размер шрифта

Поиск по сайту




Лицемерие (Прощёное Воскресение)

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Указатель: Мрк.6:2

Мф.6:2 – «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».

Мф.6:5 – «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».

Мф.6:16 – «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».

Сегодняшний день - это праздник лицемеров. Проще сказать - день нашей общины. Лицемер на лицемере. Господь сделал определитель по трем параметрам: милостыня, молитва и пост.

Вот давайте и посмотрим на себя: сколько лет у нас в общине есть люди, которые имеют по весу килограмм 30-40 лишнего; как говорится, чужое мясо на своих костях носят. Это то, что мог ты милостыней отдать, столько ты наел на себя. Взвесься один раз; очень легко определять излишки веса. Если у тебя рост 165 сантиметров, то вес никак не должен быть за 60 килограмм – от роста в сантиметрах отнимай 105 - это твой предельный вес в килограммах. Как бочка с жиром сидит.

«Не будьте как лицемеры» - Господь говорит. Назначение сегодняшнего прощенного дня как раз и заставляет проверить себя: да, мы - постники. Да у нас больше половины дней в году постных. Дважды в неделю я пощусь, так что я и фарисея заткну за пояс. Он только дважды в неделю, а мы четыре еще длительных поста имеем по графику. А у нас еще там сочельники, да у нас еще Усекновение Главы Иоанна Крестителя, да Воздвижение Креста Животворящего мы знаем. Смотрите, сколько у нас набирается постных дней в году. А поста-то настоящего и нет, меню только меняем.

Почитайте Шмелёва, как он описывает в «Лете Господнем», что было во время поста, какие у них навары были, какие ананасы, какие рябчики. Больших лицемеров, чем православные, никого нет.

«Мы – православные!». Сейчас начинается пост и уже сразу пишут в мирской печати, в церковной – какое меню на время поста лучше содержать. Клюквенный сок, да маковые пирожки... да, конечно, зачем мне и молосное, скоромное при таком шикарном посте? Наш дядя лежал раненый во время первой мировой войны, и он рассказывал, что врач зашла в госпиталь и спросила: «Кто будет поститься?». Он из староверов был и говорит: «Я буду». Мужики раненые начали смеяться: «Да заморят тебя голодом». Но когда стали приносить ему по пять, восемь блюд, а тем какую-то лытку положат, то мясо сушеное, они и говорят: «Тебя лучше кормят, мы тоже поститься будем». То есть не поститься буду, а передвину на другое, более льготное, более полезное меню.

Итак, когда постишься, то не надо думать, чтобы никто не узнал про твой пост, то ты автоматически вдруг как-то станешь уже лицемером. Если бы по этим признакам становились лицемерами, то тогда первым лицемером был Христос! Второй лицемер - Апостол Павел, потому что весь мир знает, что Христос на сорок дней ушел в пустыню и что Его нигде с людьми нет, ибо Он постился. Павел говорит, что он постоянно в посте.

2Кор.11:27 – «В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе».

Не в том дело, что кто-то про твой пост знает, а в том дело, чтобы ты на себя не надевал личину - не быть артистом в жизни. Знают многие, что нельзя быть артистом, а вот на бытовом уровне каждый из нас – артист. «Уж я пощусь, уж так я пощусь». Оно и видно, как ты постишься, картошки заготовленной не хватит, толокна одного мешок на пост надо.

Значит, пост – это, в первую очередь, чтобы не лицемерно и пусть никто не знает. А если и узнает, ты о том не переживай. Если это соответствует действительности, то хотя бы весь мир знал – беды в том никакой нет. Главное, чтобы мы не надмевались. А то некоторые понимают так: «О, ты напоминаешь мне про мой прошлый грех, значит, ты не простил». Мы знаем, что ученик любви – Иоанн; и, однако, он многим людям должен был, и притом, не только одной любовью.

3Иоан.1:9-10 – «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви».

«Иоанн, да ты бы простил ему всё! Зачем напоминать; ты прости по-христиански, чтобы всё было по любви в церкви». Но Апостолы не предают забвению пакости этих людей, но целые тысячелетия мы читаем про злодействующих.

3Иоан.1:12 – «О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно».

2Тим.4:14 – «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!»

Александр, особенно Александр с Димитрием много мне пакостей наделали, я припомню им. И они в послании об этом написали. Вся вселенная 2000 лет знает о коварных. Но если бы Павел и Иоанн простили, замазав злоумышления, то никто бы про них и не знал. Значит, творящие подобные дела, как Александр с Димитрием, так и считали бы себя безгрешными.
Павел терпеть не мог лицемеров, и он находил их везде и всюду. Это мы привыкли так: «здравствуй и до свидания»; а у православных главное не здравствуй, а праздность. Каждый день: «С праздником, с праздником!». Потому что на каждый день праздник, да по несколько еще. То иконам животворящим, то мощи прославились, обретение, поклонение веригам, поклонение животворящему поясу, что угодно у нас есть. А праздник внутри только от того может быть, что ты знаешь Христа, со Христом живешь. Павел говорит:

Фил.4:4 – «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».

Павел находил этих лицемеров везде, всех тех, кто поступал не прямо по Слову Божьему. При одних людях поступают так, а кто-то придет, начинает уже по-другому.

Лицемерит патриарх всё время с властями. С коммунистами играл вчера, а сегодня с этими ворами и грабителями коронованными; и не один патриарх, но и архиереи заигрывают, и наши, и все архиереи. А про священников уж говорить не надо. А почему бы не выйти с мечом, и не сказать людям, что они Бога не знают, Христа не знают.

Если на нас без предвзятости посмотреть, то создается впечатление о православных, что как будто Бог набрал каких-то дураков; или Богу выгодно, чтобы люди были не верующие, или Он их не избирал, и мы толчёмся здесь зря. Если Бог нас избрал, то мы должны быть светом миру. Мы живём в премудрости Божьей, и у нас всё иное, как говорит Василий Великий. Совершенно иная одежда, а не так: здесь я как надо, а как вышел, там меня уже нет, до бюстгальтера раздетая хожу на общественные пляжи и купаюсь там с детьми, с маленькими девочками. Дома-то нельзя, мы платье при входе в храм вымеряем до сантиметра. А там можем на сантиметры измерить, сколько квадратных сантиметров одеяния на тебе. Павел говорит:

Гал.2:11-13 – «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?».

Сегодня день проверки на искренность и на лицемерие. Лицемеры, слышите, что я вам говорю? Проверьте себя, как молимся. Не надо думать, что если узнали, что ты молишься тайно, то всё, пропала молитва. Господь не сказал об общественной молитве, чтобы мы в храм ходили, хотя это и так ясно. Но на первом месте главный критерий – тайная молитва – закрой за собой дверь.

Шторки закрой - не могу вас этому научить никак. Встала, читает Псалтырь, а шторки открыты, восемь этажей на нее смотрит. Это наше лицемерство в Крестовоздвиженской общине, и все видят его. Вместе со всеми Апостол Петр ел, такой экуменист был; а как только пришли евреи, он их испугался, стал таиться и отстраняться от язычников. «До этого ты ходил к баптистам?» - «Был» - «А чего же, как приехал архиерей, так ты при нем теперь прижался, боишься? Ты и тут будь такой, пригласи его, расскажи, с какой целью ходил, и прочее». Лицемерие - это страшный грех, это личина. Слово «лицемерить» встречается в Библии 49 раз и из них – 32 раза в Новом Завете.

Лицемерно подошел, под другим видом, дьявол к Еве, в первую очередь. Когда творишь милостыню, то чтобы никто не знал, даже левая рука не знала, сколько захватила правая. Речь идет и о том, чтобы жена не знала, что ты подашь. «Да так можно раздать всё, что и себе ничего не останется». Речь идет о внутреннем человеке, чтобы у тебя не было надмения.

Фил.3:8 – «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».

1Кор.15:10 – «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною».

Получается, что Павел сам себя восхваляет. Но он знал, что это полезно, и другим дал знать о такой целеустремленной жизни и возвещал, не скрывая - вот в чем дело. А не в том, что на грош сделал, да на рубль раструбил. Сегодня говорят, что каждый год, вот у этих горбоносых в России, имение увеличивается на два миллиарда у каждого почти. На два миллиарда долларов. Это вообразить даже нельзя. А теперь он участвовал в строительстве храма. Нужно еще написать его фамилию, и «великий» сбоку обязательно.

Нам известен великий Ирод. А чем он прославился? Забыла история, что он тиран, что он убивал младенцев, но «он храм сорок шесть лет строил и отстроил». Вот храм. А Господь говорит: «Скажите этой лисице». То есть эти лисы, они сегодня храмы, монастыри строят, вкладывают средства, отчисляют из бюджета. Одно лицемерие в государстве идет.

Храм Христа Спасителя никому не нужен, это гараж, это - одно тщеславие и лицемерие. Народ должен был думать: строить или не строить. Куда ни посмотри – одно страшное лицемерство идет. Чтобы у нас этого не было; я не говорю, чтобы уж полностью не было, да не изжить же нам это лицемерие, пожалуй, никогда.

На Пасху можем взвесить этих «постников» жирных и неуклюжих. Но, если мы только действительно любим Бога, то сегодняшний день подталкивает нас к изничтожению лицемерия. Посмотри, что у тебя во рту вчера было и что будет завтра, и растряси ты себя. Толстое чрево не рождает тонкие мысли.

Говоришь: «Я молюсь», а сам встать рано не можешь на молитву; да какой же ты молитвенник? Давид говорит и неоднократно:

Пс.56:9 – «Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано».

Пс.107:3 – «Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано».

Повторяю, что вставать нужно рано, в 4:40 – возьмите это в распорядок. Повыключайте телевизоры и всё остальное, чтоб у вас ничего и нигде не было подобного; вообще не прикасайтесь к этому, времени много выпростается. Одно только лицемерство сегодня изгнать и у нас время будет для молитвы. Нужно рано вставать.

Звоню, уже к семи подходит, а они спят: «да мы долго сидели». Не сиди долго. Значит, ты утром бежишь, молитвы полной нет, поклонов нет. Прошу не меньше ста поклонов положить, да в землю их, чтобы и коленочки и лоб прикоснулись с руками к полу. Как лбом касаешься десяти пальцев, так я поклоняюсь десяти заповедям Твоим, чтобы все их исполнять. Смысл в этом какой заложен! Для нас ведь это всё кем-то обдумано было.

А лицемерие, знаете, как выпирает? «Я бедный, окаянный, многогрешный!», – а из под каждой заплаты гордость и богатство. Я уйду в пустыню, и пусть меня знают, может, меня на епископа найдут, поставят. Почти у каждого человека обязательно что-то от лицемерия, где-то есть.

Ис.64:6 – «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас».

Какими-то мыслями корыстными или тщеславными запачкано самое доброе намерение; это уж редко-редко, когда без этого у человека смертного. А у тебя этого нет? На каждом шагу нет? Но на этом не останавливайся, иди дальше. Господи, дай нам искренность.

1Кор.9:27 – «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

Всё время это помните. Что вы читаете здесь, чтецы, читайте в полный голос, ищите умилительную интонацию, чтобы для людей приходило на сердце умиление. Если проповедь говорили, то в первую очередь, чтобы ты сам верил в это. А то бывают такие проповедники, выйдет, проповедует, слезами заливается, а люди сидят, спят. Для кого ты говоришь? Ты говори так, чтобы сердце людей коснулась благодать.

Поэтому, когда нам сегодня напоминают про лицемерие, то мы скажем искренно: «это к нам». Если Господь благословит нас дожить до Пасхи, то будем помогать в этом посте друг другу. Только об этом не забывайте при встрече спросить: «Ну, как ты, сестра-лицемер, движешься, как у тебя с постом, как с молитвой как с милостыней?» Милостыню подавать не знаешь куда? Тогда она стекалась в одно место, к Апостолу Павлу, дабы была возможность по-серьёзному кому-то, где-то помочь. Может, на книгоиздательство? Я жилы вытягиваю на это.

Раньше мы десятину всю собирали и отдавали баптистам, которые подпольно издавали Евангелие. И мы не знали, куда они идут, где печатают - всё это перед Богом. Посмотрите, как Бог рекой нас наградил, и я верую, что это за то, что и мы подобное в прошлом делали. И делали, как думаю, не лицемерно, поставили это себе за правило. Милость Господня да будет с нами. И когда будем просить прощения, то не так, как по-старообрядски: «Прости Христа ради, прости Христа ради». Если ты уже простил, а человек грех этот не повторяет, то и ты о нем и не напоминай. Самое главное, чтобы мы всюду и везде были искренними, не лицемерными христианами. Да, мы дети Божии, мы дети Единого Отца и поэтому нам не лицемерить. А у нас так: смотрю, в комнате список членов общины и номера 60 телефонов; а звоню только двоим-троим. Думаю: этому позвоню – не пойдет, этот ответит: «некогда» и прочее. Лицемеры! Телефоны дали, а вызвать никого не могу. Богу ли нашему слава за это во веки? Аминь.

Не слушайте... Клеветников толпа
Разнузданно и слаженно плюётся.
Потомственная с детства голытьба -
На выпивку, на всех один напёрсток.

Наперсники клевет и грабежа
Поднаторели, у отцов учились.
Ни шагу, ни словечка без ножа –
В наследственном они зарылись иле.

Они горланят, с дуру и по-пьяну,
Перещеголять один другого силясь.
Колена, поколения и кланы,
Обмылки разопревшие сбесились.

Не слушайте непастырей с крестами,
И с панагией архиерея-волка.
Они святых в гробах перепластали,
Кропя грабителей чудовищной метёлкой.

Сумейте схорониться притязаний
На ваши души, уши и карман.
Заслоном слову – Божье нам Писанье,
Дабы и паралитик не хромал.

Не слушайте, щадите перепонки,
От засорения, старения и лести.
Плетёт нам отступленье нитью тонкой
Отступничество с феминизмом вместе.

Закройтесь ватой, шибером, руками,
Сосуды в чистоту перелицуйте;
Порода жуликов, издревле племя хамье,
Сидящие в промежностях у стульев.

Не бойтесь и удавки-омофора
Безжалостно кастрирующей касты,
Им всем библейские каноны - не опора,
Краплёные тузы при каждой власти.

Остервенело топчутся в канонах,
Растаптывая души и свободу.
Не слушайте кадильный звон в оковах,
Не соглашайтесь с саном идиота.

17.03.2004. ИгЛа

Список всех проповедей

643

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: