размер шрифта

Поиск по сайту




Забота о духовной пище

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: Иоан.6:15

Иоан.6:15«Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один». О том, как Господь совершил чудо. Я вечером читаю литургийное чтение, какое место Священного Писания сегодня в храмах читали. От 5 ячменных хлебов накормлены были люди и вот так это тронуло сердца их, что они сразу же между собой, отойдя, видимо, решили взять Его и сделать царём. Ни одно чудо так их не трогало, как кормёжка. А Господь их обличил, когда пришли они и говорят: «Равви, как Ты сюда пришел?» Простой вопрос, ибо видели, что в лодку не садился, на ту сторону Он не должен попасть, и вдруг там. А Иисус не отвечает на вопрос, как Он пришёл. Иоан.6:26 – «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». Господь нам так и говорит: вот Я вам всё даю, у вас в достатке, всё хорошо, и вы верите Мне. А ежели, как у Иова, всё отниму, здоровья не будет, родственники умрут и ты окажешься в доме инвалидов, да мало того, ещё и больным, да не просто больным, а парализованным, будешь ты тогда Бога славить или нет? Тогда поймёте, какой подвиг совершают те люди, которые находятся в домах инвалидных и не ропщут. Иез.7:19 – «Серебро своё они выбросят на улицы, и золото у них будет в пренебрежении. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их». И тогда Господь сказал: Иоан.6:27 – «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог». У нас-то главная забота - о хлебе насущном. И специальность получаем для этого. Сколько буду получать? Сколько работать надо? Когда на пенсию? Это забота... Да и как по-другому-то? Если совсем не заботиться, с голоду помрёшь. Господь сказал: главное – это пища небесная. А что такое пища небесная? Сегодня ответ один: «Иисус сказал о причастии». Про Иоанна Шанхайского, вновь канонизированного, пишут, что у него впереди был как бы маленький горбик. Мало кто знал, что это у него с собой была дарохранительница. И когда он совершал Литургию, туда отливал, с собой брал, а потом шёл по госпиталям, а госпиталей в Шанхае было много после того, как советские войска в Китай вошли, ибо была война с Японией, много раненых, и он ходил и причащал. Кого причащал? Там не написано.
Главное – причастить. И говорил, что не дай, Бог, если кто умрёт и перед смертью не проглотит причастие. А на это нигде даже намёка нет в Писании, что от того, что ты успел рот раскрыл и проглотил, будет зависеть жизнь вечная. Но он так понимал. Иоанн Кронштадтский точно также понимал, и Игнатий Брянчанинов. Они все одинаково так понимали. Открываю Библию, читаю от корки до корки, и нигде про это нет ни звука. Иоан.3:36 – «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». Там же не написано, что причащается или нет. Это ясно, что так как ты в Церкви, то ты будешь причащаться. А иные, как Мария Египетская, 47 лет не причащалась. Разве она не в Церкви была? И они же сами читают это.
Евр.5:12 – «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища». Первым началом Слова Божия считается понятие о покаянии, о крещении. Судя по времени, результат веры должен был быть иным, и Павел был недоволен. Это означает, что при нормальном положении вещей вы все должны быть учителями, притом за очень короткое время; спешно, экстерном надо сдавать экзамены. Мы проводим занятия 4 – 5 лет, полный курс в университете. Это не означает, что 5 лет ты должен сидеть и рот зажимать. Мне сегодня пришлось такой разговор по телефону вести с теми, у кого наши книги. «Да как я пойду на благовестие, если я сам не такой». «Какой ты не такой?» «Ну, допустим, если человек курит». Так ты и не читай тогда, если ты куришь, у тебя всё в мозгах-то затемнённое. Ну, а вот если он не такой? Да откуда вы взяли, что такой, не такой? Когда написано: 1Иоан.3:9 – «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рождён от Бога». Он нас очистил, омыл. У нас другие чувствования, у нас всё другое. Что ты любил, теперь ты ненавидишь. О чём не знал, теперь ты к тому прислонился. Судя по времени, нам надлежит быть учителями. Учителями в семье, на работе, с соседями по лестничной площадке, по дачам.
Иов.12:11 – «Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?» Если Иов имел в виду только один язык и ухо, то ведь нам-то даётся другое понимание. Язык – это распознавание истины. И даже удивляешься, неужели этого не понимают. Журнал «Православная Русь», из-за рубежа прислали, я на неделе получил. 3 журнала и к ним приложения. И спрашивают: Кто из выступающих (молчащих не сразу определить можно) наиболее прав? И всё написано о Всезарубежном 4-ом соборе. И я ни одного не нашёл, кто правильно отвечает. Ни одного. Там не вопрос-ответ, а просто рассуждение, как они подводят к объединению. Даже один приводит места Писания, но они совсем не к месту: «Ну, как же нам не простить Московскую Патриархию!?» Надо простить, нам надо объединяться, простить, Павел говорит в 7 главе к римлянам с 15 стиха по 24: что не хочу, то делаю. Это делает живущий во мне грех. Поэтому надо на себя смотреть, на свои брёвна в глазу. А как мы можем судить? Мы же все грешные. Добро, которого хочу, мне не подлежит». Я думаю, что они ничего не понимают. Открываю блаженного Феофилакта, думаю, может, я ошибся. Читаю, и там написано, что Павел говорит это о времени, когда евреи были под законом, когда Христа не было, пока не было ещё Духа Святого. Он себя как бы объединяет с тогдашними, когда был без закона. Павел же не был без закона ни одного дня, он фарисей, от фарисея. И блаженный Феофилакт так и говорит, что Павел образно говорит об еврейском народе до принятия Христа. И вдруг это пишет протоиерей, один из самых популярных, известных, а народ ничего не знает. Мне предлежит грех, я в самом деле грешу. И тот так же. Так кого я могу судить? А у Павла о том там и речи нет. Если два блудника сойдутся, то святое не родится. Если те в патриархии отступили от Бога, блудят умом и такие же в зарубежной, то какие же от них будут дети? А как правильно? Правильно так: надо молиться, проповедовать Слово Божие, чтобы люди обращались, каялись и тогда мы увидим, как нужно. Другие отвечают: видите, нам не справиться с бедой у нас в патриархии, а вот вы, зарубежная церковь, у вас такие данные, вы что-то сделаете, видите, ваши отцы как хорошо сделали с большевиками, белое движение воздвигли, коммунистов резали-убивали, ваша такая сила здоровая вольётся, вы нам поможете мавзолей опростать. Читаю и вижу, что они больные. Глубоко, тяжело больные и подбивают других на этот грех. Да кто же вам это позволит? Да нам ли этим заниматься, мавзолеями-то? Мы ходим среди мертвецов, наше дело оживлять их через проповедь. По какой причине-то люди тогда пришли ко Христу? Насытились.
Пс.131:15 – «пищу его благословляя, благословлю и нищих его насыщу хлебом». Какую нужно пищу искать? Ясно, что речь идёт не только о пшеничном хлебе, а о Слове Божием. Если Слова Божия нет, человек голодный, душа не насыщается. Мы как-то пригласили из пятидесятников близкого нам человека. Он пришёл, постоял, – не насыщается его душа здесь. Ну, конечно, на церковно-японском языке читают, что там поймёшь. Душа стояла, кланяться она не умеет – и не насыщается. А православный к этим еретикам придёт, постоит, молиться негде и некуда - алтаря нет, икон нет, - он тоже не насыщается. Кто прав? Слово Божие заповедало проповедовать. Во время и не во время. Да не отходит книга сия от уст твоих. Втор.8:3 – «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живёт человек». Потом у Матфея, 4:4 Господь эти слова скажет сатане. Человек живёт не одним хлебом и не колбасой. Он живёт великой истиной, которую Господь дал, и этим надо питать свою душу. Если отречься от Слова Божия, то надо отречься и от души. Если не веришь, что Господь дал вечное Слово, значит, не веришь, что эти слова оживляют для вечной жизни. Пр.11:26 – «Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение». Я отношу это к тем материалам, которые дал нам Господь. Мы очень и очень богатые. Иеговисты жертвуют и на эти деньги издают брошюры, а потом ходят, бесплатно раздают. Я не знаю, как нам делать, но надо думать, потому что это благословение мы теряем. Книги пробуждают людей, это определённо могу сказать, не потому, что они мною написаны, а потому что они замешаны на Слове Божием. Одно только, как их ненавидят священники, отсюда можно понять, что они истинные. Иначе бы они их признали своими. Чем более люто они ненавидят, тем больше я убеждаюсь, что книги божественные.
Пр.22:9 – «Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. [Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душою получающих оные]». Спрашивают, когда бывает свадьба, то что нужно дарить. Если верующие люди, надо дарить Слово Божие. Хорошую книгу – это не на один день. Амос.8:11 – «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних». Господь говорит: вы ищете, потому что насытились, искали хлеба. Мы будем всегда искать Господа. Спрашивать будут, нет ли сегодня занятия, если мы вкусили, как благ Господь. Люди, которые никогда не слышали Слова Божия, они этого не понимают. У них только одно: служба будет? – по телефону звонят: «Батюшка будет?» Будет проповедь? – кажется, ещё никто ни разу не спросил даже из наших. Батюшка к службе минуты не готовится, потому что всё разнаряжено, да и так понятно. А я готовлюсь целую неделю, да ещё впереди почти сорок лет подготавливался к тому, где сказать, смотрю, какие события. Видите, я вам про собор стараюсь сказать, чтобы в курсе были. Не спрашивают. А Господь говорит: пошлю жажду. Надо просить, чтобы была эта жажда слышания Слова Господня. 1Кор.10:16 – «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» Хлебом называется Сам Христос. Я, говорит, хлеб, сшедший с небес. И эту пищу мы получаем во время совершения литургии божественной, когда причащаемся Тела и Крови Господней. Мы можем никаких чувств в себе не вызывать, просто верой это принимать, потому что иные сильно в это вдавались и видели Младенца, как заколается Он и чашу священник берёт, и видит кровь. Если увидит, тогда службу должен остановить и заново начать. Никогда не надо просить того, чтобы видеть такое, как бы натуральное. Мы просто в это верим. А как это? Не знаю, Господь силен сделать это. Сир.32:27 – «Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его — верно». Хлеб преподавать не только в книге, в записях, которые мы раздаём, но и устно. Не забывайте, что сегодня наши братья Алексей и Александр поехали по родственникам своим. Сестра наша в Санкт-Петербурге, Галина. То же требуется, чтобы они там раздавали хлеб, им есть что дать, кроме того, взяли с собой книги. Всё время помните. И они звонили мне и просили вам всем, чтобы помнили о них. А мы будем просить о том, чтобы были раздатчиками хлеба, чтоб получить обильное благословение, ибо щедрого на хлебы будут благословлять.
Мал.3:10 – «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Как-то увязывается это с десятиной. Говорят, что это добровольно. Нет, это не добровольно. Добровольно, когда кому-то помогаете, когда сгорел кто-то - тут добровольно. А десятина - это не добровольно. И её стали воровать. Потому что если я никому нищим не подаю, не подаю и всё, то я не ворую нигде. Но если ты десятины не даёшь, ты воруешь у Бога. Это Господь так говорит. Поэтому с таким и разговора никакого нет. И Господь говорит: принесите, чтоб в доме Моём была пища. Я не знаю, как это связано одно с другим. Или оттого, что сытый священник более радостно поёт или с чем это связано? Но Господь обещает открыть небо. Прем.Сол.19:20 – «снеговидный род небесной пищи». Когда Господь дал им манну небесную, это называют роды небесной пищи. Для нас род небесной пищи это, конечно, Христос. Это Его Слово и Сам Он. Иоан.4:34 – «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Они искали, потому что насытились. Мы ищем таких людей, которые делают дело Божие. Мысленно представьте, что мы не имеем больше общины, кое-кто уедет в другие места, и как мы тогда себя будем вести? Останется у нас нынешнее в памяти? Постараемся мы там такие же хлебопекарни сделать? У нас многое что есть. Представляю, что если бы сейчас внезапно всё было отнято. Значит, искать надо людей, которые этим занимаются. Творить волю Божию – это есть хлеб. Иезек.34:10 – «Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их». Священники обирают людей, пожирают всё, за всё требуют платить: за покойника, за крещение, везде. Неправедная плата в устах их. Благодарение Богу, мы познали, что такое десятина, и потому всё остальное совершается бесплатно. И если нам придётся в тех храмах быть, где торговля свирепствует, не надо забывать эти места Писания, а нужно открывать их и ужасаться. Пищей священников должно быть Слово Божие, а не пожирание своих овец. Тогда их кормили бы за благовестничество. 1Кор.9:14 – «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Мф.24:45 – «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время
Это касается каждого из нас. Какую пищу и кому мы даём в своё время? Какое время? У тебя внук, внучка, ты занимаешься ими? Дочери как часто ты напоминаешь о скором пришествии Господа? Пищу давать им в своё время. Выбери такой момент. Если Господь позволит, завтра мы продолжим эту тему уже в трапезной, нам есть, что вам предложить, как из любого события уметь высветить главное и показать на Христа, чтоб вы научились беседовать с людьми. О чём угодно. Кто-то сказал: «какая погода хорошая», а ты сразу же зацепись и о Господе начни говорить: «Это Он всё даёт, дожди ранние и поздние». О рассвете слово сказали, ты тут же: Пс.17:29 – «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою». Научитесь тому, что один шаг сделал, и тут же: что об этом говорит Господь? И детей к этому приучите. Пс.20:4 - «ибо Ты встретил его благословениями благости». Плач.3:32 - «Но послал горе, и помилует по великой благости Своей». 2Тим.4:2 – «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Повеление проповедовать во время и не во время. Это означает пищу раздавать нуждающимся. С кем бы вы ни шли, где бы ни разговаривали, это может стоить вам жизни. Я вам рассказывал, как бабушка одна двери не закрывает, сама на огороде, а в это время через забор перелез и залез к ней и под кровать залёг преступник. Она даже не видела его. Вечером ложится спать и тогда только увидела, что торчат его ноги. И она поняла, - не подать виду, что она знает. Она начала молиться своими словами: «Господи, как мне хорошо, так долго я живу уже, а вот есть люди, которые Тебя не знают, как им тяжело, как им трудно. И как я легко засыпаю, на душе спокойно. А если и какой бы человек был здесь, да как с радостью я ему всё рассказала бы о Тебе, как Ты любишь каждого, как Ты наградил меня, всё у меня за столом есть, а может, он бездомный». А под кроватью как раз бомж. «Да я бы накормила его». Она довела до того, что он под кроватью заплакал. Учитесь свидетельствовать о Господе, говорить о любви Божией. А если этого ничего нет, бабуся сразу бы в обморок упала – опрокинулась мёртвая муха.
Иер.31:14 – «И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь». Если батюшки будут искать Слово Божие, Господь говорит, что подложит им очень хорошие куски. Тук означает так называемые Золотые места Библии. Прочитаешь, и сразу же: это ко мне. Иез.34:21 – «Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон!». Не делайте этого, я буду сам пастись. Ещё не прочитал, а уже мысль: да и правду Пётр говорит: 1Пет.5:3«и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». А как мы разговариваем? Когда были у меня люди в доме и разговаривали со мною наедине, и рассказывали с печалью, что такого и не помнят, чтобы священник вышел, к ним подошёл. Некоторые всю жизнь проходили и со священником никогда ещё не беседовали. А Господь говорит с обещанием: Я напитаю души священников. Вот мы об этом будем молиться, что если произойдёт окаянное объединение, то перед нами открывается новое огромное поприще, там изголодавшиеся священники.
Но беда в том, что они не ищут. Те же искали, пришли на другой конец моря, ибо они уже вкусили, и Господь их обличил. Да, Господи, нам ещё есть охота, вчерашнее уже прошло. Да эти-то не нуждаются. Значит, им нужно показать, как хорошо, когда в пищу попадает божественное. Что такое Слово Божие? И тогда будет открытый ход, они уже ничего не смогут вопреки сказать. А будут говорить что-то против, мы скажем, что мы вам это и говорили. Вы нас не принимаете не потому, что вы сергианцы или экуменисты, а потому что вы Бога не знаете. Если нас Господь сохранит до этого времени, мы дождёмся, то нужно так кормить их, чтобы 12 коробов осталось ещё. Иер.23:24 - «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь». После беседы мы должны сказать: у нас и книги есть, у нас эти вопросы все отвечены, какой бы они нам ни задали. Мне несколько человек только вчера и сегодня уже звонили, спрашивают разрешение прийти, посмотреть, как у нас служба идёт. Бери книгу и читай, у нас всё там отвечено. Итак, мы поняли, что хлеб небесный – наш Господь, Его святое учение. Да наполнит Он окрестности обильно через нас своим божественным хлебом. Аминь.

Кончаются минуты тяжкой тьмы,
Ещё мгновение и хор небесный грянет;
Неведенье прошло уже и не томит.
Благоухание земли в весеннем храме.
Тот Вифлеемский неземной хорал
Доносится до чутких и стыдливых;
В себя тот хор расслышавших вобрал,
Теперь их проповедь – неукротимый ливень.
Осталось времени почти что ничего,
Огрызок, хвостик, скудненький огарок.
Среди насилия, бессилья и тревог
Грех заедает прошлым, очень старым.
Мы ждали обновление страны,
Хотя бы по подобию Китая.
Но некому убитых хоронить,
С картины прошлого разверзлись тучи стаей.
И столько воронья, ворья, вранья
Извергло изуверство, кажется несметным;
Но даже этим многих не пронять,
Хотя и чувствуют, что кто-то тянет сетью.
И времени чуть-чуточку, в обрез,
На покаяние лишь смертные секунды,
Горит земля, оплавливает крест,
По признакам известным на часах так скудно.
Что планы о земном, они так шатки,
И сваи хлипкие зависли в трясине.
До твёрдого всё на одних догадках –
Реальное приблизилось во сне.
И только познакомившись с Христом,
С Его учением, казавшимся бесплодным,
Утопией нежизненной с молитвой и постом,
За счёт лишь милостыни устоять голодным.
Презревши временное, ощущаю вечность,
С той стороны вневременность достигла,
Не мёртвыми обрядами мы кости лечим,
И дорожим принадлежащим мигом. 25.07.06. ИгЛа

Список всех проповедей

283

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: