размер шрифта

Поиск по сайту




Научиться рассуждать

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: Лук.5:17

21 октября 2006 г. Лук.5:17 – «В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении [больных]». Пришли послушать, как учит Господь. Для них это могло быть и унижением. Другое дело, приехал какой-то профессор. Люди всегда спрашивают: а что ты окончил? Всегда к этому привязано. Думаю, что и тогда разговоры такие были: Иоан.7:15 – «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» Центральное место – Иерусалим – в нём самые грамотные академисты, профессора. Здесь же говорится о событии, что привезли больного и не могли пронести, раскопали кровлю, Господь сказал, что прощаются грехи. Вот тут задело их, и очень крепко. Книжники и фарисеи слушали, внимали, рассуждали. Лук.5:21- «Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Сейчас только слушали, удивлялись, и мгновенно переменили мнение. Ни с чего вот так мгновенно не бывает, значит, это внутри уже было и до этого, но так явно только не проявлялось. Они не знали, на чём сорваться. Господь мог бы оставить их и уйти, но Он умышленно создавал конфликтную ситуацию, и так делал постоянно, разрушая Свой авторитет. Потому что Ему авторитет земной не нужен, Ему нужен был небесный авторитет: Он пришёл от Бога и Он равен Отцу. На меньшее Христос никак не соглашается. «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» - этот вопрос сегодня задают люди во всём мире. Ни один миллиард: а это все мусульмане, все буддисты и все, которые не верят в Сына Божия, что Он пришёл с Неба, имеет власть прощать грехи. Они сидели и рассуждали. Как они наклонялись друг к другу: «Ты как думаешь?». И пришли к выводу: не от Бога. Как мы рассуждаем? О чём мы рассуждаем? Не являемся ли мы теми, которые сидели, и, может быть, мы тоже бы сидели и рассуждали, когда первый раз увидели, или сейчас мы что-то слышим необычное. Что нам говорит о рассуждении святая Библия? Мы же тоже рассуждаем, что-то слышим, мировые события даже пытаемся обсуждать, и больше всего рассуждаем о личных делах. Где, кто и как рассуждал?
Случилось так, что язычники захватили Иерусалим и осквернили храм, и осквернили жертвенник. На этом жертвеннике, на престоле, они возносили раньше свои жертвы. И когда Израиль отбил обратно город, то: 1Мак.4:44 – «Потом они рассуждали об осквернённом жертвеннике всесожжения, как поступить с ним». Это вопрос-то в России не праздный. Сколько храмов были под разными учреждениями, и, как правило, людоеды в алтарях устраивали туалеты. Это же специально всё делали. Пс.73:7 – «предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего». И теперь, когда храмы вернули, что делать, как? Ясное дело, что туалеты все убрали, забетонировали, но осквернение осталось осквернением. Есть особые молитвы на очищение. Будем говорить о другом: главный жертвенник – тело, вот главный наш храм. Когда он был уже для Бога посвящён, потом человек отступил и был осквернён сей храм, то как его теперь освящать? Откр.3:4 – «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны». Апостол Павел говорит: Евр.10:26-27 – «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». Грешник обнадёживает себя: «я покаюсь...» Не покаешься, если не будет полного, абсолютного сокрушения. И тогда решили эти камни вынести, положить в непопираемом месте и ждать, пока восстанет пророк и даст точное указание, ибо ни одного во всей стране, а точнее во всем мире не нашлось, кто бы дал ответ, что с этими камнями делать. Употребить их в дело, закопать или обмыть, прокипятить и обратно поставить? Никто не знал, что делать, ни один человек. А совет давать – надо было подтвердить его Писанием. Гласа пророческого не было. Похоже, так камни и лежат там по сей день. Когда казнили у одной матери семерых сыновей – страшная картина! - как она укрепляла женскую слабость мужским духом, сама себя убеждала: они могли не родиться, они могли не зачаться или были бы несчастные роды. Чего я умираю? А сейчас, когда допрашивают, как правило, когда родственников арестовывают, то сколько человек будут его уговаривать сделать всё, чтобы только сохранить себя – представь, что на твоих глазах будем твоего сына казнить. Тогда человек на всё идёт: оговаривает себя, подписывает ложные обвинения. Никогда на это не идите! Возьмите вот этот пример. К матери обращается правитель, чтобы мать уговорила сына сохранить себя. А она каждого из семерых сыновей уговаривает, и особенно младшего, посмеиваясь мучителю: сын мой, иди за братьями своими, уже казнёнными, и я тебя там получу на небе. 2Мак.7:21 – «Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из них на отечественном языке и говорила им». Вот пример: рассуждение женское, а дух мужской. Она всё правильно сказала: как кормила грудью, как недосыпала ночей, как ей трудно было. На её глазах жизнь уходит, и жизнь уходит навсегда. Рассуждения наши должны быть вот такими о нашей жизни, потому что испытания могут начаться сегодня, даже и не завтра.
2Макк.14:20 – «После долгого рассуждения о сем и когда вождь сообщил о том народу, состоялось единодушное мнение, и они согласились на переговоры». Я отношу это к Собору, который был в Сан-Франциско. После долгого рассуждения. Разговоры-то были, переговоры были, а идут сегодня не на равных, ни одного условия для выполнения преступникам из патриархии не поставлено. Вчера все знали, что презренная декларация м.Сергия – это нечестие, предательство, а сегодня все пошли на полное объединение – после долгого рассуждения. И рассуждения были, и делегаты были – и всё это попрали. Настолько это нехорошо, настолько непорядочно! Никто не хотел, чтобы сегодня объединяться, и чтобы беззаконники оставались в экуменическом движении, и декларацию Сергия не предали забвению, анафеме! Идут на всё сейчас, и думаешь: хуже поступили зарубежные, чем поступали иудеи в отношениях с римлянами, когда они договаривались, как поступить. Сир.10:20 – «Рассуждение твое да будет с разумными, и всякая беседа твоя — в законе Вышнего». Вот тут мудрость. Показывает, как мы должны рассуждать, с кем советоваться. А чего рассуждать с человеком, когда он Писание не знает? Я прошу вас помнить, что я занимаюсь сейчас огромной темой – мусульманством, готовлю материалы для книги; думаю, что 1300 лет не было полного разбора, согласно Слову Божию. Занимаюсь Кораном, заново перечитываю их «Библию». Много будет вопросов, как по «Житиям святых» было, и чтобы ничего мне не упустить. Тема, во-первых, исключительно нужная, дальше – не освещённая никем и опасная. Чтобы нигде, никак я не покривил душой, ни от страха, ни от незнания. Я ничем сейчас не занимаюсь, а только этой темой. Мусульман почти миллиард. Папа Римский выступил, два предложения сказал о них, и они почти объявили смерть сразу ему: везде искать, вызвать в суд, арестовать. Он отменил поездку и после принёс извинения. А всего-то он привёл только фразу императора Эммануила II, который жил в XIV веке.
Сир.18:5 – «Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения». Он нам дал, а мы сохранили ли дарованное? Господь неоднократно обращался: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.11:15; 13:9, 43; 25:30; Мрк.4:9, 23; 7:16, Лк.8:8, 15; 14:35...). Сегодня можно обратиться: кто имеет рассуждение – рассуждай, не имеешь – молчи. Чего ты в каждое дело суёшься, а не понимаешь даже, о чём речь идёт? Такие суждения дают, как великие богословы. Ты молись! Я попросил тебя молиться. Ты хочешь молиться? Молись. Дальше, может, мне придётся здесь с имамом встретиться, с муллой, я уже знаю, как это дальше будет, когда материал будет готов. Сир.28:4 – «При трясении решета остается сор: так нечистота человека — при рассуждении его». Начинаешь говорить - вроде бы всё нормально, беседу закончил и видишь - человек не знает истинного пути. Сир.33:21 – «Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся». Надо рассудить. Рассудить с кем-то, сопоставить: какие события были, чем это заканчивалось. Говорится о том, что без многих специальностей нам не прожить: без кузнеца, без шофёра; без строителей - это необходимо. Но когда нужно выносить судебное решение, никого из них не приглашают, а должен быть адвокат. Сир.39:38 – «и однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами». Очень высоко ставится судебная должность, ибо на неё должны поставляться самые совестливые. А оказалась – самые бессовестные. Ни о ком другом не выведено в притче Христа, что и Бога не боится окаянный, и людей не стыдится. (Лук.18:4 – «Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь»). Так судья сам о себе уже говорит. Справедливая характеристика. А этот человек должен быть очень мудрым, ибо его приглашают в судебные разбирательства. Ремесленник не рассуждает о судебных постановлениях, не произносит оправдание или осуждение. Это люди неграмотные. Чтобы проводить такие оправдания или осуждения, а я отношу это опять же к Собору, должны быть люди, очень хорошо знающие Писание. По Писанию разговора-то почти и не было на соборе, один только выступил.
Иов.29:22 – «После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них». Вот так надо жить: чтобы если ты сказал, то люди понимали – это конечная инстанция, дальше идти некуда, и уже нечего рассуждать, им в готовом виде даётся. Иов.36:3 – «Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость». О чём бы ты ни начинал рассуждать, но всегда говори о том, как Бог тебя благословил. Я сегодня уже подсчитал количество букв в Коране. Чтобы прочитать Коран полностью, нужно не больше 26 часов. А толкование к нему изучают двенадцать лет! Спрашивается, а что изучают? Толкования. Там такое нагромождение, и всё как бы библейское берётся, но ни одного правильного Библейского слова нет. Библейское мы можем сравнить. Ни одного места нет правильного, автор Корана всё брал на слух. Видимо, был совершенно неграмотный, а потом писали другие, что и где он слышал. Притом встречался только с еретиками: манихеи были, и он среди них жил. Большая Советская Энциклопедия подробно это описывает, что он собрал все ереси тогдашние, ибо среди еврейских поселений жил, и были там неправоверные иудеи. У евреев тоже есть свои еретики, сектанты-евреи, и он от них поднабрался. Иные авторы пишут, что во время припадков его посещали «видения», выдаваемые за откровения от Бога. Мы Троицу признаем – значит, многобожники, ибо по их рассуждению три Бога не может быть, и у Бога ребёнка не может быть, поэтому нам выносят смертный приговор. Он завоевывает: или принимай его религию, или смерть. Распространение веры было только кинжалом, убеждения вообще никакого нет. Убийства сплошные. Кто это придумал? Тут и толковать не о чем. Иоан.8:44 – «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи». 1Иоан.3:15 – «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей». Давид говорит так: многие люди живут хорошо в этом мире, а в Бога не верят. Я подумал: так не напрасно ли я каждый день молился, очищал совесть свою, мучился, за каждое слово себя испытывал, наказывал? Пс.72:15«[Но] если бы я сказал: «буду рассуждать так», - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих». Так рассуждать не годится. Они получают своё в жизни, и Бог допускает. Мы-то ведь не ради царства земного всё делаем и не можем как безбожники рассуждать: если я верующий, то должен жить лучше, чем они, и со мной что-то лучшее будет. Хотя у нас всё лучшее, тут и говорить не надо: дружба, любовь, милость Божия.
Мы говорим сегодня о том, как и о чём нужно уметь рассуждать. Поучимся из святой и вечной Библии. Пс.142:5 – «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих». Вот о чём нужно научиться рассуждать. Когда о погоде говоришь – от Бога; события какие – от Бога; домашние дела – от Бога. Что-то делаешь, добиваешься, а потом остановишься: Господи, не случайно это препятствие. Проходит какое-то время: а ведь не надо совсем этого. И как хорошо, что ты не дал, Господи, да как я благодарен должен быть. Начну рассуждать издалека, упомяну о милости Господней. Ис.32:4 – «И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» Почему? Потому что «косноязычные будут говорить ясно», когда Дух Божий посетит человека, мудрость даст, рассуждения будут. Ученики, идя, между собою рассуждали. А о чём? Кто старше, что не обеспечили себя пропитанием. Но Господь их остановил. Они же не понимали. А об этом и рассуждать не надо. Мрк.8:16 – «И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас». Мрк.9:33 – «Пришёл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чём дорогою вы рассуждали между собою
Запомним о богатом человеке, который вообще советников не имел, и один ночью начал рассуждать: как сохранить данное? И дорассуждался до того, что прогневал Бога, и в эту же ночь Бог отнял жизнь. Лк.12:17 – «и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» Как царь Новуходоносор стал рассуждать: Дан.4:27 – «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» И Бог говорит: с сегодняшнего дня на четвереньках будешь ходить. Одежду долой – ходи голый. Его так и считали за одного из зверей. Рассуждать надо о Боге! И как бы трудно ни было, всегда говори: Ты любишь меня, Господь мой, сверх сил не посылаешь испытаний, благодарю Тебя. И что Ты мне дал, да буду ли я об этом думать? Если бы этот богач был живой, да по соседству со мной жил, я бы к нему сегодня пришёл: «Ты не знаешь, куда деньги ддедвать? Дай мне на издание книг!!!» Дал бы он или нет? Сказал бы ему: «Жизнь твоя сохранится, я за тебя помолюсь, дай мне». Мне и немного надо-то, я и батюшке наказал: десять тысяч привези, мне пока и хватит на издание книг.
Лк.20:14 – «Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдём, убьём его, и наследство его будет наше». Беда! Рассуждать нужно всегда о делах Божиих с прицелом на Суд: а что дальше будет? Нельзя только о маленьком промежутке рассуждать: мы его убьём, виноградник захватим... Правда, замыслы были: да, царя взяли, арестовали, в подвалы Ипатьевские затащили, расстреляли... Ну, а дальше что? Власти той нет, и сегодня всё рассматривают, как акт нечеловеческой жестокости. За что врача Боткина расстреляли? Притом очень известный врач был. За что эту девушку Демидову расстреляли? За что? За что девиц лишили жизни? За что? Девиц, не познавших мужеского пола, всегда оставляли. Чис.31:17 – «итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте». Мечом вера насаждалась только в двух случаях – это Моисей и Магомет. Ни Будда, ни Христос, ни Дао, никто мечом не насаждал веру.
Деян.4:15 – «И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою». Когда допрашивали Апостолов, потом приказали им выйти и стали рассуждать: что нам делать с этими людьми? Помнят и о нас рассуждают в Епархии и даже выше. И рассуждают: что делать? То, что нами сделано, это явно, этого отрицать нельзя: деревня, лагерь, занятия, община. Что нам делать? Запретим им. У них главная задача – запретить. Вот эти попытки идут – намертво запретить. Смотрите, как всё повторяется в истории и на нас – они уничтожить нас желают, стереть в университете, везде: запретить, разрушить. А мы должны слушать Бога больше, чем человека. Деян.17:17 – «Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися». Павел, войдя в синагогу, рассуждал о Христе. Деян.18:19 – «Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошёл в синагогу и рассуждал с Иудеями». Войдя в новом городе в синагогу, Павел снова с ними рассуждал о Христе. Куда едем мы в гости, где бываем, то только об одном надо рассуждать. Познакомился немного, и теперь говори: братья, как вы тут спасаетесь? У вас как тут вода возмущается в купели или тишь? Сходит Ангел по временам, возмущает воду? Рим.10:2 – «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Это многих касается: евностные, стараются, и как бы за Бога, а никакого рассуждения совершенно нет. Сравниваю сейчас с мусульманами, то мы немного от них отличаемся, я имею в виду Православие. И кроме того, по жестокости, может, даже превосходили, и притом не один раз. Им брать пример-то не с кого. Одни крестовые походы, Ермолов что делал в Чечне? Мы не показали мусульманам примера. Я не просто хочу показать, а увидеть самих себя через эту книгу: почему возникло мусульманство? Почему Магомед решил так поступать? И это всё на основании Слова Божьего и Новейшей истории. Совершенно новый подход. Притом я буду большие выдержки брать из Корана, какая сура, айат – это глава и стих. Большие выдержки. Я хочу, чтобы вы со мной поблагодарили Господа. Сегодня, 21 октября исполянется ровно пять лет, как я сел за компьютер в 2001 году. Пять лет назад, примерно в десять утра, Загуляева Галя показала мне, как включать компьютер в розетку. Ни разу ни одной минуты до того я не сидел за ним. Закончено у меня ровно двадцать пять книг. Разделить на пять – по пять книг в год. Это что-то? И Господь благословил, и есть о чём порассуждать и увидеть. Будет что ещё или нет, как Бог даст. Пять лет. Более двадцати тысяч часов я просидел за компьютером. Так сегодня до этого вечернего богослужения ровно десять часов, как я за компьютером сегодня. У меня впереди сегодня, может, ещё часа четыре быть. Ровно десять часов я отдал ему сегодня. Мне есть за что Бога поблагодарить, и как видите, я ещё читаю без очков. Чудо Божие!
1Кор.9:8 – «По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?» Люди спрашивают, почему мы так говорим? Не по человеческому рассуждению, но даём выдержку из Писания, как Павел, и всё замолкло. Вот в чём сила его. Мусульмане, оказывается, более всего ненавидят Апостола Павла. Для меня это тоже было ново. Как с ними беседовать? Мне прислали книгу. Написана человеком, который тридцать лет проработал с ними. Мы были в Киргизии, и мне рассказывали, что у них так, если кто-то обратился из киргизов в христианство, они все силы бросают на уничтожение обращённого, вырезают всю семью. Говорят, что ни одной общины христианской нет в некоторых арабских странах. У евреев есть патриарх православный. Говорят, что в мусульманстве нет ничего хорошего. Я же нашёл очень много хорошего: забота о сиротах у них поставлена, забота о бедных... Почему и принимают люди эту религию – религию плоти. По-плотски человек сразу поднимается: ему оказывают материальную помощь – только прими ислам. Прими – и всё будет. Правила выполнять очень легко там, по пунктам всё расписано: когда стоять, как молиться. Всё было обдумано. Но духовного ничего нет. У них понятия о грехе нет, о первородном грехе. И поэтому об Искупителе речи нет, они никак не могут понять. С ними беседуя, всегда нужно говорить об этом. А я подумал: более всего это православным надо говорить, они этого ничего не знают. Только повторяют: грешный, многогрешный... и продолжает дальше грешить. Грешный, многогрешный? Выйди из храма и стой на улице! А если ты искупленное чадо Божие – тогда ты уже не многогрешный, а святой, и живи свято! Павел Коринфянам грешным, многогрешным пишет: 1Кор.1:2 – «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас». 2Кор.1:1 – «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии». И Пётр точно такое же имел понятие о грешных и многогрешных: 1Пет.2:9 – «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». А дальше святым говорит: 1Кор.5:1 – «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего».
Вот где нужно особенно хорошо рассуждать. 1Кор.11:29-30 – «Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает». Говорит: многие сегодня больны, потому что не рассуждают о Теле Господнем. Нам надо научиться рассуждать: я принимаю Тело Христа в моё искупление, и я уже не свой, я – Его, я соединяюсь с Ним. Это Тело раздираемо было на Голгофском Кресте, Его кровь – за меня. Рассуждать научиться: что такое Причастие? Не просто время Поста пришло, ладно, к батюшке схожу на исповедь, а завтра уже причащусь. Рассуждать, какой ценой мы куплены, что Бог от нас хочет. 1Кор.13:11 – «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Павел, конечно, говорил не о возрасте плотском, а о духовном. И не надо никогда ссылаться на то, что мы мало знаем, мы мало верующие. Мы все должны быть уже взрослыми по уму и рассуждать по-взрослому. То, что я говорю, если по сердцу вам, помолитесь, нет – значит, мои слова прошли мимо. Я прошу благословения на большой труд и благодарю за то, что Господь уже позволил сделать. Аминь.

Мне кажется, нет равных красотою,
Правдивей нет на свете никого.
Мне кажется, так дорого я стою,
Как ни одно земное существо.
Когда же невзначай в зеркальной глади
Я вижу настоящий образ свой
В морщинах лет, - на этот образ глядя,
Я сознаюсь в ошибке роковой.
Недолгий гость, зачем такие средства
Расходуешь на свой наёмный дом,
Чтобы слепым червям отдать в наследство
Имущество, добытое трудом?
Расти, душа, и насыщайся вволю,
Копи свой клад за счёт бегущих дней
И, лучшую приобретая долю,
Живи богаче, внешне победней.
Над смертью властвуй в жизни быстротечной,
И смерть умрёт, а ты пребудешь вечно. (Шекспир)

Список всех проповедей

367

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: