мысль Его? Нет, братья, не прогневляйте Господа, Бога нашего!»; То есть не назначайте Богу правила, что если не так, то я сделаю так; что если через неделю не будет помощи, то мы откроем ворота врагу. Не прогневляйте Бога. Мы волю Божию не знаем. Я вам постоянно говорю, что мне воля Божия не открыта относительно объединения. Я знаю одно только, что мы должны трудиться и работать. Если мы так молились, предались молитве, то результат мы приняли только как от Бога. И решение Собора мы прочитали, успокоились, возблагодарили, и на этом всё. Мы избрали золотую середину. Господь говорит, сила ваша сидеть спокойно, а не гневаться. Выступают по Интернету и сколько разных хулений. Как маленькие ребятишки обзываются, буквы переворачивают, поносят, гневаются. Если бы была возможность, кажется, друг друга растерзали бы. Мы нигде не появились. И думаю, что наша позиция – самая правильная – довериться Богу и молиться. Мы вообще ничего не знаем. Мы знаем только одно, что ничего не знаем. Вот это нам хорошо известно. 1Кор.8:2 – «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать»;. Ис.57:17 –«За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошёл по пути своего сердца»;. Мы должны узнать, за что Бог гневается. За корыстолюбие. Значит, нужно быть некорыстолюбивым, а довольствоваться, имея пропитание и одежду. Не просто поразмышлять, а конечный результат размышлений о гневе – найти вину в себе: это я его подвигнул на гнев. Если не сегодня, то, может, раньше когда-то подобное было? Конечный результат размышления должен вывести к тому, чтобы я взял вину на себя. Утишитесь, то есть не гневайтесь. Пр.29:22 – «Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит»;. Будем помогать друг другу. Если человек и вспыльчивый, я ему больше доверяю, чем тихушам, которые сидят, а за углом шепчут, по кухням коалиции составляют. Как Иоанн Златоуст говорит, что если необработанная земля, и там бурно растёт сорняк, то если эту землю обработать, там всё будет расти. А если до обработки не росло ничего, то если и обратится такой и станет христианином, он будет ни рыба ни мясо. Я прошу здесь, на территории, а не только внутри храма, нигде не повышайте голос, не кричите. И всегда подумайте, что если я не крикну, пройдут мимо, то что изменится? Мысленно научите себя воображать. Я не пришёл бы, меня не было бы на богослужении? Да ничего бы не случилось. Так бы всё и прошло.
Пс.30:10 – «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя»;. Может быть, промолчать надо? 1Кор.6:10 – «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют»;. Злоречивые Царства Божия не наследуют, вот что страшно. Человек укрощает и зверей, и птиц, а язык никто укротить не может. Разгневался и сам не пойму как. Вы помните, как разгневался Озия на священников. Ты к священнику пришёл просить благословения. А он разгневался, и проказа сразу покрыла лицо его. И уже не то, чтобы гневаться, а сидел всю жизнь, а сын его вместо него стал царствовать. Еф.4:31 – «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас»;. Это надо почаще повторять. Молитву оптинских старцев читать надо, что если известия какие будут, не по мне что-то. Я говорю, но трудно к этому идти, хотя люди говорят: «Вы стали мягче»;. Ну что уж спрашивать, когда силы иссякли. Кол.3:8 – «А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших»;. Неверующие это слышать даже не могут. Разгневались евреи и арабы, мусульмане и христиане. А почему евреи там гонят нас и почему мусульмане нас убивают? Да потому что мы примера никакого им не показали. Впервые с мусульманами встретились только на поле брани уже в 7-ом столетии. Не встретились там, где Слово Божие проповедуется. За 6 столетий ни один проповедник к ним не пришёл. Манихеи там только были, несториане и зороастрийцы рядом. А Магомед всё подобрал и теперь вот целый миллиард поклоняется тому, что он выдал в своей книге.
Пр.12:16«У глупого тотчас же выкажется гнев его»;. А ведь на слово «глупый»; мы никак не согласимся. Но если разгневался зря, вот и паспорт: гневливый. «А благоразумный скрывает оскорбление»;. Но как его скрывать, этому надо поучиться. Очень много примеров в Талмуде написано. К нам когда обращаются, отнимают время, то гнев подходит. «С такими пустяками!»; Я уж отвлекусь, скажу пример. У них три степени есть: равви, раввин и раббан. Так вот, пришли два молодых человека к одному равви, и он сразу их замысел разгадал. Он ванну грел долго, а они с пустяками пришли, говорили, отвлекали пустяшными вопросами, чтобы ванна остыла и увидеть, как он разгневается. И когда ничего не получилось, и он им на последний вопрос ответил, и они по часам уже поняли, что ванна остыла, он им и говорит: я не очень хотел сегодня ванну, хорошо, что вы пришли, а то у меня сегодня что-то сердце так сильно стучало. Научитесь разговаривать с юмором над самими собою. Итак, Слово Божие говорит, что Христос сказал, что всякий гнев на брата своего напрасный – подлежит осуждению. А так как определить трудно, напрасно - не напрасно, то не ошибёшься, если совсем гневаться не будешь. Аминь.

Есть на неверов судьи, столько их
Из прошлого, сегодняшних и завтра,
Кто в той же ситуации не сник,
Но вник, не стал ничтожней праха.
Режим щадящий слушателям первым,
Когда Ниневия, раскаявшись, постилась;
Натянутые были до предела нервы,
Вопрос так и стоял, что «или-или»;.
Благую часть с Марией кто избрал,
И сколько ей подобных ублажилось,
Когда подпёр бандитский клин ГУЛАГ,
И к прошлому порезал сухожилья?
Щенком приблудным тычутся князья,
Рейхстаг и Кремль шатаются, как спьяну,
И ничего уже переиграть нельзя,
Когда расплата страшная в воротах явно.
Нас судит безалаберность своя,
Что упустили шанс, а он совсем был рядом;
С постом и скот, и каждая семья,
Во прахе с верой, не с одним обрядом.
Все те, кто вышел к Богу напрямую,
Кто завершил достойно пилигримство.
Они, как маяки на море в бурю,
Свет вознесли, взойдя с немалым риском.
Они и будут судьями проспавшим,
Прохлопавшим, не принявшим спасенья.
Мы были там же или ниже даже,
Нас дьявол, как пшеницу, тоже сеял.
Но мы откликнулись на проповедь Ионы,
От зла сумели тотчас отступить.
Таких раскаявшихся ныне миллионы –
Без Бога весь прогресс – сплошной тупик.
Мы тоже будем судьями кому-то,
Кто знал, как мы к Иисусу прилепились,
А сам ни с места – этих дьявол спутал,
Они отвергли благодать и милость. 04.05.07. ИгЛа

Список всех проповедей

344