размер шрифта

Поиск по сайту




Об этом учении везде спорят

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: Деян.28:22

После написания последней главы книги «Деяния Апостолов» жизнь Апостола Павла продолжалась. Евангелист Лука остался жив, а повествование обрывается. Утеряно было дальнейшее где-то, умышленно ли кто-то постарался сокрыть – не знаем. Но вот сегодняшнее чтение гласит так. Собравшиеся к нему евреи говорят ему: Деян.28:22 – «Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят». Когда Павла встретили, с ним был воин, который охранял его. В тюрьме и охранял. От кого охранял? От своих людей, чтобы евреи не пришли, не зарезали его. Иосифа Прекрасного посадили в тюрьму якобы за посягательство на жену хозяина Потифара. Иоанн Златоуст говорит, что его Потифар спрятал от жены, иначе она наняла бы убийц и убила бы его, а в тюрьму она не могла проникнуть. Так что тюрьма не всегда плохое несёт, тюрьма иногда жизнь сохраняет. И сегодня некоторые уголовные элементы так запутываются, что любыми путями стараются попасть в тюрьму, в тесные тюремные камеры, и там его охраняют. Его там не достать, хотя и там иногда достигают. Они ещё ничего не знают, но знают, что везде, где упоминается имя Назарянина Иисуса, там начинается спор. Спор не в простом деле, а о том, Он ли Тот обещанный Мессия или нет. Пророки все прорекли, что придёт Искупитель мира, что Он умрёт за грехи людей, но кто Он? Они ждали, и Он пришёл. Привычка ждать стала второй натурой. Уже исполнилось, а он так и продолжают по привычке ждать. Вчера ждали, позавчера ждали; родители ждали, деды ждали, и вдруг... исполнилось? Нет, надо всё время ждать. Вот мы молились об объединении, чтобы едиными устами славить Бога. Вплотную подошло объединение, и люди поняли, что-то не то. А если бы оставалась такая же Церковь, какой была при патриархе Тихоне, то почему бы и не соединиться полностью? Сегодня они собрались и идут споры у них большие на четвертом всезарубежном соборе. Споры об объединении, но не об учении Христовом. И это мы уже абсолютно точно знаем. Спор о правах владения, о каких-то канонических территориях. Читаю отчёт о деяниях этого собора, и видно, что там не хотят по Евангелию рассуждать. Они не хотят волю Божью знать. Почему никто не предложил: «Давайте, много ли это займёт времени, прочитаем «Деяние Апостолов. Три часа из девяти дней посвятим этой книге, прочитаем Деяния Апостолов. Я ничего больше не советую читать. И каждый пусть подумает, а похоже ли у нас творящееся здесь на тогдашнее или нет, таковы ли наши заботы и деяния». Пройдёт собор, напишут деяние собора. О чем? О дележе имущества, поминании или не поминании патриарха. Почему Апостол Павел не заботился о своём поминании в обязательном порядке, а только в виде просьбы, и то единственно для того, чтобы проповедь его была успешна.
Рим.15:30-32 – «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение моё для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами». А тут тщеславная забота о поминании. Не как-то, а назвать святейшим. Вот если нам сейчас сюда подсунут указ такой, они сразу нам включат такие слова: «и господина нашего, великого господина нашего». И об этом везде спорят. Сегодня, видите, как разыграли, что везде-везде стали спорить: «соединяться или не соединяться?» Во время реформы Никона о чём спорили? Два пальца или три пальца слагать, два раза «аллилуйя» сказать или три раза. Это что, учение Христово? Как будто Богу не всё равно, скажут два или три раза, когда это всё означает «Слава Тебе, Боже наш». Херувимы и серафимы день и ночь воспевают Ему. Спорили о богослужении, три часа ему быть или полтора. Идти по солнцу или против солнца крестным ходом. Ни одного слова нет из того, что у Апостола Павла было. Был на этом соборе человек, всё видел там, а рассказать об их учении нечего. О деянии собора чуть-чуть, а потом рассказывают, как они на квартире жили, куда ходили, вплоть до туалета, то есть фактически рассказывать-то и нечего. А если бы там учение Христово было, как бы им было легло. Наши братья сходят в субботу на благовестие с книгами на два часа и рассказывают с таким жаром и интересом о бывших там встречах и о состоянии народа – вот у них там было благовестие. В Боливии как они там идут, по джунглям прошли наши православные? А в Бразилии как Христа благовествуют? Надо в каждой стране Христа по-своему показать. Евреям понятно как, открываем Ветхий Завет и повествуем про Елдада и Модада. Почему Елдад и Модад не были вместе с остальными, почему они остались где-то за границей, где Господь Духом посетил? Чис.11:26-27 – «Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане.И прибежал отрок и донёс Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане». А может, это мы те самые и есть. Дух Святой, может, здесь как раз нас и потревожил. А те ревнуют о том, что они не с нами вместе. Заметьте, случайно ли всё это читается? Пусть Елдад и Модад в другом месте были, но Дух Святой коснулся, и мы в зарубежной Церкви спасались. А то угрожают: «Запретим, это наша каноническая территория, это наш приход, на нашей территории!» Безумие. И это безумие не сегодня началось. Прибежал не кто-то, а святой человек, Иисус Навин к Моисею. Мы не можем запретить, но ты властью своей запрети им. Они что-то плохое делают? Нет, но они не вместе с нами, они отстали, они не пришли к нашему храму, они в храм Христа Спасителя не пришли. Запрети им». Ст.28-29 – «В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них
Славу патриарха под папу римского, под его туфлю. Очень разнятся от наших те люди, мы не похожи на тогдашних, какие были вначале. И вот здесь люди просят: «желательно нам слышать». А нам желательно слышать сегодня? Какое наше учение? У нас учение не простое – вот сейчас мы читали псалмы на русском языке. Мы спросим во всех храмах Барнаула сегодня, а их более десяти в Барнауле: где на русском языке читают библейские тексты? Нигде, только у нас. А во всей епархии? Нигде, только у нас. А чтобы вот так, как мы сейчас пели, чтобы понятно псалмы читать по-русски? Получается на сегодняшний день как бы новое учение. Был такой священник Василий Адаменко из обновленцев, и у него всё читалось по-русски, он сделал перевод литургии на русский язык. Но когда стало всё рассыпаться, обновленцы стали уходить в патриархию, он пришёл к патриарху Сергию, ибо деваться-то некуда, так как без епископа-то нельзя. Служение на русском уже везде отменили. И патриарх Сергий мудро поступил, разрешил ему. Там видно будет, лет через пять ты умрёшь. Они и о нас так же думают, что батюшка умрёт, меня убьют, и тогда тут постепенно всё переломают. Смотрите, не поддавайтесь! Никак и ничего им с нами не сделать. Если епископ местный к нам придёт, а усы у него подрезаны, то он не будет тут с нами вместе стоять, он будет в коридоре стоять, пока усы не отрастут. Это часть нашего учения, наш устав. Мы дальше этого не пойдём. Нас Господь ещё сохраняет.
И много спорили об этом учении. О том, как мы всё это сделали, ввели семь минут молчания перед началом богослужения, как проходит оглашение. Это всё спорно, ибо нигде этого нет. У нас от первого шага до последнего всё спорно. Надписи из Священного Писания на стенах, Библия на русском языке на аналое – это всё спорно. Об этом много будут спорить. И многим желательно услышать, чтобы узнать, это учение от Бога ли? Об этом учении спорят, и нужно проверит, всё ли сходится с Писанием. И Павел излагал им от утра до вечера. Сможем ли мы от утра до вечера излагать наше учение? Почему так много времени уходит? Он говорит о Царствии Божьем, приводя свидетельства и удостоверения об Иисусе из закона Моисеева и из пророков. А если бы он не знал Моисеева закона, что бы он им приводил? Вот почему речь его была длинная. Он находил место, открывал и изъяснял, опять открывал, как по блаженному Феофилакту. Тогда его не было, я перевожу тогдашнее на сегодняшний день. Опять открыл, чтобы ответить на вопрос, почему у нас Библия лежит на аналое посреди храма? Почему у нас по-русски? А потому, чтобы всё внятно было, с назиданием. Мы всё докажем. Нам же они ничего не докажут. Поэтому мы никак им не уступим. И Павел излагал им с утра до вечера новое учение. Это сегодня читается, этим заканчивается Деяния Апостолов. И жил он в темнице со стражником, проповедуя. Не ожидая амнистии, а проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением, невозбранно. Дерзновение - значит смелость. Если только сегодняшнее взять, что положено читать на литургии, то обстановка вся изменится. Чтобы сегодня все с утра до вечера беседовали о том, как получить Духа Святого, завтра будем стоять на коленях: Господи, приготовь наши сердца. Мы ждали все эти таинственные десять дней. Что делал Иисус десять дней? Разве Он десять дней добирался до неба? Нет, конечно. Для нас необходимо это было, чтобы мы истомились ожиданием. И вдруг шум раздался, как бы от сильного ветра, и языки почили на каждом. Это сегодняшняя подготовка идёт. И вот об этом-то учении так много и спорят. Посмотрим, что за учение, такое! Павел, когда прощался, сказал: Деян.20:29 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Когда нас с братом не будет, как дело будет выглядеть? – нас неоднократно уже спрашивали люди. Вы думаете, что с Потеряевкой будет? А вы думаете, что с общиной будет? Как только начинаю думать, я сразу хватаюсь за лестовку, начинаю молиться. И ничего не вижу. Я думаю, что здесь может быть совсем не то. Сегодня такая обстановка, мы за власть не боремся, у нас законно избранный церковно-приходской совет. Молодёжь куда-то уклоняется, что-то не так, мы беседуем. Кто-то возвращается, кто-то отходит. Даже не мирно, но они никакого вреда нам не принесли. Сами ушли и где-то отдельно пытаются спасаться.
Моисей говорит: Втор.31:29 – «ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих». Как тяжело ему было уходить. Как тяжело Павлу было прощаться. Он видел открытыми глазами, как бывает, смотришь какой-нибудь фильм и показывают, как вдруг у человека клыки внезапно показываются – она ведьма. И Павел видел сидящих благообразно в митрах. И вдруг видит хищный оскал волчий у них. Он видел реально, что они – лютые волки, не щадящие стада. Он не просто говорил, он видел их насквозь. Деян.20:29 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». И Моисей говорит им, что они Бога Иегову оставят, пойдут к ложным богам, и Бог поразит их, рассеет по всему миру. Что это за учение? Мрк.1:27 – «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Новость заключалась в том, что духов боялись и перед духами люди падали. Злобные духи очень сильные твари.
Люди дивятся тому, как мы разговариваем с патриархией. Мне сегодня один священник позвонил с извинениями, просил прощения даже, что не пришёл на пресс конференцию, у него панихидная служба была и прочее. Что-то меняется. Они нам говорят: «Хорошо, у вас такая защита, вы не одиноки. А меня чуть что, сразу придавит местный епископ, и всё. Вам хорошо». И мы скажем, что если так будет, как они думают объединять, то нам есть о чём думать. Католики нас не касаются, это не наше. К старообрядцам пойти - значит просто утонуть, никто нам не позволит по-русски читать в храме. Останется просто одна обрядность, непонятное и томительное богослужение. Нас епископ терпел долго. Молиться за него надо, чтобы Господь нас ещё с ним сохранил, несмотря ни на что. Нам с ним так хорошо было. Мы достигли невероятного. Смотрите, чего мы хотели, достигли. Он нас нигде не притеснял. Если епископа не будет, то прислониться не к кому. К грекам мы, конечно, не пойдём – в цыганскую церковь не уйдём. А всё-таки надо епископа искать. Господи, сохрани нам нашего епископа. Я прошу, если ваше сердце расположено к этому, чтобы учение Иисусово, которое мы постарались воплотить, – сохранить. Чтобы расположение епископа сохранилось к нам.
Деян.17:19 – «И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?» Апостол Павел знал, как проповедовать язычникам. Он Писаниями им доказывает, хотя они Писания и не знают. Но русским можно было проповедывать, как? Он увидел там какие-то божества и надпись: «неведомому Богу», он сразу за их жертвенник ухватился: «Я как раз о нём вам и говорю». Какая-то надпись, какому-то Богу кланяются. Надо было познать историю, как Макарий Алтайский. Он знал историю шорского народа и из этого старался исходить. Люди говорили: Деян.17:19 – «И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?» Мы должны очень хорошо знать своё учение. Как беседовать с баптистами, с иеговистами. Деян.24:21- «разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за [учение о] воскресении мёртвых я ныне судим вами». Значит, в нашем учении о воскресении постоянно подчеркиваться должно воскресение Христово. Не слушается маленький мальчик, а ты ему говори: «Мы умрём, а потом воскреснем, и как отвечать будешь? Ты старших не слушаешься, а придётся за всё отвечать. Как это всё будет?» Жена не слушается, а ты ей скажи о том же. 2Иоан.1:9 – «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына». А если не пребывает в учении, значит, ничего и нет. Не веришь, остальное тебе не поможет. А сегодня о чём рассуждают? Как поминать, как помочь умершему. Нам всё время помочь надо – забота не о живых, а о мёртвых. И ходят, молятся только из-за этого, как помочь умершим. Почему же людям сегодня не объяснить, что по нашему учению неверующий в Сына Божия не имеет жизни? И Христос отречься Сам Себя не может. Вот вышли бы и сказали правду об умерших, что надежды на вызволение из ада нет никакой. И тогда возопил бы народ: «Это – новое учение». Да никакое не новое, а это христианское учение. Мы привыкли говорить: Павел, Павел. Но мысленно вообразите, что пришёл к нам этот Павел. Пусть одет не по-нашему будет, как бы мы к нему отнеслись? И он пришёл бы и нам сказал: «Знаете, вы как-то не так делаете, как я вам заповедовал». Мы бы сразу попросили его: «Покажи нам место Писания». «Послание к Коринфянам, это я его писал, вы неправильно его поняли». Мы бы стали от него требовать, и я даже представляю, как. Пришёл бы он к сектантам – та же самая была бы история. Значит, надо иметь Духа, чтобы проникнуть духовно в Священное Писание. Та же картина могла быть даже и тогда, если бы пришёл Христос. Понятно, Христос на небе, духовно, тут всё принимается. Он с нами бы рядом ходил запылённый. Мы идём, и Он рядом идёт. И слова Его точно те же, ибо они неизменные. Как бы мы к ним отнеслись? Он бы посмотрел и сказал: «Чтобы все из города вышли завтра, чтобы ни одного здесь не было, иначе все погибнете». Ведь не поверили бы. Думаю, не тронутся даже. Я подумал, неправильно перевели мне с еврейского языка. Когда прикинешь, и думаешь - какое наше учение? Учение беспрекословного подчинения по Писанию. Он не придёт, но воображать надо, что Он как бы с нами присутствует. И то, что будет коленопреклоненная молитва завтра, это для того, чтобы Он вошёл в нас. Чтобы Дух Святой пришёл и вселился в нас. Молитву Царю Небесному, Утешителю я целый год изъяснял вам в университете по одному слову и возвращался снова. И несколько раз. Что эта за молитва, как чудно она составлена.
1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Не сказал: занимайся обрядами, преданиями, хотя всё это и нужно, - но: занимайся учением Христовым. Занимайся постоянно, и это будет не новое. А вот когда бросили, и сейчас не занимаются, вот это есть новое учение, когда совсем Евангелия нет. Я каждому священнику советовал бы на исповеди спрашивать у исповедующегося, читает ли он Евангелие, исследует ли, свидетельствует ли другим. Я вам не помогу, разрешение от грехов вам не поможет, вы явные нарушители Писания. Свидетели вы или не свидетели? И тогда бы в зарубежной Церкви, если бы там так делали, было бы не сто тысяч сегодня, а сто миллионов. Потому что было пять миллионов. Да за восемьдесят лет сколько бы могло быть! Мы-то начали с нуля. От прежних осталось всего несколько человек, а остальные живут только благодаря проповеди. Если не знаете, почитайте свидетельства свои. 1Тим.6:1 – «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение». Если бы мы молились, как должно, то начальники были бы другие. Иез.7:26 – «Беда пойдёт за бедою и весть за вестью; и будут просить у пророка видения, и не станет учения у священника и совета у старцев». Когда дохожу до этого места, то не могу дальше читать. Неужели этого никто не читал? Беда за бедою, потому что у священников учения нет. Встречаемся, разговариваем полчаса, и узнаю, что священник как будто никогда не слышал про Библию. Спрашиваю: «Как же ты преподаешь?» «Придут люди, отстоим. Что читать? Даже что читать, не знаем, лишь бы непрерывно звуки лились». Лук.1:4 – «чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Кто через вас пришёл, у кого вы были поручителями, вы всё время за ними ухаживайте. Чтобы твёрдое было основание.
Деян.22:4 – «Я даже до смерти гнал [последователей] сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин». Не сказал, последователей сего богослужения, как Никон гнал. Он не учение гнал, а преследовал Морозову за богослужение; Аввакума гнал не за учение, а за богослужение. Савл же преследовал за учение. Но за какое учение? Учение осталось то же самое, что у старообрядцев, что здесь. Учение-то одно – Евангелие. Поэтому Евангелие на соборе сейчас никто и не оспаривал. Они издавали ту же Библию, синодальное издание. И старообрядцы держат ту же Библию. Если бы смотрели по Евангельскому учению, то споры бы прекратились. 2Иоанн.1:10 – «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его». 2Тим.1:13 – «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе». Это здравое учение исходит только из Евангелия. 2Тим.4:3 – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». Если объединение будет, а Евангелие не будет на первом месте, то это ничего не даст. Придумали духовничество, каждое слово десять раз проверять. Да ты читай Евангелие. Почему же ты сам себя унижаешь? А вот каждый монах чуть ли не пять раз должен ходить исповедоваться, о чём думает. Ты читай, Дух Святой наставит на всякую истину, вы не будете иметь нужды, чтобы вас учили, ты помолись, и тебе открыто будет. На меня одно обвинение, - у вас уклон в Священное Писание. Так это – похвала. Предание не ставить наравне с Писанием. Я говорю: «Аллилуия! Это разве обвинение?!» Евр.6:1 – «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога». Деян.2:42 – «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Евангелие у тебя должно на столе лежать постоянно, и оно может быть открыто любым. Еф.6:4 – «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Ты научи их сначала. Ребёнок не знает, подскажи ему. 1Фес.2:3 – «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых [побуждений], ни лукавства». Я по каждому слову буду обвинять местных священников. И заблуждение, и лукавство, и хитрость, и что угодно, лишь бы только нас затянуть, а дальше погубить. В нашем же учении ничего подобного нет, мы ни к кому не лезем, ничего не придумываем, открываем Писание, желаем, чтобы всё было понятно. 1Тим.5:17 – «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Сугубую, то есть двойную. И сегодня сказали бы: «батюшка, сколько ты получаешь, какая у тебя зарплата? Если ты будешь проповедовать, то сугубая, значит двойная». Может, через это они стали бы трудиться? 2Тим.3:10 – «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении». Прем.6:18 – «а забота об учении — любовь, любовь же — хранение законов её, а наблюдение законов — залог бессмертия». Сир.23:6 – «наказание же и учение мудрости прилично всякому времени». Аминь.

Достойней прозвучали бы слова:
«Вы посмотрите на моих детей.
Моя былая свежесть в них жива,
В них оправданье старости моей».
Пускай с годами стынущая кровь
В наследнике твоём пылает вновь!
Прелестный скряга, ты присвоить рад
То, что дано тебе для передачи.
Несчитанный ты укрываешь клад,
Не становясь от этого богаче.
Ты заключаешь сделки сам с собой,
Себя лишая прибылей богатых.
И в грозный час, назначенный судьбой,
Какой отчёт отдашь в своих растратах?
С тобою образ будущих времён,
Невоплощённый, будет погребён. (Шекспир)

Список всех проповедей

284

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: