размер шрифта

Поиск по сайту




Не превозноситься

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: 2Кор.12:7

22 окт. 2006 г. Появились учителя, которые приложили все силы, чтобы ниспровергнуть авторитет Павла. А когда нет авторитета, человек что бы ни говорил, ничего от него не принимается. Мы это испытали в своей жизни, когда люди говорят: «А что слушать? Он такой же человек». Слова-то все правильные, а смысл заложен тот, что не надо слушать. Не надо слушать - человек сразу отступил, запил, уехал, и всё, больше ничего нет. Душа была погублена, а осознание придёт только позже. Павел говорит: 2Кор.12:7 – «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Слово «удручать» во всей Библии встречается только один раз и в этом месте. Теперь разъясни его попробуй, и надо поднимать все словари. Словарь объясняет так: угнетать, теснить, мучить, томить телесно или нравственно. Вот что такое «удручать». Здесь скрыта за каждым словом история человеческого общества, движение его. Кто, кого, когда удручал? Почему? Какая цель? Как из этого выходить? Нас тоже давят со всех сторон, есть кому подсказывать: опасно ходить утром, вечером, не ходите на службу, не ходите на занятия. А иногда это удручение идёт от своего ума, от опыта: как бы беды какой не было! А беда-то как раз в том и есть, чтобы овечку отбить от стада, а всё прикрыто благовидными причинами. Что такое удручать в духовном плане? Это томление духа, угнетённое состояние, когда люди приводят доводы, доказывают, не сверяясь с Писанием, не держа ориентир на вечность – вот самое главное. Но если ты со Христом, в Духе Святом, ты всё, что на тебя навалится, сразу сбросишь: я иду со Христом, Господь меня защищает, я это делаю для моей души, я хочу спастись; я знаю, меня ждёт Господь. Если встать на молитву ночью, то: «Я упаду днём, у меня головокружение...». А причина-то ведь одна только: удручает плоть, нет навыка, труда.
Песн.1:3 – «Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввёл меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» Говорится о том, как душа, соединённая со Христом, хвалит Его, прославляет. Нам нужно учиться славить Господа. В храме - да, у нас славословие идёт, а в жизни как часто мы произносим: «слава Тебе, Боже», «благодарю Тебя, мой Господь»? Я вам напоминаю, что сейчас занимаюсь мусульманством, и сегодня утром закончил снова читать Коран, сейчас занимаюсь цифрами: сколько стихов-айатов, сколько букв. Он меньше Нового Завета, но 2799 раз слово «Аллах» упоминается. Аллах – это Бог. На каждом шагу прославление. Поучиться есть чему. И не одно только это, но и другое. Да, это религия плоти, духовного ничего не обретёшь, но страх наказания, геенна непрерывно везде и всюду сквозит: «будешь в огне», «будешь мучиться», «геенна»... Слово «геенна» почти в каждой главе. Нам тоже надо об этом помнить. Почему? Сир.8:39 – «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь». Помни: огонь рядом, как бы не оборваться туда, выйдешь ли? Походил человек в общину, смотришь, человека того уже нет, бросил и ушёл: «Я когда-нибудь приду. Заболею, и если ваши не примут, я батюшку любого из храма вызову исповедоваться, причаститься». Это обман. Бога призывает человек в последнюю минуту тогда, когда до этого ничего не слышал. А когда знал, отступил – это обман. Пс.17:27 – «с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его». Ис.65:12 – «вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне». Иер.7:13 – «И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали». Пр.1:28 – «Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня»». Иез.8:18 – «За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их». Куда эти все слова-то дели? А в любой момент: «Я отступил от Бога, хотя и знал Бога, а позову – и Бог рядом со мною будет». Евр.10:26-27 – «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». Говорит: «превознесём тебя ласками». Найти слова добрые, вспомнить, что сделал тебе Господь. Вот у них 114 сур (глав), и все начинаются одинаково, все до одной: Аллах, милостивый и милосердный. Каждая глава начинается такими словами: во имя Аллаха, милостивого и милосердного. Аллах - это Бог, но смысл заложен совершенно иной. Это не наш Бог, но имеется в виду, что именно наш. Ис.2:12-13 – «Ибо [грядёт] день Господа Саваофа на всё гордое и высокомерное и на всё превознесённое, - и оно будет унижено, и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские». День Господень – наказание: война или Страшный Суд. А при чём кедры? Это душа, которая возносится, о себе высоко думает. Как он разговаривает? Вчера - нормальный человек, всё хорошо было. Сегодня – выигрыш у него, и уже не подойдёшь к нему. Подняли его, выбрали – не подступись. Гнев Господень на всё превозносящееся. Поэтому будь кротким, опусти глаза долу. Если это понимают люди не христиане, то нам-то как надо об этом заботиться. И Павел говорит: «чтобы я не превозносился», дважды в стихе говорит. Так Павел разве превозносился? Бог предупреждает заранее. Превозношение приходит очень рано, когда начинают прославлять. В народе говорят: прошёл огонь и воду, а потом - медные трубы. Всего труднее медные трубы - это когда трубят в честь тебя хвалу, славу, и это очень трудно перенести и не повредиться. Поношения переносить несравненно легче, говорят святые отцы. И я знаю многих, которые легко перенесли оплевание, но когда начинали превозносить их, чтобы внутри не почувствовал усладу, увы, таковых не знаю. И чтобы я не превозносился, Господь смиряет. Особенно превозносятся люди, которые обладают силой, красотой, юностью. Ис.3:5 - «И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею».
И Бог будет поражать их болезнями. Посмотрите, как нагло разговаривают. Многие ли сегодня уступают место в трамвае? У южных народов аксакалы, совет старцев. Здесь же ничего этого нет. Как пошёл на пенсию, спихнули, и домашние стараются от него скорее избавиться. Вот эта гордость превозношения должна быть смирена Господом. И когда люди нагло превозносятся, то они всё время как бы говорят: Господи, смири нас. Этого крика нет, но делами кричат. И чтобы не превозносились, будет дано жало в плоть. Что такое жало, и почему оно от ангела сатаны, и почему три раза Павел просил об этом? Ос.13:6 – «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня». Была война и многие потянулись в храм. Как только началась Афганская кампания, многие побежали в храм. Кого берут в армию: как бы в Чечню не попал! Бегут в храм. Насыщал, дети при вас были – всё нормально. Забыли Бога, Меня, Создателя. Соф.3:11 – «В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей»). Речь идёт, конечно, о святом месте – о храме. Трудно найти, где ещё так превозносятся, как в храме. Как ведут себя священники? Не подойдёшь. Про епископа и говорить не надо. Нам Бог дал такое счастье, с нами священник, один из нас, с нами пьёт, ест, и был архиерей - проще-то некуда. А превозношение в церковных кругах! О, как они превозносились перед Господом, фарисеи, первосвященники: а кто Он такой? А как перед Апостолами: а кто они? Невежды в законе! Допрашивают слепца: Иоан.7:49 – «Но этот народ невежда в законе, проклят он». Если он проклят, то до проклятия вы его довели, потому что вы его не научили – невежды в законе. Учитель бы начал учеников упрекать за то, что они ничего не знают. Так с тебя спрос в первую очередь, учитель!
Рим.11:18 – «то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя». А ведь речь шла о том, как мы должны относиться к еврейскому народу. «Жиды проклятые, захватили всё...» - на каждом шагу. Ну а ты вспомни, откуда что получили? Не превозносись, ты - ветвь. Вера-то откуда идёт? Греция – только промежуток, перепортили и дали нам. Мы получили из Иерусалима, от Апостолов. Божья Матерь – еврейка. Не превозносись перед этим народом, а молись за него. Это несчастный народ, ибо вместо Христа примут сатану, антихриста. И синагога служит сатане, как говорит Иоанн Златоуст, они всё приготовляют для того, чтобы принять его. Как мы должны заботиться об этом народе, не превозноситься: а вот русские, мы дали... Нам Бог дал больше, чем всем в мире: такие пространства, такие богатства... И как мы сумели всё это упустить из рук, перепортить, не заботились, как бы из этого выделить другим, нуждающимся, у кого ничего нет. Превозношение какое было: мы – русские! Сами себе название дали: Святая Русь. И оказалось, что более грешных никого нет. Одна скверна. Богу неугодно превозношение. И Бог смирил, жало в плоть дал – ангела сатаны. 1Кор.4:6 – «...чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим». Не превозноситься сверх того, что в Библии. А что сверх Библии написано, кто всем этим занимался? Тот, кто все эти обряды придумал, на что сегодня давят, на традиции, чего совершенно в Писании нет. Превозношение одного перед другим: какие храмы, а я монастырь заложил. О том мы читаем и в Житиях, и везде. Превозношения было предостаточно. Про самых святых читаешь, а у него жгучая мысль: а есть ли кто на земле такой, как я? И каждый раз, как только доходит до этой мысли, так Бог даёт урок и сравнение с мирскими людьми. Разве это не превозношение? И Бог говорит: иди, покажу. Женщина его посадила, рассказала и он понял: да, вы святые. Почему же имя этой женщины нигде не сохранили? Нигде. И если он понял, что в миру она живёт лучше, перед Богом выше, так почему же он не вернулся сюда, не пошёл по её пути? И дальше он пошёл, опять засел на то место, которое сделало его ниже женщины, которая сегодня разделяла ложе со своим мужем. И это не один, не два раза. Серафима кто научил? Кто первый встретится ему? А первой встретилась блудница, по статусу ниже некуда. Во-первых, женщина, далее –блудница. И она его посадила так на место: ты – прах, и смотри в прах, в землю. И пошёл назад, и опять успокоился, и опять пошёл то же самое делать - спрятаться от народа. Значит, от нее больше пользы было, она больше ума набралась в мире. Вот где превозношение.
1Кор.13:4 – «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится». Чтобы не было превозношения, надо просить у Бога любви - к душе своей, ближнему, к Богу. Любовь не превозносится. 2Кор.11:20 – «вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьёт вас в лицо». Здесь только одно слово скажешь – «грубо», «тоталитарно». Встретится любой, разобьёт нос, выбьет зубы, власти обирают, ЖКХ – молчат. Сюда приходят, сразу поднимают голову: не так взглянул, не так сказал. Превозношение, которое там смиряется усиленно миром, здесь расцветает. Да ты бы, наоборот, сказала: всю неделю меня угнетали, уж тут-то я смирение покажу, всем-то я поклонюсь, да всех поцелую, и никто не услышит от меня ни одного плохого слова. Значит, того, что там есть, недостаточно. Рабское состояние души. Если ты свободен, пришёл к смирению, тебя там угнетать не будут, ты сам себя уже держишь в этом состоянии. 2Фес.2:4 – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Придёт время, когда превозношение достигнет апогея. Всё гордое соберётся в Иерусалиме. И один единственный человек, который превознесётся выше всего, называемого Богом, его евреи и примут за мессию. Сегодня эта нация весьма гордо ведёт себя, надменно. Миллионами, миллиардами, триллионами сорят, не видят ни бедных, ни сирых, ни обобранных и хвалятся этим. На первой странице всех газет печатают об этих разводах, что он разводится, и жена получает одиннадцать миллиардов долларов. Какой он молодец: награбил в России, увёз в Англию, теперь афиширует. Это всё для превозношения, показать – уже не за закрытыми шторами они безумствуют. А нам что делать? Да взять просто для себя: вести себя скромно, по мере веры, которую дал Господь. 1Мак.2:64 – «Но вы, дети мои, крепитесь и мужественно стойте в законе, ибо чрез него вы прославитесь». Сегодня человек превозносится, а завтра не найдут его. Припомни по истории, старые сохранились рельсы, и везде написано «завод имени Сталина», и больше нигде нет. Рельсы пока убрать нельзя. А где тиран? Ничего нигде нет. Пс.36:35-36 – «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошёл, и вот нет его; ищу его и не нахожу». Превозношение беспредельное: одно слово – и человека нет. Где Нерон, где Иван Грозный? Как перед ними трепетали! Сир.12:4 – «Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы: ибо дивны дела Господа, и сокровенны дела Его между людьми». Не превозносись в день славы. Когда тебе хорошо, тебя прославляют, тут особенно приходит превозношение. Умирающий отец при жизни наказывает: Тов.4:13 – «Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости — погибель и великое неустройство, а от непотребства — оскудение и разорение: непотребство есть мать голода». Слово «превозносить» относится к Богу. Как бы ты ни превозносил Бога, этого недостаточно будет, и до конца мы Его не прославим хвалами. Более 50 раз в Библии говорится «превозносите Господа, шествующего на небесах небес» Пс.67:33-34 – «Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы». Часто говорят: «восхитился до седьмого неба». В Библии нет седьмого неба. Неоднократно в Коране повторяется такое, всё оттуда взяли и начинают придумывать, не зная, откуда это взято. У нас написано, Павел говорит: 2Кор.12:2 – «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба». Никаких семи небес нет в Писании.
Ос.13:14 – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня». Слово «жало» четыре раза встречается в Библии и всё ведет к одному – ко греху. 1Кор.15:56 –«Жало же смерти - грех; а сила греха - закон». Грешные люди оккупировали верных, создают препятствия проповедям. А почему говорит Павел об одном ангеле сатаны? Означает один народ, в единственном числе, который предвосхищал всех гонителей, шёл впереди. Речь идёт об иудейском народе, который непрерывно гнал Павла. И Павел говорит: 1Фесс.2:16 – «которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца!». «Ангел» - означает народ, и теперь, чтобы я не превозносился. Что значит «не превозносился», когда Апостол Павел и так был смирен? Здесь есть несколько толкований. Одно - то, что он после ослепления, когда шёл в Дамаск, увидал свет с неба, и у него глаза болели. Блаженный Феофилакт, толкуя Писание, говорит так: не может этого быть, потому что он сам исцелял других. От одного опоясания Павла демоны бежали, как он мог сам болеть? Слово «жало» объясняется как кол, стрела, головная боль. «Трижды» означает «много», не так, что помолился, поставил на счётчик. Там, где арестовывали, гнали, били. А нужны ли эти препятствия были? Конечно, иначе Господь не допустил бы их. Чтобы мы приписывали победу не себе, когда совершенно невыносимые, непереносимые страдания были. Закованный в тюрьме, то есть ангел сатаны его сковал, он не мог двигаться, ноги закованы, с Силой воспевали ночью. И в это время Бог потрясает темницу, стражник обращается, похищается из пасти льва. Сам лев - гонитель, и делается овцою. Вот почему Господь сказал: довольно для тебя благодати Моей. Благодать особенно проявляется там, где мы доверяемся Господу. Чтобы мы не превозносились – вот в этом весь смысл сегодняшнего чтения. Как его применить к нам? В первую очередь помнить о проповеди. Сколько препятствий для благовествующих – это домашние, близкие, угнетённое состояние плоти, желание поспать, леность, загруженность работой, время, возраст. Через всё это очень сильно дьявол действует, чтобы нас отвратить. Поэтому всё надо превозмочь и сказать: всё могу в укрепляющем меня Иисусе. Аминь.

То Путин, то Распутин на пути
Запутывают ясное младенцу.
И целое столетие к святому не пройти,
И от статей закона никуда не деться.
Спасители отечества дают всем интервью,
Как жить, щениться и мочить в сортире.
Никак дичок к маслине не привьют –
Советы их – утопленнику гири.
Многозначительность от старчества впиталась,
Пропитывает смокинги, кафтаны.
К животолюбию показывает палец...
Но даже пить никто не перестанет.
Учителями вызвались служить
Пронаркоманенной и одичалой своре,
А сами дня не проживут без лжи,
И, надувая щёки, о самом глупом спорят.
Сонм журналистов и писак продажных
Забудут через час свои вопросы.
Невылазные похоть, копоть, жадность –
Непроходимые к небесному торосы.
О, если бы восстал Иеремия -
Пророк из древности Библейской в той хламиде,
Не обошёл вопросов главных мимо
И всех до одного сумел бы здесь обидеть.
И вслед за ним встаёт Апостол Павел
От Антиохийской общины, газеты,
И только бы один вопрос для всех поставил:
«Все примирились ли с Христом на этом свете?»
И волки лютые защёлкали б зубами,
Зловоние миазмов поднялось бы.
От киллеров едва ли кто избавит,
Сожрут к утру и не оставят кости.
Во свете Библии всё мелочно, ничтожно,
И тот, кто дирижирует, всего лишь пешка.
Прошла корова времени, здесь на лепёшке мошки,
От заморозка скроются по всем щелям поспешно. 02.02.07.ИгЛа

Список всех проповедей

252

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: