размер шрифта

Поиск по сайту




Слышать слово Божие.

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: Лук.5:1-11

15 октября 2006 г. Лк.5: 1-11. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского» и учил. И чем это закончилось? Тем, что отплыл на глубину, забросил сеть – чудо! И провозглашает их ловцами людей. Всё понятно, никакой тайны, кажется, нет. И сегодня во всех храмах, вот сейчас, на данный момент, читается это на литургии. Но нужно научиться ставить вопросы. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие». Где, в какой храм сегодня пришли люди и теснятся, чтобы слышать слово Божие? Пришли отпеть, заказные молебны справить, утешение, может, даже получить, встретиться с родственными близкими людьми. Да и у нас-то, приходя в храм, у каждого причина есть. Одно дело – так надо, другое дело – по уставу, иначе меня отлучат, у нас дисциплина. А главная побудительная причина должна быть одна - чтобы послушать Слово Божие: а что нам сегодня Господь скажет? Напоминаю, что когда Иоанн Златоуст говорил проповедь, как в житии его написано, базары закрывались, судейские дела приостанавливались. Я не понимаю, как это? Вот сегодня бы судья объявил: «Подождите, мне некогда, я в храм бегу, Никольский рядом, там надо послушать, выступает отец такой-то, вы тут как хотите, а я побежал». Заседатели бегут, спотыкаются, адвокаты побежали... «Что такое?» «Там проповедь сейчас будет говорить владыка Иоанн». Ну где, когда такое ещё было? Тогда это читается для чего? Чтобы мы взяли сие для себя. И скорописцы, которые фиксировали во многих судебных заседаниях дела какие-то, все стояли в храме. И заканчивал Златоуст проповедь, народ выходил, и они тут же продавали записанную ими проповедь, сразу тиражирование шло.
Ясно, что нотарий всё не мог записать. Скорописцы тогда были. Вот сейчас только бы вышли из храма и плёнку скорее распространить, дать другим послушать - вот какое было желание. Это Иоанн разжёг, а больше нигде подобного не было. Нам даже и не удивительно, что он изустно говорил проповедь, не читал по бумажке. Златоуст первый был в то время, за столетие во всём мире, и другого никто не знает. Сегодня поп ткнулся, носом поводил, ну и всё, дальше ничего не надо, а коснулось души, не коснулось... Нужна проповедь сегодня такая, которая достигла бы глубины сердца более, чтобы человек понял, как ему плохо без Бога и как хорошо со Христом. Чтобы человек научился различать, что такое хорошо и что такое плохо, чему Адам не научился. Вот это первый урок, не пройденный Адамом, мы должны пройти здесь и, выходя отсюда, сказать: «Как хорошо, что я пришёл в храм. Господи, как хорошо, что сегодня Слово Божие было. Как хорошо, что ещё занятия будут». Укори себя, почему тебя нет на занятиях, почему не идёшь на благовестие, а сегодня воскресный день. Ну где, в каком храме сегодня священники будут говорить: «Люди, дорогие, не ходите просто так, дворы топтать, но придите, пообедайте и идите с братьями по домам, свидетельствуйте людям: «Время близко». Скоро это всё изменится.
Вы же знаете, сколько миллионов гектаров отдали сейчас китайцам официально. Лес разрабатывают, всё вывозят. И в этом ничего плохого не надо видеть. И привлекайте всегда, чтобы вышли с жёнами, детьми, то есть практически территория уже отходит. Почему? Да потому что нет людей, рожать не хотят, а если рождаются – наркоманы, рано умирают. Безумие затопило страну. Надо думать об одном: китайцы, приехав сюда, мусульмане, которые с нами встретятся, найдут ли они здесь Христа? Вот только один вопрос. А то, что земля отойдёт... Ну почему должна нам одним земля принадлежать, когда она безлюдна? Мы знаем, что эту землю захватывали с пролитием крови, но ныне земля пустует. Потому что жили без Бога. Я хочу пояснить, как слушать надо. Исх. 33:4 - «Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих». День слушания Бога может превратиться в скорбь. Какие украшения? И в самом деле, Господь скажет грозные слова, а ты одет по-праздничному, приготовился на какие-то гулянки. Убойся. Бог говорит: горы дымятся. Иер.19:3 – «и скажи: слушайте слово Господне, цари Иудейские и жители Иерусалима! так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие, - о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах». И не только Израильские, но и цари мусульманские, цари славянские, слушайте слово Господне. По радио передают и печатают, что вот правители встречаются по разным вопросам. Но нигде и ни разу мне не пришлось в жизни увидеть, как собрались для того, чтобы прославить Бога, и сказали бы: «Мы знаем Иегову. Мы знаем, что у нас развал потому, что мы не знаем Бога. Как бы людей к Богу привести, да за всех-то нам отвечать» Ну почему такое совещание, конференцию такую не провести? Сказали бы: «Мы присваиваем Нобелевскую премию в Швеции тому, кто нашёл, наконец, ключ к сердцам людей – как донести до людей Слово Божие». Нет этого нигде. Всё человеческое, временное, туманное, сиюминутное. Иер.23:18 – «Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?» Кто? Этот вопрос ставится каждому человек. Что ты скажешь? Вот вы дали свидетельство: «Да, я услышала слово Господне, я стала ходить на занятия». «Но много ли этих занятий в стране?» - нам этот вопрос всегда задают. – Ну, ваша деревенька, там пятнадцать дворов, а почему дальше-то не идёт, если так всё хорошо: не пьют, не курят, аборты не делают, не матерятся? Ну что ж не жить-то? Не хотят люди. «А многие знают?» Да уж мы такую рекламу дали, больше невозможно. На весь мир раскатили кинофильмы и прочее. Люди не хотят этого. «А будут искать?» В один момент Господь их всех переучит. «А для чего тогда это?» Для свидетельства, что можно делать. «Здесь ничего нельзя сделать - такая беда в стране». Можно. Вот мы показали, что можно. Можно в Православии навести порядок, читать по-русски в храме, чтобы была проповедь, чтобы свечи были чисто восковые, чтоб не было продажи. Всё, что мы записали некогда в устав, нам о том многие говорили: «Вам никогда не выполнить». А мы написанное в уставе без особого напряжения выполняем, как бы всё самотёком идёт. В церкви всё естественно, когда Богу доверяешься.
«И кто услышал слово Господне?» Мы скажем, что услышали. Я его услышал 27 сентября 1962 года. И вы можете указать день, когда вы услышали, не просто какие-то слова услышал, а понял, что Божии слова - они с неба. Это Послание Павла сделалось канонической книгой. Не просто письмо, а стало Священной Книгой. И не просто Павла, а словом Самого Бога, и называется Слово Божие. То, что мы говорим, часто не подходит под это определение «Слово Божие», это просто наши слова, потому что увлекаемся привязанностью какой-то. А Павел написал то, что мы читаем, и говорим: это касается меня. Ведь не два дня, не три века живы его письма. Да кто же сегодня будет читать труды правителей, которые были всего лишь 30-40 лет назад? А ведь как они гремели, как выступали и лысые, и усатые, каких только не было. Я в библиотеке спрашиваю: а книги эти можно достать? «Какие?» Я называю: председателя Президиума... «Да нет, - говорит, - в архиве по одному экземпляру, а остальные приказали сжечь. Мы во дворе всё сожгли». Официальное указание власти дали. Всё в мире меняется , а Слово Божие пребывает вовек. 1Пет.1:25 – «но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано». Слушайте, цари, вы хотите, чтобы ваше имя поминалось, как доброе, слушайте Господа, больше ничего вам не надо; слушайте и исполняйте. Однажды я читал про одного человека у Лескова. Он всегда исполнял утреннее молитвенное правило, да ещё и канон читал. Министр, к нему на приём приходят самые высокие и знатные. Сидят, переживают: «Что делать-то?» «Да уже третий запев читает». Дома, на производстве, в кабинете он читал каноны. «Так, а он сегодня канон Богородице будет читать?» «Вот не знаем». Они молятся об одном только, чтобы он не читал. А он дела свои вёл так, что как-то всё поправлялось, всё делалось лучше. Все не понимали, почему Бог ему даёт таких хороших служащих? Оказывается, всем надоедает, они уходят, а которые богомольцы, приходят, прилепляются, за него хватаются. И все люди видели: приходят с делом, с бумажкой, с жалобой, ждут, ждут, наконец скрутил и изорвал, и ушёл, и забыл, что у него в руках есть. Он на производстве молился полдня. Я когда читал первый раз, показалось смешным. Перечитываю: так ведь в этом весь смысл! Уж не на работе, но дома-то встань пораньше. И ты иди, чтоб всё освящалось Словом Господним. Иезек.33:7 – «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву...». Мы большей частью не стражи своей души, а стражи чрева своего. Мы все – стражи, мы все – охранники. И что?.. «и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня». Больше ничего не надо. То есть надо распечатать уши. Телесный человек может не слышать, главное – расслышать духовно. Телесно он может, как Паганини, всё слышать, а душою быть мёртвым. «Так говорит Господь», – и всё замерло. С кем разговариваете, вам приходит довод из Библии, вы ещё не знаете, правильно, не правильно, но сразу с благоговением склоните глаза долу: «Это мой Бог заговорил, я узнал. Владыка заговорил, тварь внимает». «Я поставил тебя стражем», и ничего не надо толковать. Это я - страж. И сразу смотри, над чем? Над имением своим, над разумом, над совестью, над близкими мы все – стражи. «А я – не страж...» Каиново племя! А он пробурчал Богу: Быт.4:9 – «не знаю; разве я сторож брату моему?» Вот так сразу и определил: он – не сторож. А кто он? Киллер. Он его подкараулил, он его вызвал: «Пойдём в поле». Ты же не сказал: пойдём в поле, у меня там камень припрятан, я тебе голову размозжу. Ты же этого не сказал. О, Каин, что ты сделал? И перед Богом отговорка-то какая, совершенно пустяшная: я – не сторож. А ты сторож должен быть брату. Где брат твой, почему он не пришёл? Вот в Потеряевке мало людей, и когда не приходят на богослужение, я спрашиваю: «Почему такой-то не пришёл?» А он через дорогу живёт. «Да я не знаю». Ну а почему ты, дежурный в деревне, ни к кому не зашёл. Я, когда дежурный, всех осмотрю, кого нет, и к ним захожу. «Что с тобой, сестра?» «Да у меня голова болит». А она всё время головой мучается. «Дорогая, да ты пирожками сейчас занимаешься, а служба идёт. Вставай, милая, сходи в храм». Гляжу, она оделась и говорит: «Прости, Господи». Пришла, как надо. Когда выходит из храма, спрашиваю: «Ну как голова?» «Да голова как-то лучше». У тебя дела не ладятся? Златоуст говорит: оставь всё – заладятся. «Времени не хватает». Иди в храм, на всё хватит. Ты будешь слушать из уст Божиих, и не просто, как обыкновенную книгу, Библию читать, но «так сказал Владыка». Настрой себя на это и тогда будешь вразумлять других и не потому, что мне нравится, а потому, что это от Бога, так Бог сказал: «Этого нельзя делать». И маленьким детям это говорите: «Так Владыка сказал. Так Бог велел». Вот я в Потеряевке смотрю, родители отдельно от детей, вместе некоторые не молятся, а дети ко мне прибегают, им у меня яблочки порвать хочется. Они заходят, и я на крыльцо выйду: «Давайте помолимся сейчас». Гляжу, яблочки съели, а они пришли целой толпой, пришли самые маленькие. «Так, а у кого есть транспорт?» Один: «У меня велосипед есть». «Ты со мной сейчас в сад поедешь. Давайте помолимся, а вы останьтесь все здесь и молитесь». И мы поехали, чуть не полсумки добрых яблок достали и теперь всех угощаем. И ребёнок понимает: принесли. А они ждут, среди улицы стоят. «Это мы не сами, это нам Бог послал, потому что вы здесь за нас молились. И мы нарвали». А для ребёнка это урок, что мы пошли, а они молились, и по молитве им Бог дал. На небо смотрите. Видите, только вышли и сразу нашли.
Это урок, урок через чрево, может быть. Мф.13:20 – «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его». Вот этого бы предложения дальше не было: когда у вас всё хорошо. И с радостью принял и уверовал, и ходил, и написал о своём обращении к Богу, а потом... А потом припекло и... Корня-то не было! Корни надо глубоко запускать туда, в юность: как было, как Бог хранил. И в детстве: как трудно было, а Бог защитил. Особенно старое поколение: как трудно было в войну, после войны. Корни туда глубже запусти: Бог. Это Господь! А сегодня начинают: иконы вокруг города Ленинграда, вокруг Москвы во время войны обносили-де... Всё это бредни. Какой-то Илья Ливанский молился, Бог вразумил, наказал и Бог ждёт покаяния. Не надо никуда отвлекать взор, но прямо, напрямую иди к Богу. Какая-то икона, обносили... Носился бы, стоял с иконами, когда живых всех поубивали, а с иконой бы летали. Лгут всё. Мф.15:12 – «Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» Когда мы слышим Слово Божие, то всё должно умолкнуть: «Да будет воля Твоя». Ты сейчас слышишь: «Господи, да не будем мне в этом соблазна». Ты на меня не смотри, потому что мой вид тебя может смущать, ты знаешь обо мне плохое и говоришь: «Вот он говорит, а сам-то не делает». От таких мыслей и слов тебе пользы не будет. Мф.19:22 – «Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение». Слово Божие принимать нужно с радостью, даже гневное, грозное: «Благодарю, что ещё при жизни я услышал: «близко пришествие Господне».И вот будет же тот день, когда вдруг небеса раскроются, сойдёт Господь. Какой страшный День! И мы это увидим. И гробы раскроются. Мировая история закончилась. Вся цивилизация прекратилась. Ничего, оказывается, не надо было. И переучивать никого не надо, убеждать не надо, все наяву вдруг увидят, притом мгновенно в человека будет положено: «Бог есть и Суд настал. Жил напрасно. И Ты победишь в суде Твоём». Это мгновенное будет переучение, сразу же. Вот как сейчас, когда человека схватят прямо на месте преступления, ему отвечать-то нечего.
Мрк.4:33 – «И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать». «Вы много проповедуете», - я даже это слышал. Хорошо, когда сходится с тем, что было тогда, и много поучалось притчами. А сколько они могли слышать? «Да я уже устал, я забыл, что ты первое говорил». Может, так, но не все с твоим разумом, у других разум молодой, и они ещё нуждаются и говорят: ещё бы говорил. Ты что прочитал и сказал: «сколько могли слышать, уже прослушали». Так неужели мера была такая? Или есть захотели? И не вмещалось. Когда разум человека всё время упражняется в духовном, тогда знания идут, как поток воды; а когда ничем не занимается человек, тогда у него протоптано только до холодильника, туалета, телевизора, у него разум-то не больше бурдюка: плеснул полтора ведра – и через край льётся. Ты себя всё время тренируй. Псалтирь заучивай на русском языке, это очень хорошо развивает память. А иначе она спечётся у тебя, как кирпич будет.
Лк.11- 28 – «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Люди приходили в храм, чтобы услышать. А дальше налагается обязанность – исполнить. «Я это слышал, - и записать обязательно. – Вот здесь у меня было не по Слову Божию. Здесь я неосторожно вёл себя. Вот здесь обязан пожертвовать. Бог дал мне жильё для того, чтобы я его для Бога определил, я для Бога оставил. И дал мне какое-то имение – Бог участник этого, и надо с Ним делиться». С Ним делиться. Почему и говорится: Мне подали; Меня навестили. Любим мы Бога или нет, потому что это первая заповедь - любить Бога. Я обращаю это всё к русскому человеку: тысячелетие Крещения Руси, неужели это слово никто не читал: Иоан.14:24 – «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца»? Но тот, кто любит Бога, может ли он спрятать Слова Божии, не дать другим Евангелие? Но как слова Божии соблюдать, если их не дали? В церкви-то проповеди не было совершенно. Никак. А может, не просто проповедовать, а назвать место из Библии и сказать: ты придёшь домой, дорогой, открой, ты посмотри, там дальше прочитай, у меня на то здесь времени нет. «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца. (Бога Иеговы). «А вы Меня не слушаете», - Господь обращается к евреям. Но мы скажем: мы в том числе. Как исполнить первую Божью заповедь - любить ближнего, если не любишь слова Его? Какая прямая связь даётся здесь.
Иоан.19:8 – «Пилат, услышав это слово, больше убоялся». Где сегодня такие правители, чтобы, слушая слово Господне, убоялись? И ставь так себе вопрос: а я с кем разговаривал, с домкомом, профкомом, кого испугал я словом Божиим? Когда приходится говорить правду по Слову Божию, то люди говорят: «Какая-то злая у вас вера. Наши вон жили, ничего этого не было. Я слышал, у вас то нельзя, это нельзя, Бог наказывает». А ты этого не бойся. Значит, слово уже достигает. «Ты умрёшь, - скажи, - хватишь горя. Когда Бог отнимет жизнь, ты не пройдёшь ни одного мытарства без Христа, задумайся сегодня, пока не поздно». Устраши его. Иуд.1:23 – «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью». Деян.13:7 – «который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие». Какой-то был правитель Сергий Павел, и он пожелал услышать слова Божии – так и написано. Что он из себя представлял? В Деяниях написано, что после встречи с ним, когда волхв Елима противился, Савл переменил имя на Павла. И он сразу начал называться Павлом. И исследователи находят, что это связано с ним, он поразил Савла, и тот понял: вот этого мне не хватает, может быть. Может быть, так было, и он имя его принял на себя. Деян.15:7 – «По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня]». Сейчас любой поп, архиерей может сказать: Бог избрал меня. Закроем Библию и спросим: а для чего тебя избрал? «Ну как, чтобы я рукополагал священников». Священника для чего? Кадилом крутить, отпевать покойников, крестить? Пётр знал, для чего его Бог избрал. Для чего? «чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали». Если у тебя избрание на что-то, ты скажи: «Всё для высшего. Я устроился на эту работу следователем, компьютерщиком для того, чтобы на работе услышали из уст моих слово Евангелия и уверовали». Бог дал тебе детей твоих для того, чтобы они из уст твоих услышали Слово Господне, Евангелие, и уверовали. И дал тебе таких соседей, я тебе повторяю, чтобы это всё дошло, последовало. Непрерывно «чтобы» добавляй: я потому учительница, чтобы из уст моих услышали слово Евангелия и уверовали. Другой цели я не знаю. Какие-то неурядицы, как у меня вот здесь, во время летнего моего отсутствия начислили тысячу двести рублей на наш телефон. Знаете, я в Потеряевке когда услышал, сказал: «Я не знаю, для чего это, но что-то Бог хочет сказать, какие-то люди должны мне встретиться. Помолитесь». И теперь уже точно могу сказать: по молитвам вашим Господь ответил, навёл страх на них, на этих людей. И они все деньги возвращают. Вначале разговаривать не хотели, даже угрожать мне начали. Бог всё делает по-другому. Я не знаю, но до самых высоких начальников дошёл, до прокуратуры, до генералов милиции, до городской администрации и всем засвидетельствовал о Боге, и все с радостью выслушали.
А если бы те не были обманщиками, да деньги с нас не сняли «за услуги некие», чуть ли не женщину я тут вызывал заказную. Да хорошо, что это случилось. Ещё далеко не ушло, а уже видно, может быть, они ещё раз и два, да назад повернут, тогда не кончится эта пьеса, дальше пойдёт. Слава Христу. А вначале было печально. Думаешь: как же так, я пешком хожу по пять остановок автобусных, чтобы семь рублей сэкономить, и столько с меня сняли?! Да какое же имели право?! Мысли-то человеческие крутятся. Я всем сразу объявил: помолитесь, у меня смута в голове началась, нехорошо мне, что-то нехорошее сделалось. Всем объявил. Я знаю, где помощь: вы всегда обращайтесь к друзьям. Поэтому должна быть община, должны быть друзья, которые тебя на руках молитвы понесут. А там уже Бог начал подготавливать. Но эта ещё сцена не кончилась, не закрыта, это ещё не вечер. Потому что я письмо отправил начальнику милиции, генералу, там разбор будет. Если они заупрямятся, подключу краевую прокуратуру. И мне они уже сказали: они очень просчитались с вами, они уже завязли на вас. И они со мной до того ласково начали говорить после этого: мы всё сделаем для вас. Чтобы только я отстал и скрылся. Почему? Я понял: молитва заработала. Всё время надо убеждаться в этом. Я для того это всё затеваю, чтобы люди услышали Слово Господне. «Чтобы» - и дальше подставляю. (А деньги через прокуратуру и милицю всё до копейки вернули с извинениями). 1Иоан.2:7 – «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала». Это древняя заповедь, не новая какая-то, чтобы любили друг друга, распространяли Евангелие. Еф.1:13 – «В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». Ну кто может из священников сегодня сказать: вы, придя в храм, услышали слово благовествования и уверовали? Слово «уверовали» у православных отсутствует: «А я стал ходить», «я привык», «я узнал», «воцерковился», «обновился», «прослезился», «замироточился»... У него всё там будет, но только не то, что написано. Он от головы до башмаков, от подошвы ноги то темени головы будет источать миро, вот только не знает, как с этим миром гореть будет. Да без Слова Божия это всё – пустота, диавол может бочками своё миро лить. Он и свет делает, и благоухание – я Жития святых читал. Он всё может делать, и в виде Христа и Божией Матери явиться. Единственно, не доступен ему Крест. Крест не может Диавол показать, потому что он его страшится и говорит: материала нет. Весь лес разворовали, и материал на крест не может достать. Почему? Потому что Любовь и Смирение - крест. Фил.2:8 – «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». «Я этого слова о смирении, – говорит диавол, – терпеть не могу».
1Фес.2:13 – «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих». И когда вы слышите это, то скажите: это говорит не человек, а Бог. Когда Ироду сказали: «не человек, говорит Бог», - и он это принял, то Бог его поразил. А здесь наоборот Он прославит за то, что мы приняли слово, которое из Библии. Павел говорит: вы приняли, как от Бога Самого. Вот это и нужно, а не от батюшки. Евр.4:12. – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». И надо помнить, что если мы услышали, уверовали, то это ещё не конец, и надо всё это растворить верою. Евр.4:2 – «Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших». И об этом мы помолимся, чтобы Бог растворил всё слышанное и Слово Божие глубочайшей верою. И чтобы Слово Божие мы понесли. И для этого мы пришли сюда и теснились вокруг Христа, чтобы быть Его истинными учениками. Аминь.

Список всех проповедей

293