размер шрифта

Поиск по сайту




И дивились учению Его

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: Мрк.1:22

14 октября 2006 г. Мрк.1:22 – «И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». До Христа много было учителей. Евреи хорошо знали пророков. Синагога – это школа, так переводится по-русски.
СИНАГОГА (от греч. synagoge - собрание, место собрания), в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине в 4 в. до н. э. и в Египте в 3 в. до н. э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э. и расширения диаспоры С. стали создаваться повсюду, где жили евреи. Первые С. сыграли известную роль в распространении монотеизма. В С. совершается богослужение, происходит чтение и комментирование Библии и Талмуда. В ср. века отклонение от догм иудаизма влекло за собой отлучение от С. Архит. типы С. весьма многообразны. Общими их чертами являются прямоугольный план, неск. нефов (3 или 5), «ковчег завета» (у вост. стены) со свитками Библии и впереди него - возвышение для чтения священных текстов. Исследователи находят, что синагога возникла после Вавилонского пленения, когда храм был разрушен, а синагога собирала их.
Вот мы бы сегодня не встретились, не каждый даже позвонил другу, а в храме собрались и мы начинаем заниматься исследованием Слова Божия. Они слушали своих учителей – раввинов, имеющих образование специальное, знающих громадное толкование. Но слова Христа потрясли их, они дивились им. Я хочу поставить вопрос к вам: мы сегодня, когда слышим слова Христа, удивляемся или нет? Православные удивлялись бы все: что-то Ты новое, странное влагаешь в уши нам. Деян.17:20 - «Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?». Главное – это монашество, а у монашества главное – основать монастырь, хотя ни одного человека там может и не быть, но основать. Это одна из ступеней канонизации будущей. А уже тут мощи, мироточение, вериги найдут, скуют – всё сделают. А вот чтобы чистое Евангельское учение, когда человек подвизается за веру Евангельскую – для православных это чудо. До того удивляются, смотрят: ну а как же мы этого не видели, а как мы это не читали? И Господь когда разъяснял, что было написано, что они до того не раз слышали, и то совсем по-другому выглядело, чем их учили. Вот лето благоприятное Господне...Ис.61:2 – «проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих»; Лук.4:19 – «проповедывать лето Господне благоприятное». Они всё понимали буквально так, как написано. Когда Апостол Павел начинает разъяснять Ветхий Завет, то всем кажется, что это какое-то странное учение. Например: «Не заграждай рта у вола молотящего» - что тут непонятно? Корова подойдёт, ест. Зачем она нужна? Привяжи её. А вот когда вол пшеницу молотит и таскает за собой каток зубчатый, в это время надевали на голову быка мешок, чтобы ничего не видел. А закон гласил: не надо этого делать, он достоин. А Павел выводит: да это же говорится о нас, о служителях Господних. В Соломоновом храме было двенадцать быков и море на них – это для чего? «Ну, руки мыть, там написано было». 3Цар.7: 23,25 – «И сделал литое [из меди] море. Оно стояло на двенадцати волах». Означает сие двенадцать Апостолов, на которых весь мир будет лежать. Они его поднимут к Богу через воду, через Дух Святой. Насколько это всё странно. Вот пришли сюда и учитесь. Мы ученики Христовы. Ты всё время говори: «Я – ученик Христов. Я – свидетель Христов. Я – свидетель Иеговы, Бога!» Вот что потрясает людей. «Да как так? Да мы просто прихожане...» Вернее, правда, будет, если сказать «прохожане» – пришли-ушли, колёсное христианство. Мрк.1:23-25 – «В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него». Мф.8:29 – «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас».
Когда мы начинаем сегодня говорить, то нас упрекают патриархийные: вы разрушаете православную веру. Они люто ненавидят наши книги. Я недавно подумал: на Алтае примерно двести приходов, и если бы сейчас каждый приход пожелал все до одной книги наши иметь и бесплатно, то дал бы. Но я не дам, ибо они их уничтожат – вот в чём дело. А я бы дал. Почему? А они кричат, как бесноватые: «Ты пришёл мучить нас. Ты пришёл разрушить наши устои. У нас всё основано на алтаре. И алтари, как гвозди, скрепляет земной шар». Они не понимают, что это всё далеко-далеко от того, что Христос принёс. Христос не пришёл алтари строить, кутью варить нам, Он пришёл умереть за нас. И людям нужно показать Христа любящего, Единосущного Отцу, Который обещал и дал Духа Святого, Слово Своё неложное. Лк.11:14. Я об учении хочу поговорить. Трагическое состояние России не кончилось, хлынуло ложное учение разных сектантов. Они учат, сатана сеет день и ночь, и сеет всякие плевелы. Как на поле, где никто не сеет весной. Обработано поле несколько раз, уничтожены сорняки, но пшеница не успеет подняться. И никакой мороз не берёт сорняки, и колорадский жук не пожирает. А доброе что посадишь, всё поедается и погибает. Вот так и Слово Божие: то рабы заснули, то непогода. А когда на молитве стоишь, ведь о чём попало думаешь. В мирное время едешь в поезде, автобусе, ну и думай о том, что болит. Но и мыслей никаких нет, а просто трясёшься, головой мотаешь. А как только на молитву встал, то такой умный: и вчерашнее, и что сто лет назад было, всё придёт на потерянную уже память и рассуждаешь, и раскладываешь, такие советы даёшь, хоть в президенты иди. Сатана же этому всему научает. Слово Божие говорит так: исцелил Иисус бесноватого, духа немого изгнал, так что немой и глухой стал говорить, и народ удивлялся. Я слово «удивление» хочу раскрыть об учении, чему люди вообще удивляются. Мы-то ведь являемся удивлением для людей. Когда мы говорим со священниками, практически со всеми, с кем я встречался, мы спрашиваем: «А вы хотели, чтобы вот такой порядок был, как у нас?» «Конечно». «Ну а хотели бы, чтобы десятину платили по закону, чтобы торговли в храме не было?» «Конечно». С чем не согласны в правилах наших? Они фотографировали, архимандриты были: «Со всем согласны. Я у себя попытаюсь сделать». Проходит время, не звонит, не пишет, и я узнаю: ничего не мог сделать. А почему? Да потому что сначала надо людей усадить у ног Христа, чтобы люди не к тебе приходили, а то: «батюшка, батюшка». А ты будешь приходить и говорить: «Господи Иисусе Христе, к Тебе я пришёл. Я благодарю Тебя: Ты меня полюбил, Ты меня здесь нашёл, это мой дом – дом молитвы». Это дом молитвы. Вот если у нас не будет престола, тот это будет молитвенный дом. Сектанты, баптисты не понимают различия в перестановке слов, они на своей синагоге написали «Дом молитвы», а надо бы начертать «Молитвенный дом». Дом молитвы в Израиле был один. Дом молитвы – это храм, где жертва приносится. А у них нет Таинств, они сами так и говорят: «У нас Таинства нет».
Лк.11:38 – «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом». Люди удивляются, пишут: «Он в сапогах ходит», «он сапоги и зубы не чистит», - и удивляются. Удивились, что рук не помыл. Ведь смешно даже, здоровые дядьки и за чем наблюдали? Он к вам пришёл, принёс спасение, а они наблюдают. Да вы же грязные, все в грехах, вы же хуже скота живёте, хуже ослов, хуже быков вы все живёте. Ис.1:3 – «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет». Пророк Исаия говорит о народе Израильском. Говорит пророк об учителях. Иер.12:10 – «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью». Если Он немытыми руками в рот берёт, то тебе-то большая ли беда? Ты мыл десять раз, шампунь весь истратил на себя, да такой же вонючий и останешься. «Он рук не мыл....» Они удивляются. На нас удивляются, приходят: «А почему у вас так, купола на храме нет?» А я могу спросить, зная, что у человека голова, как купол: «Почему под твоим куполом Слова Божия нет, язык молчит о Христе?» «Почему у вас древних икон нет?» У меня самая древняя икона здесь, в сердце моём – образ Христа отпечатлелся 44 года назад, и я стараюсь его не замутить. Будут операцию делать на сердце, и ты им скажи: «Вы должны рассмотреть на моём сердце Иисуса. Он очень прочно отпечатлелся там». Лук.20:26 – «И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали». Вот чему люди удивляться должны – когда мы отвечаем по Слову Божию. Поэтому знайте хорошо Писание. Мне тоскливо бывает, когда вы посещаете кого-то и до меня вести доходят, что с какими-то сектантами, баптистами встречаетесь и не можете ответить на такие простые вопросы. Еретики потом звонят мне и смеются: ваши люди не могли на такие простые вопросы ответить. Что могу сказать: «Я учил, говорил о Христе. Слово Божие у каждого в руках. Бери, читай, притом ежедневно читай». Некоторые смотрят телевизор. Я круглый год не смотрю, ни одной минуты. В прошлом году только фильм Солженицына посмотрел. И думаю, не надо было его и смотреть. Времени совсем нет, время коротко. 1Кор.7:29 – «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Имеющие телевизор должны быть, как не имеющие.
«И не могли уловить Его в слове». Нас пытаются улавливать, но чтобы не могли уловить. Уловить не смогут тогда, когда мы правильно, точно по Слову Божию говорим. Если бы сейчас всех врагов моих выставить, которые копаются в моих книгах, то они бы не вместились на эту улицу до проспекта. Но они ничего не могут сделать, ничего, потому что, как пишет епископ один: «Вы так всё сцементировали Словом Божиим, я ненавижу вас за всё, что написано, но я ничего не могу сделать». По-плотскому он человека ненавидит, а вот по-духовному он тайно от других читает и смотрит. Иоан.4:27 – «В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чём говоришь с нею?» Люди пусть удивляются, что мы встречаемся с сектантами, беседуем, мы и литературу их берём, у нас и баптистская литература есть. Люди очень удивляются. Мы не запрещаем ходить к адвентистам, к иеговистам, но чтобы вместе человека три, чтоб молиться там могли, друг друга поддерживать. Люди очень удивляются: «о чём с еретиками можно говорить, да они погибшие?» Сходите к старообрядцам, посмотрите, мы никого не удерживаем, может, ты найдёшь что-то лучшее. Ты должен всесторонне узнать, что тебя здесь не сагитировали, а ты сам избрал, ты понял, что здесь учение Христа чистое, здесь желают тебе спасения. И ученики удивлялись: самарянка, женщина, еретичка, и о чём с ней разговаривать? Ведь они фактически судили-то Господа. Они лучше бы удивлялись тому, что рядом с Господом и ничего понять не могут выше своего детского научения. Я по Евангелию, по Писанию прошёлся, чтобы заметить, чему люди удивляются. И потом подумал: а к нам это относится? Относится. Мы для многих являемся удивлением. Очень даже. Что с нами происходит, как? Я вот приехал в город, уже четыре дня здесь, и многих обзвонил - и краевую администрацию, и городскую, и везде, по голосу видно – искренне рады слышать: «А мы там читали о вас. И мы так рады, что хоть кто-то занимаемся этим. Деревня, лагерь и притом бескорыстно». Да главное-то, говорю, не это, главное, что мы ведём их ко Христу. Сразу же говорю о Христе. Мы и для них в бедноте своей служим удивлением и обычно, когда к нам приезжают люди, то я спрашиваю, может быть, даже внутренне и желал бы, чтобы что-то им понравилось: «Что больше всего вас удивило?» Думаю, уж не голубятня ли моя? А они отвечают: «Потрясающая...» Что же там потрясающая? Они говорят: «Бедность». Да что же это? «И в этой бедности вы что-то пытаетесь сделать?» Да не что-то делать, а дело Божие! Бедность. Из чего всё у вас сделано в лагере: там палочки, да глиной помазаны. До того они удивились: «Это тот самый лагерь, о котором мы слышали, кино смотрели?» Это он самый. Со всех сторон чуть не на зубок пробуют мои стены. Вот дело-то какое.
Иоан.5:28 – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», и услышавшие оживут. Речь идёт о воскресении из мёртвых, но, конечно, этот стих можно понимать и о воскресении таких мертвых, когда душа от грехов воскреснет. И мы являемся вестниками этой чудной Победы Иисуса. Вестник – означает Ангел (ангелос). И когда человек несёт весть правильно, он уподобляется Ангелу. Не когда монашескую рясу чёрную на себя наденет, а когда он будет вестником. И если монах принял ангельский чин, а сам ушёл в пустыню, то он антиангел, совершенно в противоположную сторону потянулся. Ангел – вестник. А кому ты вещаешь, кого ты на острове Валааме или на Соловках приобрести для Господа сможешь? Может быть, они все стали ангелами, когда их к расстрелу повели, тогда они и завопили, услышал их Господь: «Господи, помоги!». Иоан.7:15 – «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» Вы в свой адрес когда-нибудь слышали такое? Обязательно люди будут говорить: «А что вы окончили? А куда вы ходите? Откуда вы это знаете?» И дивились. Я нахожу слово «дивились» в Библии и рассматриваю его. Когда Господь учил, то Его слова казались необычными. Его учение должно отобразиться в нас; слушая нас должны дивиться Его животворящей силе, и мы должны себе дивиться, что предпочли Библию всем другим книгам и привязанностям. Мы дивимся нынче, как лето у нас в лагере прошло, что никто нас не трогал, дети были в большинстве послушные и хорошие. С нами борьба была у коммунистов. И все отступились, никого нигде нет, даже на территорию лагеря-стана ни один не пришёл. И всё в огороде при хорошей погоде убрали, приехало много братьев и сестёр. И шли у нас занятия – диво Божие! Ты мог каждый день только повторять: «Господи, да до чего же нам так хорошо, да долго ли будет так, что братья все с нами, ни на войну, никуда их не забрали, и сёстры все с нами здесь, и дети? Господи, научи нас это ценить и за всё славить Тебя, удивляясь Твоему долготерпению и неизреченной Твой милости».
Деян.2:7 – «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» Мне всегда кажется, что все христиане должны носить такое прозвище - «говорящее», а тут молчуны: молчальник, затворник. На все замки закрылся, дратвой губы зашил, и не знаешь, живой он или мёртвый. «А сии говорящие». Пусть наша община будет говорящей и не как-то, а Духом Святым. «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс.50:17). Отверзи, и все дивиться будут: не учился в семинариях и академиях, а откуда всё это знает? Знайте Любовь Божию, а потом Бог постепенно открывает. И ты сам будешь дивиться: как я научился? Теперь могу рассказать о спасении Христовом, как Он умер по любви Своей за нас на Голгофе. Деян.7:3 – «Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень». И Бог открылся ему: «Я – Иегова». Это чудо – куст горел. Я стал размышлять: как же это к нам относится? Особенно у православных это сильно: чудотворец Иоанн Кронштадтский, чудотворец Никола. Если только всё в чудотворцах у нас, это значит, наша вера неполная, а можно сказать, очень близка к иудейской – иудеи ищут чудес. Что дальше будет, вот этому надо было дивиться, а не кусту. Когда голос зазвучал, Бог открылся: «Я желаю вывести народ Мой». Иез.20:9 – «Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской». Каждое чудо, которое бывает с нами, должно заканчиваться так, чтобы Бог заговорил с нами через это чудо и чтобы дал такое повеление: вывести всех из плена рабства и греха – из наркомании и пьянства, родственников, по крайней мере, чтобы мы были свидетелями Иеговы. Вот что мы возьмём из этого чуда, чтобы дети, родственники не уклонились в секты, познали Православие. Чтобы Бог заговорил с нами, чтобы мы пошли к православным пастырям, архипастырям, возвестили им истину, что Бог даёт Православной церкви ещё один шанс, и через нас Он даёт. Мы не молчим, а свидетельствуем. Деян.9:21 – «И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришёл, чтобы вязать их и вести к первосвященникам». Если знали его прошлую жизнь, то теперь знают и эту. Так могут сказать о человеке, которого знали раньше: «Вот этот человек, а вы знаете, какой он был?» И начинают вспоминать: драчун, хулиган, он отсидел, может, не один раз и теперь обратился к Богу. «Что с ним сделалось? Как повреждённый какой-то: за стол с нами выпить не садится, пиво не берёт, вообще странное дело, что-то сделалось, говорят даже, похоже, не в своем уме он». Но признают: «нормально работает, где ни оставят, и во вторую смену, всё у него как надо...» И дивятся: «Не тот ли это самый, у которого в получку жена искала пятый угол? Не тот же ли это самый?» Он самый, но он встретился с Господом, Который сказал: Деян.9:5 – «Трудно тебе идти против рожна». Вот чему люди будут дивиться, и это удивление в людях мы создадим, и нам право такое дается.
Деян.13:41 – «смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам». Это относится ко многому, и к христианству на Руси. А я всё отношу к нам, чтобы Слово Божие ожило и заговорило с нами. Те, которые против нас, презирают, они – презрители. Мы смело можем прочитать это место и сказать: вы подивитесь, когда придёт время, и исчезните. О евангельском христианине в православной церкви многие говорят: Вар.3:11Причислен к находящимся в аде». Но в Судный День всё будет наоборот: Прем.Сол.5:2,5 - «они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми?» То, что мы делаем, это не новое, а это хорошо-хорошо забытое старое. Старо-Апостольское. Мы ведь не просто говорим о Боге, а говорим это в Православии. И у нас не просто Библия лежит посреди храма на аналое, но это в Православии – вот что самое главное. У сектантов-то везде лежит Библия на кафедре, там микрофоны. Но чтобы сохранить эту строгость, красоту одеяния и всё. И в Православии на первое место поставить Библию? Мы можем сказать: все презрители подивятся и исчезнут. Итак, в синагоге, пусть это будет как и у нас (сегодня батюшки нет - у нас, как синагога), чтобы все, слушая Слово Божие, дивились: Господи, каким чудным путём Ты меня привёл сюда, как я должна быть благодарна Тебе, чтобы мы воистину были Его ученики. Аминь.

О ком не думали, окажется спасённым,
Чьи кости языком навек отмыли,
И сорок киллеров сгорбатились в потёмках,
Точили топоры и изостряли вилы.
То в миллиметре пуля прожужжала,
То опоздал на полный самолёт,
Незнаемым ударом вышиблено жало,
Другие колчаки, дрожа, ушли под лёд.
Презреньем заклеймённый, шагал он по планете
И благовестием селенья наполнял;
Давным-давно Христа счастливец встретил,
Его Спаситель с нежностью обнял.
И он, отверженный, воспрял и распрямился,
Обетом верности окрестность огласил,
Обрёл друзей – подарок – книга в лицах,
Искал потерянные зёрна, колоски.
Из поношений сложатся тома,
Из подковерных вылазок, подножек;
То из огня, то снова в полымя,
Хотя до крайности казался осторожен.
И отлетела словно шелуха,
Плоть износившаяся сброшена без скорби;
В потомках образ будет полыхать,
Хотя стиль жизни слабеньких коробил.
Никто не знает, где душа его, –
Клянут всё реже и не прославляют.
Вымеривают метром полигон,
Где пересветам свет и хлябь ослябям.
На этом поприще монашеских нет рясок,
Кадил поповских, архиерейских жезлов.
Еретиков попытки здесь напрасны,
Их вымыслы и бредни не пролезли.
Учитесь воевать в смиренье духа,
Благословляя подвиг отошедших.
То справа, а то слева оплеухи,
«Святой» – в смущении и недруги прошепчут. 25.10.06. ИгЛа

Список всех проповедей

274

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: