размер шрифта

Поиск по сайту




Последний Адам

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: 1Кор.15:45

14 октября 2006 г. 1Кор.15:45 – «Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий». Первоклассные переводчики переводили, видимо, лучше нельзя передать по-русски. И что ты запомнил? К этому ещё и толкование надо. Ты толкование прочитаешь и ещё надо так расширить его, чтобы это слово заговорило на сегодняшний день. Вот почему и говорится: исследуйте, непрерывно вникайте, читайте, смотрите. Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Читанное вначале место Писания очень не простое, а как раз говорит о том, что в храм ходить – это не просто пришёл, тебя увидели (ну как привычно ходят люди), нет. Ты идёшь к сродственному, не к тому, что родилось от отца с матерью, это и так все видят: одежда, платья, платочки – всё у нас, как положено. А тот человек - второй Адам - он пришёл сюда или нет? Второй Адам – это Христос с Неба. Ему имя такое – второй Адам. И в Его образ мы должны переродиться, в Его образе должны жить и в Его образе жизнь закончить – и тогда с Ним соединимся уже навеки. Если этого сродства здесь не будет, то все наши причащения, даже предсмертные покаянные молитвы, это ничего не даст, потому что человек уже в смертные часы думает об одном только: вызвать батюшку, исповедаться, причаститься. Но если ничего не было духовного в жизни, то получается, как сейчас, остаётся молитва только одна: «Аз многогрешный, окаянный, яко свинья лежит в калу». Верующий эту молитву читать не может, если он настоящий верующий. Почему? 1Иоан.3:9 – «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рождён от Бога». Какой тут кал, какая свинья? Покаянный канон написан для неверующих, и мы можем читать его с условием, что мы были такими, но сейчас, когда Бог нас призвал, открылся нам, освятил, то Он Сам назвал нас святыми, движимыми Духом Божим. А у православных чем больше ты на себя берёшь, что вроде бы грех любой совершил, это говорит об искреннем сокрушении и угодности твоей Богу. Ты же на исповеди был - всё прощено. Через день читаешь: «На исповедь иду», и опять то же: «яко свинья лежит в калу». Или ты действительно такой есть, или не знаешь, что говоришь, но просто пустословишь? Верующий может сказать так: «Господи, я прилагаю все силы жить по Твоим заповедям. Если я где-то уклонился, исправь меня, не отними от меня Духа Твоего Святого. Научу беззаконных путям Твоим...» 50-й псалом. За тысячу лет до Христа Давид знал, как молиться.
1Ин.5:11 – «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную (второго Адама), и сия жизнь в Сыне Его». Во Иисусе Христе. Это должен знать любой человек, ходящий в храм. Новый Завет да будет у каждого православного. Сектанты тоже Библию читают. Но если эти слова человек не знает, человек и полагает основание в том, что вот он сходит в храм, купит свечку, поставит, поцелует иконы – внешняя атрибутика. И можно это так хорошо отшлифовать, без запинки знать, как подать, через какое плечо, сколько свечек, за упокой, на сорокоуст – иной «воцерковлённый» всё знает! А этого как раз в Писании нигде нет, всё выдуманное. Выдумано для плотского человека. Скажут: «А ты это не творишь?» Творю и память, и сорок дней, но это у нас там, даже не видно, в какой дали. Это мы вдогонку к спасённому человеку говорим: «Господи, помяни его, создание Твоё пошло к Тебе, прости его. Душа, искупленная и омытая кровью Твоею, проходит мытарства...» Да, мытарства, хотя понятия о мытарствах – не по Писанию, но мы – православные, скажем, что они есть, раз так принято, но мы верим, что благодеюща десница Господа, она и там спасает, Он не может оттолкнуть приходящего к Нему. Иоан.6:37 – «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон». А тут в отчаяние можно впасть при прочтении молитв монахов Иоанникия Великого, Василия Великого, как будто они никогда, ни одного дня не жили во Христе. Вот я сейчас занимаюсь молитвами, давно меня на это побуждают. С житиями закончено, с Патриархом разобрались, выступления Кирилла рассмотрели. Просят рассмотреть молитвы. Опасная тема. Очень опасная! Последняя цитадель православия и на чём всё держится?
Быт.2:7 – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Павел же указывает не на этого Адама: «Второй Адам есть дух животворящий». Человек после творения до согрешения. Иногда говорят: «Всякая душа по природе христианка». Вы спросите: по какой природе? По первозданному, по человеку до согрешения или после? После согрешения – это прах и пепел. А до согрешения – дух животворящий. И тут требуется рассмотрение. Фил.3:21 – «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё». Когда? Когда Господь придёт. Этого нужно устрашиться. Душа – её не видишь и не знаешь, как она выглядит, и как она обновилась. Тут разумом понимаешь, что давно уже не тот, но тело, стареющее, переломанное, гниющее, заразное... – и вдруг оно преобразится и сделается подобным телу Христову. Это самое тело, не другое! И Апостол Павел этим утешал вновь созданную церковь. Поэтому бояться надо не болезней, а бояться, что так долго с Господом не соединились. И Павел говорит: Фил.1:23 – «Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Разрешиться, то есть свергнуть тело, освободиться от тела. Готовы ли мы умереть или нет, или всё недоделано что-то? «Но если я остаться хочу, то для вас». Он заботился о пользе ближнего. Моё пребывание пока приносит пользу, а когда не будет от меня никакой и никому пользы – поприще совершил, путь окончил и готовится теперь мне венец, который Господь уготовал не мне одному, но и всем любящим Его. Вот эти слова душа должна и воспеть. Куда ты идёшь? Да к Господу я иду, я с Ним всегда, но теперь я увижу Его, как Он есть. Какое утешение Бог даёт! Мы даже не можем представить, в какой разряд перевёл нас Бог. И когда с кем повстречаетесь, с бабушками, поговорите с ними, ведь кроме болезней, жалоб на сыновей, на заброшенность, на малую пенсию, на высокие жилищно-коммунальные услуги, цены, ни о чём у них разговора-то нет. А ты одно говори: «Я познала Господа. Я со Христом всегда. И вот-вот наступит моя желанная встреча – она всё ближе и ближе. Вот как мы Пасху ждём: ещё день, ещё два и все мы будем христосоваться, и мы увидим воскресшего Христа, и наступит вечная Пасха». Рим.5:17 – «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». Я всё удивляюсь тому, какой богатый слог, какой словарный запас у этих переводчиков был. Вы чувствуете, что если даже и до конца не поймёшь, предложение закончилось или нет, чувствуешь глубину мысли, её превыспренность. И посредством крови Христа мы превращаемся в дух животворящий, хотя находимся ещё во плоти. Это второй Адам. Мы не те, кем были до уверования. Мы - наследие Христово, Он нам выдал документ – наследие. Мы имеем залог. Человек ещё в квартиру не вошёл, но он получает документ, оформляет - квартира ему. Мы имеем залог – Духа Святого. Господи, в нас Дух Святой? 2Кор.1:22 – «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». 2Кор.5:5 – «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа».
И когда мы телесно умираем, то как же Дух Святой, Который в нас, в ад пойдёт? Никак! И поэтому только не огорчай Его, только в Духе Святом продолжай жить. Выбросьте из головы все обиды, подозрения друг на друга - это всё мерзость. Что бы у тебя ни было, а ты говори: «Сегодняшний день лучше вчерашнего». Нечестивый наоборот всегда говорит. Еккл.7:10 – «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом». Рим.8:10 – «А если Христос в вас, то тело мёртво для греха, но дух жив для праведности». Разъясняется место, которое сегодня читается во всех храмах на литургии. Я не просто беру места из Библии по своему желанию, а именно то, которое назначили в церкви читать. Не выхожу за эти рамки и вижу, что конца разъяснений уже не будет, а его вообще начала ещё как бы и не было, тогда буду брать места для проповеди произвольно. Так есть ли Христос в нас? Один вопрос: в нас или нет? Да, на бумаге мы прочитали: «если...» Пора ставить под сомнение: «если Христос в нас...» А как проверить? Очень просто: «тело мёртво для греха». А если тело не мёртво для греха, тогда мы под вопросом: в нас ли Христос? И тогда жив ли дух для праведности? Тоже под вопросом. А вот проверить - грех в нас или нет его, тут почти любой может разобраться. Рим.8:11 – «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Оживотворит, чтобы люди на дела благие торопились, и жить должны только на доброе, уши склонялись к благой вести, чтобы мы легко разбирались, говорят правду или неправду. «Да вот я присоединился тот раз к разговору, брата хулили, а я не разобрался...» У верующего не должно так быть. Ты сразу закрой глаза, сотвори молитву: «Господи, я не знаю, правду ли говорят, да будет воля Твоя». Позвони тому, кого порочат, узнай правду.
Человек звонит нам летом из Америки, переезжать хочет в Потеряевку: «Какой дадите совет?» «Неожиданный вопрос, не знаю. Отложите на недельку». Я всем рассказал о звонке, начали молиться. Через неделю звонит: «Как?» «Проголосовали, посмотрели, на сердце лежит так: разрешено вам приехать и посмотреть – не больше. Пока так, а дальше будет видно». Нужно научиться спрашивать волю Божию: а как Бог скажет? Рим.8:2 – «потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Православные вообще этого не знают, но тысячи раз повторяют одно и то же: грешный, многогрешный, окаянный, треокаянный, сугубые, трегубые... Вращается во вчерашнем мёртвом Адамовом состоянии. Если закон духа - не закон плоти, закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха. Освободил. И вопрос этот надо ставить теперь не только кому-то, а себе в первую очередь: освободил меня или нет? Как я на всё смотрю? Когда уйду из этой жизни, что останется? Всё распределено, всё это для дела Божия пойдёт. Знания какие имею, для Бога посвятил или нет? Много сегодня разных событий, а нужны ли они мне, нужно ли мне знать всё? Иоан.6:63 – «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Какой дух? «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Я всегда ужасаюсь, когда дохожу до этих слов: Господи, да это же не два дня, а тысячу лет эти слова никакого значения не имели для русского человека! Всякие слова придумали, что третий или четвёртый удел Божией Матери Россия, что здесь святая Русь... А Слова Его забыли. Какой удел? Мы должны быть уделом Христа. 1Пет.2:9 – «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Чтобы слово Его давало нам дух и жизнь! А как оно можем давать, когда его не было? У нас деды были верующие, от них остались книги... Какие? Часовенники, канонники, молитвословы. Я даже достал семидесятиканонник – очень редкий, раритетный. Там каноны и к Евфстафию, Елисавете, Варваре, Екатерине – до всех достучаться можно, – ко Христу, к Ангелу-Хранителю. Всех сих слов нет в Библии. Евангелие русский человек не видел, не слышал и не знал. В руках не держал. 2Кор.3:6 – «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». И некоторые начинают за эти слова скрываться, оправдывая своё незнание Писания: «Буква убивает, а вы всё за букву. Вот смотри, написано, как знать букву не полезно». Если Писания нет, то всё заживотворилось разве? Там речь идёт о Ветхом законе, о Ветхом Завете, плотским умом понимаемом. А если ты духовный, ты и в Ветхозаветнем законе будешь всё понимать по- новозаветнему, потому что тебе Бог это откроет, и ты поймёшь, что там заложено другое: суббота - это не просто не работать, а суббота – жить для Бога, быть свободным от греха.
Пс.118:37 – «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоём». Значит, суету даже не видеть и не притягивать её. Всегда рассмотри, стоит ли это делать? Нужно ли, можно ли без этого обойтись? Я разговаривал с искренне верующим человеком, ему было около 60 лет. Искренне верующий. Глубочайшая вера. «Иду в церковь, одеваюсь, переодеваюсь, просто для приличия так нужно, а ничего мне не надо. Вижу, время подходит обедать, мне есть неохота, я бы всё это уже оставил, но по-другому нельзя, тело – служанка, этого требует, а не так, чтобы изысканные, сибаритские кушанья. Мы должны сразу понять, что всё это уйдёт в землю червям». Рим. 14:8 – «а живём ли - для Господа живём; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем, - [всегда] Господни». Поверил Авраам Богу, животворящему мёртвых. Какое простое слово. Где Он оживотворил? Ему уже сто лет, она уже бабушка древняя, детей никогда не было, обыкновенное женское закончилось и вдруг Бог животворит. А это образец. Ты скажешь: я ничего не знаю, читать не умею... Бог животворит, потому что семя Божественное более, чем семя Авраамово, оно животворит тебя, оно отверзнет уста твои засохшие – и ты возвестишь о чудном Спасителе Иисусе Христе. Дух животворит, где хочет.
Еф.2:5 – «и нас, мёртвых по преступлениям оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены». Вот этот второй человек – Адам с неба - вошёл в нас, и мы плоды животворящие даём. Кто бы с нами ни заговорил, он должен сразу почувствовать: с ним говорит христианин. И не просто верующий, а с твёрдым убеждением, с глубокой верою. Как мусульмане наставляют своих, посмотри. У него берут интервью, как недавно газета центральная писала: «Как вы молитесь?» «Меньше пяти раз в день нельзя. Можешь сто раз молиться, но не меньше пяти раз в день. В три часа ночи все встаём на молитву: и молодёжь, и все до одного. А потом подъём в пять». «Так зачем же в три?» «Вопрос так не стоит». «А если среди вас будет чужой?» «Пока ни одного не было. Он должен верить, как мы, или он с ума сойдёт, по-нашему жить не сможет». Вот как живут. А они – мусульмане, они Христа не знают, как Бога, они Его знают, как пророка только. И мы это всё говорим: 1Тим.6:13 – «пред Богом, всё животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание».
Вот слушайте и применяйте к себе это. Потому что хотя летом я у вас не был, сегодня первая встреча здесь, как раз Покров, сегодня 14 октября, но я о вас у батюшки постоянно спрашивал: «Всё нормально, батюшка? А вот такие-то были на богослужении, а как они себя чувствуют?» И батюшка иной раз говорит: «Вот смотрю на некоторых, движения, роста духовного нет». Батюшка наш это видит. Мне это очень печально слышать. И я знаю, почему это. Всё делает Дух животворящий. Если ты молишься, поклоны делаешь, чтобы и тело твоё кланялось, - ты без плода не останешься, Бог начнёт преображать всё: «Господи, прошу у Тебя Духа Святого, животвори меня, веди меня». Ты будешь изнутри гореть, а не просто тлеть. Из нашего содружества люди ушли, которые всё время спали. И ушли туда, где вообще беспробудно спят. Птицы слетаются к подобным себе. А если бы ты был огненного духа, так чего бы ты пошёл туда, где спят? Ты бы их страшился, как огня. Почему? Да потому, что последний Адам есть дух животворящий. Ты бы к духу животворящему шёл. А где нет ни проповеди, ни чтения Слова Божия и все гордятся тем, что у них длинное богослужение, там ничего может и не быть в конце пути. Мы должны заботиться о том, что вот мы пришли сюда, и мы обновляем нашу встречу со Христом, мы обновляемся внутренне. Аминь.

А как бы я вот там-то поступил,
Перебираю список из событий,
Боролся бы и выплавлял тротил,
Врагам устраивал побоища и пытки?
Не я один, но знаемые мною
Все так же на задворках жмутся робко,
С Адамом, с Авелем, и с неутопленником Ноем
Не вылетел бы из ковчега пробкой?
У совести весь арсенал в запасе,
Как слышать голос Божий и решенье.
Не приблизительно, но точно, чётко, ясно,
Сорваться с Авраамом, как отшельник?
Как поступить, не заплутать в потёмках,
Когда Евангелие, Библию не встретил;
Свет паутинкою в сознанье пусть не тонет,
За что же ухватиться при цунами крепко?
Тогдашний там среди магометан,
«Аллах акбар!» – орал бы с Магометом,
И в христиан стрелу и меч метал,
Девицу-пленницу заранее приметив.
Уснувший разум кто бы пробудил,
И совесть пристыдил ли бы Кораном?
С башкой в чалме сбесившийся дебил
Неистово крушил святые храмы.
Брил голову, гордился многожёнством,
Баранину, конину жрал при звёздах
И не страшился смерти, спал на жёстком,
Не знал молитвы к Иисусу слёзной.
В руках имея Библию-свечу,
Гипотетически примериваюсь к прошлым.
Сумел бы вырваться к Христу, покинув чум,
И под столом собрать святые крошки?
Ко всем изгоям тропку проторить,
Свет истины Евангельский доставить,
Расслышать бы о помощи их крик,
Зажечь светильник, раскрывая ставни. 26.10.06. ИгЛа

Список всех проповедей

191

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: