размер шрифта

Поиск по сайту




Проповедь в пути

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Указатель: Мф.18:26

Во время богослужения братья-чтецы, служащие вчера, ни разу не обернулись, чтобы дать мне знать, что можно сказать проповедь. А такие возможности были, и трижды.
Итак, вы народ Божий лишили трёх проповедей, потому я вам три проповеди сегодня подряд и скажу.

Сегодня мы слышали Евангельское чтение о человеке, который не умел прощать. Здесь не надо путать, когда говорят, что простил Бог его или не простил. Не написано о том, и мы того точно не знаем. Он просил, он умолял, он пал перед ним, перед тем, кто его уже простил.

Мф.18:26,29 - «Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу... Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе».

Самое страшное, по нашему сказать, что человек был на исповеди, причастился, получил разрешение грехов, но ближнему не простил, который просил и умолял его о том. И тогда прежние грехи возвращаются к нему. Уже прощён был тяжкий долг; но Бог снова эту расписку восстановил и возложил на него. Это страшная притча.

В этой притче история нашей страны, и история нашей семьи, и каждого человека. А почему он был много должен? Потому что он не осознавал этой милости, благодати, жил, брал в долг, как законное; он и не стал оспаривать, что я столько-то не должен.

Кто этот долг наложил? В первую очередь обязанности накладываются при рождении. Ты родился мальчиком - обязанности одни. Девочкой - обязанности другие. Девочек как сейчас воспитывают? Самое главное ей необходимо - послушание мужу. Без этого не будет ничего; это будет несчастная душа, для погибели вырастет; никогда мира в семье у нее не будет. Воспитай дочь так, чтобы ей в ум никогда не взошло ничего, кроме послушания. В этом для нее всё!

Мусульманские страны это понимают. Говорят, что там у них в унижении женщина. А они о себе говорит: «я счастливая!». Разводов вообще у них не бывает. Воспитывай и занимайся! Иначе потом она будет говорить: «прости, но это ничего не даст». Слишком велики долги на ней будут.

Долг на юноше какой? С первого же дня позаботиться, чтобы это были проповедники. Ей - послушание, она – помощница. Он - проповедник. Все остальные должности ниже. Будет ли он священником – не важно. Не будет проповедником – ничего из него не будет. Напрасно ест хлеб. Бог дал одну заповедь:

Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Неси людям великую и радостную весть. Бог творит всё новое: хорошо и весьма хорошо. Он умер за грехи людей.

Смотрите, как бурно растут секты. У них непрерывно идёт проповедь. Они это понимают. У них нет благословения епископа – священника, но они поняли значение прповеди, а мы не понимаем.

Феофан Затворник говорит о трёх частях благодати. Первая благодать: призывающая - её нет в православии сегодня. Богослужения - это не призыв, это обращение к Богу, это молитва. Призывающая – это проповедь, - так говорит Феофан Затворник. Где она? Почему они молчат сегодня? В семье у вас православный паралитик растёт? Почему у сектантов столько проповедников?

Я спрашиваю, сколько у баптистов на ул. Коммунаров проповедников? «Девятнадцать». «А когда очередь дойдёт?» «Долго не доходит, поэтому мы распределяемся, по сёлам едем. В Тальменку, в Черепаново. Там свои есть проповедники, но этим всегда рады». А у нас приедут священники в гости к нам, то кто бы ни приехал, есть ли от них проповедь, слово? Да нет. Ему даже батюшка и не предлагает. А мы читаем так:

Деян.13:15 – «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите»;

т.е. помолотишь маленько? Вам самим не стыдно, волы молотящие, не молотящие, вернее сказать.

1Кор.9:9 - «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?»

1Тим.5:17 - «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении».

В проповеди трудимся, вот когда мы молотим; в первую очередь нужно молотить самого себя; уча другого, я учусь сам.

1Кор.9:27 - «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

А не так, что других учишь, а сам-то ты какой? Да ведь достойным никогда и не был. Если мы были бы достойны, Бог, может быть, взял бы нас к Себе. Поэтому мы и идём. Учить нужно о прощении, о кротости, о смирении, о ревности; и гневу нужно учить. Златоуст говорит, как правильно гневаться, на что гневаться.

Иак.1:20 – «Ибо гнев человека не творит правды Божией».

Еф.4:26 – «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем».

Но Господь,

Мар.3:5 – «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их».

Гнев - это грех? Но Господь безгрешен. Как это можно смотреть с гневом? Как Он мог из храма выкидывать?

О чём мы сегодня слышали? В апостольском чтении Апостол Павел говорит о великом служении слова.

Рим.15:16 - «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]».

Мы понимаем священнодействие алтарю; а Павел говорит о священнодействии служения словом, чтобы это слово было облагодатствовано, чтобы на слово сошла благодать Духа Святого, и чтобы второй вид благодати - благодать обращающая сроднилась с нами; благодать призывающая, это от меня зависит – Бог содействует, а мы трудимся. А обращающая - от меня уже не зависит. Даже если ты хочешь обратиться, но ничего не получится, если не будет благодати обращающей. Сеющий, тот кто проповедует, и поливающий, кто после меня придёт и будет продолжать и отвечать на вопросы; но без Бога – ничто, нуль.

1Кор.3:7-8 – «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду».

Это и есть благодать обращающая. В Православии она не нужна? Когда спрашиваешь, когда ты к Богу обратился, - то начинает неопределенно тянуть: «Ну, я ходил, с детства меня бабушка водила; или сосватали верующие, с верующими стал жить, немного стал узнавать, потом привык, стал ходить».

Это всё мёртвому припарки. Такого обращения Библия не знает. В конце жизни человек должен увидеть вдруг катастрофу. Ты не сроднился с Богом. Ты сам должен, придя в возраст, соединиться с Богом. Написано, что

Евр.11:24-25 – «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение».

Ты хочешь быть христианином? Сразу тебе выписывается особый лист на страдания: ты будешь страдать. Там ответить бы, что не хочу страдать, хочу мирно со всеми жить. Ты будешь переживать, но ответить нельзя. Ты много-много скорбей примешь, а в конце ещё маячит только: достигнешь или нет!? И уверенность во свете получишь тем ярче, чем больше будешь трудиться – в этом наша уверенность.

Если зёрна пали, но не проросли, и так ты семь лет по весне делал высев; но если бы по причине засухи земледелец перестал сеять, то все бы погибли. Мы сделали высев, но засуха поразила поля и мы скажем: «Поля засохли, на следующий год сеять не будем». Мы так не делаем, но всё равно сеем. А если ещё засуха на следующий год? Ещё достанем семена, но ещё будем сеять. Если бы мы по-другому рассуждали, жизнь на земле прекратилась бы.

Итак, ты проповедовал, и ни один не обратился. Начинай проповедовать, тебе Бог откроет.
Меч должен блистать. Мы уходим, а вы остаётесь. Не стал бы сегодня говорить, народ бы отправили и спокойно сели бы есть, оставив голодной паству, а это уже не по совести.

А вот теперь, Авва Дорофей говорит, что не по совести, то грех. Идя сюда, заранее всю неделю молитесь так: Господи, соделай так, чтобы волы наши пахали, чтобы они молотили, чтобы чистое зерно нам дали, поменьше мякины, хорошо бы совсем меньше. А то ведь какое сено дадите, как своих кормите? Чтобы только с голоду не погибла скотина? И Апостол Павел, перечисляя качества епископа, священника говорит, как ведут себя эти люди, что нам разрешено, чего я лишился, что я получаю и в конце подводит итог:

2Тим.4:8 – «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».

Нам не просто нужно слышать, но чтобы слово заговорило с нами. Оно должно быть живо и действенно. Это мне сегодня читалось. Мы высвободили целый час от обычного богослужения. Вместо двух часов на богослужении, у нас без батюшки один час. Один час выиграли для проповеди. Даже минуты свободной нигде нет.

«Так называемое «Апостольское служение» потеряет своё значение и его не будет, если эти волы будут молчать. Я ничего не могу сделать с ленью вашей. Мы в Барнауле достаточно молотим – там зимой всегда были проповеди. Я вам вчера говорил: берите любого из святых отцов, за неделю посмотрите. Посмотри, какие возникли новые вопросы за неделю, что у нас было. Чуть только маленькое дуновение ветерка, и все попрятались, хиленькие растения повяли.

А вот сегодня, когда выводят новую породу растений, то перекрещивают с такими, которые как бы менее плодоносные, но более сильные. Оно хоть и пониже, но зато оно и заморозков не боится и прочее. Вот такие и проповедники. Чуть только замечание сделали, они тут же сразу скисли, руки опустили. Не бойцы! Мы знаем, что растут деревья большие и маленькие нормально вместе. Когда большие спилят, тогда маленькие сами валятся. Мне уже неоднократно говорили, что если вас не будет, то что здесь будет?! Не знаю я. Не даю себе такой большой вес, но если ветер начнёт качать, корешки ваши наружу покажутся. Не трудитесь! В прошлом году я об этом говорил, нынче говорил другими словами. Необходимо сегодня начать молотить. Дивен Бог, даровавший нам слово Своё. Аминь.

Размечтались о поиске кладов,
Непонятно припрятанных кем.
Заменить этой жизни заплаты -
С детских лет я досыта не ем.

Истомлённую душу насытить
Словом Божьим, увы, недосуг;
Ветрогонством воспитан маститым
Был во храме – в дремучем лесу.

Столько лет, полных зим недоступны
Галилейская рыбка и хлеб.
Повезло мне негаданно крупно -
Разглядел окровавленный след,

Кто-то шёл прямиком на Голгофу,
Зёрна щедро бросая вокруг,
Где-то выросло, где-то заглохло -
Взмах руки описал полукруг.

Среди мёртвой пустыни оживший
Зеленеет оазис пшеничный,
Возглашают ожившие с крыши,
Благовествует в рубище нищий.

Верный клад - не иконы оклад,
Чудотворство мощей не оживших;
Урожай, обещавший стократ,
Пустоцветьем обманно колышет.

И свой высев сумели возвысить...
Но он явно не в честь Иеговы,
След не пастыря ровный, но лисий;
Не орлы пролетели, а совы.

Потрудился узнать: их цена –
Однодневна и тленно-убога;
Бредят спьяну, со зла и со сна
От стоянья болящие ноги...

Проповедников слово достигло,
Как-то разом прибились к таланту.
В слове мудрого гвозди и иглы:
«Поднимите духовную планку!»

16.03.2004 ИгЛа

Список всех проповедей

293

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: