размер шрифта

Поиск по сайту




Рабы греха и праведности

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Указатель: Рим.6:23

9 июля 2006 г. Потеряевка. Храм. Воскресное утреннее богослужение. Рим.6:23 - “Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые”. Как, так - сравнение. Апостол Павел – это величайший учитель, просветитель наций, народов, корифей мысли, психолог. Всё, что есть в мире, всё в нём совместилось, говорит Иоанн Златоуст. Мученик – это высшая стадия христианина, восшествие ко Христу. Он – мученик; исповедник – он сидел в тюрьме, возвращался живым. Ты хочешь сказать, что есть дар Божий – говорение на языках. Он говорит: 1Кор.14:18 – “Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками”. Врачевать – более всех врачует. Проповеди – более половины книг Нового Завета принадлежит ему – 14 из 27. И только в одном месте он снизошёл к тому, чтобы учить людей от обратного - чтобы люди научились извлекать полезное из опыта прежней греховной жизни. Я только сейчас закончил ещё раз исследование этого и нашёл: нигде в Библии подобного нет, ни разу. После это повторяет и широко разворачивает Иоанн Златоуст. Многие Писание не знают, не знают про великих людей мира, про подвижников, учёных, исследователей, таких как, Луи Пастер, который тысячи, сотни тысяч людей спас, который дал вакцину от бешенства, и он её испытывал фактически на себе. Учёные многие, изобретая новое лекарство, подвергаются смертельному риску – на себе испытывают лекарства. Он ртом вытягивал у собаки слюну. Вообразить невозможно! А лекарства ведь не было ещё, вакцина не была ещё изобретена. И Апостол Павел говорит: вот как вы, когда умели грешить – ведь умели же грешить, никто не учил – вспомните, какие гулянки были, а чтоб гулянку сотворить, ведь надо поработать: людей-то пригласить – чтоб в грязь лицом не ударить, чтоб не хуже, чем у соседа получилось. Да чтоб плясать, да не по последней, да дать на посошок, когда пойдёт; да чтоб не хромать на левую, на правую; а третью выпить – Бог Троицу любит... Вы вспомните всё. А вот всё это теперь перемените на Божественное. Как отдавали свои члены тела нечистоте - греху, нигде в Библии больше такого сравнения нет. Слово “как, так и” – сравнение когда было – в Библии встречается 1013 раз. Такие данные не может дать ни один святой отец. Мне помогает в этом компьютерная техника. Библия в компьютерной версии находит в течение нескольких секунд все данные. Тот, кто изобретал компьютер, никогда, видимо, не догадывался, что мы им так воспользуемся. Кто же эти люди, которые дали пример Павлу, чтобы из прежнего образа жизни извлечь пользу для нынешнего? Я бы до этого не дошёл никогда, а Иоанн Златоуст говорит так: “Вот посмотрите: земля, на которой ничто не растёт. Пройдите, у нас там есть солончаки – голые, как кость, белеют, разносится солёная пыль. Там ничего не растёт, редко – какая былинка. А если распахать? Вообще ничего не будет. А рядом крапива растёт. Крапива – это признак плодородности земли. А если много крапивы? Это означает, что если здесь работать с умом, тут много добра можно нажить. Это очень перспективное место, потому что здесь растёт крапива».
Приехала из края комиссия, земельный комитет, и первым делом говорят: “Так у вас же крапива растёт!” Я говорю: “Ну и что?” – “Да вы что, это золото. Я говорю не о крапиве, а о том, что под крапивой”. Ну и, конечно, пример Апостола Павла, который говорит: Гал.1:14 – “и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий”. Кто-то работает так: от такого часа до такого побыл - и домой. А он выискивал, где собираются христиане, расследовал, хватал, тащил. Его никто не принуждал к тому. Но и потом, когда он обратится, он будет работать на ниве Христовой более всех. Если человек, будучи неверующим, ни рыба ни мясо, ни свечка ни кочерга, то если он и обратится к Богу – от него много не дождёшься. Замечаю, в детском лагере есть активные ребятишки. Ребятишки активны на изобретение зла, а на добро активных никого пока у меня нет. Но только начинаешь с ним работать, что-то показываешь, деятельность какую-то на добро, он сразу переходит на несколько ступеней на добро очень быстро. Он растёт на глазах и это видно. Несколько дней пробыл, он устав ухватывает, глядишь: других начинает опережать, быстро работает. Как, так и ... Успейте перехватить инициативу у дьявола. Вот Моисей воспитывается в доме фараона. Мы не знает, какова его жизнь, но верность его показывается при первом посещении им народа израильского. Он увидел, египтянин бьёт еврея, хотя сам он – наследник престола, а охранник – надсмотрщик охраняет государство, но он мгновенно встал на защиту его, да мало того, что отнял, но он и убил. Убил и тут же зарыл его. В дальнейшем он будет погребать тысячи в земле живьём, как Корея отправит в ад. Моисей будет перед фараоном рисковать жизнью и выведет народ. Ревность в нём кипела. Его брат Аарон – священник, и не знаю, какой он был, ибо ни одного случая не описывает Библия, какой он был до того времени, как вышел народ. И дальше он тянется и не поймёшь, верующий он или неверующий. Моисей на гору ушёл, а он за это время успел золотого тельца вылить. Ведь Аарон вылил, Аарон ввёл в грех, и Бог ему это напомнил, когда пришло время расставаться с жизнью. Исх.32:21 – “И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввёл его в грех великий?”
Вот “как, так и” взять за основу. В сегодняшнем тексте Священного Писания говорится об этом. Я подумал: а женщину в пример можно где-то взять? Мария Магдалина. Мы тоже не знаем её прошлую жизнь: как она работала, какие заведения обслуживала? Но жизнь её была греховная – это однозначно, ибо Господь изгнал из неё семь духов злых. Лук.8:2 – “и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов”. Никто не знает, что это за семь демонов было в ней или семь страшных смертных грехов? Пастернак пишет, что она обслуживала римских солдат – ну кто как понимает, поэты, они выдумывают много... Но, во всяком случае, в дальнейшем она дошла до императора – так гласит предание, её житие. Свидетельствовала, говорила, искала. Еще пример – Светлана – Фотина-Самарянинка у колодца. Как она мгновенно тему переменила. Если женщина второй раз выходит замуж и то уже смотрят на неё. А у этой пять мужей было, она активная была в грехе. Но, и обратившись, она пошла свидетельствовать повсюду. И сын её Виктор-воин обратился. Может быть, кто-то засомневается, но в Житие написано так, что она погибнет в колодце, её бросят туда. Вот как ты там, в прежней жизни своей, ревностный был, у тебя легко заводились связи с безбожниками: ты любишь торговать, кого-то из неверующих увидишь – у тебя уже улыбка на лице... Примени это всё в деле Божием! Научись с верующими легко входить в контакт, проповедовать, свидетельствовать... Ты знаешь, это тоже талант. Другой насупится – к нему не подойдёшь. Более раскрепощённые, открытые – это милиция, врачи, журналисты, которые со всеми людьми общаются. Когда из них обращается человек, он делается ревностным. У меня знакомый был один, и когда меня арестовали, то подполковник говорил, найдя у меня написанное об знакомом им человеке, как он в моём доме обратился, а он до этого семь лет работал следователем КГБ: «какого человека у нас увели, погубили”. А он теперь священник, ревностный. Я на практике могу показать, что люди, которые в миру, в сектантах были ревностными, то когда обращаются, они и здесь ревностные: они пишут книги, они свидетельствуют, какие были. Вот погибший Григорий – Геннадий Яковлев, отец Геннадий Фаст... “Как, так и...” Они все знания тамошние применили здесь против сектантов. Я подумал: а в большей древности, там в начале христианства, были ли такие? Мне всегда очень жаль Магомета – основателя мусульманства. Он был очень ревностным. Кто читал Коран, тот подтвердит это. Но они Корана-то не знают, там нет того, чтобы выпивать и прочее, это всё придумали. А ведь он мог быть христианином, он весь Восток мог обратить, если бы монахи не прятались по монастырям, если бы его достигла весть. Он боролся против многобожия, а это было в основах христианства. Почему нигде у них о христианстве правильно не говорится? А какие-то обрывочные сведения у него о Христе, Марии – там Марйамой её зовёт. Упустили. Нам нужно видеть этих людей. Могу сказать, что если человек занимает должность и не боится других, как Иосиф Аримафейский, то когда он обращается, он делается ревностным, он идёт к Пилату, просит тело Иисуса.
Когда я в 80-г году сидел в местной тюрьме, меня неоднократно вызывал Александр, начальник тюрьмы, полковник, и всё время спрашивал: “А как это вечно? А вот умрёт человек, а как это - воскресение” И когда он ушёл на пенсию, мы поддерживали связь и жена его говорит, что он исповедовался и умер, как христианин. У него исключительно доброе отношение было ко мне: мы перезванивались, поздравляли с праздниками друг друга. Я не знаю, какую роль сыграли мои слова, но я точно знаю, когда Апостол Павел свидетельствовал о Христе и обратился стражник Стефан, где сидели узники, то этот стражник был ревностен, ибо ему дано было приказание сохранить этих узников, а он заковал в колоду и во внутреннюю темницу посадил. Это ШИЗО – в тюрьме ещё особая локалка есть (в зоне малая, изолированная, локализованная зона для больных, или проходящих санобработку). То есть он был очень ревностный в исполнении законов правительства, но когда он обратился, дом его сделался пристанищем для узников, для проповедников. И Апостол Павел упоминает его: 1Кор.1:16 – “Крестил я также Стефанов дом”. 1Кор.16:15 – “Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново...”.
Мы находим в Священном Писании это слово и оно больше нигде не повторяется: “как, так и...” Каким был грешным ты, так и будь не худшим в христианстве. Вот это принял Киприан Карфагенский. Это был не просто колдун. Потому что одни колдуют на севере по-своему, на юге шаманят по-своему, цыгане своё знают. А этот всё исследовал. Он узнал, что факиры в Индии могут заговаривать змей – он сразу едет туда. В Египте своя мудрость у чародеев – он едет. У него только около двадцати лет ушло на исследование бесовской тёмной силы. Но когда он обратился к Богу, вот здесь он показал всю ревность о чистоте Церкви и будет мучеником за Христа. Я его как раз отношу к тем людям, которые на практике показали, что прежнюю ревность угнетённого духа они в радости спасённой души вознесли до Бога. Был такой Моисей Мурин – разбойник, о котором я вчера говорил. Он был очень ревностный во зле. Когда он обратился, он поразил целую пустыню: он день и ночь трудился. Неимоверную свою силу богатырскую он применил на служение отшельником, он другого не знал. Думаю, если бы эти монахи не заразили его этим монашеским учением, не поразили, он бы совершил величайшие поступки, проповедовал в мире, обратил бы многих разбойников – у него доступ был. Бывший наркоман, работая среди наркоманов, приносит огромную пользу. Он говорит: вот как я утонул – это первый укол, как я из кайфа выходил, как я не мог вылечиться, и как я ко Христу обратился. Он знает, что это такое. Пьяница, работающий среди пьяниц, имеет успех. Он говорит: никакие тебе травы, запарки, вшивания не помогут –как ты пил, так плачь, пожертвуй всё. Посчитай, сколько ты туда отдавал, эти деньги тебе не принадлежат, сверх десятины отложи всё, что ты пропивал, до единой копейки. Так служи теперь добру; как вы собирались ревностно на гулянку, а после того надо убирать сколько ещё, они переблюют всё. Вот так обратите всё на дела праведные: собирайте людей домой заниматься, да у вас чистый пол останется, комната освятится, как говорят, намоленная, а мы скажем – напроповеданная.
Характер Ефрема Сирина был вспыльчивый, невоздержный. Благодарение Богу, что сохранила это история. Если бы писали жития его сегодня, этого бы не было известно. Вот новые люди, которых сейчас хотят канонизировать – как Иоанн Крестьянкин, Николай на острове Залит, и уже нашлись писатели, которые были с ними, написали, какую-то юродивую Матрену нашли. И создают комиссию, которая проверяет, как написаны Жития, возвращают на доработку. Почему? У вас слишком много говорится, что она обличала священников – это не пойдёт. Идёт стилизация житий. Подгонка. Она обличала – так и говори. Святой – теперь уже святой он – спал днём: “Кто-нибудь приходил?” – “Приходил один, тебя искал”. “А что ж ты меня не разбудил?” – “Но я сказал, что ты молишься”. “Ну ты же знал, что я сплю” – “Ну как же, святой, да днём спит, как же подумают-то?” Если я сплю, говори – спит; пошёл в туалет – говори, что в туалете. Зачем мне твоя прикраска, ложь? Повсюду ложь. Мы даже не замечаем, как лжём. Однажды решили проверить через магнитофон, матери прицепили на подол, и ребёнок около 400 вопросов задает в день, и оказалось, что человек около 400 раз лжёт в день. Неправду говорит. Притом он не задумывается, что это неправда, он говорит, не проверяя фактов. Мы иконы почитаем? Да, мы почитаем. Да мы лжём: мы их не почитаем. Почитать икону это значит подражать тому, кто там изображён, разобрать его биографию. Икону можно использовать на полную мощь, это для людей неграмотных проповедь в красках. А у нас иконы на полную мощь используют только две семьи ласточек, уже тут на полную мощь: тут они детей выводят. Смотрите, “На тайной вечере” у них гнездо. “На тайной вечере” была получена жизнь. Эту жизнь, говорит, даю вам. Так эту жизнь получают ласточки, но не вы. Икона Крещения, стоит на берегу Иоанн Креститель. Как он Его может крестить? Или рисуют ещё: из раковины поливает Христа. Поэтому правильное её использование, как используют ласточки – они действительно там рождают. Заново я посмотрел и подумал, и сделал для себя вывод, что у ласточек мы можем многому поучиться.
Таким был Иоанн Златоуст. Его ревность о деле Божием, борьба с еретиками в нём стали в полную силу, и он показал это всей своей жизнью – ревностью. Тут он был адвокатом, теперь он стал ходатайствовать за бедных. Его биография мне очень и очень близка. Что заставляло его обличать царицу Евдоксию? Всего ничего: недалеко от храма она поставила свою статую и перед ней веселились. А он только что прибыл из ссылки и снова: “Опять беснуется Иродиада, требует главы Иоанна”. И он Иоанн, и Креститель Иоанн. И тут же шпики сразу донесли, и это будет последняя, окончательная смертельная ссылка, на последний, смертельный круг он зашёл. Зачем ему это нужно было? Его обвиняли в том, что он не одевает праздничную одежду. И обвиняли его в блуде. А какие доказательства? Он говорит: “Доказательств у меня нет, вы просто разденьте и посмотрите на меня”. Он показал максимум ревности о защите бедных. Ему говорили: доколе ты будешь нападать на богатых? Он отвечал: “До тех пор, пока вы не перестанете нападать на бедных”. Он говорил одно и то же, одно и то же, пока не добивался успеха. Я не перестану напоминать вам, что Слово Божие в России утеряно было. Слово Божие даже не утеряно было, а не дошло, а это даже более того. Евангелист Матфей передаёт нам слова Иисуса Христа: Мф.13:52 – “...всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое”. Что у тебя за профессии была, посмотри? Теперь используй её в христианстве. У тебя музыкальный слух, ты, может, училище какое окончила, поёшь? Но те рулады, которые ты там выводила, они хороши были, ты за это могла получать деньги, но в христианстве требуется другое, более благоговейное, не писклявое. Ты спроси людей: “Вам нравится моё пение? Я пою, прославляя Бога, или, может быть, вы только терпите меня?” Я знаю, что певцы, певички очень обидчивые, нервные. Как только сказал, что пение твоё не настраивает на молитвенное состояние, так в ответ сразу: “а я и петь не буду”. Они не улучшаются. А обида говорит как раз, что ты не проникся духом христианства. Обида – это не христианское дело. Проверяйте себя и профессионально. Я не спрашиваю вас, как моя проповедь, нравится ли? Мне нельзя этого делать, спрашивать. И когда люди подходят и говорят: “Вы сегодня сказали хорошо”, этого говорить нельзя. Когда подошли к одному брату и сказали: “Как ты хорошо сказал”, то он говорит: “Ты сегодня уже не первый подошёл. Когда я проповедовал, ко мне уже подошёл павший херувим и то же сказал». Тебя коснулось – ты поблагодари Бога. Проповедники очень тщеславные, к ним легко подходит дьявол. Надо беречь и певцов, и всех, кто служит здесь. Не похвали, а найди изъян, подойди и скажи: “Ты мог вот это сказать, почему ты здесь не обличил?” Вот это полезно. Проповедника, певцов нужно непрерывно чистить – улучшать.
Ис.53:11 – “На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт”. Слово “раб” – это не унижение. И вдруг Апостол Павел слово “раб” - раб греха - применил в слово «раб праведности», то есть из одного рабства мы переходим в другое. Иоан.8:34 – “Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха”. Раб греха - что мы здесь находим? Послание это было написано к Римлянам и, очевидно, там был грех. Я перечитал это вчера, сегодня: “Господи, дай мне понять всю глубину Писания. Толкователи здесь ничего не говорят”. Да, действительно это была печаль. Рим.6:19 – “Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые”. Члены тела – язык, уши, чрево. А как чрево? “Я так любил есть, пить”. А ты не ешь, постись. У христиан наоборот всё. Если человек готовится куда-то: “Ну, присядем перед дорожкой, посидим”. Отправляется в дорогу: “Нам долго ехать, давайте позавтракаем пораньше, часов в пять, потому что нам сила нужна”. А у верующих наоборот: если ты готовишься к битве, перед битвой не ешь. Меня когда вывозили в суд две недели, я не завтракал и до вечера оставался без обеда и не пил. У христиан наоборот: не присядем – силы наберёмся, а встанем и помолимся. Мф.26:41 – “бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна”. Гал.4:13 – “знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз”. То есть плоть признана немощной и оживотворить её, даровать силу может только Дух. Слово “раб”, в Библии встречается 1396 раз, а слово “раб праведности” – один раз. 1396 раз до этого сказано в одном смысле, а Апостол Павел находит новый способ людей поднять. Он указывает на примеры – не понимают; на себя указывает – а что ты восхваляешься? Он говорит: “Я могу показать, что больше всех потрудился”. – “Вот хвастун!” Тогда он говорит: “А ты на себя посмотри. Как ты там мог делать, переверни это всё на божественное”. Слово “праведность” встречается 448 раз. Ну кто знает о прогрессии. Речь идёт о миллионах сочетаний слов этих. И Павел ни разу не встречаемое перевернул на одно и победил всё. Все эти сочленения указывают на рабство греху. Рабство праведности нигде не провозглашалось. Надо быть рабом – раб всегда делает то, что заповедует ему господин. Иначе он будет бит – он нарушает устав хозяина. Раны у него будут незаживающие, по ранам завтра будут ещё больнее бить. 3Макк.2:6 – “Ты дерзкого фараона, поработившего Твой святый народ, Израиля, посетил различными и многими казнями, явил Твою власть и показал Твою великую силу”. Сир.34:27 – “Ярмо и ремень согнут выю вола, а для лукавого раба — узы и раны”. Апостол Павел перевернул понятия о рабстве: вот так вы должны быть зависимы от Духа Святого на дела праведные. Я вам постоянно говорю: свидетельствуйте другим о Боге.
Прем.1:4 – “В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху”. Надо быть искренним, не лукавым. “Я читаю, слушаю, памяти нет (показывает на голову)”. Это ты куда показываешь? пониже возьми. Здесь (в сердце) смирения нет. Я знал людей, не умеющих читать, научившихся в 60 лет только читать по слогам. И у меня на суде была только одна душа, которая сказала: “Я всё прослушала, что он начитал”. И она как раз была малограмотная, Царство ей Небесное, рабе Божией Антонине. И к ней обращались за советом. Она советом могла поднять любого человека. К ней приезжали спрашивать юноши и девушки. Мать благословила, священник благословил. “Съездите к тёте Тоне”. Перед этим ко мне посылают их: «они друг другу подходят, как у них жизнь сложится». Я посмотрел, говорю: они совершенно разные. Ей не сказал ничего. Только они к ней пришли, она говорит: “Идите обратно скорей к родителям и чтоб больше никогда не встречались”. Так всё и получилось. Она вышла за другого замуж, стала женой священника, а он никакой – с улицы. Сир. 23:10 – “Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святого не очистится от греха”. Я подумал: а как к нам это относится? Это к исповеди. Мы ходим на исповедь, каемся и, как пёс на блевотину, возвращаемся на свой грех, и как вымытая свинья идёт валяться в грязи. Это обман, а у нас должно быть «да» – значит «да», «нет» – значит «нет». Покаяние предполагает отвержение греха, а не то, что принято в пост – я исповедуюсь, а завтра опять то же буду делать. Если ты одной рукой кирпич кладёшь, а другой со стенки сталкиваешь, то разве ты много построишь? Сир.35:22 – “Когда один строит, а другой разрушает: то что они получат для себя кроме утомления?” Итак, исследуем самих себя. Если не было никакой ревности, попросим её. Бог силен из совершенно немощных, совершенно ни к чему не пригодных сделать сосуды добрые для служения воле Господней. Аминь.

Пал человек и покорился смерти,
Пришло старенье, тяжкие болезни;
На всё тотчас пришла иная мерка,
Микробы и бациллы внутрь его залезли.
Пять с половиной тысяч лет уже прошло,
И к находящимся в гробах Иисус воззвал:
“Грядите вон!” - и дрогнул “кашалот”,
И выплюнул живыми не в отвал.
Страх удивленья, радость поздравленья
Сменились снова смертью воскрешённных.
Лишь при всеобщем воскресении погибнет тленье,
Не будет смерти ни в мужьях, ни в жёнах.
А ныне смерть есть благо для живущих...
Представьте, смерти нет, не умирают,
Работать некому, исчез бы хлеб насущный –
Смерть потеряла и косу, и грабли.
Нерон живёт и паралитик Ленин,
Не могут в ад сойти ни Гитлер и ни Сталин;
Одно гниение и пролежни, и тленье,
И что бы делать по утрам мы стали?
Да славу Богу, что лютует смерть,
Опрастывает должности, квартиры;
И народившимся есть где прилечь теперь –
До времени смерть царствует и ныне.
А для святых смерть благо есть вдвойне,
Мучения, лишения, прервутся, наконец.
Они уже в раю, и даже нам видней,
Как благ Господь, что смерть пока что есть.
Нас к смерти исподволь подготовляет сон,
Прообразуя гроб забвеньем полным.
Но есть надежда, что прервётся он,
Здесь в этом мире всё и вся условно.
А к падшему звучит благая весть,
Успеть бы примириться с Иеговой;
Через Голгофу, через Иисуса крест,
Быть победителем, смерть побеждая словом. 09.07.06. ИгЛа

Список всех проповедей

260